Гл. страница >> Проводник >> р. А. Штейнзальц >> Книги >>"Творящее слово" >> XI

Перед Вами электронная версия книги А. Штейнзальца "Творящее слово".
Подробнее об издании этой книги и возможности ее приобретения  – здесь.


ГЛАВА ВОСЬМАЯ
Об опасности антропоморфизма и представлениях о Б-ге, перекликающихся с тем, что мы знаем о духовном мире человека

И как писал Рамбам, благословенной памяти, что у Всевышнего, благословен Он, суть и сущность и знание Его - все абсолютно едино, все - простое единство, а ни в коей мере не сложное*, точно так же это и отношении всех атрибутов Всевышнего, благословен Он, и всех Его святых Имен и эпитетов, какими Его называли пророки и мудрецы, благословенной памяти, - Милостивый, Милосердный, Творящий благо и подобные им Это верно и в отношении [эпитета] Мудрый, как написано "И Он также Мудр и т. д."*, и в отношении Его воли, [как написано] "Б-г желает страшащихся Его"*, и "Он желает творить добро"*, и "Он хочет, чтобы грешники покаялись, и не хочет их смерти и греховности"*, и "Очи Твои слишком святы, чтобы видеть дурное"*. Его Желание и Мудрость, Доброта и Милосердие и другие атрибуты не придают множественности и сложности, сохрани Б-г, сути и сущности Его, - но сущность и суть Его и Его Желание, Мудрость, Понимание и Знание и Его атрибуты Доброты, Силы, Милосердия и Красоты, включающей в себя Его Доброту и Силу, а также и все другие Его святые атрибуты - все абсолютно простое единство, каким является сущность и суть Его.

И как писал Рамбам, благословенной памяти "И подобное нельзя ни сказать, ни выслушать, и не может сердце человеческое этого постичь до конца", ибо человек мысленно себе представляет все понятия, которые он хочет постичь и понять, такими, каковы они в нем самом И таким образом, когда человек пытается мысленно представить себе, что такое Желание, или Мудрость, или Понимание, или Знание, или что такое атрибут Доброты и Милосердия и тому подобное, он все это себе представляет так, как это в нем. Однако на самом деле Всевышний, благословен Он, "высок и превознесен"* и "свято Его Имя"*, а это означает, что Он свят и отделен бесконечными мириадами ступеней разделений, несравненно выше качества, рода и вида всех восхвалений и превосходных эпитетов, какие творения способны постичь и вообразить своим умом.

Ибо первое достоинство и ступень у творений - это мудрость, и потому она названа "началом"*. И в самом деле она - начало и источник всей жизненной силы в творениях, ибо от мудрости происходят понимание и знание, а от них - все эмоциональные силы [мидот] рациональной души, как любовь, доброта, милосердие и все остальные [силы души] И это можно наблюдать - ребенок, лишенный знания, постоянно гневен и жесток, он любит то, что ничтожно и не стоит любви, ибо достойное любви он не может распознать и полюбить, ведь любовь возникает в меру знания.

И от эмоций души возникают в ней слова и буквы мысли, так как душа мыслит о любимом предмете или о том, как проявить доброту и милосердие и другие силы эмоций. В каждую мысль в мире облечена какая-нибудь эмоция, приводящая к этой мысли, и эта эмоция - жизненная сила данной мысли. А от букв мысли происходят буквы речи, и они [буквы мысли] являются их [букв речи] подлинной жизненной силой. А речь приводит к действию, [выражающемуся в] милостыне и доброте, - как король, повелевающий своим подданным дать [милостыню]. А также когда человек сам что-либо делает, сила души и жизнь ее, облекающаяся в это действие совершенно ничтожна по сравнению с силой души и жизнью ее, облекающей в речь человека, [друг к другу они относимы], как относимы и сравнимы тело и душа И тому же подобно соотношение букв речи и букв мысли, и таково же соотношение букв мысли и сущности эмоции, облеченной в нее и ее оживляющей, и таково же отношение сущности и жизненной силы этой эмоции к мудрости, пониманию и знанию, совокупность которых составляет разум, от которого произошла данная эмоция. Так это и в человеческой душе и в душах всех творений во всех мирах, верхних и нижних, - во всех мудрость есть начало и источник жизненной силы.

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ
О том, как Всевышнему настолько не относимо понятие постижения, что и понятие непостижимости по отношению к Нему не имеет смысла.

