Главная страница >>Библиотека >>«Царица-суббота и ее подданные»>> части I, II, III, IV

Перед Вами электронная версия книги «Царица-суббота и ее подданные». Составитель Саймон Сертнер, изд-во "Амана".
Подробнее об ее издании и возможности приобретения – здесь. Zip-файл >>

Подсказка! Для просмотра содержания книги целиком, увеличьте ширину левого окна, отодвинув мышкой его вертикальную границу вправо.


ЖЕМЧУЖИНА В СЕДЛЕ

Чтобы прокормить семью, раби Шимон* торговал бельем. Ученики его беспокоились, что он слишком много работает. Они хотели, чтобы он целиком отдавался изучению Торы.

- Вы чересчур переутомляетесь, - сказали ученики, любившие его. - Трудно вам таскать на себе тюки с бельем из селения в селение.

Купили они ему осла. Уже после покупки они заглянули под седло и увидели, что за подкладкой спрятана дорогая жемчужина. Прибежали ученики к раби Шимону с радостной вестью:

- Посмотрите, что мы нашли в седле! Теперь вы можете совсем не работать!

- Почему? - спросил раби.

- Мы купили вам осла на базаре, и в седле оказалась дорогая жемчужина.

- А бывший хозяин знал о ней? - спросил раби Шимон?

- Нет, конечно! - радостно ответили ученики. Тогда великий раби сказал:

- Вы же покупали осла, а не жемчужину. Вот и верните ее.

Когда ученики раби Шимона вернули жемчужину ее хозяину - не еврею, рассказав о разговоре с учителем, человек этот растроганно сказал:

- Да благословен будет Б-г раби Шимона, Б-г евреев!

------------------------------

*Р. Шимон бен Шатах - известный ученый, глава Сангедрина - Совета мудрецов Торы (1 в. до н.э.).

ДЫРОЧКА В ЗАБОРЕ

Приехал купец в дальний город товар закупать. Было у него в кошельке пятьсот золотых монет. "Если деньги при мне будут, их могут увидеть и украсть, - подумал он, - спрячу-ка их, пока не понадобится расплачиваться за товар". Нашел он укромное место, вырыл ямку в земле и спрятал в нее кошелек, не заметив, что кто-то за ним подглядывает.

Только он отошел, как тот, кто подглядывал, выбежал из своего укрытия, откопал кошелек - и был таков.

Спустя несколько дней купец пришел за деньгами, искал, искал - нет кошелька. У него сердце оборвалось. "Ой, что же делать! - застонал он. - Все мои деньги пропали!" Оглядевшись внимательно по сторонам, он заметил дырочку в соседнем заборе. "Наверно, хозяин этого дома видел, как я деньги прятал", - решил он и тут же придумал, как их обратно заполучить.

Пошел купец к хозяину дома и представился ему: я, мол, купец из дальних краев, хочу познакомиться с порядочным человеком в этом городе.

- Слыхал я, что вы человек честный, - сказал он, - и прошу вас оказать мне услугу.

- Какую? - спросил бессовестный хозяин, который, как и предполагал купец, украл кошелек.

- Дело вот в чем. Приехал я товар закупать и привез с собой два кошелька с деньгами. В одном - пятьсот золотых монет, в другом - восемьсот. По приезде я не знал никого, кому бы мог довериться. Что же я сделал? Пошел в укромное место и спрятал там кошелек. Теперь хочу спрятать и второй. Вот я и спрашиваю у вас совета: спрятать ли его в то же место, где первый, или отдать кому-нибудь на хранение? Видите ли, у меня здесь в городе есть дальние родственники, но я боюсь им доверить, не посоветовавшись с вами, потому что не знаю, какой славой они в городе пользуются. Так что вы мне посоветуете?

Почуяв возможность завладеть и вторым кошельком, вор поспешил ответить:

- Упаси вас Б-г доверять людям, которых вы не знаете. И мне в том числе, - добавил он, чтобы не навлечь на себя подозрение. - Послушайтесь моего совета, сходите на то место, где вы спрятали первый кошелек, и посмотрите: если он никуда не делся, значит, место надежное, и лучше всего туда же и второй спрятать.

Чужеземец горячо поблагодарил за совет и сказал, что так и сделает.

Только купец ушел, схватил вор украденный кошелек, быстренько положил его на место, а сам спрятался за забором и стал подглядывать в дырочку, ожидая, когда купец придет второй кошелек прятать.

Купец же, найдя свои деньги, понял, что хитрость его удалась, очень обрадовался, забрал кошелек, и ноги его больше в этом городе не было.

А бессовестный хозяин дома так и ждет за забором, подглядывая в дырочку.

ЗАРЫТЫЙ КЛАД

Жил в небольшом городке человек, и было у него два сына. Состарившись, раздал он перед смертью все свои деньги бедным. Сыновья слова не сказали, но про себя подумали: "Почему это отец все деньги бедным раздает, а нам ничего не оставляет?" Понял мудрый отец, что у них на уме, и сказал:

- Дорогие мои сыновья, я скоро умру. Но я собрал большое богатство - целый клад, который после моей смерти достанется вам.

-Клад! - обрадовались сыновья. - Где же он? Где клад?

Посмотрел на сыновей старик отец и сказал:

- Он зарыт у нас на большом поле, которое вы получите в наследство вместе с кладом. Когда меня уже не будет, пойдите на поле, отыщите клад и станете богачами.

Вскоре старый отец умер. На следующий день пошли братья искать клад. Копали, копали - нет клада. Долго искали, наконец, один брат сказал:

- Гляди-ка, мы все поле уже перекопали, да так ничего и не нашли. Как были бедняками, так и остались.

- Твоя правда, - ответил другой брат, - бедняки мы и есть. Но раз уж мы перекопали все поле, давай засеем его пшеницей. Так они и сделали. Хлеба взошли высокие. К концу жатвы у братьев оказались полные амбары пшеницы, да такой хорошей, что они выручили за нее на базаре много денег, и очень довольные вернулись домой.

По дороге старший брат вдруг остановился, посмотрел на вырученные деньги и рассмеялся:

- Так вот он где, наш клад! Его-то и имел в виду отец, когда говорил, что мы найдем клад, если перекопаем поле.

- Верно, - согласился младший, - наш труд и есть наш клад.

