Главная страница >>Библиотека >> "Обязанности сердца" рабейну Бахья

Перед Вами электронная версия брошюры "Обязанности сердца" ("Ховот а-левавот"), рабейну Бахья бен Йосеф бен Пакуда, изд-во "Амана".
Подробнее об ее издании и возможности приобретения  – здесь.
Zip-файл >>


«Обязанности сердца» ("Ховот а-левавот") рабейну Бахья
Сокращенный перевод с иврита Э. Ратнера, редактор И. Городецки.

Пояснения к словам, отмеченным знаком *, даются в конце книги, в "Кратком словаре имен, названий и терминов"

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. ОБ УПОВАНИИ НА ВСЕВЫШНЕГО

Мы уповаем на Бога всегда и во всем. Это дает душевный покой. Но если мы надеемся на кого-то другого, то Господь перестает нас поддерживать и передает в руки того, на кого мы уповаем. А тот, кто рассчитывает только на свою силу, скоро разочаруется, ибо увидит, что без Божьей помощи он ничто. Но тот, кто уповает на Всевышнего, никогда не пойдет на поклон к другим, никого не испугается и с уверенностью выскажет правду, не боясь злых языков. Как сказал пророк: "И Господь поможет мне, и я не опозорюсь..." И еще: "Не бойся их и их слов..."

Уповающий на Господа может не заботиться о мирских делах и полностью посвятить себя Торе, как сказано: "Ибо не хлебом единым живет человек, но словом Божьим". Господь оборонит его от нужды и всяческих зол. Такой человек не посвятит жизнь накопительству, но всегда поделится с нуждающимся. А если беден он, то будет рад, что не нужно бояться потерять богатство, как говорили мудрецы: "Приобретающий пребывает в заботах". И еще: "Кто богат? Тот, кто рад тому, что у него есть". Уповающий на Бога будет обладать всем, что ему нужно, и спасется от вечных забот, ибо Сам Господь печется о нем. Сказал один мудрец: "Сладок сон рабочего человека, независимо от того, сыт он или голоден, а богатому его сытость спать не дает". А богатый, если он надеется на Всевышнего, не будет бояться за свое состояние, ибо он знает, что получил его от Бога временно и только на определенные цели.

И за добро, сделанное ближнему, он не попросит оплаты, но сам поблагодарит Господа за возможность помогать людям. А если потеряет богатство, то не будет скорбеть. Не подвержен он зависти и никогда не сделает зло ближнему.

Уповающий на Господа будет искать достойное занятие, не отвлекающее от исполнения заповедей и изучения Торы. Он знает, что его успехи зависят только от воли Бога. Он оптимист и не теряет надежды даже тогда, когда положение кажется неблагополучным. Он уверен, что Господь относится к нему, как мать к своему ребенку. А ведь женщина умывает и пеленает свое дитя иногда против его воли.

Что значит уповать на Бога? Быть уверенным, что Господь всегда поможет, что Он знает, в чем мы нуждаемся. И даже если мы считаем себя ущемленными, мы обязаны подчиниться Божьей воле. Все в руке Всевышнего: успехи и неудачи, радость и горе. Чем прочнее человек это усвоит, тем уверенней он будет в Божьей поддержке.

Семь факторов обосновывают нашу уверенность в помощи Небес: 1. Господь милостив и желает нам добра. 2. Он Творец всего живого и лучше нас самих знает нашу природу. 3. Господь всесилен, все подчинено только Ему, как сказано: "Что захочет Бог, то и сделает". 4. Всевышний в курсе людских дел, Он знает все о каждом человеке до мельчайших подробностей, от Него ничего невозможно скрыть. 5. Ничто в мире не произойдет без ведома Творца. Никто не нанесет человеку ущерба против воли Господа. Тот, кто уповает на Бога, никого не боится. 6. Любовь и милость Господа к людям безграничны. Он дает нам не только то, что мы просим, но и удовлетворяет те нужды, о которых мы, по неразумению своему, даже не подозреваем. 7. Все в мире гармонично. Попытка что-то менять по своему усмотрению следствие неуверенности в Божьем могуществе, недостаток веры. Сказал царь Шломо (Соломон): "Всему свое время под небесами. Время рождаться и время умирать, время воевать и время заключать мир..." Помыслы Господни слишком глубоки, и не нам судить о них, как сказано в Писании: "Как небеса выше земли, так Мои помыслы выше ваших..."

Человек должен постоянно ощущать недремлющее око Всевышнего. От Бога ничего не скроется, как сказано: "Господь знает мысли человека, и все они суета". Как же можно после этого не уповать на Творца, не полагаться на Него всем сердцем?

Тот, кто надеется не только на Господа, лукавит. Известна история одного царя, который, заболев, доверился врачам, но к Богу не воззвал и был за это наказан(20)*. Сказано в Писании: "Благословен муж, уповающий на Господа, и будет Всевышний опорой его".

Важно во всем подчиняться Божьей воле, тщательно исполнять данные Им заповеди. Тогда можно не сомневаться в милости Господней, как сказано: "Сделай Его желания своими, и тогда Он превратит твои желания в Свои. Откажись от своих желаний ради Него, и тогда Он отвергнет желания других и исполнит твои".

Упование на Господа ничего общего не имеет с бездельем. Бог заповедал нам трудиться и заботиться о хлебе насущном. Ощущая нужду, человек приучается к дисциплине. Труд обогащает душу. И испытания Господь посылает человеку в материальной сфере, ибо праведен тот, кто достиг благополучия дозволенными Торой путями. Награда и наказание в будущем мире также зависят от поведения человека в этом мире. Если бы человек не добывал свой хлеб в поте лица, он считал бы, что все пришло к нему само собой, и не поверил бы во Всевышнего. Недаром говорили мудрецы: "Хорошо сочетать изучение Торы с [физическим] трудом, ибо и то и другое уберегает от греха". Если человек только учит Закон и не работает, это может привести к безделью и греху. С другой стороны, праведный труд не должен привести к самовозвеличиванию, когда человек считает, что всего добился только благодаря своим способностям и прилежанию. Тот же, кто признает, что все, чем он обладает, от Господа, не испытает нужды и с легкостью добудет заработок, как сказано: "Не заставит Всевышний праведника голодать".

