(Выберите нужный месяц в выпадающем меню и нажмите V,
в правом меню появится соответствующий ему номер журнала).

№ 80


КАЛЕНДАРЬ

ПОСТ ДЕСЯТОГО ТЕВЕТА

В этом году с 22-го по 23-е декабря отмечается пост 10-го тевета (асара бе-тевет). Эта дата занимает важное место в еврейской истории.

В этот день (589 г. до н. э.) вавилонский царь Невухаднецар (Навуходоносор) начал осаду Иерусалима. Через три года, 17-го тамуза, он проломил городскую стену. А еще через три недели, 9-го ава, осада была завершена разрушением иерусалимского Храма и изгнанием еврейского народа.

Хотя пост 10-го тевета связан с историческими событиями, приведшими к разрушению Первого Храма, назначение его отнюдь не в увековечивании события, каким бы важным и трагическим оно ни было. Этот день дает каждому из нас возможность посвятить время тшуве, углубленному самоанализу, постараться заново оценить наши действия и изменить к лучшему свое поведение.

Пост 10-го тевета – один из четырех «малых» постов, которые начинаются утром, с восходом солнца, и длятся до вечера, до появления звезд. Поститься обязаны все, включая новобрачных. В утреннюю молитву добавляют специальные молитвы – слихот. Тора в этот день читается дважды – и во время «Шахарит», и во время послеполуденной молитвы «Минха».

Дополнительный материал - Мишна, трактат "Таанит"


ВЗГЛЯД

Обучать, соблюдать и исполнять!

Д-р Йона Шнайдер

В большинстве нерелигиозных семей в СНГ путь в учебе избирается в соответствии с определенной традицией, сложившейся в советскую эпоху на основе коммунистической идеологии. Становление этой традиции сопровождалось разрушением традиционной семьи и отрицанием родительского авторитета. Безраздельно господствующим авторитетом в определении путей образования было государство. В рамках государственной системы воспитания изучение евреями Торы не предполагалось, более того – преследовалось.

В духе этой традиции было воспитано несколько поколений евреев. И в наши дни, когда Советский Союз уже перестал существовать, многие евреи из СССР избирают такой путь в образовании детей, который либо полностью исключает изучение Торы, либо сводит его к минимуму, продолжая и в изменившихся условиях эту традицию советского образования. Следствием этого стало то, что значительная часть еврейских семей в СНГ не желают, чтобы дети посещали еврейские учебные заведения. А те, которые осознают необходимость еврейского образования и отправляют детей в еврейские школы, не протестуют против того, что во многих из них нет уроков Торы. В Израиле семьи евреев из СССР отдают детей, как правило, в государственные нерелигиозные школы, где объем учебного времени на изучение Танаха минимален. Что же касается самих родителей, то большинство из них, как и прежде, остаются в стороне от учебы и не проявляют желания восполнить недостаток в еврейском образовании. Оценивая реальный уровень их интереса к нашему духовному наследию в свете требования традиции изучать Тору «ради нее самой», нельзя не признать, что он весьма далек от идеала.

Мы видим, насколько сложна задача восстановления должного отношения к Торе после десятилетий отрыва от традиции. Тем более важен и поучителен опыт тех, кто начал систематическое изучение источников. Среди них следует назвать, прежде всего, преподавателей традиции в школах и кружках в Израиле и в СНГ. Что движет теми из них, кто изучает Тору, не считая себя верующими евреями? Многолетний опыт работы в сфере подготовки учителей дает нам основание назвать среди главных побуждений любовь к преподаванию как таковому, интерес к еврейской национальной культуре, истории и литературе. Некоторые заинтересованы в поиске своих корней и стремятся к более осознанной национальной самоидентификации. У других стремление к учебе связано с любовью к классической европейской литературе, одной из основ которой является Тора. Есть и такие, кто считает это необходимым для своего духовного развития и самореализации.

При всем разнообразии подобных побуждений, в них есть общее начало, а именно то, что Тора выступает в качестве средства, а не цели. Иными словами, она изучается «не во имя нее самой». Но допустима ли учеба, если людьми движут подобные побуждения?