Но по отношению к Всевышнему, благословен Он, ступень Мудрости - которая [во всех творениях] есть начало мысли и основа ее - у Него она завершение действия, то есть она как бы считается категорией и ступенью действия по отношению к Всевышнему, благословен Он, как написано "Ты все мудростью сделал"* И [в порядке сравнения] можно сказать, [что Мудрость относима к Нему], как качество жизненной силы в телесном и вещественном действии относится к качеству жизненной силы мудрости, которая есть начало и источник жизненной силы в человеке и во всех материальных творениях [Жизненная сила физического действия] - ничто по отношению к жизненной силе букв речи, а она - ничто по отношению к жизненной силе букв мысли, а она - ничто по отношению к жизненной силе и уровню эмоций, от которых возникла эта мысль, а она - ничто по отношению к жизненной силе и уровню и ступени мудрости, понимания и знания, источника эмоциональных сил Совершенно подобно этому отношение ступени и уровня мудрости, начала и источника жизненной силы во всех мирах, ко Всевышнему, благословен Он, в славе Его и сущности, который возвышен и превознесен мириадами ступеней вознесения более, чем вознесение ступеней мудрости над жизненной силой действия, ибо это - вознесение лишь на пять ступеней действия, речи, мысли, эмоциональных сил и разума, но Всевышний, благословен Он, возвышен и превознесен над ступенью мудрости на мириады таких ступеней до бесконечности И только потому, что творения способны постигать лишь поступенное нисхождение от ступени Мудрости, которая для них - начало, ко ступени действия, нижней [из всех ступеней], мы говорим, что по отношению ко Всевышнему, благословен Он, ступень Мудрости считается как бы совершенно тем же, что и ступень действия.

То есть это значит, что Он "высок и превознесен" и возвышен великим вознесением, неизмеримо выше ступени Мудрости, и к Нему нельзя отнести никакое понятие, относимое к Мудрости, даже в безмерно превосходной степени. Так нельзя, например, сказать о Нем, что никакое из творений, как верхних, так и нижних, не способно постичь Его Мудрость и Суть, ибо постижение относимо и применимо к [сфере] мудрости и разума, и [в таком случае] можно сказать, что это можно или нельзя постичь из-за глубины постигаемого. Но Всевышний, благословен Он, выше разума и мудрости, и о Нем совершенно нельзя сказать, что нельзя Его постичь из-за глубины Постигаемого, так как сфера постижения вообще к Нему не имеет отношения, и если кто-либо говорит, что нельзя Его постичь, это звучит так, как если бы он сказал о некоей возвышенной и глубокой мудрости, что нельзя ее пощупать руками из-за глубины постигаемого, - каждый, кто услышит такое, посмеется над ним, потому что чувство осязания относимо и применимо только в сфере телесного действия, где естественно прикосновение рук. Подобным же образом по отношению ко Всевышнему, благословен Он, ступень разума и постижения считается совершенно такой же, как физическое действие - и даже постижение разумных [творений] в высших мирах, и даже ступень Высшей Мудрости, всех их оживляющая, как написано "Ты всех их мудростью сделал".

А что Всевышний, благословен Он, назван Мудрым в Писании и Мудрецы, благословенной памяти, относят к Нему ступень и уровень мудрости, - это потому, что Он источник Мудрости, ибо от Него, благословенного, проистекает и эманируется суть ступени Высшей Мудрости в мире Ацилут И также [Он назван] Милосердным и Благим, ибо Он - источник ступеней Милосердия и Доброты и прочих атрибутов, ибо все они произошли и эманированы от Него, да будет Он благословен Вид и природа этого происхождения и эманации - как и что - известны просвещенным [в Тайной Мудрости].

Но мы не дерзаем вникать в область Сокровенного, и лишь открыто нам, дабы уверовать полной верой, что "Он и Его атрибуты - одно", то есть атрибуты Всевышнего, благословен Он, и Его Желание, Мудрость, Понимание и Знание - [одно] с сутью и сущностью Его, только Он возвышен бесконечно над категорией Мудрости, разума и постижения И потому единство, которым Он соединяется со Своими атрибутами, которые Он эманировал из Себя, также не есть в сфере постижения, [то есть невозможно] постичь, как [Он] с ними соединяется, и потому в священной книге "Зоѓар" атрибуты Всевышнего, благословен Он, то есть сфирот, названы Раза д'мгеймнута, Тайна веры, и это - вера, превосходящая разум.

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ
О единстве атрибутов Всевышнего с Ним самим и о том, что качественные определения, которые служат им названием, имеют смысл только по отношению к сотворенному.