Почему же некоторые праведники жили в бедности и вынуждены были тяжко трудиться ради куска хлеба, а многие грешники процветали, не прилагая особых усилий? Наши мудрецы давно ответили на этот вопрос, но чтобы понять их мысли, нужно много знать. Недаром сказано: "Скрытое для Господа, явное для нас и потомков наших". Кроме того, все люди разные, и один случай не похож на другой. Бог наделил Свои творения неодинаковыми способностями. Кошка ловит мышей, пеликан рыбу, у льва сильные лапы и челюсти, у слона мощный хобот. Травоядные животные не могут есть то, что едят хищники, и наоборот. Так же и люди. У каждого свои таланты и склонности. Не случайно в мире столько профессий. И если человек найдет себе дело по душе, Бог ему обязательно поможет.

После сотворения мира Господь поселил Адама в раю и заповедал ему беречь райский сад. Бог обещал первому человеку награду за послушание, а не за успех. Если человек поймет, что удача зависит от подчинения Божьей воле, то процветание рано или поздно придет, как сказано: "Не силой, но духом Моим..."

Подлинное упование на Бога заключено в полном подчинении Его воле. И тогда успокоится человеческая душа, ибо кто, кроме Всевышнего, может лучше знать ее нужды? Разве человек властен в жизни и смерти? Конечно, нет. Никто не знает, когда он умрет. Но это не значит, что человек может играть своей жизнью, подвергать ее напрасно опасности. Тора запрещает проливать кровь. Не только другого, но и свою собственную. Подвергающий себя смертельной опасности приравнивается к самоубийце. А убивающий себя восстает против Бога, ибо Господь послал его в этот мир с определенной целью. И не самому человеку решать, когда покинуть живых.

Человек обязан заботиться о себе. Например, хлебороб должен обрабатывать землю, поливать всходы и молиться Богу о ниспослании хорошего урожая. Нельзя думать, что Господь сделает твою работу за тебя. Но твой успех зависит только от Всевышнего и ни от кого другого. Сказал один мудрец: "Удивляюсь людям, которые требуют благодарности за добро, сделанное ближнему. Ведь они дают не свое, а Господнее. Еще больше удивляюсь работникам, заискивающим перед хозяевами. Ведь они получают то, что положено им по воле Божьей. И если не доплатят им, то Всевышний возместит их долю каким-то другим способом".

Человек вообще не должен раболепствовать. Что в этом мире зависит от человека, как бы он высоко ни стоял? Это все равно, что кланяться земле за богатый урожай вместо того, чтобы благодарить Господа. С другой стороны, нужно быть благодарным Всевышнему за все хорошее, что сделали нам люди. И если даже человеку не удалось доброе дело, необходимо его поблагодарить за хорошее намерение, а Господа за то, что Он ему это намерение внушил. И не следует требовать благодарности за помощь ближнему, наоборот, надо поблагодарить Бога за то, что Он дал тебе возможность совершить доброе дело. И нельзя мстить врагам, используя их методы. Лучше ответить им добром, зная, что все от Бога. Если ненавистники твои причинили тебе ущерб, не обвиняй их, а раскайся перед Господом. И Он превратит их в друзей, как сказано: "Если путь человека угоден Богу, тогда и враг с ним помирится".

Есть огромная разница между целиком уповающим на Господа и сомневающимся. Первый со смирением примет от Всевышнего все: успех и неудачу, горе и счастье. Второй возгордится от успеха, а в неудаче обвинит Бога. Первый будет всегда добр и спокоен, второй завистлив и раздражен. Поэтому люди будут, конечно, любить и уважать первого и сторониться второго.

Уповающий на Господа не беспокоится о пропитании и не боится завтрашнего дня. Волнует его только одно: правильное исполнение заповедей. Он не страшится смерти, не беспокоится, успеет ли выполнить свою миссию на земле. Поэтому он постоянно находится в духовном поиске, а свои материальные заботы свел к минимуму. Заблудший же всегда в погоне за материальными благами, ему всего мало, и он никогда не будет удовлетворен. Надеющийся на Бога сознает бренность этого мира и стремится к постижению духовных высот. Он постепенно приближается к Господу и достигнет уровня мудрецов и пророков. Да поможет нам Бог быть среди уповающих на Него!

ГЛАВА ПЯТАЯ. ОБ ИСКРЕННОСТИ СТРЕМЛЕНИЙ

В предыдущей главе мы уже говорили о том, что лесть, угодливость несовместимы с иудаизмом. Если человек полностью уповает на Господа, то и все его деяния посвящены только Всевышнему. Раболепие считается более тяжелым грехом, чем идолопоклонство, потому что, во-первых, льстец служит людям, восстающим против Господа. Во-вторых, язычник поклоняется одному кумиру, а льстец многим. В-третьих, идолопоклонник не скрывает своей веры и все знают, что его следует остерегаться, а льстец действует незаметно.

Тот, кто не знает законов Торы, исполняет заповеди формально, легко попадается в ловушки ангела-искусителя. Надо сказать, что и людей праведных ангел-искуситель сбивает с пути, постоянно внушая сомнения. Я покажу на примерах, как действует эта злая сила и как научиться ей противостоять.

Помни, что ангел-искуситель живет в твоей душе. Он часть твоего внутреннего мира. Он знает о тебе все, а ты даже не подозреваешь о его существовании. Он бдительно следит за тобой, прикидывается твоим другом и пытается давать советы. Он соблазняет тебя и постепенно втирается в доверие, чтобы завладеть твоей душой и подчинить ее себе.

Рассказывают об одном мудреце, который встретил солдат, возвращавшихся с победой. "Поздравляю вас, сказал он им, но впереди еще более тяжелый бой". "С кем же?" спросили воины. "С вашим ангелом-искусителем", ответил праведник.

