Ослепление Шимшона


«И усыпила она его на своих коленях, и позвала человека, и велела ему остричь семь прядей с его головы. И начал он ослабевать, и ушла от него его сила. Она сказала: “Филистимляне [идут] на тебя, Шимшон!” Он пробудился от сна и сказал: “Пойду, как и прежде, и освобожусь”. Но он не знал, что Господь отступился от него. Филистимляне схватили его и выкололи ему глаза…» («Шофтим», 16:19-21).

На своем полотне Рембрандт решил изобразить жестокий захват Шимшона в плен. Обманутого Длилой Шимшона схватили филистимляне, придавили его к земле и выкололи ему глаза, из которых полилась кровь. Его содрогающаяся в конвульсиях правая нога указывает в направлении дверного проема, где торжествующая Длила держит в руках волосы Шимшона и ножницы. Игра светотени на картине акцентирует внимание не только на плененном гиганте, но также на спасительном проеме, выход к которому ему перекрыли. Было бы полезно сравнить это портретное полотно с другим, названным «Шимшон и Длила», в сюжете которого Рембрандт больше придерживается библейского повествования. На нем Длила подзывает филистимлянина, чтобы тот срезал волосы Шимшона, в то время как на описываемом полотне Рембрандт нарушает повествование, изображая Длилу, которая держит в руке волосы Шимшона и ножницы.

Наверх >>

Ослепление Шимшона
Увеличить>>
Шимшон и Длила
Увеличить>>


Вникая глубже

Мощнее паровоза

Порочный круг

Примечания


К выставке>>

Home
Hebrew || English