Главная страница >>Библиотека >> "Рабби А.И. Кук" >> части I, II, III

Перед Вами электронная версия книги «Из наследия рава Кука», изд-во "Амана".
Подробнее об издании этой книги и возможности ее приобретения  – здесь.
Zip-файл >>


БЕСЕДА III. АГАДА (ТАЛМУДИЧЕСКИЕ СКАЗАНИЯ)

Неоднозначность, присутствующая в сказаниях мудрецов. Переносный смысл сказания "принесите жертву моего искупления". Искажения смысла, вносимого историками и исследователями. Душевная расположенность и благочестие как необходимые условия правильного понимания сказания. Влияние, оказываемое изучаемым предметам на учащегося. Примеры, освещающие ход мысли мудрецов в их сказаниях: 1. Господь накладывает тфилин, 2. Молитва.

Двоякий смысл сказаний мудрецов

Дошедший до нас Талмуд состоит из двух частей: галахическая и агадическая (повествовательная). В книге "Эйн Яаков" собраны сказания вавилонского Талмуда, часто сопровождаемые толкованиями агадического типа*. Заметно личностное, душевное, прямо-таки любовное отношение к сказаниям мудрецов в Талмуде, Эти сказания увлекательны, не требуют умственного напряжения, не похожи на сложные талмудические диспуты и читаются легко, как сказки, пословицы и притчи.
________________________
* Толкования агадического и галахического типа два вида толкований в еврейской религиозной литературе. Форма толкования и его стиль отличны от самой Галахи и Агады. Прим. переводчика.
________________________
Именно по этой причине к сказаниям часто относятся легкомысленно. О них не спорят, их не опровергают. Общедоступная форма сказаний вынуждает одних относиться к ним со скептическим равнодушием, других - попросту пренебрегать ими.

Великие люди разных поколений полагали, что сказания мудрецов находятся в преемственной связи с внутренним миром Иудаизма. В них присутствуют глубокие и возвышенные идеи, но еврейские мудрецы для выражения своей мысли облюбовали специфический язык и специфические средства изложения.

Проблема, стоящая перед нами, состоит в следующем: каким образом внедрить представление о неоднозначности притчи и о двуплановости ее языка в сознание и сердце воспитанников? Если нам удастся это сделать, то, столкнувшись с непонятным и загадочным сказанием, ученики будут допытываться сокровенного смысла сказанного. Возможно, они смогут самостоятельно углубиться в текст и понять его, если нет - обратятся за разъяснениями к более знающим людям.

Все сказания и толкования мудрецов, вобравшие в себя бесценные сокровища тайн Торы, это великая духовная мудрость. Но во имя задач, которые были ведомы уже ученым более ранних веков, мудрецы облекли свои сказания в аллегории. ("Письма".)

Скрытый свет

Одной из таких озадачивающих сказаний упоминается в Талмуде в трактате "Хулин": после того, как повелел Г-дь, чтобы уменьшилась Луна в наказание за соперничество ее с Солнцем, сказал Он: "Принесите искупление мое за то, что я уменьшил Луну".

Эти слова крайне трудны для восприятия. В первую очередь, непонятно, каким образом можно принести искупление за Г-да, будто Он совершил проступок и люди могут искупить деяния Его. Ответ рава Кука таков: слова эти нельзя толковать буквально. Надобно знать, что существуют понятия, которые могут постигнуть лишь немногие, и такие люди передают свое знание последующим поколениям в таинственном облачении.

Сказание мудрецов "Принесите (жертву) моего искупления" нельзя толковать буквально... Полезно было разъяснить, что оно дано в переносном смысле, заключая в себе возвышенные представления о тайнах Г-дних, долженствующая стать уделом только боящихся Его и что идеи эти облачены в одеяние, дабы сокрыть сияние столь величественных понятий, воспринимать которые достойны лишь немногие люди во-все времена. Ибо слава Г-дня - достояние тайны. ("Письма".)

Как следует изучать сказания мудрецов

В последних поколениях изучение сказаний пришло в упадок. Исследователи и историки изучали тексты бездушно, не питая к ним должного почтения, сторонясь благочестия. Для них притча - не что иное, как подсобный материал для археологических или литературоведческих изысканий. Отсюда множество ошибок. Отвергая подобный подход, рав Кук объясняет, что правильное понимание сказаний возможно лишь при их постоянном изучении, обусловленном благочестием и богобоязненностью. Только так сумеет человек расшифровать тайну сказаний. Более того: при таком подходе учение будет способствовать духовному росту личности.