Побежденный бежит с поля боя или сдается. Но ангел-искуситель никогда не складывает оружия. Если ему не удастся соблазнить тебя в этот раз, он будет пытаться вновь и вновь. "Не верь в себя до конца дней своих", говорили мудрецы. Поэтому никогда не успокаивайся и не давай противнику даже малейшей поблажки. Радуйся каждой победе над ним, пусть даже мелкой. Так он постепенно потеряет свою силу, и ты будешь властвовать над ним. Не бойся ангела-искусителя, даже если он кажется всесильным. И тогда ты увидишь его слабость и его падение.

Однако в его арсенале много соблазнов. Когда он устанет искушать тебя наслаждениями, то попытается воздействовать на твой разум. Он станет нашептывать тебе, что мир вечен, существовал всегда и не нуждается в Творце. А раз нет Господа, то и служить, кроме как самому себе, некому. (Не случайно заповедь о субботе имеет такое значение в иудаизме. Соблюдая субботу, человек свидетельствует о том, что мир сотворен Богом.)

Если ангел-искуситель увидит, что этим тебя не соблазнишь, он станет убеждать, что молиться Богу не обязательно, ибо Ему не нужны наши молитвы. Однако если ты подумаешь о великой бесконечной доброте Господа, то сомнения тебя оставят.

Когда ты достигнешь высокого духовного уровня, искуситель начнет сбивать тебя с праведного пути по-другому. "Ты уже стал цадиком, теперь тебе следует позаботиться о себе, станет нашептывать злой дух. Пора заслужить положение в обществе, а значит понравиться уважаемым людям". Тут ангел-искуситель может даже привести слова мудрецов: "Кого люди любят, того и Бог любит". Ответь же ему: "Какая мне польза от людей, таких же слабых, как и я?"

С другой стороны, не стоит пренебрегать уважением общества, конечно, не ценой лести. Один мудрец так завещал своему сыну: "Будь любим Господом, тогда и люди тебя полюбят". То есть если человек угоден Богу своими добрыми делами, то и люди его, безусловно, будут уважать. Но праведность и лесть несовместимые понятия, поэтому берегись ангела-искусителя, который большой мастер искусства раболепия. Увидев, что ты не поддаешься, злой дух может изменить тактику. Он скажет: "Ты достиг уже такого уровня, что полностью подчинил чувства разуму. Ты стал нечувствителен к лести и можешь рассказать людям о своих достижениях. Они должны знать, как правильно служить Господу". Ответь же ему: "Я не считаю, что уже сделал все для Всевышнего. Кроме того, если я начну рассказывать о своих успехах, люди подумают, что я стараюсь ради славы, и не уважать меня станут, а презирать". Один праведник спросил как-то своего товарища равноценны ли для него позор и слава. Тот отвечал, что нет. "Значит, ты еще не достиг должного уровня духовности, сказал мудрец. Попытайся преодолеть этот барьер, и ты станешь в ряд с великими цадиками".

Когда и этот метод потерпит провал, злой дух совершенно изменит тактику. Он станет убеждать тебя удалиться от людей, чтобы полностью избежать похвал. Но так как это невозможно, скажет он, все надо делать в глубокой тайне. Пусть только Бог знает о твоей праведности. И вообще, зачем бороться со злом, учить людей добру? Ведь иначе окружающие узнают, какой ты хороший человек, и станут тебе льстить. Следует не выделяться в обществе и делать то, что делают другие. Если ты согласишься с демоном, то постепенно растеряешь всю свою праведность и погрязнешь в грехе. Поэтому ответь искусителю: "Ты враг мой, твоя единственная цель сбить меня с истинного пути. Да, человек не должен выпячивать свои добродетели, но учить людей слову Божию, молиться с ними, бороться со злом втайне бессмысленно. Все это делается во имя Господа. Бог знает это, и даже если меня будут хвалить, лесть не затуманит мой разум".

Учили наши мудрецы, что если ты захочешь узнать, чисты ли твои побуждения, то задай себе два вопроса: какую награду ты хочешь за доброе дело и ради кого ты его делаешь? Если ты не требуешь ничего и уповаешь на Господа, то будь спокоен и тверд. Потом задай себе еще один вопрос: стал бы ты совершать хороший поступок, если бы о нем никто никогда не узнал? Если ты ответишь утвердительно, то ты чист перед Богом, если же ты сомневаешься, то продолжай работать над собой и бороться с ангелом-искусителем. Он всегда будет пытаться сбить тебя с толку, меняя приемы и тактику. "Все в руках Божьих, кроме страха перед Ним!"

Ничего не добившись лестью, злой дух постарается разбудить твою гордыню: "Ты подобен святым пророкам, ты лучший из людей своего поколения. Ты очистил свою душу от скверны и должен указать людям на их недостатки. Пусть они покаются и вернутся к Богу!" Ответь же искусителю: "Как могу я их порицать? Ведь они просто не ведают, что творят, не умеют заглянуть в свои души. Пророки выступали с порицаниями потому, что так им повелел Господь. И они глубоко знали тайны человеческой души и умели учить. Я не достоин этого. Может быть, внутри эти грешники гораздо лучше меня и Бог простит их, а меня покарает за гордыню и высокомерие?" К себе нужно относиться более критично, чем к другим людям, как сказано: "Обуздай свое сердце, ибо много тягот оно может принести тебе в жизни".

Пусть будут помыслы твои чисты и дела твои угодны Богу! Соблюдай заповеди. Как ты поведешь себя с людьми, так же ты поведешь себя по отношению к Господу. Даже если ты делаешь немного, но ради Всевышнего, это лучше, чем совершать великие подвиги, но не во имя Бога. Да поможет тебе Господь стать одним из тех, кто служит Ему всем сердцем и всей душой!

ГЛАВА ШЕСТАЯ. О ВОСПИТАНИИ ПОКОРНОСТИ БОГУ

Покорность Господу это постоянное ощущение своих обязанностей по отношению к Нему. Если это чувство постепенно овладеет тобой, то и характер изменится: ты не будешь повышать голос, гневаться, а тем более проявлять мстительность.