ВЕЩИЙ СОН

Пришел молодой человек в лавку часовщика-ювелира и говорит: - Хочу стать золотых дел мастером, обучи меня, пожалуйста, своему ремеслу.

- А какой сон ты видел этой ночью? - спросил часовщик-ювелир.

Снилось мне, будто получил я в наследство большие деньги.

Сегодня ты еще не готов к обучению, приходи в другой день, - сказал ему на это ювелир.

Назавтра вернулся молодой человек, а часовщик-ювелир снова спрашивает:

- Что этой ночью тебе снилось?

- Что нашел я на дороге кошелек с деньгами.

- Не готов ты еще обучаться у меня ремеслу. Иди домой, придешь в другой раз.

Ушел молодой человек и вернулся на следующее утро. Много дней подряд часовщик-ювелир задавал ему один и тот же вопрос и, получая неподходящий ответ, советовал прийти в другой раз.

Однажды пришел молодой человек и говорит: - Странный сон видел я этой ночью. Будто сижу я на высоком стуле, как у часовщика, а в глазу у меня увеличительное стекло. Весь день копался я в часовом механизме, до того устал, что пот с меня градом льется, застилая глаза, и руки дрожат. А дешевые часы, над которыми я корпел, будто золотыми стали!

- Вот и прекрасно, - сказал часовщик-ювелир. - Такие сны и положено видеть часовых дел мастеру и тому, кто действительно хочет им стать.

В тот день сказал он молодому человеку, что готов обучать его своему ремеслу.

ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ

Чтобы получилась мука, мельники растирают зерно между двумя огромными камнями - жерновами те камни называются. Нижний камень укреплен неподвижно, а верхний вращается на нем, и получается хорошая мука, или, как говорят, мука тонкого помола для выпечки хлеба.

Молодому человеку наскучила жизнь в местечке. Покинул он дом и отправился на заработки в большой город. Там он стал продавцом в лавке, скопил денежки и купил себе красивые наряды, хорошие ботинки, а главное - золотое кольцо с драгоценным камнем. Поехал он навестить родные края и стал прогуливаться по улице, чтобы покрасоваться перед людьми.

Все местечко сбежалось посмотреть на городского франта. Любовались его нарядом, расспрашивали об успехах в большом городе. А он расписывал, какие там богатства, костюмом хвастался, ботинками, а пуще всего - кольцом с драгоценным камнем. Так стоял он в окружении восхищенных земляков, когда подошел к нему мельник и при всех спросил:

- Скажи, пожалуйста, много ли работы может выполнить твой камень?

- Бриллиант никакой работы не выполняет, - рассмеялся новоявленный горожанин. - Драгоценный камень - не инструмент. Достаточно того, что он просто существует.

- Мне известны драгоценные камни, которые еще и работой заняты, - спокойно сказал мельник.

- Неужели? - насторожился глупый молодой человек. - Хотел бы я на них посмотреть!

- Охотно тебе их покажу, хоть сейчас, - сказал старик. - Благо далеко ходить не надо. Они побольше и подороже твоего. Пошли со мной, посмотришь.

- Они продаются? - спросил жадный молодой человек, надеясь заработать на драгоценных камнях.

Привел его мельник к себе домой и показал на мельницу, которая стояла как раз напротив.

- Видишь вон те большие камни? Жерновами называются. Они и побольше твоих бриллиантов, и подороже, да еще и работают каждый день на меня и на всех наших жителей. Не чета твоим!

БОГАЧ И ЕГО СЫН

У одного богача был очень ленивый сын, который терпеть не мог работать, а любил целый день бездельничать. Досыта ел, вволю пил, да еще и деньги на ветер пускал. Отец своими силами из бедняков выбился и поэтому хотел научить сына ценить и труд, и деньги. Повез он его в дальний город, определил к помещику, у которого была большая, хорошо налаженная усадьба, и договорился, что сын будет учиться хозяйство вести, а за работу в первый год получит всего сто рублей.

Зная, что у паренька богатые родители, хозяин не слишком строго с него спрашивал и хорошо с ним обходился: позволял много отдыхать и прилично одевал.

Когда год прошел, получил парнишка заработанные деньги и, вернувшись, домой, отдал их отцу. Отец взял деньги, повел сына к реке и у него на глазах выбросил их в воду. А тот не очень-то задумался над странным поведением отца и совсем не огорчился из-за потери денег.

На следующий год отец определил сына к другому хозяину, который тоже положил ему за год всего сто рублей и тоже, зная о его богатых родителях, обходился с ним мягко: работой не перегружал, сытно кормил, хорошо одевал. Через год вернулся сын домой и снова отдал деньги отцу. Как и в прошлый раз, отец выбросил их в реку. Деньги пропали, а сыну и горя мало.

Теперь он уже подрос, стал высоким и сильным. На следующий год опять определил его отец к другому хозяину, но не сказал, что парень ему сыном приходится. И о заработке не договаривались, условились только, что будет обучаться юноша вести хозяйство.

С первого же дня хозяин заставлял его работать от зари до зари, кормил скверно, одевал и того хуже. Работа была тяжелой для парня, привыкшего к легкой жизни. Целый день он трудился в поте лица, а хозяин с него глаз не спускал. Только он останавливался дух перевести, как тот его лентяем обзывал и кричал:

- Ты что же, хочешь, ничего не делая, деньги получать?

Но мало-помалу привык парень к тяжелой работе. Вскоре он так хорошо ее выполнял, что хозяин иногда даже хвалил его.

Так прошел год. Одежда юноши изорвалась вконец, Руки загрубели. Распрощался с ним хозяин, заплатив за весь его труд всего сто рублей. Снова вернулся парень Домой, снова отдал деньги отцу и снова тот повел его к реке. Собрался уже, было отец выбросить деньги, но сын схватил его за руку:

- Отец, не выбрасывай денег!

- А какая разница, выброшу я их или нет? - удивился отец. - Ты же получишь в наследство все мое богатство!

- Нет, отец, пожалуйста, не выбрасывай. Эти деньги я заработал тяжким трудом, поэтому они мне дороги. Порадовался отец, видя, как сын переменился.

ОТРАЖЕНИЕ

Выстроил царь роскошный дворец и велел двум своим лучшим художникам расписать две противоположные стены в огромном зале для приема гостей.

- Только каждый пусть распишет по своему замыслу, не глядя на работу другого, - сказал царь.