...Подлинная ценность сказаний раскрывается не в поверхностном их знании, как это полагали немецкие ученые или организаторы семинаров, их сокровенный смысл постигается только трудом и неустанным изучением, неотделимым от святости и чистой богобоязненности, присущей лишь тем, кто бескорыстно изучает Тору. И тогда сокровища сказаний превращают самого человека в существо, живущее жизнь духовной и благодатной. ("Письма".)

Пример комментария рава Кука

Поскольку одних общих правил недостаточно, необходимо сопроводить их примером.

Приведем для начала изречение мудрецов в трактате "Благословения". Суть в следующем: Г-дь накладывает тфилин. Нужно ли задавать примитивные вопросы: скажем, изготовлены тфилины из пергамента и окрашены ли они черной краской? Дабы правильно объяснить это изречение, рав Кук начинает с нескольких вступительных замечаний. Человеку присущи разум и воля, согласно которым он действует. Разум диктует ему порядок действий, производимых человеком в соответствии с его логикой и пониманием. Воля же направляет его чувства. Оба эти начала выполняют, следовательно, функции, заложенные в них природой. Например, даже неразвитый ум предостерегает человека от опасности, чувство побуждает его стремиться к насыщению, наслаждениям, игре и т. д. Ум сосредоточен в мозгу, чувство и воля - в сердце. Предоставленные самим себе, оба органа, мозг и сердце, выполняли бы только естественные, то есть физические функции. Тфилин, накладываемые возле мозга и напротив сердца, предназначены быть силой, руководящей деятельностью разума и воли, с тем, чтобы все свои природные действия они сообразовывали с нравственностью. Тфилин помогает человеку действовать в соответствии с моральными ценностями. Так, человек питается не только для того, чтобы удовлетворить естественные желания - поддержание телесного здоровья необходимо для служения Г-ду.

Аналогичный принцип естественного и морального руководства распространяется и на мир в целом. Есть установленные законы, благодаря которым держится мир, и законы эти в какой-то степени естественны. Однако необходимо возвысить их на моральную ступень. Допустим, инстинкт самосохранения и размножения естественен, однако люди должны его одухотворить. Необходимо, конечно, заботиться о продолжении человеческого рода, ибо так заповедал Г-дь, желая усовершенствования и развития мира. Но в естественных проявлениях этого инстинкта присутствует много эгоизма, исчезающего, если человек действует под влиянием морально-религиозных сил.

В обязанности нравственного развития мира - назначение Израиля. Г-дь управляет миром - "накладывает тфилин" - то есть Его руководство носит моральный, а не только естественно природный характер. И так как это моральное развитие практически осуществляет Израиль, в тфилин Г-да вписана хвала Израилю.

Сказал раби Авин, сын рава Ада, от имени рава Ицхака: "Откуда известно, что Г-дь накладывает тфилин?.." Спросил раби Нахман бар Ицхак у раби Хие, сына Авина: "А что написано в этих тфилин Всемогущего?" Тот ответил ему: "И кто как народ Твой Израиль" ("Благословения")* Действие тфилин для нас таково. Руководство разума и воли, сосредоточенное в мозгу и сердце, по своей земной природе склонно преследовать лишь эгоистические интересы, определяющие поведение человека в его материальном бытии, истинное же предназначение разума и воли состоит в том, чтобы все свое поведение личность подчинила моральному идеалу как основе служения Г-ду благословенному. Поэтому размещаются тфилин в месте сосредоточения мысли и желания, чтобы подчинить их естественную деятельность моральной цели.
________________________
* Стих в целом: "И кто, как народ твой, Израиль, единственный народна земле..." (2-я книга Самуила, 7, 23). Его можно сопоставить со стихом, содержащимся в наших тфилин: "Слушай, Израиль, Г-дь Б-г наш Б-г единый". Прим. переводчика.
________________________

Так же и в управлении целым миром мы видим, что события чередуются согласно желанию свыше. Естественное руководство миром должно преобразоваться в моральное, которое вознесет человеческий дух и все творение на высокую и величественную моральную ступень. Это и есть то, что подразумевается в изречениях о тфилин, накладываемых Г-дом. Однако мир не может достичь совершенства без помощи Израиля. В этом основа Торы и нашего союза с Г-дом, по слову пророка Исайи.

"И Я буду крепить тебя и заключил с тобой союз, дабы ты был светом для народов ". Поэтому в тфилин вписана хвала Израилю. ("Хабаш Пеэр".)