Но все же, так как "Тора говорит языком людей"*, чтобы "ухо слышало то, что человек в силах понять"*, Мудрецам Истины дозволено говорить о сфирот, пользуясь сравнением. И они назвали их "светами", чтобы с помощью такого сравнения мы поняли отчасти суть единства Всевышнего, благословен Он, и Его атрибутов В этом сравнении оно подобно единству света Солнца в теле Солнечного шара с самим телом Солнца, который назван светилом, как написано "Большое светило и т.д."*. А свечение и блеск распространяющийся от него и светящий, называется светом, как написано "И назвал Б-г свет днем"*. А когда свет в источнике своем, в теле Солнца, он един с ним совершенным единством, ибо там только одна сущность - тело светящего светила Свечение и свет там - единая сущность с телом светящего светила и совершенно не имеет особого существования.

Точно таким же образом - и еще того более - [едины] атрибуты Всевышнего, благословен Он, и Его Желание и Его Мудрость в мире Ацилут, с Его сутью и сущностью, так сказать, облекающейся в них и соединяющейся с ними совершенным единством, ибо они от Него, благословенного, продолжены и эманированы, как, например, распространение света от солнца, но не вполне таким же образом, а неким удаленным от нашего познания и превышающем его, ибо "пути Его выше наших путей"103. И все же, "чтобы ухо слышало то, что человек в силах понять", вслушаемся и рассмотрим сравнение о свете Солнца, который един со своим источником, и в нем не существует, и именем своим сам по себе [там] совсем не называется, а есть только имя источника Так атрибуты Всевышнего, благословен Он, и Его Желание и Его Мудрость, определяются и называются так только по отношению к сотворенным, верхним и нижним, так как их возникновение, их жизненная сила и управление ими, [то есть то], что Всевышний, благословен Он, их создает, оживляет и управляет ими, [происходит] посредством Его Желания, Мудрости, Понимания и Знания, облекающихся в Его святые атрибуты, как сказано в мидраше* "Десятью сущностями создан мир мудростью, разумением и знанием, как написано "Б-г мудростью основал землю, утвердил небеса разумением, и знанием Его разверзлись бездны и т.д."* И как сказал пророк Элияѓу "Ты вывел десять тикуним [одеяний], которые мы называем сфирот, чтобы управлять через них скрытыми мирами, которые не раскрываются и мирами, которые явлены, а Ты скрываешься в них"*.

Например, в первый из шести дней творения проявился атрибут Доброты [Хесед], включающий в себя все святые атрибуты Всевышнего, и Его Желания, Мудрость, Понимание, Знание были в нем облечены И Он создал им свет речением "Да будет свет"*, а это - распространение света и привлечение его сверху в мир, и его распространение в мире из конца в конец, и это [сотворение света] - категория Хесед, и лишь потому, что в нее включена также и Гвура, свет этот не был духовного порядка, точно таким же, как Свет в верхних мирах, и еще он облекался в этот мир, конечный и ограниченный - ведь написано "пятьсот лет пешего пути от земли до небами с востока на запад"108.

И подобным образом во второй день проявился атрибут Силы [Гвура], включающий в себя все остальные атрибуты и Его Желание и т.д, и Он создал им небосвод речением "Да будет твердь небесная посреди вод и да отделит воды от вод"*. И это [разделение вод] - Цимцум и ограничивающие силы, чтобы скрыть верхние духовные воды от нижних вод,, дабы таким образом, отделившись от верхних вод, нижние воды материализовались И в него [в атрибут Силы] включен атрибут Доброты, ибо "мир добротою строится"*, ибо все это [разделение вод] для того, чтобы появилась суша, а на ней и человек для служения Всевышнему И так все [остальные атрибуты Всевышнего, благословен Он, проявились соответственно в каждом из дней творения].

И сказал о том пророк Элияѓу в книге "Тикуним", там же "Чтобы показать как миром правят праведность и справедливость, праведность - это суд, а справедливость - милосердие все [проявление атрибутов] для того, чтобы показать, какими путями ведется мир, но не потому, что у Тебя постижимая праведность, то есть суд, или постижимая справедливость, то есть милосердие, и [также] все прочие атрибуты".

ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ
О Высших Буквах.