Один живописец был трудолюбив, второй - страшный лентяй. Трудолюбивый сразу же взялся за кисть. Рисовал он долго, вкладывая в работу всю душу, день и ночь обдумывал сюжеты, делал наброски - словом, тяжело трудился. Наконец, отведенная ему стена была разрисована чудесными картинами: создание птиц и зверей при сотворении мира, сцены в раю, которые он сам придумал, красавица Сара* величественный Моше, библейские герои... Картины были как живые.

Второй художник бил баклуши, день и ночь кутил в компании пьянчуг и думать забыл о назначенном сроке, а когда ему напоминали, говорил:

- У меня времени - хоть отбавляй. Вот найдет на меня вдохновение - мигом все сделаю. Я не похож на моего собрата, это ему нужно работать, не покладая рук, а я гений и за один день нарисую то, над чем он будет просиживать ночами.

Так проходили день за днем, неделя за неделей, месяц за месяцем, а тут, глядишь, и год кончается, и до назначенного срока остаются считанные дни.

Взглянув, наконец, на свою пустую стену и, увидев, что противоположная уже вся расписана, схватился ленивый художник за голову. Три дня и три ночи обдумывал он, что бы такое сделать, и придумал-таки! Он даже подпрыгнул от радости.

Наутро купил лентяй оранжевой краски, выкрасил свою стену, да так отполировал, что она заблестела как зеркало.

Когда наступил назначенный срок, пригласил царь на открытие зала много знатных гостей. Войдя туда, направились они к стене трудолюбивого живописца и начали восхищаться его картинами - ничего красивее они в своей жизни не видели.

Наконец, приказал царь раздвинуть занавес, разделявший зал на две части, и все повернулись к стене ленивого художника. А на ней... те же картины! Каждая черточка, каждая точечка неотличимо похожи - ну, прямо, как две капли воды!

Царь сразу все понял, но ничего не сказал. Он даже похвалил ленивого художника за такое сходство. Однако, когда пришло время расплачиваться, царь ему отомстил.

Он велел принести два мешка золотых монет и высыпать их возле стены трудолюбивого художника - золото отразилось на противоположной стене. Указывая на нее рукой, обратился царь к ленивцу:

- Вот твое вознаграждение. Бери себе это золото, оно блестит не хуже того, что лежит у стены напротив. Только его ты и заслужил за свой труд.

------------------------------

* Сара - праматерь еврейского народа, жена Аврагама. Тора рассказывает о ее необычайной красоте

ЧВАНЛИВЫЙ ЗЕМЛЕДЕЛЕЦ

Однажды кузнец, сапожник, плотник, мельник и портной повстречали земледельца.

- Я самый главный, - сказал он, - и работа моя важнее вашей. Если я не буду пахать, сеять и жать, вы без пищи останетесь. Услышав такие слова, все рассердились. На следующий день, когда земледелец работал в поле, у его телеги сломалась ось. Пришел он к кузнецу и говорит: - Сделай милость, почини поскорей ось.

- Не стану чинить, - отвечает кузнец.

- Почему? - спрашивает пахарь. - Я в жатву без повозки как без рук.

- Говорил ты вчера, что главнее всех и работа твоя самая важная? - засмеялся кузнец. - Вот теперь всем и скажи, что земледельцу без кузнеца как без рук.

Стал его пахарь упрашивать, а тот свое твердит:

- Заяви при всех, что я без тебя могу обойтись, - починю.

Пришлось-таки земледельцу заявить во всеуслышание: "Кузнец без земледельца обойтись может, а остальные - нет". Тогда кузнец починил ось.

А сапожник, плотник, мельник да портной сердились по-прежнему.

Наступила пора собирать урожай. Приходит пахарь к сапожнику и просит сшить сапоги.

- Не буду, - говорит сапожник.

- Почему же? - спрашивает пахарь. - Каково мне босиком по колючей стерне ходить!

- Скажи при всех, что сапожник обходится без земледельца, - сошью, - засмеялся сапожник.

Делать нечего, пришлось чванливому пахарю заявить, что не только кузнец, но и сапожник без земледельца обходится, а остальные - нет.

Когда миновала пора жатвы, пришел земледелец к мельнику и просит зерно смолоть.

- Не буду, - говорит мельник, - сначала заяви при всех, что и мельник без земледельца обходится.

Пришлось тому снова при всем народе признать: не только кузнец да сапожник, но и мельник без земледельца обходится. Так было и с плотником, и с портным, пока, наконец, совсем пристыженный земледелец не заявил перед всем городом:

- Как всем не обойтись без земледельца, так и земледельцу не обойтись без всех.

ЕСТЬ НУЖНО ВСЕМ

Во время большого голода раби Йегуда Ганаси* распахнул двери своих амбаров и сказал:

- Пусть входят в мои закрома только те, кто изучает священные книги - Тору и Талмуд. Я накормлю их и буду поддерживать во время голода. А кто священных книг не знает, ничего от меня не получит.

Тут пробрался через толпу его ученик раби Йонатан бен Амрам, переодетый крестьянином, и предстал перед раби Йегудой, который не узнал его.

- Накорми меня, учитель, - взмолился он.

- Дорогой мой, ты Пятикнижие изучаешь? - спросил раби Йегуда Ганаси.

- Нет, - ответил ученый, выглядевший простым земледельцем.

- А Талмуд?

- Нет.

- Тогда я не могу тебя накормить, - сказал раби Йегуда. - Я обещал поддерживать только тех, кто изучает священные книги.

- Дай мне хоть самую малость, - снова попросил Йонатан. - Не больше, чем собаке или птице.

Сжалившись над голодным, велел раби Йегуда Ганаси своим работникам накормить его.

Когда Йонатан ушел, спохватился раби Йегуда, что нарушил свое слово. Но сын его, раби Шимон, заметил:

- Мне показалось, что этот крестьянин похож на твоего лучшего ученика - Ионатана бен Амрама, того самого, что дал зарок не пользоваться никакими благами за то, что изучает Тору. Он хочет знать ее ради нее самой, а не ради тех благ, что дает ее изучение.

Раби Йегуда Ганаси проверил догадку сына, и оказалось, что тот был прав. Тогда раби Йегуда заявил:

- Отныне пусть в мои амбары входят все: и ученые, и простолюдины. Пусть берут мое зерно, и я буду всех кормить, пока оно не кончится.

------------------------------

* Р. Йегуда Ганаси - великий мудрец, составитель Мишны -свода законов Устной Торы (III в.).