Еще один пример комментария

Среди агадот встречаются иногда рассказы о событиях, кажущихся нам удивительными. Вот, к примеру, рассказ о случившемся с раби Ханиной, сыном Доса, который решил изучать Тору у раби Йоханана, сына Закая (трактат "Благословения"). Очевидно, тот, кто пошел учиться Торе у раби Йоханана, не превосходил учителя знаниями. Но вот, когда заболел сын раби Йоханана, он попросил раби Ханину помолиться за исцеление. Почему же, спрашивается, не молился сам раби Иоханан? Тем не менее, после молитвы раби Ханины ребенок в самом деле выздоровел, и тогда раби Иоханан признал, что если бы он сам молился, пусть даже весь день, - его просьба осталась бы без ответа. В этом заключается вторая странность. "Разве Ханина более велик чем ты?'" - спросили раби Йоханана. Ответ его тоже непонятен: "Ведь раби Ханина вроде раба, а я вроде вельможи". Разве вельможа достигает меньшего, чем раб? Все эти загадки устраняются благодаря объяснению, предложенному равом Куком.

Есть два пути служения Г-споду, говорит он: путь интеллекта и путь чувства. Молитва по своей природе основана на чувстве. Интеллектуальный путь важнее чувственного, и выбирающий его ближе к владыке вселенной; и все, поскольку молитва непосредственно зависит от чувства, она охотнее принимается Г-дом от того человека, чей привычный путь это путь чувства. Не так у интеллектуала: его молитва не всегда бывает услышана. Итак, хотя раб по положению своему ниже вельможи, усердие его в присущих лишь ему путях служения Г-ду приносит иногда больший успех.

Случилось однажды, что раби Ханина бен Досе пошел учить Тору у раби Йоханана бен Закай. Заболел сын раби Йоханана бен Закай. Сказал тот (Р.Й.Б.З.) : Ханина, сын мой, помолись за него и он выздоровеет. Опустил (Ханина} голову между колен, помолился за него и выздоровел. Сказал раби Йоханан бен Закай: "Сиди Бен Закай опустив голову между колен хоть целый день, и то не заметили бы (Г-дь) его ". Спросила его жена: "Разве Ханина превосходит тебя величием?" Ответил ей: "Нет, но он похож на раба пред царем, а я на вельможу перед царем ". ("Благословения".)

Существует интеллектуальный путь, которому следует человек, выполняя законы Г-да, и есть способ служения Г-ду, зависящий преимущественно от доброго чувства... Прямой и честный ум главенствует над всеми силами души, а чувство в доброте своей и правдивости, управляет всеми склонностями человека. Для человека, чьим основным занятием является интеллектуальное служение Г-ду, главную роль играет умственное постижение, и на этом его пути молитва не столь же действенна для достижения совершенства. Но выбравшему путь чувства молитва и приятие ее помогают в усовершенствовании его служения Г-ду, и поэтому особенно благосклонно принимается, так как взор Г-да обращен к боящимся его, чтобы помочь им в пути, которым они идут. И потому, хотя служение ума само по себе выше служения чувства (подобно тому, как и сам ум это более возвышенное проявление, чем сила), в благотворности молитвы убедится ют, Кто неустанно очищает свои чувства, вознесясь через мольбу своего духа и естественного чувства влечения к Г-ду Б-гу живому. Ибо такой (человек) похож на раба пред владыкой, и чем ниже его достоинство, тем охотнее откликнутся на его просьбу. ("Олат Реия".)

БЕСЕДА IV. СМЫСЛ ЗАПОВЕДЕЙ

Разрешено ли искать смысл заповедей? Различие между смыслом заповедей и молитвой и объяснение слов Рамбама. Значение смысла заповедей для нашего поколения. Символика как способ толкования заповедей. Слабые стороны такой трактовки. Два подхода рава Кука к смыслу заповедей: 1. Ввиду того, что заповеди обладают действенной силой, нужно пытаться найти им объяснение. 2. Необходимо объединить все духовные течения, для того, чтобы найти смысл заповедей. Не всегда удается ясно и недвусмысленно выразить идею, в особенности это верно в отношении к проблеме объяснения смысла заповедей.

Можно ли искать смысл заповедей?