Из приведенных ниже слов Ѓилеля и раби Цадока мы могли бы подумать, что нет, однако это не так. Чтобы разобраться в возникшей проблеме, нам следует вернуться к мишне из трактата «Авот», содержащей эти высказывания. Кроме них, она содержит и мнение р. Ишмаэля, сына р. Йоханана, сына Броки: «Тому, кто изучает [Тору], чтобы обучать, дается возможность учиться и обучать а тому, кто изучает, чтобы делать [все, что Тора предписывает], дается возможность учиться, обучать, соблюдать и исполнять». Из этого следует, что, наряду с изучением Торы «во имя нее самой» («чтобы делать»), есть место и для изучения Торы с целью ее преподавания, что, по мнению некоторых комментаторов, является допустимым побуждением. В более общей и определенной форме эту идею высказал рав Йеѓуда от имени Рава: «Пусть человек всегда будет занят изучением Торы и исполнением заповедей, даже, если [он это делает] не во имя них самих, ибо в ходе занятий не во имя них самих придет [стремление делать это] во имя них самих». Итак, изучение Торы для достижения утилитарной цели допустимо. Что же касается приведенных ниже слов Ѓилеля и р. Цадока о недозволенности извлечения личной выгоды из знания Торы, то, как объясняют наши учители, они имели в виду такие недостойные побуждения, как, к примеру изучение Торы для того, чтобы с помощью своих познаний уязвить или унизить других, подчинить их своей воле. Подобные цели абсолютно неприемлемы.

Итак, обобщая сказанное нашими учителями и учитывая реальное положение дел в современном образовании евреев из СССР, назовем следующие основные уровни заинтересованности в учебе: 1) отсутствие интереса, 2) изучение Торы «не во имя нее самой», 3) изучение Торы «во имя нее самой».

Как следует из высказывания р. Йеѓуды, переход от первого уровня ко второму может обеспечить переход от второго уровня к третьему. А развитие интереса можно представить в виде постепенного подъема движения по «лестнице интересов».


ВОПРОСЫ К РАВВИНУ

Если человек за уже свершенный грех заслужил наказание карет и душа его «отторгнута» от своего народа, значит ли это, что ему больше нечего терять и, как следствие, теперь ему все дозволено?

Карет – это кара, предопределенная Торой за сознательное нарушение ряда законов. Повсюду где Тора грозит отторжением души, например: «…душа всякого, кто съест квасное (в Песах)… будет отторгнута от Израиля» («Шмот», 12:15) или «…всякий, кто ест ее (кровь), будет отторгнут» («Ваикра», 17:14) – речь идет о карете. Мишна насчитывает тридцать шесть случаев, за которые полагается карет. В основном это наказания за нарушения запретов. Например, кроме упомянутых, – за различные виды кровосмешения, идолопоклонства, нарушение святости субботнего дня. Есть и другие виды запретов, карающиеся отторжением, связанные с храмовым служением и поэтому не столь актуальные в наше время. Но карет – это наказание и за нарушение двух предписывающих заповедей: за уклонение от обрезания («…его душа будет отторгнута от народа ее…» «Брейшит», 17:14), и от совершения пасхального жертвоприношения («Душа человека… отказавшегося принести пасхальную жертву, отторгнута будет от народа ее…» «Бемидбар», 9:13).

В чем выражается карет? Согласно одному мнению, отторжение души от Источника жизни может выражаться в преждевременной или неожиданной смерти, по другим – в бездетности или прекращении рода, смерти потомков. Рамбам, например, считает, что карет – это окончательное истребление души из грядущего мира, ее исчезновение после смерти без права на воскрешение из мертвых. Однако его постоянный оппонент Рамбан, настаивающий на неистребимости души и ее бессмертии, считает, что карет – это наказание в аду по степени прегрешения с последующим лишением духовного наслаждения, испытываемого праведниками.

Смертным не дано знать, исходя из каких принципов Творец ведет учет человеческим деяниям. Только Он вправе и в силах оценить степень вины и причиненного ущерба и взыскать за это. С точки зрения, например, психолога невозможно однозначно ответить на вопрос, является ли сила порочной привычки оправданием преступления или отягчающим обстоятельством. Однако из того, что нам сообщает Тора, следует, что если грех совершается один раз, – это плохо. А если он совершается вторично – это гораздо хуже. На самом деле, подразумевая под понятием карет целый комплекс наказаний, мы вправе предположить, что уровень каждого из них может варьироваться в зависимости от степени вины. Представление о возмездии в иудаизме подразумевает не воздаяние злом за причиненное зло, но очищение души страданием по принципу «мера за меру» и компенсацию причиненного ущерба. Исходя из этого, становится понятным ответ на заданный вопрос: усугубление вины влечет и усугубление ответственности, и у Всевышнего есть достаточно способов привести кару в соответствие с содеянным.