КАКОВО БЫТЬ БЕДНЫМ

Холодной зимней ночью жена сапожника Родила ребенка. Сапожник был так беден, что ему не на что было купить ни хлеба, ни дров. Побежал он к раввину тот, как обычно, сидел над Торой. Излил перед ним сапожник свою душу.

- Я и сам беден, - сказал раввин, - ничем не могу тебе помочь. Пойдем к одному из богачей нашего местечка, посмотрим, не поможет ли тебе он.

Подошли они к роскошному дому самого богатого человека в местечке и постучались в дверь.

- Кто там? - спросил сонным голосом богач.

- Это я, раввин.

Богач встал с постели, быстренько оделся и открыл дверь.

- Входите, раби, - любезно пригласил он.

- Да нет, спасибо, - сказал раби, - давайте поговорим здесь.

- Зачем же, - возразил богач, - на дворе собачий холод, у меня зуб на зуб не попадает.

- Времени жаль, - сказал раби, - дело у нас срочное.

- Хотя бы дверь закройте, - раздраженно сказал богач, - не переношу такого холода.

Начал раби рассказывать про Тору, котрая велит помогать бедным, про Аврагама и трех его гостей, приводил слова пророка Йешаягу* напоминал, чему учили другие пророки, что написано в Талмуде, что сказано в мидрашах, вспоминал разные случаи из жизни, приводил нравоучительные примеры...

- Раби, переходите к делу, - не выдержал богач, - я помираю от холода!

- Так в этом же все дело и состоит, - оживился раби. - У вас всего несколько минут дверь открыта, и вы уже замерзаете, а каково приходится этому бедняку! Жена у него только что родила, а ему нечем отопить дом, детишки сидят голодные. Видите, насколько ему хуже, чем вам! Вы и пяти минут лишений не можете выдержать, а он терпит их всю жизнь!

Дал богач сапожнику много денег, и тот с раввином разошлись по домам, радуясь, что не нарушена заповедь, помогать ближнему.

------------------------------

*Йешаягу - пророк, живший во времена царя Хизкиягу (VI в. до н.э.).

РАМБАМ* И СЛЕПЕЦ

Султан Салах ад-Дин** очень ценил великого ученого Рамбама и предпочитал его всем своим лекарям. Рамбам был врачом, и когда султану случалось захворать, он обращался только к нему. Поэтому арабские врачи при дворе страшно завидовали Рамбаму.

- Слыханное ли дело, чтоб еврей стал главным лекарем при султане! - перешептывались они между собой.

Эти завистники из кожи вон лезли, стараясь восстановить султана против Рамбама. Но султан над ними только посмеивался.

Однажды велел он созвать всех своих лекарей во дворец. Один из них почтительно поклонился и сказал:

Великий султан, завтра утром вы увидите чудо. Мы, лекари, - он посмотрел только на арабских медиков, тщательно избегая взглядом Рамбама, - приведем к вам человека, слепого от рождения. Мои уважаемые собратья и я беремся сделать несчастного зрячим.

Рамбам с любопытством слушал его и сначала ничего не говорил, но затем, хорошенько подумав, поклонился султану и сказал:

- Ваше высочество, такого быть не может. Если человек родился слепым, его нельзя сделать зрячим.

Султана забавляли раздоры между его лекарями, и он сказал:

- Завтра всем снова собраться здесь, поглядим, что будет.

На следующее утро все явились к султану. Хвастливый арабский врач привел слепого и в присутствии всех спросил его:

- Скажи, добрый человек, ты слеп от рождения?

- Да, господин мой, от рождения не видел я белого света.

Обвел лекарь взглядом собравшихся и сказал:

- Все слышали?

Затем он достал бальзам и начал осторожно втирать его в веки слепца. Слышно было, как муха пролетает, - такая стояла тишина.

Вдруг слепой открыл глаза, его печальное лицо прояснилось, он подпрыгнул от радости и закричал:

- Благословен Аллах - я вижу! Вижу! Великий Аллах, благословенно Имя Его, я вижу!

Собравшиеся разразились громкими рукоплесканиями. Только Рамбам стоял молча и не хлопал. Все взгляды обратились к еврейскому врачу: почему он не разделяет общего восторга?

Тогда Рамбам встал, не спеша достал из кармана красный носовой платок и стал размахивать им перед глазами прозревшего.

- Ну, добрый человек, ты был слепым, а теперь стал зрячим, так не можешь ли мне сказать, какого цвета этот платок?

- Конечно, могу, - уверенно ответил тот, - красного. Рамбам повернулся к султану и, низко поклонившись,

сказал:

- Великий султан, этот человек говорит, что был слеп от рождения. Откуда же ему знать, какого цвета платок? Люди не рождаются со знанием цветов, они постепенно научаются их различать; не может слепой от рождения знать, что платок красный.

Тут султан и все присутствующие поняли, что "прозревший" - лжец и обманщик.

------------------------------

*Рамбам - р.Моше бен Маймон (1135 - 1204), великий равин, философ, знаменитый врач, автор многих трудов по еврейской религии, которые изучают и по сей день.

** Салах ад-Дин - египетский султан (XII в.).

РАБИ ШИМОН БАР ЙОХАЙ*

Рим так жестоко преследовал ученых талмудистов, что жизнь их все время висела на волоске. Но не смотря на смертельный страх, они продолжали изучать тору, скрываясь в пещерах, погребах и других укромных

местах.

Тринадцать лет раби Шимон бар Йохай с сыном Эльазаром прятались в пещере. В ней чудесным образом выросло рожковое дерево и забил источник.

Все эти годы отец с сыном занимались только изучением Торы, а чтобы не умереть с голоду, питались рожками. Одежду же они сохраняли, надевая ее только во время молитвы, в остальное же время сидели, зарывшись в песок.

Через тринадцать лет дошла до них радостная весть: прекратились гонения на евреев, соблюдавших веру предков. Вышли они из пещеры, и глазам стало больно от солнечного света, который они не видели столько лет.

Раби Шимон бар Йохай и его сын увидели, что повсюду люди пашут, сеют. Но куда бы они ни бросили взгляд, везде земля высыхала, поля начинали дымиться и выбрасывать языки пламени - такая сила появилась в раби Шимоне и его сыне от долгого изучения Торы.

