Кто это сделал?


«И когда проходили мидьянские купцы, они вытащили Йосефа из ямы и продали Йосефа ишмаэльтянам за двадцать серебряных монет, а те отвели Йосефа в Египет». Возникает вопрос: о ком повествуют эти строки? Были ли мидьянские купцы теми, кто расстроил планы братьев и продал Йосефа ишмаэльтянам, пока братья наслаждались трапезой? Или сами братья, следуя плану Йеѓуды, вытащили Йосефа из ямы и продали? Мнения комментаторов разделились.
Раб Йосеф-Бехор Шор из Орлеана описывает происходящее как следствие крайней ненависти, которую братья испытывали к Йосефу. Они собственноручно совершили преступление:
«“Когда проходили мидьянские купцы”. Есть те, кто считает, что мидьянитяне услышали крики Йосефа, доносившиеся из ямы, вытащили его и продали ишмаэльтянам за двадцать серебряных монет, получив большую прибыль, поскольку с их стороны не было никаких финансовых издержек. Ишмаэльтяне же отвели Йосефа в Египет. Однако слова, завершающие эту историю – “и мидьянитяне продали Йосефа в Египет” означают, что они всего лишь руководили процессом его доставки в Египет... Но правда в том, что сами братья продали его, как сказано: “Ибо вы продали меня им”. На самом деле, они могли бы заплатить за то, чтобы избавиться от того, кого они так страстно ненавидели!
Рашбам предпочитает другое толкование, которое в какой-то мере реабилитирует братьев. Хотя они собирались продать Йосефа, их планам помешали мидьянские кочевники. Тот факт, что Рашбам склоняется к этой точке зрения, возможно, продиктован полемикой между ним и христианскими толкователями текста. История с Йосефом рассматривалась ими как прообраз новозаветного повествования, в котором Иисуса предали и продали за тридцать сребренников. Смягчая вину братьев в этой истории, Рашбам подрывает утверждение христиан.
Теоретически, одним из способов сравнения весомости обеих точек зрения является анализ свидетельств самого Йосефа, которые записаны в последующих стихах книги «Брейшит». Хотя и здесь Библия оставляет место разным толкованиям. В то время как в «Брейшит», 40:15 Йосеф говорит о том, что был украден, допуская, таким образом, толкование, предлагаемое Рашбамом: ибо я украден из земли евреев; а также и здесь ничего не сделал, за что меня следовало бы бросить в темницу.
В главе 45:4 он открыто заявляет, что был продан своими братьями:
«Я – Йосеф, брат ваш, которого вы продали в Египет».
К чему вся эта двусмысленность? Возможно, причина, по которой нельзя дать единственно верное толкование этой истории, состоит в том, что истинные мотивы происходящего известны лишь Богу. Поступки человека следуют конкретным четким моделям и логике. В этом случае у нас складывается впечатление, что соперничество между братьями и финансовые соображения двигали поступками братьев или купцов, когда, на самом деле, библейский текст поднимает нас на совершенно другой уровень восприятия. Писание подразумевает – и читатель в итоге понимает это, – что ни братья, ни мидьянитяне не были теми, кто продал Йосефа в Египет, – так реализовывался Божественный замысел.

Наверх >>

Йосефа продают его братья
Увеличить>>


Вникая глубже

Точка зрения

Кто это сделал?

Примечания


К выставке>>

Home
Hebrew || English