Не нужно забывать, что даже столь суровое наказание, как карет, неспособно лишить еврея его права на связь с Творцом, поскольку это принципиально невозможно. Это преграда, которую с каждым повторением греха преодолеть все трудней, но ни в коем случае не окончательный разрыв. И коль скоро это так, есть способы устранения этой преграды: в течение всей человеческой жизни врата раскаяния открыты для того, кто чистосердечно стремится вернуться к Нему.


ХАСИДСКИЕ ПРИТЧИ И РАССКАЗЫ

АЛЕФ-БЕТ

Раби Мендл, уже будучи главой десятков тысяч хасидов, отправился в дальний путь в Гуру-Кальварью, чтобы навестить больного меламеда – своего первого учителя грамоты.

Удивлению хасидов не было предела: их наставник никогда не оказывал подобных почестей даже самым знаменитым своим современникам, раввинам и праведникам.

– В этом нет ничего странного, – сказал Ребе одному из них. – Каждое слово Торы толкуется семьюдесятью путями. На каждое слово одного мудреца другой найдет семьдесят вопросов и возражений. Их прозрения в Торе прекрасны, но открыты для дискуссии. А то, чему учил меня меламед, незыблемо: алеф всегда алеф, бет всегда бет.

ВЕСЬ МИР В ОДНОЙ БУКВЕ

Когда раби Шнеур-Залман был заключен в Петропавловскую крепость, следователи по поручению императора не только допрашивали его по существу обвинений, но и предложили ему ряд вопросов из различных областей знания, а однажды показали новую уточненную карту Америки, недавно завезенную в Россию. Алтер Ребе мельком взглянул на нее и указал на несколько ошибок. После долгих разбирательств придворные географы согласились с его мнением. Следователи были поражены: откуда у раввина такие познания в «чужой» для него науке?

Раби Шнеур-Залман объяснил, что в первой букве Торы, в самом начале рассказа о создании мира, можно разглядеть весь сотворенный мир в мельчайших подробностях. Нужно только научиться видеть…

НУЖЕН ЗДОРОВЫЙ РЕБЕ

В недельной главе «Ваэтханан» сказано: «Только берегись и весьма оберегай душу свою…» Однако традиция говорит о том, что здесь говорится о бережном отношении к телу.

Один из учеников Магида постился целыми неделями: от субботы до субботы, когда раби Дов-Бер сделал ему замечание, он ответил:

– Для меня важнее мой долг перед душой, нежели перед телом.
– Кто сказал тебе, что надо есть ради тела?! – удивился Магид. – Когда ты ешь, ты исполняешь духовный долг перед учениками. Им нужны не только книги, им нужен здоровый Ребе.

О ЦЕЛЬНОСТИ

Однажды во время трапезы в последний день Песаха у Раяца, шестого Любавичского ребе, на столе почти не осталось цельных листов мацы – в основном, одни обломки. Хасиды, сидевшие за столом, начали разбирать стопки мацы в поисках цельных листов.

– Знайте, – сказал ребе, – нет более цельного, чем разбитое сердце.

ОДНО ИЗ ДВУХ

– Как можешь ты учить людей праведности, если тебе неведомо, что такое грех? – спросил странствующего проповедника Бешт.
– Откуда ты знаешь, что мне незнаком вкус греха? – ответил вопросом на вопрос польщенный проповедник.
– Одно из двух: если ты не грешил, ты не можешь научить людей праведности. Если грешил – иди и учи праведности самого себя.


