Судьба народа


Тщательный анализ этого яркого библейского эпизода порождает еще одно объяснение. На самом деле, не Яаков отправил Йосефа в Шхем – то был Исраэль. Библия использует два имени Яакова (Яаков\Изсраэль) в различных контекстах, и выбор одного из них каждый раз тщательно продуман. Яаков, отсылающий Йосефа в Шхем, совершает поступок, лишенный здравого смысла, хотя в литературном плане это можно объяснить как случай двойственной каузальности. Oчевидно, Яаков руководствовался при этом заботой о других своих сыновьях, а также беспокойством об отаре. По сути, он не мог всего предусмотреть; это был момент в цепи событий истории еврейского народа. Исраэль (не Яаков), отсылающий Йосефа, запустил механизм исполнения в будущем завета Бога Авраѓаму, описанный в главе 15 книги «Брейшит». Йосеф вряд ли представлял себе, что его ожидает. Библейское повествование о гнете и избавлении уже вот-вот начнется, и ему суждено сыграть в нем ведущую роль. Его путешествие в Шхем стало катализатором постепенно разворачивающейся судьбы народа Израиля.

Наверх >>