Как воспитать в себе покорность Всевышнему? Подумай о том, как мы бываем неблагодарны по отношению к Богу за все Его великие милости, и тебе станет стыдно. Сказано в Писании: "Господи, совестно мне поднять лицо и поглядеть на Тебя, ибо выше головы грехи наши и вина наша до небес". Тора учит покорности Богу, но проявляться послушание Господней воле должно в действиях, в исполнении заповедей. Подчиняясь Закону, человек сознает свое ничтожество по сравнению с той грандиозной миссией, для которой Бог его предназначил.

Чтобы успешно бороться со своим "эго", человек должен осознать Божье величие. Для этого полезно взглянуть на историю человечества. Могущественные государства гибли в один день, целые народы попадали в рабство, миллионы людей истребляли друг друга в войнах. Что прочно в этом мире кроме славы Божьей? Поняв все это, человек почувствует, насколько он ничтожен и слаб, насколько он нуждается в Божьей помощи. Человек поймет, что ему нечем гордиться и что скромность приличествует ему более всего.

Как ведет себя человек, покорный Божьей воле? Он не мстителен, он добр, склонен прощать людям, даже тем, которые этого недостойны. Он скромен в быту и довольствуется малым: ест то, что Бог пошлет, в одежде неприхотлив. Он всегда спокоен, ибо все ему достаточно, как сказано: "Праведник ест досыта, а желудок грешника пуст". Если, не дай Бог, случится несчастье, скромный человек покорится воле Господа и примет все без жалоб. Гордец же будет злиться на весь свет и возненавидит своих ближних.

Но в исполнении Божьих заповедей слуга Господа, напротив, стремится к максимуму. Он неустанно работает над своим характером и не довольствуется малыми победами над ангелом-искусителем. Он не стыдится учиться у всех и каждого и, безусловно, достигнет вершин знания. Гордец же никогда не станет мудрецом, ибо считает ниже своего достоинства слушаться других. Помни, что Господь любит скромных и не взыскивает с них строго, как сказано: "Лучшая жертва Богу смиренный дух".

ГЛАВА СЕДЬМАЯ. ОБ ИСПРАВЛЕНИИ СОДЕЯННОГО

Покаяние это прежде всего ревностное исполнение заповедей. Существует несколько причин, по которым человек перестает подчиняться Божьей воле: неверие, поверхностное знание иудаизма, происки ангела-искусителя и ослабление силы духа, влияние дурного общества.

Есть два вида нарушений: не делать то, что заповедал Господь, и делать то, что Тора запрещает. Искупление должно соответствовать проступку: если человек не соблюдал заповеди, следует немедленно начать их исполнять, если он нарушал законы, пусть оставит путь греха раз и навсегда. Это можно сравнить с лечебным процессом. Если человек заболел оттого, что в его организм не поступали полезные вещества, нужно усиленно есть пищу, богатую этими элементами. Если же он заболел от вредной пищи, необходимо прекратить ее употребление. После принятия необходимых мер больной может постепенно возвратиться к нормальному образу жизни.

Покаяние это сожаление о содеянном грехе. Прежде всего нужно сильно желать раскаяться. Тогда человек вступает в борьбу со своими животными страстями и побеждает их. Он просит у Господа прощения и делает все возможное, чтобы грех не повторился. Искренне раскаявшийся будет обязательно прощен Богом.

Человек должен знать, как исправить содеянное. Сначала необходимо полностью осознать зло своих деяний. Затем хорошо прочувствовать, какие наказания положены за совершенные проступки. Ведь все грехи записываются в Памятную Книгу, ибо в противном случае человек никогда бы не исправился. Очень важно также знать, что Господь помогает искренне раскаявшемуся, как сказано: "Не желаю Я смерти грешника, но его раскаяния". И конечно же, нужно немедленно прекратить грешить и навсегда отказаться от дурных поступков. Если все эти условия будут соблюдены, Господь примет покаяние.

Итак, существуют четыре этапа покаяния: сожаление о содеянном, прекращение греха, исповедь, обещание никогда не грешить в будущем. Прийти к покаянию человек может разными путями: устрашиться наказания Небес, послушаться голоса пророка (читая священные книги) или праведного человека. Счастлив тот, кто осознал свои грехи, не испытав кары Божьей!

Существуют два вида грехов: по отношению к Богу и по отношению к ближнему. В первом случае согрешивший вредит только себе (например, придерживаясь какой-то ереси), во втором окружающим, нанося ущерб их чести, здоровью или имуществу. В конечном счете, любой грех это бунт против Бога и людей.

Грех против Господа прощается сравнительно легко, ведь Всевышний милосерден. Нужно только искренне раскаяться и прекратить грешить. Если это нарушение морали Торы, следует очистить свое сердце от скверны. Если в грехе "повинно" тело, нужно приучить себя к воздержанию. Раскаяться можно всегда, вплоть до последней минуты жизни.

Но получить прощение за грех, совершенный по отношению к ближнему, бывает иногда трудно. Может быть, обиженный человек переехал в другую страну, или умер, или просто не желает простить обидчику. Иногда согрешивший не в состоянии покрыть нанесенный им материальный ущерб. Бывает и так, что человек не знает, кого он обидел, и, следовательно, не может получить прощение. Особенно трудно тому, кто злословил и давал неправильные советы: он не может вспомнить всех, кого оболгал. Сказали по этому поводу наши мудрецы: "Делающий добро многим не согрешит, вводящий во грех многих не раскается".

Как же исправиться тому, чей грех не прощен людьми? Нужно сделать все, чтобы разыскать обиженных, и повиниться Господу. Если человек искренен, Бог облегчит его путь: поможет потратить деньги на добрые дела, укажет наследников в случае смерти обиженного. Когда нанесен моральный, а не материальный ущерб и человека уже нет в живых, следует пойти на его могилу и в присутствии десяти евреев попросить у покойного прощения. Бог простит грешнику.