И Десять Речений также называются Речениями только по отношению к сотворенному Ибо также как эмоциональные силы в душе человека, когда они должны проявиться в действии, проявляются облеченными в буквы мысли, [так и атрибуты всевышнего, благословен Он]. Например, сила доброты и милосердия в душе не может проявиться реально, в действии, иначе, как в результате того, что [человек] размышляет своим разумом и обдумывает, как на деле сделать это доброе и милосердное действие, ибо действовать без мысли невозможно. А если он приказывает другим это сделать, как король, то сила доброты, а также и буквы мысли облекаются в речь (подобным образом происходит, и когда человек обращается к другому с добрыми и милосердными словами.)

Так, если воспользоваться сравнением, - когда атрибуты Всевышнего, благословен Он, нисходят к уровню проявления своего действия в нижних, это проявление и проистечение этого действия называется речением и сочетанием букв. Ибо никакое действие не может проистекать от Его святых атрибутов без сочетаний, называемых буквами. Так, на пример, для сотворения света и атрибута Хесед, от него [от Хесед] происходит продолжение действия и сила, чтобы произвести действие и сотворить свет. И проистечение этой силы и жизнетворности называется речением и буквами: "Да будет свет". И хотя они не подобны нашим буквам мысли, сохрани Б-г, все же этим понятием выражено возникновение света из ничего. Поэтому свет был создан продолжением этой силы, но не были ею созданы другие сущности, которые также сотворены атрибутом Хесед, как вода и тому подобное, ибо в ней облеклись силы других сочетаний, указывающих на возникновение воды и тому подобных вещей.

Таким образом, вся жизнетворность и силы, проистекающие от Его святых атрибутов к нижним [творениям] для сотворения их из небытия, их оживления и поддержания их существования, называются Святыми Буквами, и они - проистечение жизнетворности от его Желания, Мудрости и Его [эмоциональных] атрибутов для создания миров и их оживления.

Миры эти делятся на две группы: "Скрытые миры, которые не раскрываются"*, они созданы, живут и получают поддержание своего существования от сокровенных сил и проистечении, подобных буквам мысли в душе человека, если использовать это сравнение; а открытые миры создаются и живут от открытого проявления, коим раскрываются сокровенные силы и проистечения, называемые буквами мысли. И на ступени своего раскрытия для оживления открытых миров они называются речениями, и словом Б-жьим, и дыханием уст Его, как, если обратиться к сравнению, буквы человеческой речи, раскрывающие слушателям то, что было тайным и скрытым в сердце этого человека. Но на самом деле Высшие Буквы Речи много и несравненно выше ступени и сути мудрости и разума творений. Ведь речением и буквами: "Сделаем человека по нашему образу и т.д."* был сотворен человек, обладавший мудростью и разумом; или даже только Высшим Дыханием [был он сотворен], как написано: "И вдохнул в его ноздри душу жизни"*. И значит, Речение и Высшее Дыхание - источник мудрости и разума в душе первого человека, обобщающей в себе все души праведников*, которые выше ангелов, служащих Ему*. И причина [того, что Высшие Буквы несравненно выше души] в том, что Буквы Речи Его, благословенного, - это проистечения, силы и жизнетворность, [исходящие] от атрибутов Его, благословенного, единых с сутью и сущностью Его абсолютным единством, которое неизмеримо и бесконечно выше уровня мудрости у творений. И буквами они называются не по отношению к творениям, а по отношению к самим Его атрибутам.

И есть двадцать два разных вида проистечении, жизнетворности и сил, которыми сотворены все миры, верхние и нижние, и все творения в них. Так зародилось в Желании и Мудрости Его, благословенного, - создать мир именно двадцатью двумя видами разных проистечении, не более и не менее, и это двадцать две буквы, укороченные в устах и в языке, как сказано в книге "Сефер ѓа-Йецира"* (а их письменная форма показывает на формальный рисунок, как будет далее объяснено). Ведь буквы речи и мысли в душе человека - также проистечения от разума и эмоций в душе, от их сути и сущности, как это объясняется в другом месте*.

ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ
О сочетаниях букв и о сущности многообразия мира.

[Хотя существуют лишь двадцать две буквы], но творения делятся на виды общие и частные с помощью изменений сочетаний, смен и подстановок букв, как говорилось выше*. Ибо каждая буква - продолжение особой частной жизнетворности и силы, а когда много букв соединяется вместе, чтобы стать словом, то, кроме множества [разных] видов сил и жизнетворности, продолженных согласно числу букв в слове, есть еще их все превосходящее проистечение Высшей Силы и Общей Жизнетворности, которая содержит в себе все виды частных сил и жизнетворности букв, равнозначима им и их превосходит. Она их соединяет и связывает воедино, чтобы сообщить силу и жизнетворность миру, сотворенному этим словом как в общем, так и в его частных деталях*.