И тогда донесся Голос с Небес: "Для того ли вы постигали всю ее мудрость, изучали Мои законы, набирались знаний, чтобы сжечь Мою прекрасную землю? Если вы вышли из пещеры, чтобы разрушать, - возвращайтесь в нее обратно!"

------------------------------

*раби Шимон бар Йохай - великий ученый, праведник и чудотворец ( II век), автор книги "Зогар”, в которой излагается

кабала.

РАБИ ЙЕГУДА

Трудно представить себе, насколько жестоко Рим преследовал евреев. Одного из великих ученых раби Йегуду сожгли заживо за то, что он продолжал изучать Тору, как будто изучать Закон Б-жий - тяжкое преступление. Чтобы сделать наказание еще более страшным, император приказал жечь его на медленном огне. Раби Йегуда не мог выдержать пытки и так закричал, что с соседних деревьев посыпались плоды. Второй раз он закричал так, что скот в округе попадал. Когда же на третий раз палач поднес огонь к его глазам и стал выжигать их, раби Йегуда уже раскрыл было рот, не в силах сдержать еще более ужасного крика, но в этот момент до его слуха донесся Голос с Небес:

- Возлюбленный раби Йегуда, если палачи заставят тебя закричать еще раз, Я разрушу всю их землю, потому что ты преданно служил Владыке, Б-гу твоему.

Тогда раби Йегуда сдержал пронзительный вопль и умер молча.

ВИНОГРАДНИК НАВОТА ИЗРЕЭЛЬСКОГО

У Навота, жителя долины Изреэль, был виноградник возле дворца Ахава* царя Израиля.

- Отдай мне свой виноградник, - сказал Ахав Навоту, - он как раз рядом с моим домом и будет служить мне огородом. Тебе же я дам другой виноградник, еще лучше. А хочешь - заплачу за твой двойную цену.

- Б-г не велит мне отдать его, - сказал Навот. - Он мне достался в наследство от моих предков.

Вернулся Ахав домой сердитым и хмурым: пришелся ему по вкусу виноградник Навота, а тот не захотел его отдать! Ахав даже есть не стал, улегся в постель и отвернулся к стене. Но Изевель, жена его, пришла к нему и спросила:

- Чем ты так расстроен, что даже есть не стал? - Тем, что Навот не захотел отдать мне свой виноградник. Я тебе заплачу, сказал я ему, или дам другой, еще лучше, а он отказался.

- Разве не царь ты Израиля? - сказала известная своим коварством Изевель. - Вставай, поешь и возвесели свое сердце. Я передам в твои руки виноградник Навота. Написала она письма от имени Ахава, поставила на них царскую печать и разослала старейшинам и знатным людям Шомрона - столицы государства.

А в письмах тех было сказано: "Приведите двоих, и пусть они лжесвидетельствуют против Навота. Пусть скажут, что он проклинал Б-га и царя, и его побьют камнями до смерти".

Старейшины города сделали так, как приказала Изевель. Вывели Навота перед всем народом, пришли два подкупленных человека, лжесвидетельствовали против него, и Навота забросали камнями.

Узнав, что Навот умер, Изевель сказала Ахаву: - Вставай и забирай виноградник Навота, который он не захотел тебе продать. Навот умер.

Услышав о смерти Навота, Ахав встал и пошел в виноградник, который решил забрать себе.

Но было слово Г-спода к пророку Элиягу**: "Встань и иди к Ахаву, царю израильскому, что правит в Шомроне. Он сейчас в винограднике Навота. Иди и скажи ему: Убил и еще наследуешь?' И еще скажи: 'В том месте, где собаки лизали кровь Навота, будут они и твою кровь лизать'".

Так и сделал пророк Элиягу. Увидев его, отпрянул Ахав в испуге, хоть и был царем. Знал он, что пророк пришел к нему со словом Б-жьим. И сказал Ахав:

- Ты нашел меня, враг мой? И сказал пророк Элиягу:

- Я нашел тебя. Потому что сотворил ты зло в глазах Б-га.

И так все и было, как предсказал пророк Элиягу: умер от ран Ахав, и собаки лизали его кровь. А тело нечестивой Изевель, растоптанное лошадьми, растерзали псы на поле Изреэльском.

------------------------------

* Ахав - царь Израиля (IXв. до н.э.). Известный своей жестокостью идолопоклонник. Насаждал в еврейском государстве культ языческих богов, преследовал пророков.

**Элиягу - один из величайших пророков Израиля, искоренявший в стране языческие культы. Был взят живым на Небеса и, по словам позднейших пророков, должен вернуться на землю незадолго до прихода Машиаха - царя-избавителя, который отстроит Храм и соберет всех евреев в Земле Израиля. В ожидании возращения пророка Элиягу каждый год в вечер праздника Песах евреи ставят на стол дополнительный бокал с вином - "бокал для •Элиягу".

ПО -ДРУЖЕСКИ

Нерадивая хозяйка положила на подоконник только что испеченный хлеб студиться. А в это время мимо пробегали прожорливая кошка и голодная собака. Оба прыгнули на горячий каравай и сбросили его на землю. Они встали над ним, задрав хвосты; кошка сердито шипела, собака грозно рычала.

- Это мой каравай, - сказала кошка, - я первая его увидела.

- Нет, мой, - сказала собака, - это я его сбросила на землю.

На ветке вяза, что нависла над домом, сидел старый хитрый филин. Увидев, как ссорятся кошка с собакой, он слетел вниз и сказал:

- Не ссорьтесь, вы же друзья. Все мы друзья между собой. Я помогу вам решить спор. Поговорим спокойно. Из-за чего у вас раздор получился?

- Эта жадина-кошка заявляет, что весь каравай должен ей достаться, - сказала собака.

- Все утро выслеживала я, пока хозяйка хлеб испечет, и, дождавшись, когда она положила его на подоконник, прыгнула за ним. А эта обжора-собака навалилась на него и заявляет, что он достанется ей! - закричала кошка. Если вы существа разумные, отойдите оба от хлеба, и я улажу дело по чести и совести, - сказал филин. - Вы мне доверяете?

- Ладно, - согласились они, - мы тебя послушаемся. Взял филин весы, аккуратно разделил каравай на

две неравные части и положил на чаши весов. Одна из них, конечно, опустилась ниже другой.

- Ты что же, не можешь сделать куски одинаковыми? - разозлилась кошка и грозно выгнула спину дугой.

- Сейчас постараюсь, - сказал филин.

