От нравственного к духовному


Другое направление мидрашей ставит своей целью возвысить нравственный аспект поведения дочери фараона, спасшей еврейского ребенка, до духовного уровня, чтобы ее связь с Моше стала более понятной и приемлемой.
«Дочь фараона вышла к Нилу искупаться, чтобы очиститься от идолопоклонства, практиковавшегося в доме ее отца» («Шмот раба», 1:23).
В мидраше раввины изображают дочь фараона отрекшейся от идолопоклонства, принятого в доме отца, еще до того, как происходит ее судьбоносная встреча с Моше. Все это не только объясняет причину, по которой она с такой безрассудной легкостью нарушила указ отца, но также избавляет читателя от разочарования тем фактом, что Моше вырастила неродная мать, которая к тому же была язычницей.
Помимо всего прочего, мидраш наделяет дочь фараона не просто гуманистическими, но духовно-религиозными чертами. Она занимает достойное положение наряду с Йохевед, матерью Моше, его сестрой Мирьям, повитухами Шифрой и Пуа и женой Моше Ципорой – всеми теми женщинами книги «Шмот», которые вырывали других из объятий смерти. Переведя поступок дочери фараона из чисто нравственной в религиозную плоскость, раввины выводят на передний план феномен, который мы встретим снова в духовном формировании ее приемного сына Моше. Его нравственное взросление начнется с поступка, продиктованного любовью к своим братьям, когда он пришел на помощь еврею, которого избивал египтянин («Шмот», 2:11). Это первый шаг Моше на пути к той цели, которую поставит перед ним Всевышний. Возможно, своим лидерским чертам Моше обязан своей приемной матери и другим женщинам в истории Исхода, которые стали для него ярким образцом для подражания.

Наверх >>