Наполеон и Зидан — не французы. Оба они национальные герои. И оба проиграли.
—
Видите у меня небольшой шрам над бровью? Я бы мог сочинить какую-нибудь
романтическую историю: любовь, ночь, дуэль, но ничего такого не было —
в детстве играл в футбол, упал, ударился о камень, с тех пор шрам. В аэропорту
в зале ожидания я минут десять следил за игрой «Швеция — Сенегал» — как
раз когда сенегальцы забили свой «золотой гол». Смотреть было одно удовольствие.
С одной стороны организация, расчет, рациональная, очень правильная, до
стерильности правильная игра; с другой — непредсказуемость, спонтанность,
импровизация.
— Я слышал, в Абу-Гоше* один предприимчивый ресторатор поставил большой
экран, и к нему повалили евреи смотреть чемпионат. В отличие от иерусалимских
баров, здесь не надо опасаться терактов. На то он и рассчитывал. И вот
возникает островок еврейско-арабского взаимопонимания и даже единства
в море ненависти: все любят футбол, все болеют за Англию.
— Что вы хотите: мандатная держава**! Общая история!
— А израильские арабы за национальную сборную болеют?
— Это может казаться странным, но да, болеют. Новое время — подъем национальных
государств. Новейшее время — государств, играющих в футбол. «Футбо-лизация»
— одна из важных проекций глобализации. История замещается историей футбола.
Поражение русских от японцев воспроизводит кампанию 1904-1905 года, катастрофа
Франции на чемпионате — кампанию 1812-1814-го. Национальные герои — Наполеон
и Зидан не французы. Тогда проиграли — сейчас проиграли.
— Зато бескровно.
— Другие времена, другие правила игры, хотя, как вы знаете, и футбол тоже
чреват. Я вообще-то доволен, что французы вылетели — они столь безобразно
ведут себя по отношению к Израилю, а в последнее время уже совсем позабыли
о соблюдении приличий, откупаются нами от арабского национализма. Пусть
немного пострадают: в отличие от наших, их страдания связаны исключительно
с самолюбием. Я как-то выступал на радио в Париже, а там тогда был взрыв
в метро. Меня спросили, что я по этому поводу думаю. Я ответил цитатой
из Притчей: посеявший ветер пожнет бурю. Переводчица побледнела: до чего
же я бестактен, до чего не политкорректен! Но перевела точно.
— А на радио и на телевидении о футболе говорить не приходилось?
— Однажды, но это было довольно давно, и не в Париже, а в Иерусалиме.
Меня пригласили участвовать в программе, где всяких патентованных мудрецов
спрашивают о смысле жизни, политических прогнозах и других важных вещах.
На закуску ведущий неожиданно спросил у присутствующих, есть ли шансы
у Петах-Тиквы выиграть у Маккаби.
— Вопрос не для мудрецов.
— Вот мудрецы и затруднились. А я так даже проанализировал турнирную
ситуацию. После этого я стал популярен: ко мне подходили незнакомые люди
на улице, пожимали руку и говорили, что передача была исключительно содержательной,
но помнили, естественно, только о футболе.
— Если вы и сейчас склонны к футбольным прогнозам, скажите, когда сборная
Израиля попадет на чемпионат мира?
— С большой вероятностью уже в следующий раз. У нас неплохая сборная,
главный ее недостаток — зависимость от настроения и соответственно отсутствие
стабильности. Если это преодолеть, все будет в порядке. Лет тридцать назад
мы уже пробивались на чемпионат. Почему бы не сделать это еще раз? Я думаю,
шансы есть. Футбол популярен, он прогрессирует, его любят. В Израиле чтут
день субботний. Только по-разному: одни в синагоге, другие на стадионе,
но отношение одно и то же — религиозное.
— А на стадион не боятся ходить? Теракты не пугают?
— Может, и боятся, но ходят. Не думаю, что болельщиков на стадионах стало
меньше. Та же картина, что и в синагогах. Есть вещи сильнее страха: в
одном случае общая молитва, в другом — любимая команда. Когда иерусалимский
«Бетар» неудачно выступает, полгорода в трауре.
— Люди в кипе в израильских клубах играют?
— Конечно, играют. Большинство израильских футболистов — выходцы из традиционной
еврейской среды. Порой футбольная команда в полном составе идет перед
матчем к кабалисту за благословением.
— Ну и как, помогает?
— Прямо надо сказать: не всегда. Главный раввин Великобритании Джонатан
Сакс рассказал мне забавную историю.
— О кабалистических благословениях? Они что, и в Англии практикуются?
— Если английские футоболисты и пользуются благословениями, то не кабалистическими.
Но история не о том. Главный раввин Англии Джонатан Сакс — ревностный
футбольный болельщик. И архиепископ Кентерберийский — тоже. Причем болеют
они за одну и ту же команду — за «Арсенал». Поскольку они люди известные,
то их футбольные пристрастия тоже хороши известны. Однажды оба они были
на матче, и и случилось так, что «Арсенал» проиграл с разгромным счетом.
Событие редчайшее! Все были в шоке. Газета «Тайме» опубликовала статью,
автор которой не сомневался, что почтенные духовные лица несомненно молились
за победу любимой команды (как же иначе!). И вот вам результат! Ничто
не демонстрирует тщетность молитв лучше, чем это происшествие. Джонатан
Сакс тут же отправил в газету теологическое опровержение. «Не знаю, с
какой стати автор сделал такие выводы, — написал раввин, — но они совершенно
ошибочны. Я действительно молился о победе «Арсенала». Думаю, то же самое
делал и архиепископ Кентерберийский. Ну и что из этого следует? Тщетность
наших молитв на том злополучном матче никоим образом не доказывает тщетности
молитв вообще».
— Почему?
— Да потому что Всевышний болел в тот день за «Манчестер Юнайтед»!
«Новое время»
___________________________________
* Абу-Гош — арабская деревня в десяти километрах от Иерусалима, традиционно
дружественная к евреям.
** Мандатная держава — с 1920 года по 14 мая 1948 года Палестина находилась
в подмандатном управлении Великобритании.
Опубликовано в 50 выпуске "Мекор Хаим", 2002 год.
Строительство домов под ключ проекты строительство домов по проекту заказчика.