ЕВРЕЙСКАЯ МЫСЛЬ

ЕВРЕЙ, КОТОРЫЙ СМЕЕТСЯ

р. Адин Штейнзальц

(Продолжение. Начало – в №78)

Еврей способен совместить в одном лице принца и нищего. Он остается самим собой всегда и везде, как на своей собственной земле, так и в изгнании. Вне зависимости от социального статуса и достатка его национальное существование было обусловлено, в первую очередь, развитым чувством собственного достоинства, верой в свою значимость, твердой убежденностью в своем избранничестве. Утрата этого чувства с неизбежностью приводила к обессмысливанию еврейства в глазах его носителей, распространению антисемитских мифов и стереотипов даже в еврейской среде, и, как последний этап, – к ассимиляции.

История еврейского народа – не только евреев СССР, но и еврейская история вообще, – большей частью трагична. Безусловно, стоило бы серьезно проанализировать общие места предпосылок, причин, породивших катастрофические события, которыми изобилует наша история. Я уверен, что почти всегда каждая новая еврейская трагедия предварялась вопросом, который мы задавали сами себе: «Быть евреем – это хорошо или плохо?» Туда, где возникал этот вопрос, и приходила беда.

И не надо путать его с иным: «Легко ли быть евреем?» Совершенно независимо от того, кем был ваш прадед, раввином или конокрадом, независимо от его общественного или материального положения, ответ был бы однозначным. Он бы вздохнул и сказал: «Разумеется, тяжело. Тяжело быть евреем, даже если ты богат и уважаем. Но как же тяжело им быть, если ты беден и тебя бьют со всех сторон!» Все знают, что евреем быть тяжело, но за все хорошее надо платить.

Евреи СССР в ходе эмансипации и ассимиляции постоянно задавали себе вопрос о целесообразности еврейства. Отчасти это было следствием нажима властей, отчасти евреи приложили к этому собственные усилия, но в любом случае все очень хорошо постарались, чтобы лишить советского еврея характерных национальных черт. Что еще можно было сделать, чтобы выбросить из себя все еврейское? «Потерять» метрику, изменить «пятую графу», сходить к логопеду, взять фамилию нееврейки-жены? А может быть, избавиться от мучительного комплекса, последовав примеру Майкла Джексона? Допускаю, что многие, будь у них такая возможность, с радостью пошли бы на операцию по коррекции носового хряща или по преображению в голубоглазого блондина. Те многочисленные евреи, которые сделали со своим еврейством то, что невозможно охарактеризовать никакими цензурными словами, теперь попали в ситуацию вора, пойманного с поличным. Можно только дивиться тому напористому упрямству, с которым их потомки продолжают снова и снова совать свой еврейский нос в политику нееврейского государства! Так или иначе, многие из них сделали из перечисленного выше реестра то, что было в их силах. Но все же главная проблема вовсе не в этом, и такие люди все же не составляли большинства.

Отказ от еврейской идентификации обусловливается, в первую очередь, отречением от иудаизма. В СССР не только само это понятие было предано поруганию и забвению, но даже на произнесение этого слова в среде советских евреев было наложено своеобразное табу, с тем, чтобы у человека не возникало никаких ассоциаций, напоминающих ему о его подлинной сути. Однако форма, лишившись наполнения, перестает быть ценной, превращаясь в шелуху, материальную оболочку, на языке Кабалы – клипу, «скорлупу», не вмещающую дар благословения свыше, а являющуюся воплощением – и носителем – проклятия.

Иногда конец жизненного пути заставляет человека явственно почувствовать, что от него не осталось ровным счетом ничего, кроме «налипшего» снаружи. Если подвести итог прожитым годам с учетом того, что было сделано за жизнь во имя Ленина-Сталина, комсомола, партии (а иными словами – для собственного временного и относительного благополучия), – то результат будет, по меньшей мере, плачевным. Однако это именно то, что произошло с подавляющим большинством советских евреев. Да, сначала было покончено с иудаизмом, но затем и светлая идея коммунизма приказала долго жить, – и вот, от человека более не осталось ничего, кроме характерного внешнего облика, неприятного как себе самому, так и окружающим, от которого, как ни пытайся, – не избавишься. Что осталось? Русская культура?! Деньги?! Если это стало самым отличительным еврейским качеством, то действительно существует очень большой вопрос, есть ли какой-нибудь смысл в таком «еврействе». Что еврейского в его мировоззрении, в мышлении, образе жизни? Оболочка, в которой мучается еврейская душа; то, на основании чего и теперь его называют «жидом» соседи и прохожие.