Первый и основной вопрос, который необходимо задать, приступая к обсуждению этой темы, состоит в следующем: позволено ли нам вообще искать смысл заповедей? Может быть, мы должны их принять, как законы, установленные Г-дом, которым человеческий ум не волен и не должен искать объяснения? Известно, правда, что этой темой занимались - Рамбам, Сефер Гахинух и др. С другой стороны, сказано в трактате "Благословения": "Говорящего: на гнездо простирается Твоя милость, - заставляют замолчать", ибо он определяет Г-да как Бога милосердного. Иными словами, говорящего в своей молитве: так же, как Ты жалеешь птицу, - ведь приказал Ты в Торе отослать мать и лишь потом взять птенцов, - так же пожалей меня или этого вот больного, - такого молящегося заставляют замолчать, то есть не дают ему молиться в подобной форме. Почему? Ведь он дает объяснение заповеди о милосердии и жалости к животным, которым Тора повелела не причинять вреда. Выходит, нельзя заниматься поиском объяснений заповедей. Нужно просто исполнять их как заветы Г-да. Противоположной точки зрения придерживается Рамбам, полагающий, что суть заповеди отослать птицу-мать - жалость к животным. Рав Цви Егуда Кук, сын рава Аврагама-Ицхака Кука, засвидетельствовал в предисловии к первой части молитвенника "Олат Реия" мнение своего отца, считавшего, что Мишна отвергает поиски смысла заповедей, только в том случае, когда эти объяснения проникают в молитву. Молитва, опираясь на абсолютные истины, по природе своей не допускает сомнений, в то время как любые поиски смысла заповедей сводятся к допущениям, тождественным попытке проникнуть в тайны Г-да, дабы распознать, в чем заключалось Его желание, когда Он дал нам ту или иную заповедь. Вне молитвы, однако, высказывать различные предположения относительно смысла заповедей, даже если излагаемые взгляды и не полностью соответствуют истине, разрешается.

"В этом и состоит разница между словами Рамбама в его книге "Путеводитель заблудших" о заповеди "Оставить гнездо неприкосновенным ", косвенно повелевающей не причинять вреда животным, и Мишной в 5-й главе трактата "Благословения". Мишна вовсе не отвергает объяснения заповеди в таком именно смысле, а осуждает только внесение толкования в текст молитвы. Само по себе это толкование позволительно, без сомнения, приводить в качестве возможного объяснения заповеди Г-да, среди множества прочих трактовок Торы: если допустимы различные мнения в исследовании Торы, есть, следовательно, место и мнению "Путеводителя заблудших" - но вовсе не в качестве окончательного решения, однозначно объясняющего смысл заповеди. Разве кто-нибудь знает тайну Г-дню? Но в молитве нет места сомнительным и спорным толкованиям. Здесь допускается только абсолютная определенность, которая в своей всеобщности охватывает и все оттенки различных мнений, в совокупности соответствующих истине Торы. "Достоверно имя Его - и такова слава Его". ("Олат Реия".)

Смысл заповедей для нашего поколения

Выяснив, что позволительно искать смысл заповедей, мы обнаруживаем в книгах рава Кука другую глубокую идею. Для нашего поколения поиски смысла заповедей имеют важнейшее значение.

Знакомясь с огромной областью, достойных всяческого уважения занятий, - поиска смысла заповедей, мы с недоумением убеждаемся в бедности и неразработанности этой очень важной части религиозного мышления, которая по сути своей должна быть гораздо более обширной и впечатляющей, чем остальные области изучения Торы.

В нашем поколении мы с особенной остротой ощущаем пробелы в исследовании этого очень важного вопроса. Забота об укреплении иудаизма воодушевляет наиболее талантливых людей среди нас... и самая необходимая деятельность для этой цели (укрепления иудаизма) - расширение поисков смысла заповедей, придание им более емкого, полного истинной жизни содержания. (Из статьи "Талелей орот" "Рассветная роса".)

Символика как средство толкования заповедей Торы

Влиятельное течение философии иудаизма разработало особый способ трактовки заповедей Торы, объединяющих в себе воспитательное и духовное значения символа. Сторонники этого подхода ссылались на такие определения, как "в память об Исходе из Египта" и т.п. Для лучшего понимания подобного метода стоит ознакомиться со статьей р. Ш.Р.Гирша "Существует ли еврейская символика? "

