Завоевание доверия


В то время как в первом сюжете Элияѓу прячется в своей стране, во второй сцене он уже должен покинуть пределы Эрец-Исраэль и бежать в Финикию, в Царфат. Финикия – это место поклонения Баалю Тира, чей культ был привнесен в Израиль тирянкой Изевель, женой царя Ахава. Слова израильского пророка касались земли Бааля, и кнаанскоог бога плодородия в том числе. Божественное могущество безгранично.
Элияху должен отправиться в Царфат не только, чтобы лицезреть это могущество, но и чтобы пережить личностную трансформацию. У потока Крит его поддерживали природные чудеса, сотворенные Богом. В Царфате он должен полагаться на людей, а они – на него. Бог наказывает ему найти бедную вдову, которая будет кормить его:
«И было [обращено] к нему слово Господа, повелевшее: “Встань и пойди в Царфат, принадлежащий Цидону, и оставайся там; Я [уже] повелел там [одной] женщине, вдове, кормить тебя”. И встал он, и пошел в Царфат, и пришел к воротам города – и вот там [одна] женщина, вдова, собирает дрова. И подозвал он ее и сказал: “Дай мне немного воды в [этом] сосуде напиться”. И пошла она, чтобы взять [воду]; а он закричал вслед ей и сказал: “Возьми для меня и кусок хлеба ]и принеси[ в руке”. Она сказала: “[Клянусь: как] жив Господь Бог твой, что у меня ничего нет печеного, а только есть горсть муки в кадке и немного масла в кувшине; и вот, я собираю пару [сухих] деревяшек, и приду [домой], и приготовлю это для себя и для моего сына; съедим это и умрем”. И сказал ей Элияѓу: “Не бойся, пойди, сделай, что ты сказала; но прежде из этого сделай маленькую лепешку для меня и принеси мне; а для себя и для своего сына сделаешь после. Ибо так говорит Господь Бог Израиля: мука в кадке не кончится, и масло в кувшине не убудет – до того дня, когда Господь даст дождь на землю”. И пошла она, и сделала так, как сказал Элияѓу; и кормились она, и он, и домашние ее в течение года. Мука в кадке не кончалась, и масло в кувшине не убывало – по слову Господа, которое произнес Он через Элияѓу».
(«Млахим I», 17:8-16).
В 17 главе книги «Млахим I» описывается ритуал пророческого посвящения Элияѓу. Пережитые им события должны научить его не только тому, что он зависит от воли Всевышнего, но и тому, что значит быть пророком для людей. Живя в доме вдовы из Царфата, Элияѓу попадает в ситуации, где он должен завоевывать доверие. Пророк просит, чтобы она сделала небольшую лепешку из оставшейся муки сначала для него. Из их разговора отчетливо видно, что вдова испытывает не готова накормить Элияѓу, опасаясь за свою жизнь и жизнь сына. Пророк знает, что ее поступок повлечет за собой чудо, которое он сейчас явит ей, вдова же уверена в неизбежной смерти. Элияѓу должен решить последнюю задачу, вставшую перед ним: научиться убеждать людей доверяться ему и Богу. Ему удается убедить вдову. Ее вера вознаграждается чудесным наполнением кадки мукой и кувшина – маслом. Однако куда более важным является мостик доверия и понимания, возведенный между Элияѓу и вдовой в результате полученного опыта.

Наверх >>