Он отщипнул большой кусок с нижней чаши. Теперь перевес оказался на другой стороне. Тогда филин отхватил большой кусок с другой стороны. Снова перетянула первая чаша. И так раз за разом отщипывал хитрый старый филин от вкусного каравая, пока на весах не осталось по крохотному кусочку с каждой стороны.

- Стоит ли друзьям ссориться из-за такой малости? - сказал он, съел оба кусочка и, смеясь, взлетел на верхнюю ветку высокого вяза.

НАГРАДА

Никогда еще не сваливалось на бедного портного такое счастье! Шел он, понурив голову, по дороге и вдруг видит - кошелек под кустом лежит, а в кошельке, к его великой радости, двести золотых монет

оказалось.

Но недолго длилось счастье. Вечером в синагоге служка объявил, что первый богач местечка потерял кошелек с деньгами и просит того, кто его нашел, вернуть кошелек, как и положено по Закону, а он, со своей стороны, обещает щедрое вознаграждение.

Целый день бедный портной боролся со своей совестью. "Ничего с богачом не станет! Не обеднеет! А у тебя жена и дети вот-вот с голоду помрут", - говорило в нем Зло.

"Нет, - говорило в нем Добро, - это не твои деньги, а в Торе сказано: нашел чужое добро на дороге - верни хозяину".

Охая и вздыхая, постучался бедный портной в дом богача, дрожащей рукой протянул ему кошелек и сказал:

- Вот ваши деньги. Мне они нужны больше, чем вам, но я не могу нарушить заповедь. Забирайте свой кошелек и давайте мне вознаграждение.

"Ну и дурак же этот портной, - подумал про себя богач. - Вернуть такие деньги! Этому болвану и вознаграждение-то не стоит давать, можно и не сдержать обещания". Поэтому вслух он сказал:

- Вознаграждение? Никакого вознаграждения тебе не положено. В кошельке было триста золотых монет, а теперь, я смотрю, в нем только двести. Сто ты украл. Ты - вор.

- За мою честность меня же еще вором обзывать! - закричал бедный портной. - Скупердяй паршивый! Я с тебя получу вознаграждение, как ни вертись!

Назавтра раввин уже разбирал жалобу бедного портного. Обидчик и обиженный стояли перед ним, а все местечко сбежалось послушать, какое решение вынесет раби.

- Вы утверждаете, что в кошельке было триста золотых монет? - спросил раввин богача, пристально глядя ему в глаза.

Богач был известен своей скупостью.

- Да, - сказал богач, - в кошельке было триста монет, а он мне вернул только двести. Сто украл, да еще и вознаграждение требует. Нахальство какое!

- Значит, так, - сказал раввин, - в том кошельке, что вы потеряли, было триста монет, а в том, что нашел бедный портной, - только двести. Ясно, что портной нашел не ваш кошелек. А по закону, если нельзя обнаружить хозяина потери, она переходит к тому, кто ее нашел. И потому вот мое решение: кошелек переходит к портному, и делу конец!

Всем очень понравилось мудрое решение раввина. Так богачу и надо! Пусть не нарушает слова!

ХЕЛМСКИЕ* АНЕКДОТЫ

В Хелме сапожник убил человека. Его судили и приговорили к смерти. Но когда зачитывали приговор, встал самый почтенный хелмский мудрец и начал возражать:

Ваша честь, вы приговорили этого человека к смерти, но если его повесят, мы все сильно пострадаем. Он у нас единственный сапожник. Кто же нам будет ботинки чинить, если его не станет?

- Правильно! - закричали жители Хелма.

- Дорогие мои, - сказал справедливый судья, - вы правы. В самом деле, если повесить сапожника, некому будет чинить и шить нам ботинки. Но нужно же соблюдать справедливость! Поэтому я решаю так: у нас в Хелме всего один сапожник, но зато два портных; если вместо сапожника повесить одного из портных, то обшивать нас будет второй. Тогда и справедливость не нарушится, и Хелм не пострадает.

* * *

Один хелмский житель получил письмо от родственников, в котором ему сообщали, что умер его отец.

- Не верю! - сказал он.

- Почему? - спросила жена. - Тут же ясно сказано.

- Глупая женщина! - рассердился муж на бестолковую жену. - С какой стати я буду верить, если письмо написано не отцовской рукой!

***

Плохая хозяйка неплотно закрыла бочку с вином, и через неделю бочка наполовину опустела.

- Ну что ты за хозяйка! - рассердился муж. - Такое хорошее вино пропало! Ты же неплотно закрыла отверстие возле дна.

- Что я его неплотно закрыла, так это правда, - ответила жена, - но вино вытекло не через него. Как раз в нижней половине бочки полно вина, а пусто в верхней.

***

Старый житель Хелма совсем оглох на одно ухо. Вызвал он доктора из соседнего местечка, тот его внимательно осмотрел и сказал:

- Медицина тут не поможет, это годы виноваты.

- Какой же вы доктор, если на годы сваливаете! - рассердился старик. - Что, моему второму уху меньше лет?

* * *

Два жителя Хелма обсуждали серьезный вопрос: как человек растет - снизу вверх или сверху вниз?

- Ясно, снизу вверх! - уверенно сказал первый. - о прошлом году я купил сыну к бар-мицве** пару штанов, и они оказались так длинны, что он ими пол подметал. А теперь сын так вырос, что они ему только до лодыжек доходят. Значит, люди растут снизу вверх.

- Идиот! - расхохотался второй. - Как раз наоборот! Посмотри в окно, там парад солдат проходит. Видишь, ноги у всех на одинаковом уровне, а головы - на разном. Только круглому дураку не ясно, что человек растет сверху вниз.

------------------------------

*Хелм - город в Польше, где когда-то была большая еврейская община. Про хелмских евреев существует множество анекдотов молва гласит, что они были большими недотепами

**Бар-мицва ("возраст заповеди") - тринадцатилетие. С этого возраста еврейский мальчик считается взрослым и обязан исполнять все заповеди Всевышнего.

ТОЧНЫЙ РАСЧЕТ

Рассказывают, что известный поэт и ученый раби Аврагам ибн Эзра* плыл однажды на корабле в далекие края с пятнадцатью учениками. На этом корабле плыли еще пятнадцать пиратов, не считая команды и капитана. Однажды подул такой сильный ветер, что волны поднялись высотой с гору. Корабль вертело и крутило как щепку. Борта скрипели и трещали.