Эти примеры показывают, что раскаяться может каждый. Нет непреодолимых препятствий на пути к Богу. Я написал эту книгу не только для тебя, но и для себя, читатель. Поэтому в ней не может быть ничего непостижимого или заранее невыполнимого. Помни, что Бог помогает тем, кто идет по праведному пути. Не ссылайся на незнание или непонимание эти мысли ангел-искуситель нашептывает тем, кто слаб духом.

ГЛАВА ВОСЬМАЯ. О БЕСКОРЫСТНОМ СЛУЖЕНИИ БОГУ

Необходимым условием покаяния является полное осознание своих действий в духе иудаизма. Конечно, глубина этого процесса зависит от уровня интеллекта данного человека. Но Господь дал нам великое учение и обязал им овладеть. Если бы нас учил тому, о чем говорится в Торе, некий мудрец, мы были бы ему бесконечно благодарны. Как же мы должны благодарить Самого Всевышнего! Наша признательность может выразиться в ревностном исполнении заповедей. И тогда Господь приблизит нас к Себе и снимет пелену незнания с наших глаз и откроется нам истина. И свершится пророчество, о котором сказано в Писании: "Господа превознес ты... соблюдал заповеди и законы Его... а Творец превознес тебя... выше всех племен... и сделал народом святым..." И еще сказано: "И увидят народы земли, что Господь с тобой, и убоятся тебя".

В исполнении заповедей очень важна чистота намерений. Все наши действия должны быть посвящены Всевышнему. Нельзя рассчитывать на признание людей, а тем более не следует бояться критики. Это относится к любым добрым делам, ведь если людям помогают не от чистого сердца, то они обязательно чувствуют фальшь такого неискреннего поступка. Что уж говорить об обязанностях перед Господом, Которому известны все наши помыслы!

Исповедь перед Богом должна быть абсолютно искренней. Следует очистить душу от всяческих мирских забот, сосредоточиться и молиться так, как молились великие праведники: "Господи! К Тебе обращены все помыслы мои, от бренных мыслей душу мне освободи. Заботой о Тебе полна душа моя, от всех других дел освободи меня". И тогда Всевышний примет молитву.

Молитва выражена в словах, но суть ее в чувствах. И если человек обращается к Богу без надлежащей духовной подготовки, слова его останутся мертвы, как тело без души. Поэтому сказали наши мудрецы: "Нельзя молиться, если человек не может полностью сосредоточиться на произносимых им словах".

Молитвы были составлены мудрецами и пророками. Ведь в момент обращения к Царю царей человеку бывает трудно найти подходящие слова, мысли разбегаются. Важны, в конце концов, не слова, а искренность чувств и чистота намерений. Не случайно в некоторых случаях разрешено произносить сокращенную молитву. Если бы весь смысл молитвы заключался в словах, никто бы не решился ее сокращать.

Цель молитвы искренняя исповедь, подчинение воле Божьей и благодарность Ему за доброту и милосердие. Молитва дело интимное, никто, кроме Господа, не может знать, с какими помыслами ты обращаешься к Богу. В молитве проверяется чистота твоих намерений. То же самое касается любых ритуальных действий, заповеданных нам Богом: возложения тфилин, укрепления мезузы, постройки сукки(21)*. Тут важно скрупулезно исполнить Закон, не пропустив ни одну мелочь, ибо мы не можем судить, что главное, а что второстепенное в этих и других заповедях. Представь себе, что ты исполняешь приказание царя. Разве позволил бы ты себе быть невнимательным? Как же можно пренебрегать указаниями Царя царей?

Как поддержать религиозное чувство? Как сохранить душу в чистоте? Ведь материальные заботы отвлекают нас от служения Господу. Страсть к накоплению подобна пламени, в которое все время подливают масла, она растет и растет. Причем, ради обогащения мы готовы на любые трудности и даже лишения: нам не страшны ни холод, ни жара, ни дальние опасные поездки. Но если хорошо подумать, то приходишь к выводу, что погоня за материальными благами пустая цель. Ведь богач может разориться и умереть в бедности всеми забытый. Он может, не дай Бог, заболеть, и все его деньги уйдут на оплату врачей. Так он и не насладится тем, на что ушла вся его жизнь. Служение Господу вот истинная цель, ибо Всевышний никогда не подведет. Один мудрец просил Бога обеспечить его минимумом не доводить до нужды, но и не давать богатства. Следует подражать нашему праотцу Яакову, который просил у Господа только хлеб и одежду.

Некоторые заповеди могут показаться очень трудными. Иногда человек отходит от Торы из-за того, что, как ему кажется, не в состоянии исполнить требования Закона. Поэтому очень важно привыкать к заповедям с детства, тогда они станут частью образа жизни. Кроме того, Бог помогает тем, кто пытается следовать по указанному Им пути. Когда, например, человек приступает к изучению какой-либо профессии, она вначале кажется ему чрезвычайно сложной. Ему думается, что он никогда ею не овладеет. Однако мало-помалу прилежный ученик становится опытным мастером. То же и в науке. Скажем, Эвклид начинал свой курс не с абстрактных понятий, а с наглядных примеров, подкрепляя объяснения чертежами и рисунками. Только после того, как ученики усваивали термины и сам метод мышления, принятый в науке, он переходил к основам геометрии. Выучившись и овладев всеми тайнами науки, талантливый молодой ученый может сам совершить открытие, вызвав вдохновение этот дух Божий, помогающий слугам Всевышнего. Поэтому сказано в Талмуде: "Мудрец выше пророка". Ибо Божье откровение нисходит на пророка только по желанию Господа, а мудрец может вызвать его силой своего таланта.

Так и в науке Торы. Заповеди даны человеку, чтобы он овладел ее тайнами и научился призывать дух Божий себе на помощь. Верующий подобен садовнику. Сначала он вспахивает землю, засевает ее, ухаживает за ростками. Затем ему только остается ждать плодов, которые от Бога. Но если уход был плохим, деревья посажены неправильно, то плодов не появится. А слуга Господа? Если он исполняет заповеди ревностно, как велит Тора, то вскоре он увидит "плоды". Это великий Божий дар мудрость.