В чем, собственно, его достояние, когда все, что связывает его с еврейством, – всего лишь некий внешний признак, происхождение, «еврейские» гены?.. Для того, чтобы оставаться таким евреем, не стоит прилагать никаких усилий, а быть им – не проклятие, не благословение, а глупость. Многие утратили способность осмысленно поддерживать разговор на эту тему. Хотят ли они еще быть евреями, способны ли они ими быть? Как часто они вспоминают о своем еврействе, о том, к чему это их обязывает? И когда очередной эмиссар Сохнута, представитель Джойнта или другой организации читает лекцию на эту тему перед аудиторией, состоящей в большинстве своем из людей, которые вспомнили о своем еврействе лишь в связи с улыбнувшейся возможностью получения льгот, всегда ли он отдает себе искренний отчет в том, для кого, для чего и о чем говорит?

После того, как «союз нерушимый» все-таки рухнул (был ли он союзом или нет, вопрос отдельный; по крайней мере, ему удалось просуществовать в теории, как и научному коммунизму), вдруг повсеместно заговорили о том, что он возник по вине евреев, оказавшихся в авангарде революционного движения. То, что произошло в действительности, – нелепость, нонсенс, обернувшийся трагедией на одной шестой части суши. Теоретические построения кабинетных философов о социальном устройстве общества и о несправедливости этого мира были неожиданно восприняты всерьез обездоленными и отчаявшимися людьми. Эти бедолаги не только не усомнились в жизнеспособности теоретических моделей, но и попытались реализовать их на практике.

(Окончание)


ПРОЕКТЫ И ПРОГРАММЫ ИНСТИТУТА

НА ЕНИСЕЙСКИХ БЕРЕГАХ…

С 8-го по 12-е ноября на территории санатория «Меркурий», что неподалеку от Красноярска, прошел, с одной стороны, очередной, а с другой – новаторский семинар. Двадцать семь координаторов групп программы «Байт ле-мидраш для Сибири и Дальнего Востока» проходили подготовку в рамках нового учебно-педагогического проекта института.

На семинаре были представлены Новосибирск, Иркутск, Новокузнецк, Красноярск, Норильск, Кемерово, Барнаул, Томск и другие города региона. Атмосфера была очень теплой и дружественной. Ведь проект «Байт ле-мидраш» не только функциональная просветительская структура, но и сообщество единомышленников и друзей. И каждая такая встреча является не только незаменимым подспорьем, позволяющим ее участникам более эффективно вести просветительскую деятельность, но и своего рода «подзарядкой батареек», источником новых сил от общения с единомышленниками.

Семинар провели четыре ведущих педагога Института изучения иудаизма: д-р Й. Шнайдер, Н. Слободяник, р. И. Гиссер, Д. Палант. В многочисленных откликах, которые поступают в адрес института после семинара, неизменно отмечаются такие факторы, как профессионализм, эрудированность и оперативность преподавателей.

В этом году в рамках проекта «Байт ле-мидраш» был создан учебный курс, рассчитанный, в общей сложности, на трехгодичный период обучения. Его задача – охват всего спектра базового еврейского образования, предоставление его участникам своего рода «джентльменского набора» еврейских ценностей и знаний, необходимых людям, занятым еврейской просветительской деятельностью.

По мнению д-ра Йоны Шнайдера, основным условием успеха нового учебного курса является фактор непрерывности: «Каждый, кто изучает иностранный язык, хочет, в конце концов, одного – досконально выучить его. Но для этого необходимо систематически и регулярно заниматься в течение достаточно продолжительного времени. Стоит прерваться на непродолжительный срок – и месяцы кропотливого труда будут безвозвратно потеряны. Раньше информацию об иудаизме энтузиасты получали на семинарах, не объединенных каким-либо общим знаменателем, не привязанных к долгосрочному проекту. Да и подбор тем у разноплановых лекторов был, как правило, произвольным. Если же нашему коллективу удастся претворить наш замысел в жизнь и трехгодичный проект будет не только существовать на бумаге, но и реализовываться, это послужит моделью для систематического и более качественного, чем ранее, просвещения еврейского населения СНГ».