Так, например, словами речения: "Да будет твердь небесная и т.д."* были созданы семь небосводов и все небесные воинства, как сказали наши Мудрецы, благословенной памяти: "Шехаким, в которых стоят жернова и мелят манну для праведников... Зевуль, в котором [построен небесный] Иерусалим, Храм и алтарь... Махон, в котором сокровища снега и града и т.д.". В общем небеса созданы, живут и получают поддержание своего существования от общности этих слов речения. "Да будет твердь небесная и т.д.". А каждое отдельное творение в семи небосводах и каждая деталь его сотворены, живут и получают поддержание своего существования от одного из сочетаний букв этих слов или от этих смен и подстановок согласно жизненной силе каждого из этих отдельных творений Ибо каждое изменение сочетания [букв] есть изменение сложения сил и жизнетворности. И каждая буква, предшествующая другим в сочетании, является доминантной, она - сущность этого творческого акта. Остальные же буквы второстепенны по сравнению с ней - они включены в ее свет. Таким образом создается новое творение. Точно также путем смен букв или подстановок создаются новые творения меньшего достоинства, чем те, что [создаются] самими буквами. И можно это сравнить с лунным светом, освещающим землю ночью луна отражает солнечный свет, и таким образом на земле светит свет от света солнца. И точно так же, как в этом сравнении, буквы Речений - сумма проистечении, жизнетворности, и света, и силы от атрибутов Всевышнего, благословен Он, для сотворения миров из ничего, их оживления и поддержания их существования, пока есть на то Воля Его, благословенного. И от этого общего проистечения и великого свечения засветил Всевышний и продолжил от него производные, подобные ему, и их ответвления, которые есть производные и проистечение света от букв, и это - смена букв и их подстановки. Ими Он сотворил отдельные творения в каждом из миров. Точно так же Он засветил еще, и продолжил, и низвел вниз отражение отражения от отражения [троекратно уменьшенное отражение] от отражений букв. И еще продолжил и низвел до самого низа постепенного нисхождения, пока не стали созданы совершенно неодушевленные [творения], как камни и земля. И их имена эвен [камень] и афар [земля] есть смены смен [букв] и т.д. и подстановки подстановок [букв] и т.д., как уже говорилось выше.

ЗАВЕРШЕНА ЧАСТЬ ВТОРАЯ С ПОМОЩЬЮ ВСЕВЫШНЕГО, ДА БУДЕТ ОН БЛАГОСЛОВЕН И ПРЕВОЗНЕСЕН.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 В молитве "Шма" три отрывка из Торы Дварим 6:4-10; 11:13-22; Бемидбар 15-37-42. К первой ее фразе мудрецы добавили слова' "Благословенно Имя Славы Царства Его навеки"

2 Мишлей 22:6.

3 Теѓилим 34:15. Исполнение запретов.

4 Там же.

5 Тания, часть I, глава 4:41.

6 Дварим 11:22.

7 Ср. Тания, часть I, глава 19.

8 Теѓилим 97.12.

9 Ср. Дварим 30-20.

10 Ишайягу 26:9.

11 Берешит 42:9.

12 Ирмиягу11:4.

13 Зоѓар II, 90Б.

14 Мишлей 27-19

16 Тания, часть I, глава 46.

16 Дварим 10.12

17 Там же, 10:14-11.

18 Там же, 11-22.

19 Там же, 6:6.

20 Бемидбар 18:7.

21 Тания, часть I, 14:43; часть IV, 18.

22 Мишлей 25:61.

23 Ср.Зехария 3 7.

24 Теѓилим 37.24.

25 Аннотация автора ко второй части. "Слушай, Израиль, Г-сподь Б-г наш, Г-сподь один". Первая часть молитвы "Шма". "Благословенно Имя Славы Царства Его навеки". Фраза, следующая за "Слушай, Израиль"

26 Дварим 4-39

27 Теѓилим 119:89

28 Берешит 1:6.

29 Иеѓошуа 40:8. Г

30 Из утренних молитв.

31 Ари - начальные буквы имени величайшего каббалиста рабби Ицхака Луриа Ашкенази (1514-1572).

32 См. ниже, глава 11, а также часть!, главы 20-22.

33 Шмот 14:21-22; 15 8

34 См. начало главы 10.

35 II Шмуэль 23:2.

36 Теѓилим 33:6.