Одна из важнейших заповедей любовь к людям, как сказано: "Люби ближнего, как самого себя". Как это понять? Приведем пример. Идет в пустыне караван. Груз тяжел, а вьючных животных мало. Если каждый погонщик будет заботиться только о себе, то вряд ли караван дойдет до места назначения. Но если люди помогут друг другу, то тяготы пути покажутся всем не столь непереносимыми. Жизнь в мире потому тяжела, что люди разобщены и их интересует только собственная судьба. Претензии же их непомерны, и они вечно недовольны тем, чем обладают. Если бы люди помогали друг другу, а не воевали, то смогли бы построить царство Божье на земле. Вместо этого в мире правит бессмысленная вражда. Поэтому ищи настоящих друзей, которые не бросят в трудную минуту, и дорожи ими. Не доверяйся случайным людям, как сказано: "Многие будут справляться о тебе, но только одному из тысячи открой секрет свой".

Другая важная заповедь, на которую нужно обратить особое внимание, вера в величие и могущество Всевышнего. Постоянно помнить об этой заповеди помогает наблюдение за природой. Светила, моря, океаны, горы, ветры, дожди, а тем более живые существа, все говорит о неизмеримой мудрости Творца. Есть люди, которые не замечают чудес природы. Они обращают внимание только на из ряда вон выходящие явления: бури, наводнения, солнечные затмения. Однако все в мире сотворено Всевышним, и в крошечной былинке не меньше чудес, чем в огромном лесе. Господь дал тебе разум, чтобы постигать Его творения.

Когда на нас обрушиваются несчастья, мы теряемся. Но необходимо понять, что испытания посланы Богом для закалки наших душ. Тот, кто, попав в беду, хулит Господа, совершает великий грех. Наш праотец Авраам прошел десять испытаний и утвердил свою славу великого праведника. В любой беде он славил Господа. А евреи, спасенные из египетского плена, не поверили Богу и были наказаны. Истинно верующий человек примет с любовью все, что идет от Всевышнего.

Тот, кто будет исполнять все заповеди, о которых говорится в этой главе, заслужит милость Господа. И откроются перед ним врата истины, и исчезнут сомнения, и приобретет он те духовные качества, которыми обладали великие праведники.

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ. О ПРИНЦИПЕ УМЕРЕННОСТИ

В этом мире много соблазнов. Верующий человек должен научиться противостоять искушениям. В принципе, воздержание свойственно всему живому: животных сдерживает инстинкт, а человек понимает, что если не будет знать меры наслаждениям, то просто заболеет организм не выдержит. Ограничивает человека и общество: законы, правила поведения, зависимость от других людей. Однако жизнь верующего регламентирует Тора, задача которой усовершенствовать нашу душу и подготовить ее к переселению в мир иной. Цель воздержания внести духовность в мир материи, мир страстей. Господь дал нам желания, чтобы мы могли существовать, и послал ангела-искусителя, чтобы поддерживать их на определенном уровне. И назначил нам Всевышний награду, если мы будем правильно рассчитывать наши желания.

Проблемы начинаются, когда ангел-искуситель набирает силу и человек ему подчиняется. Тогда доводы разума отвергаются, и грешник не может остановиться. Поэтому Тора учит ограничивать желания. Есть и спать нужно ровно столько, сколько потребно организму. И все другие нужды следует проверять на весах целесообразности. Для этого необходимо изучить особенности своего организма и действовать по законам Торы.

Все общество также должно овладеть наукой воздержания. Это важно не только для материального процветания, но и для сохранения духовного здоровья нации. По Торе, воздержание это полный контроль разума над животным началом. И хотя праведник живет в том же самом мире, что и все люди, и ангел-искуситель так же нападает на него, его душа нечувствительна к соблазнам и всего себя он посвящает служению Господу.

Праведник всегда бодр и приветлив, даже когда ему трудно живется. Он не сорвет зло на другом человеке, даже будучи обиженным. Он простит своего врага. Он неподвластен гордыне и зависти, терпелив и уважает другие мнения. Он никогда не отзывается плохо о других и всем старается помочь. Он сторонится дурного общества, страх Божий руководит им. Он друг сирот и защитник всех слабых.

Праведники всегда были образцами для подражания. Следует вести себя с людьми так, как поступали они: не требовать мзды за добрые дела, скромно вести беседу, улыбаться при встрече. Если жизнь требует забот о пропитании, нужно довольствоваться минимумом. Следует выбрать такой вид деятельности, чтобы он не мешал занятиям Торой. Как известно, мудрецы Талмуда тоже работали. Шамай(22)* строил дома, Гилель(23)* был дровосеком, раби Хизкия(24)* крестьянствовал. Конечно, лучше всего посвятить все свое время учению. Но как говорили мудрецы: "Если человек не учит Тору в бедности, он не будет учить ее, когда разбогатеет. Если же богатый пренебрегает Законом, он никогда не станет учить его, ибо вскоре обеднеет".

Очень важно научиться сдерживать свой язык. Пусть он перестанет молоть чепуху, ибо нет ничего легче, чем согрешить злословием. Большинство грехов в мире от болтливости, как сказал царь Шломо: "Жизнь и смерть зависят от языка". Если тебе кажется, что я преувеличиваю, проделай такой опыт. Запиши все, что ты говорил людям за день, и проанализируй пошло это им на пользу или во вред. Ты убедишься, насколько серьезно все, что здесь написано о болтливости. Мы не умеем следить за своим языком, а он может за одну минуту превратить богача в нищего. Мы даже себя не жалеем и ради красного словца открываем другим такое, отчего сами же потом и страдаем.

В еде воздержание особенно полезно. Следует приучить себя есть как можно меньше и только простые блюда. Во-первых, это здоровее, во-вторых, экономится время для изучения Торы и других богоугодных дел. Хорошо поститься один день в неделю, ибо это очищает организм и обостряет ум. Пить лучше только чистую воду. Иногда и вино полезно, но необходимо соблюдать строгую меру его потребления.

