Путешествие сына


Повествование подчеркивает парадоксальную иронию происходящего. В то время, как Яаков оплакивает смерть Йосефа, последнего, волею судьбы, увозит караван, поставляющий провизию высшим слоям египетского общества. Человеку из этого общества и будет продан Йосеф. Яаков остается в полном неведении относительно теологического контекста происходящего. Его сын стал инструментом Бога, реализующего завет, предзнаменовавший переселение в Египет. Текст искусно подводит нас к этому посредством истории о путешествии Йосефа в Шхем.
Как-то, когда его братья пошли пасти скот своего отца в Шхем, сказал Исраэль Йосефу: «“Братья твои не пасут ли в Шхеме? Пойди же, я пошлю тебя к ним”. Тот ответил ему: “Вот я”. И сказал он ему: “Пойди, посмотри, здоровы ли братья твои и цел ли скот, и принеси мне ответ”…» («Брейшит», 37:12-14).
Братья пошли пасти скот отца своего в Шхем, столицу исторической области Шомрон (Самария). Согласно писанию, Яаков приобрел там себе пастбища; таким образом, не было ничего необычного в том, что братья пошли в Шхем. Однако, Шхем был также местом, где обесчестили Дину, дочь Яакова, и местом презренного обмана и насилия, совершенного сыновьями Яакова. Зачем Яакову посылать Йосефа, свет очей своих, посмотреть, как обстоят дела у его братьев, в Шхем, место, которое стало дурным знамением для его семьи? Отправить Йосефа в такую даль, к братьям, которые кипели от гнева, зависти и ненависти к нему, было все равно, что бросить его волкам на растерзание.
Возможно, исходя из опыта своих отношений с рассерженным братом, Яаков решил, что вдали от дома братья оставят свою борьбу за влияние и умиротворятся. Может быть, именно эта мысль руководила им, когда он отправил Йосефа в Шхем.

Наверх >>