37 См. Иегошуа 40:5; 52:8; Тания, часть I, глава 37.

38 Дварим 8:3; Зоѓар III, 47Б.

39 Теѓилим 84.12.

40 Недарим 8Б.

41 Иов 1:5.

42 Глава 2.

43 Теѓилим 145 3.

44 Введение к книге Тикуней Зоѓар", ср.Тания, часть IV, глава 20.

45 Теѓилим 89:3

46 См. Тания, часть I, глава 22.

47 Раши, комментарии к главе "Берешит" 1:1; Берейшит Раба 12:15.

48 Введение к книге "Тикуней Зоѓар".

49 См. Тания, часть IV, глава 15.

50 Дварим 33:2.

51 Здесь закрываются авторские скобки, открытые в конце главы 4. Все, заключенное в эти скобки до конца пятой главы, представляет собой объяснения на основе каббалы, необходимые для понимания вопросов, возникающих в первых четырех главах.

52 Буквы еврейского алфавита имеют также числовое значение Гематрия - сумма числовых значений букв слова. Если гематрии слов совпадают, это показывает, что между ними есть связь.

53 Введение к книге "Тикуней Зоѓар".

54 Дварим 4:39.

55 Кидушин 6А.

56 Теѓилим 146-2.

57 Зоѓар I, 18Б.

58 Там же, II, 134А.

59 Сефер ѓа-Хаим, Геула", гл. 2; Рабейну Бехае, "Ваейшев" 38:2; Пиркей д'рабби Элиезер, глава 3 и др.

60 Ср. комментарий Раши к главе "Шофтим" 5:14.

61 Мишлей 14:28.

62 Иеѓошуа 3:11-13.

63 Из утренних Молитв. Из книги "Теѓилим" 93'1,10,16; Шемот 15'18

64 См. ниже главу 8.

65 Зоѓар III, 257Б

66 Малахи 3:6.

67 Из утренних молитв.

68 Иов 32:7.

69 Иеѓошуа 55:9.

70 Иов 11-7.

71 Там же, 10:4.

72 Гилхот Иесодей га-Тора 2:9-10.

73 Шаар Мегут ве-ѓа-Нѓаѓа, 13

74 Шабат 97А.

76 Зоѓар III, 225А.

76 Введение к книге "Тикуней Зоѓар".

77 Теѓилим 139:12.

78 Ишайягу55:8.

79 Ср. Тания, часть I, глава 48.

80 См. Яд га-Хазака, Гилхот Иесодей ѓа-Тора, 3:8; введение к комментариям к Мишне

81 Хагига 13А.

82 Введение к книге "Тикуней Зоѓар".

83 Теѓилим 33.9.

84 Там же, 89:3.

85 Там же, 33:6.

86 Берешит Раба 21:5.

87 Пардес, Шаар 2'3-6. См. ниже, глава 11.

88 См выше, главы 1, 2.

89 Яд га-Хазака, Гилхот Иесодей ѓа-Тора 2.10.

90 Иеѓошуа 31:2.

91 Теѓилим 147-11.

92 Миха 7:18.

93 Ср. Иехезкиель 18:23; праздничная молитва - мусаф."

94 Хаббакук 1:13.

96 Из утренних молитв.

96 Там же

97 Теѓилим 111:10. См. также Таргум Иерушалми, Берешит 1:1.

98 Теѓилим 104:24.

99 Брахот 31Б.

100 Мехильта, Итро 19:18; Мидраш Танхума, Итро 13.

101 Берешит 1:16.

102 Там же, 1.5

103 Иеѓошуа 55:9.

104 Хагига 12 А; Ялкут Шимони, Мишлей 3.

105 Мишлей 3:19-20.

106 Введение к книге "Тикуней Зоѓар".

107 Берешит 1.3.

108 Хагига 13А.

109 Берешит 1 6.

110 Теѓилим 89-3.

111 Берешит 1:3.

112 Введение к книге "Тикуней Зоѓар".

113 Берешит 1:26.

114 Берешит 2:7.

115 Шаар ѓа-Мицвот, Ки Теце и др.; Шемот Раба 40:3.

116 Ср. Ликутей Тора, Беѓар, стр. 81.

117 Сефер га-Йецира, главы 1'2; 2:2 и др.

118 См. Тания, часть I, глава 20.

119 См. главы 1, 7, 10.

120 Берешит 1:6.

121 Хагига 12Б.

Назад >>

взять в Аренду сервер по кс 20