Участники были единодушны в отношении оценки нового учебного проекта: как и к любому многообещающему начинанию, к нему отнеслись с необычайным интересом. Посудите сами: может быть, впервые в истории еврейского образования в СНГ была предложена альтернатива бессистемному, эклектичному преподаванию еврейских предметов. Систематически еврейское образование у нас до сих пор могли получать только дети и подростки, родителям которых посчастливилось устроить их в еврейскую школу. Семинары же для взрослых всегда отличались, в первую очередь, отсутствием долгосрочных планов, некоторой хаотичностью тематики и случайным подбором преподавательского состава.

Гостеприимная красноярская община также не была оставлена без внимания. Так, для нескольких десятков молодых людей, собравшихся в общинном центре, Давид Палант провел вечер израильской песни, рассказал об этапах ее становления, ознакомил слушателей с отдельными шлягерами последних десятилетий истории Израиля. Совсем в ином, деловом ракурсе прошли беседы р. Гиссера с активом общины, на которых был затронут целый спектр вопросов, посвященных принципам существования еврейской общины и роли еврейского просвещения в ней, обсуждались функции раввина и взаимоотношения между членами общины. Совместная встреча субботы наверняка запомнится многим евреям Красноярска.

Хотелось бы выразить особую благодарность тем людям, без профессиональной и дружеской помощи которых этот семинар мог вообще не состояться. Наверное, впервые коллективу удалось наладить эффективное сотрудничество и с раввинами Сибири, и с представителями Сохнута и Джойнта. Раввины Кемерово и Новосибирска прислали из своих городов людей для участия на семинаре, а благодаря авиакомпании «КрассЭйр» по просьбе раввина Красноярска Беньямина Вагнера в короткий срок были улажены проблемы в аэропорту, связанные с перевозкой оборудования. Региональный представитель Джойнта Бени Дамари провел вместе с сотрудниками института встречу субботы, он приложил много сил для организации оптимального режима взаимодействия с членами общины Красноярска. И особую благодарность хочется выразить Фонду Пинкуса, оказавшему значительную поддержку в проведении семинара.

Деятельность семинара координировал Юрий Лившиц, который несколько лет учился по различным программам института. Мы гордимся нашим «выпускником», на плечи которого сегодня можно без опасений возложить тяжкий груз организации подобных мероприятий. Еще один наш «студент», Михаил Усов, внесший немалую лепту в организацию этого семинара, сегодня преподает еврейскую традицию и иврит. Вокруг таких подвижников, как Юрий и Михаил, собираются десятки людей, для которых они являются своего рода путеводной звездой.

Несмотря на неделю напряженных занятий во время будней – минимум пять пар в день (всего 65 учебных часов и даже несколько занятий в субботу!), дискуссии и «круглые столы», – несмотря на интеллектуальную и эмоциональную перегруженность, люди находили в себе силы и внутренние резервы до трех-четырех утра в неформальной обстановке – за чашкой чая или кофе – обсуждать животрепещущие вопросы, которые непременно возникают на местах у каждого еврейского активиста или общинного деятеля.

Нельзя не отметить очевидный прогресс в еврейской жизни в Сибири и на Дальнем Востоке: в последние годы во многих городах этих регионов появились раввины, возникли новые общины. И именно сейчас, на фоне общественного и административного подъема, деятельность «Байт ле-мидраш» является особенно актуальной. Еврейское население здесь состоит, в основном, из потомков жертв государственного планирования, которых в советское время судьба забросила в эти края по распределению, энтузиастов, приехавших осваивать сибирские просторы, студентов, приехавших сюда учиться из других мест бывшего СССР… Словом, сегодня в Сибири живут тысячи сынов народа Израиля. Но именно благодаря программе «Байт ле-мидраш» несколько сотен из них получили доступ к классическим еврейским текстам и еврейской культуре, во многом благодаря самоотверженности наших друзей-помощников, которые, не щадя своих сил, пытаются раздуть тлеющую искру национального самосознания в суровых сибирских условиях.

Подпишитесь на лист рассылки и получайте издания «Мекор Хаим» в формате PDF!

Вернуться


ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ФОНДА ПИНКУСА
ПО РАЗВИТИЮ ЕВРЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДИАСПОРЕ, ИЗРАИЛЬ