Нужно научиться владеть своим телом, чтобы каждый орган подчинялся разуму. Руки следует приучить делать только то, что угодно Богу, например давать деньги на благотворительные цели, как сказано: "Раскрой ему руку свою..."

Но самое важное не внимать лести и совершенно отказаться от гордости. Между прочим, это значит не хвастать своим аскетизмом и никому не навязывать свой образ жизни. К себе нужно быть строже, чем к другим.

Наши мудрецы были людьми огромной выдержки. Моше постился сорок дней, когда взошел на гору Синай(25)*. Пророк Элиягу шел сорок дней и ночей, поев только один раз(26)*. Незир(27)* не пьет вина, не стрижет волосы и считается святым, тем более человек, отказавшийся от всех земных наслаждений. Ионадав бен Рехав(28)* приучил своих детей жить в шатре. Элиша(29)* оставил свои стада и по первому зову последовал за Элиягу. Все пророки удалялись от земных дел и посвящали себя Господу. Мы же постимся и молимся только когда каемся в грехах. Конечно, этого недостаточно и следует приучить себя к воздержанию согласно законам Торы. Чтобы подробно описать, как это нужно делать, моей книги не хватит. Этому вопросу посвящен специальный трактат Мишны(30)*. Сказано в нем: "Хлеб с солью ешь, пей воду, спи на земле и изучай Тору".

Наши праотцы и пророки обладали стальной волей и мощным интеллектом. Ангел-искуситель ничего не мог с ними поделать. Эти люди были так крепко связаны со Всевышним, что не нуждались в особом воздержании. Когда Яаков с семьей переехал в Египет, богатство и знатность позволили ему вести дом на широкую ногу. Однако потом Господь ввел для него некоторые ограничения, чтобы воспрепятствовать поползновениям ангела-искусителя.

Евреи бедствовали в Египте, но после исхода, когда их положение упрочилось, они стали предаваться излишествам. Уровень святости сразу же упал, интеллект нации ослаб. Пророки бичевали грехи народа и призывали к покаянию. Так повторялось во всех поколениях. Чем ближе к нашему времени, тем больше требовалось воздержания, чтобы сохранить духовность. Это происходит потому, что мы не живем той чистой и гармоничной жизнью, которую вели наши праотцы.

В заключение этой главы я хочу процитировать письмо одного человека. "Сын мой! пишет он. Да поможет тебе Господь внимать правде. Посмотри на тех, кто идет путями Всевышнего. Они преуспевают во всем. Люди их уважают и доверяют им, ибо они исполняют волю Господа, а не ангела-искусителя. Они спокойно смотрят в будущее, так как знают, что с ними Бог. Им не страшны власть предержащие, они никому не завидуют и не раболепствуют перед богатыми. Им открыты тайны мира, известно, что хорошо и что плохо. Испытания они принимают с непоколебимой верой в милосердие Всевышнего и избавлены от страданий. Все это потому, что они ревностно соблюдают заповеди и постоянно изучают Тору. Ничто на свете не может им помешать. Подумай об этом, сын мой, и прими правильное решение до того, как придут несчастья".

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ. О ЛЮБВИ К ВСЕВЫШНЕМУ

В предыдущих главах мы говорили о различных этических заповедях и путях их исполнения. Все они преследуют, в конечном счете, одну высшую цель научить любить Господа, как сказано в Торе: "И возлюби Господа Бога твоего всем сердцем своим, и всей душою своей, и всем существом своим".

Однако прежде всего нужно научиться бояться Всевышнего. Страх Божий необходимая ступень на пути к любви. Если человек не боится Господа, он никогда не научится Его любить.

Любовь к Богу это стремление души приблизиться к своему источнику, ведь душа часть Божественной Сущности. Однако она связана с телом. Так повелел Господь, чтобы дать человеку возможность достигнуть духовных высот в этом мире. И когда человека постигают страдания, его душа стремится сбросить оковы тела и воссоединиться с Создателем. Но у тела свои нужды, и душа остается привязанной к нему. Человек должен помочь душе и облагородить свою материальную жизнь. Для этого нужно внести в жизнь больше духовного и ограничить животные страсти. Тогда Господь поможет человеку, и возлюбит он Бога и никогда не согрешит.

Но достигнуть такого уровня непросто. Прежде всего нужно строго следовать законам Торы и избегать пагубных наслаждений. Самое важное полностью покориться Божьей воле и постоянно помнить о том, что мы существуем только благодаря Всевышнему.

Люди по-разному любят Бога. Некоторые готовы отдать по Его приказу все свое состояние, подобно тому, как больной согласен заплатить врачу любую сумму за излечение. Но есть и такие, что, как праотец наш Авраам, не отступят перед суровыми испытаниями. Во имя любви к Господу он готов был принести в жертву единственного сына31. Это противоречит человеческой природе. Только достигший абсолютной власти над своими страстями способен на такой подвиг.

Высокого уровня любви к Богу достиг также и Иов. Он выдержал тяжелейшие испытания и не возроптал. Тогда Всевышний приказал Сатане отобрать у Иова имущество и детей и наслать на него страшные болезни. Но Иов остался верен Господу. За это Бог вернул Иову все, что тот имел, и наградил его.

Из Танаха нам известны имена и других праведников, совершавших подвиги самопожертвования во имя Господа. Они любили Бога великой любовью. Этого уровня может достичь каждый верующий, если пожелает. Ведь Всевышний ему поможет.

Избери же, читатель, путь любви к Господу, ибо любящий Его подобен ангелу по доброте своей, а умом равен мудрецу и пророку. Помни, что искуситель не дремлет, и подчини чувства свои разуму. И тогда Бог полюбит тебя, и внемлет молитве твоей, и поможет тебе, и простит твои грехи, как сказано: "Люблю любящих Меня". И еще сказано: "Хулящие Меня исчезнут".

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Рабейну (букв, наш учитель, ивр.) почетный титул выдающихся мудрецов Торы. Раби мой учитель, ивр.