Капитан заявил, что, если не избавиться от лишнего веса, корабль утонет, и все найдут себе могилу на дне морском. Поэтому он приказал команде отобрать половину пассажиров - пятнадцать человек - и бросить их за борт. Раби Аврагам понял, что его ученикам грозит опасность. Что же он сделал? Пошел к капитану и сказал: - Я вас понимаю. Пятнадцать человек нужно бросить за борт, другого выхода нет. Лучше, чтобы погибла только половина пассажиров, чем все. Но как вы не боитесь решать за Б-га, кому остаться в живых, а кому умереть? Вы что, Его посланник на земле?

- Что же мне делать, раби? - спросил, растерявшись, капитан. - Если не избавиться от лишнего веса, через пару часов мы все будем на дне морском.

- Я вот что советую, - сказал раби Аврагам. - Бросим жребий, и пусть Б-г решает.

Капитану совет понравился, и он спросил:

- А как будем бросать жребий?

Раби Аврагам ухватился за возможность спасти своих учеников, столь приверженных изучению Торы, и ответил :

- Мы с вами рассадим пассажиров в круг и будем отсчитывать слева направо. Каждого девятого бросят за борт. Пройдя первый круг, продолжим отсчет, начиная с того, кто окажется следующим за тем, на кого пал жребий, и так, пока не наберем пятнадцать человек.

Капитан обрадовался такому выходу из столь сложного положения и согласился. Раби Аврагам рассадил всех пассажиров в следующем порядке: четыре ученика - пять пиратов - два ученика - один пират - три ученика - один пират - один ученик - два пирата - два ученика - три пирата - один ученик - два пирата - два ученика и один пират. Отсчет начался с первого из четырех учеников и пошел по часовой стрелке.

Когда жеребьевка кончилась, выяснилось, что каждый девятый, которому выпал роковой жребий, оказался пиратом, и таким образом все пираты погибли, а все ученики остались в живых.

Хотите проверить - посчитайте сами.

------------------------------

* Р. Аврагам ибн Эзра - известный исследователь Торы, философ, поэт, врач, астроном и грамматик (XI-XII вв.). Много путешествовал - в частности, по Средиземноморью

СКОЛЬКО ПРИЧИТАЕТСЯ КАЖДОМУ?

Двое заблудились в лесу. У одного было с собой пять ломтей хлеба, у другого - три. Бродили они, бродили и повстречали еще одного заблудившегося, у которого и вовсе не было никаких припасов. Как хорошие евреи они поделили хлеб между всеми. К счастью, спасение пришло как раз, когда у них кончилась провизия. Тот, у которого не было припасов, в благодарность за то, что его накормили, дал двум другим восемь золотых монет. Первый заявил, что ему причитается из них семь, второй утверждал, что первому положено только пять, а остальные три - ему. Когда спор изложили раввину, он постановил, что первый по праву требует для себя семь монет. Как же раввин нашел такое решение?

Очень просто. Разделил каждый ломоть на три порции. Первый, у которого было пять ломтей, внес пятнадцать порций, второй - девять. Всего получилось двадцать четыре порции. Каждый съел треть от общего количества, то есть восемь порций. Первый, который внес пятнадцать, а съел только восемь, лишился семи частей своих запасов. Второй, внесший девять порций и съевший только восемь, лишился всего одной части своих запасов, поэтому ему и полагается всего одна монета, а первому - семь.

РЕШЕНИЕ С ПОДВОХОМ

Один человек завещал трем своим сыновьям семнадцать овец. Первый должен был получить одну девятую часть наследства, второй - одну треть и третий - половину. Для трех простых крестьян дележ оказался слишком сложным, и они обратились к раввину за помощью. Как же ему удалось поделить овец таким образом, чтобы все сыновья были довольны?

Очень просто. К тем овцам, что оставил отец, раввин добавил свою, и получилось восемнадцать. Сын, которому была завещана девятая часть наследства, получил две овцы, тот, который наследовал одну треть, - шесть, и тот, который половину, - девять. Два, да девять, да шесть, получается семнадцать - свою овцу раввин забрал обратно.

Все хорошо, но есть тут подвох. Догадайтесь, какой.

ОСА И ПАУК

Однажды, еще до того, как Давид* стад царем Израиля, сидел он в саду и наблюдал, как оса паука пожирает. Поразило Давида это зрелище, и сказал он Б-гу, благословенно Имя Его:

- Творец Вселенной, зачем при сотворении мира Ты создал этих насекомых? Оса меду не дает и видом безобразна. Паук, хоть и ткет целый день паутину, но из нее нам одежды не сшить.

И ответил ему Б-г:

- Не пренебрегай, Давид, ни одним из Моих созданий. Придет время, и ты узнаешь, что каждое из них приносит пользу.

Вскоре царь Шауль** разгневался на своего бывшего любимца Давида и решил его убить. Начал он его преследовать, и Давиду пришлось бежать. Спрятался он в темной пещере, и когда лежал там, дрожа от страха, Б-г послал паука, и тот снаружи заткал тонкой паутиной вход в пещеру.

Пришли к ней Шауль и его люди и решили было войти внутрь, но, увидев, что вход заткан паутиной, Шауль сказал:

- Здесь его нет. Если бы он сюда вошел, паутина не осталась бы целой. Нужно искать в другом месте.

И Шауль со своими воинами удалился, а Давид облегченно вздохнул.

Когда они были уже далеко, Давид выкарабкался из пещеры и ласково сказал пауку:

- Будьте благословенны и ты, и твой Создатель! Однажды в полночь Давид подкрался к шатру Шауля.

Посреди шатра спал сам царь, а у входа, охраняя владыку, лежал, разметав ноги, его преданный военачальник Авнер. Давид прокрался в шатер, чтобы напиться воды, - он умирал от жажды. Но когда, подбираясь к кувшину, он перешагивал через ноги Авнера, тот вдруг их сдвинул, и Давид оказался словно в тисках. Понял он, что погиб, однако, веря в милость Б-га, взмолился: Б-г мой, почему Ты покинул меня? Б-г, который очень любил Давида, послал в шатер осу, чтобы она ужалила Авнера. Вскрикнув от боли, тот раздвинул ноги, и Давид убежал. Снова Давид возблагодарил Б-га:

- Творец Вселенной, может ли кто сравниться с Т в величии! И все дела Твои, и все создания Твои прекрасны!

------------------------------

* Давид - второй царь Израиля (Х1-Х вв. до н.э.). Создал обширное царство, границы которого почти целиком совпадали с теми, что были обещаны Всевышним еврейскому народу. Оставил после себя Книгу Псалмов - молитв и поэтических гимнов, прославляющих Б-га. Родоначальник царской династии, последним в которой будет Машиах.

** Шауль - первый царь Израиля (XI в. до н.э.). Преследовал Давида, подозревая его в намерении захватить власть. Погиб в бою с филистимлянами, после чего на царский престол вступил Давид.

КАК Б-Г ОВЕЧКУ ЗАЩИТИЛ

Жаловалась овечка Б-гу:

Дорогой Б-г, Творец вселенной! Многим злым существам дал Ты жизнь в мире Своем и многие из них меня преследуют, хотят убить. А мне Ты не дал никакой защиты от них.

Проникся Б-г жалостью к слабому созданию Своему и сказал:

- Милая и славная овечка, справедливы твои жалобы. Скажи, что Я должен сделать, чтобы помочь тебе? Хочешь - Я дам тебе острые зубы, и будешь ты кусать тех, кто на тебя нападает? А хочешь - пошлю тебе острые когти вместо твоих мягких копытцев?

- Не надо мне ни острых зубов, ни острых когтей, как у свирепых хищников, - отвечала овечка. - Нет ли у Тебя защиты получше, дорогой Б-г?

- Ладно, - сказал Б-г, - дам тебе, к примеру, ядовитое жало.

- Ядовитое?! - заволновалась овечка. - Ни за что! Не нужен мне яд. Все ненавидят ядовитых змей и насекомых.

На это Б-г, благословенно Имя Его, сказал: - Тогда пошлю тебе огромные рога.

Владыка мира, не хочу я такой защиты. Если Ты пошлешь мне рога, как у дикого буйвола, я еще, чего доброго, могу кого-нибудь забодать ненароком. Улыбнулся Б-г и сказал:

Ты ничего не хочешь из того, что Я предлагаю, как же Я тебе помогу?

Если мне, чтобы защитить себя, придется убивать или ранить других, - ответила овечка, - оставь меня беззащитной.

Тогда Б-г наклонился, погладил милую овечку и сказал:

- Нет, дорогая овечка, не оставлю Я тебя беззащитной, раз ты сама готова страдать, только бы не обидеть других. Я придумал, что сделать. Пошлю тебе шубу из тонкой шерсти, а ты отправляйся к человеку и поделись ею с ним. Он полюбит тебя за то, что ты дашь ему теплую одежду, и будет охранять тебя от врагов.

И овечка ушла от Владыки, одетая в шубу из тонкой шерсти, мягкой и белой как снег.

ВСЕ К ЛУЧШЕМУ!

Однажды раби Акива* отправился в путь, взяв с собой осла, петуха и фонарь. К вечеру дошел он до деревни и попросил ночлега, но тамошние жители прогнали его, да еще надавали тумаков.

Такое грубое отношение не пошатнуло в нем веры, и, сказав: "Все, что Б-г ни делает, - к лучшему", он устало поплелся ночевать в лес. Устроился поудобнее, съел кусочек хлеба, вдруг слышит - петух истошно кричит. Вскочил раби Акива, но успел увидеть лишь хвост лисицы, убегавшей прочь с петухом в зубах.

Потеря петуха не поколебала веры в раби Акиве, и, снова сказав: "Все, что Б-г ни делает, - к лучшему", сел он учить Тору при свете фонаря.

Вдруг поднялся ветер и задул огонь. Опять сказал раби: "Все, что Б-г ни делает, - к лучшему", - и тут же заметил, что в темноте сбежал осел. Огорчился раби Акива потере осла, пожалел, что утром придется долгий путь пешком проделать, поохал, повздыхал, а все же повторил: "Все, что Б-г ни делает, - к лучшему".

На следующее утро, пройдя всю дорогу пешком и уладив свое дело, раби Акива возвращался домой. Дойдя до деревни, в которой с ним так скверно обошлись, он, к своему удивлению, увидел, что в ней нет ни единой живой души. Той же ночью, когда он просил ночлег и получил отказ, пришли туда разбойники и безжалостно всех поубивали.

И подумал тогда раби Акива: "Неисповедимы пути Г-спода. Разреши мне жители деревни остаться, разбойники наверняка убили бы меня вместе со всеми. А, судя по следам, пришли они из лесу, значит, были они в нем одновременно со мной. Стоило им услышать крик петуха или осла или заметить свет фонаря - и меня бы уже не было в живых. Воистину человек должен всегда полагаться на Б-га!"

------------------------------

Р. Акива - великий мудрец, о праведной жизни которого сохранилось множество преданий (I -II вв.). Принял мученическую смерть во славу Имени Б-жьего: римляне живьем содрали с него кожу.

Б-ЖЬИ СОЗДАНИЯ

Однажды раввин, знаток Талмуда, гулял в городском саду. В это же время два человека тащили теленка на бойню. А тот, чуя свою участь, как вырвется от них - и бежать.

Увидев на раввине широкий плащ, теленок спрятался под него. Вздрагивая, он жалобно мычал, словно хотел сказать: "Спаси меня! Спаси!"

Но раввин прогнал его, строго сказав:

- Иди, куда тебя ведут. Для того ты и родился, чтобы тебя забили на мясо.

Не понравился ангелам поступок раввина, и сказали они:

- Раз нет в нем жалости к живым существам и ожесточил он сердце свое, пусть корчится в муках. Вскоре раввин занемог, да так тяжело, что боли не давали ему ни минуты покоя. Ни один лекарь не мог понять, что у него за недуг.

Спустя немного времени служанка, убирая комнату раввина, нашла возле печки новорожденных котят. Заботливая мать перетащила их поближе к огню, чтобы было тепло. Взяла служанка котят и положила в мешок. Охая от боли, вскочил раввин с кресла, в котором сидел, и спросил:

- Куда ты несешь котят?

- На речку, топить. Куда же еще! - Ответила служанка. - Оставь их, - сказал раввин. - Б-г заботится о всех Своих созданиях и всех их жалеет, значит, и ты должна их жалеть.

Тут прошли у раввина боли, и он выздоровел.

Далее

Ваша оценка этой темы
1 2 3 4 5