2 Авраам ибн Эзра (1089-1164) поэт, грамматик, философ, комментатор Священного Писания и ученый. Родился в Испании, после 1140 г. начал странствовать по свету: побывал в Италии, Франции, Англии, а также на Востоке и, возможно, в Стране Израиля. Многие поэтические произведения р. Авраама ибн Эзры вошли в молитвенники; его комментарий к Священному Писанию (и в особенности к Пятикнижию) отличается поразительной стройностью и глубиной; по преданию, он написал сто восемь книг, из которых известна лишь очень малая часть. Четыре города мира оспаривают честь считаться местом упокоения р. Авраама ибн Эзры: Калаорра в Северной Испании, Рим, Лондон и местечко Кабуль в Верхней Галилее (где, по преданию, он похоронен вместе со своим тестем, великим поэтом р. Иегудой Галеви).

3 Иона ибн Джанах (р. Маринос, Абульвалид Марван ибн Джанах) выдающийся грамматик и лексикограф XI в. Прозвище Ибн Джанах (крылатый) это, собственно, арабский перевод еврейского имени Иона (голубь). Жил в Испании, в городах Кордова и Сарагоса. Известен также своими комментариями к Священному Писанию.

4 Иегуда ибн Тибон (11207-1190?) выдающийся переводчик с арабского, заслуживший титул "отец всех переводчиков". Благодаря ему получили известность во всей еврейской диаспоре такие великие труды, как "Обязанности сердца" р. Бахьи, "Кузари" р. Иегуды Галеви, "Создание языка" р. Ионы ибн Джанаха, "Верования и идеи" р. Саадии-гаона. Жил в Провансе (Франция).

5 Мешулам бен Яаков один из знаменитых "мудрецов Прованса" (XII в.). В предисловии к переводу книги "Обязанности сердца" р. Иегуда ибн Тибон называет его "чистой менорой, светочем Торы" и восхищается собранной им библиотекой.

6 Саадия-гаон (Расаг, 882-942) один из величайших мудрецов народа Израиля, духовный руководитель еврейства Вавилонии, философ и ученый, кодификатор и грамматик. Его наиболее знаменитое сочинение "Эмунот ве-деот" ("Верования и идеи"). Благодаря ему Расаг по праву называется "создателем еврейской религиозной философии".

7 "Сефер йецира" ("Книга творения") самая древняя из кабалистических книг, по преданию написанная Авраамом, прародителем народа Израиля, и отредактированная р. Акивой (1-П вв.).

8 Шломо ибн Гвироль (10207-1057?) величайший поэт так называемого "золотого века" испанского еврейства, а также автор книги "Источник жизни", анонимный латинский перевод которой оказал колоссальное влияние на развитие европейской христианской философии.

9 Авиценна (Ибн-Сина, 9807-1037) знаменитый арабский ученый, философ и врач, уроженец Бухары. Его комментарий к Аристотелю, переведенный на латинский язык, оказал значительное влияние на философию европейских схоластов.

10 АльТазали (Абу Хамид Мухаммад, 1059-1111) видный арабский философ-мистик, критик учения Аристотеля, теоретик суфизма.

11 Теодицея ("оправдание Бога", греч.) философская проблема согласования благости Творца с существованием зла на земле.

12 Рамбам (р. Моше бен Маймон, 1135-1204) величайший кодификатор законов Торы, ученый, врач и философ; автор комментария к Мишне, кодекса законов "Мишнэ Тора" и философского труда "Морэ невухим". Родился в Испании, после долгих скитаний поселился в Египте.

13 Цадик (праведник, ивр.) человек, достигший совершенства как в знании Торы, так и в самовоспитании.

14 Тфилин кожаные кубические коробочки с вложенными в них полосками пергамента, на которых написаны четыре отрывка из Пятикнижия. Торой заповедано повязывать одну из коробочек на руку, а другую на лоб.

15 Мезуза (букв, косяк двери, ивр.) свернутая в трубку полоска пергамента с двумя отрывками из Торы. Ее заповедано прикреплять к дверному косяку.

16 "Шма!" ("Слушай!", ивр.) название молитвы (по первому слову), состоящей из трех отрывков из Торы (Дварим, 6:4-9, 11:13-22; Бемидбар, 15:37-41). Читается два раза в день, утром и вечером.

17 Имеется в виду заповедь тфилин (см. прим. 14).

18 Имеется в виду заповедь мезуза (см. прим. 15).

19 Это древнегреческий философ Сократ (V в. до н.э.).

20 См. Диврей а-ямим II, 16:12.

21 Сукка шалаш, в котором Тора предписывает евреям жить в течение семи дней праздника Суккот.

22 Шамай один из величайших законоучителей I в. до н.э., товарищ и оппонент Гилеля (см. прим. 23).

23 Гилель один из величайших законоучителей I в. до н.э., родоначальник династии мудрецов духовных руководителей народа Израиля вплоть до V в.; товарищ и оппонент Шамая (см. прим. 22).

24 Хизкия один из величайших мудрецов Торы. Жил в III-IV вв.

25См. Шмот, 24:15,18.

26 См. Млахим I, 19:8.

27 Незир (букв, воздерживающийся, ивр.) человек, давший обет вести жизнь исключительной святости, что связано, в частности, с особо тщательным соблюдением ритуальной чистоты (см. Бемидбар, 6).

28 Ионадав бен Рехав потомок Итро, тестя Моше, родоначальник рода, прославившегося своим благочестием (см. Иермеягу, 35:6-10,19).

29 Элиша бен Шафат (IX в. до н.э.) один из величайших пророков народа Израиля, ученик и преемник пророка Элиягу (см. Млахим I, 19:16, 19-21; Млахим II, 2-8).

30 Мишна (букв, повторение, ивр.) свод законов, часть Устной Торы; записана ок. 220 г. н.э. раби Иегудой-наси, тогдашним духовным руководителем народа Израиля. Имеется в виду трактат Мишны "Авот".

31 См. Брейшит, 22.

Назад

Ваша оценка этой темы
1 2 3 4 5
           
Polysys.ru. Ударопрочные эпоксидно уретановые наливные полы для вашего объекта по приемлемой цене.