Мнение рава Кука по этому поводу таково: прекрасная символика, присутствующая в заповедях, не является их основой. Точнее, символ не вытекает из сущности заповеди, а всего лишь обозначает некую идею в прошлом или будущем. Руководствуясь символической трактовкой трудно понять, зачем нужна педантичность в выполнении мелких деталей какой-либо заповеди. Если цель заповеди заключается в символическом закреплении некой идеи, то почему, если в ритуале не достает даже малой подробности, она считается невыполненной? Разве символ недостаточно ясно выражен без той или иной детали? К примеру, заповедь о ношении цицит может быть исполнена только днем - ночью люди освобождены от обязанности надевания цицит. Между тем сторонники символического подхода усматривают в цицит символ веры в Божественное руководство миром. Ведь заповедь эта дана потому, что облачение в цицит символизирует веру в Творца, все видящего и правящего всем. Однако, как согласно символическому толкованию можно объяснить тот факт, что заповедь не исполняется ночью? Разве ночью не нужно помнить о Божественном правлении? И зачем установлены определенные размеры талита? И почему цицит, которые были спрядены не во имя заповеди, непригодны, разве они не символизируют общую идею цицит?!

Подход рава Кука совершенно другой. Человек, исполняющий какую-либо заповедь, вносит тем самым изменения в неизвестные нам миры. Он действует, строит и созидает. Но законы этого творения таковы, что оно может осуществиться лишь тогда, когда производится в определенных, точных условиях. Если действие производится не в соответствии со всеми деталями программы, оно не достигает цели. Отсюда значение точности при исполнении всех указаний и заповедей. Надевание цицит в установленное время приводит к реальным последствиям, которые наш ум не в состоянии постичь. Но Тора открыла нам, что одевающий днем правильного размера цицит, спряденные для этой цели, создает этим определенные последствия, и всякая неточность в этих условиях мешает получению желаемого результата. Рав Кук не отвергает полностью символическую трактовку, но видит в ней только вспомогательное значение. Истинный смысл заповедей нужно искать в совершенно другом направлении.

Одна из наиважнейших основ знания такова: заповеди являются не символическими действиями или актами напоминания, а действиями созидающими, предначертанными Божественным циркулем, но вместе с тем их прекрасная символика безгранична. ("Семена".)

Сила заповеди

Согласно одной трактовке рава Кука смысл той или иной заповеди состоит в том, что, исполняя ее, человек совершает этим некое действие, которое приносит благословение и ему, и всему миру. Каким образом? Представим себе добро и счастье, спрятанное в тайные сокровищницы. Когда откроется эта сокровищница, добро и благополучие наполняет мир, и человечество достигнет своей цели. Задача в том, как открыть тайник. Тора научила нас этому пути: исполнению заповедей. Придерживающийся заповеди во всем ее объеме обретает ключ, подходящий к этому тайнику. С увеличением числа исполненных заповедей умножаются входы в тайную сокровищницу. Проблема смысла заповедей - это, выходит, проблема соответствия между ключом и замком, и разрешить ее в силах только тот, кто сотворил замок и ключ к нему.

Желая вызвать в мир святи свет заповеди, открывающийся при ее исполнении, мы пробуждаем живой источник жизни, сокровищницу добра и святости, в которой покоятся благословенные силы вселенной... И тогда продолжается действие благословения... по этому пути, который выявляется благодаря совершению нами заповеди. ("Олат Реия".)

Заповеди как буквы и слова

Итак, согласно сказанному, мы вправе искать объяснение заповедям, так как Тора нам это разрешила, подобно тому, как она разрешила нам заниматься ее изучением, обсуждением и обновлением законов. Однако добраться до истины мы сможем, только если поймем тайну сочетания "замка и ключа".

В соответствии с этим методом бесполезно спрашивать, почему именно в данных подробностях и мелочах нужно выполнить определенную заповедь. Заповеди буквы, которые, собираясь в определенные комплексы, создают понятия. Нелепо оттого вопрошать, почему ту или иную деталь нельзя опустить или добавить. Так же как бессмысленно спрашивать, почему к слову "я" нельзя добавить букву или две. У языка есть правила, есть они и в духовном мире. Рав Кук опубликовал статью о смысле заповедей, озаглавленную "Потоки в Негеве", в которой, между прочим, объяснил, почему запрещено одевать шаатнез (ткань, сделанную из шерсти и льна) : лен - растение, а шерсть - покров животного, и по разным глубоким причинам их нельзя смешивать. Его ученик д-р Левин поинтересовался: хлопок ведь тоже растительного происхождения, отчего же не запрещено смешивать его с овечьей шерстью? Ответ рава Кука гласил: если мы достигаем определенной цели с помощью одного способа, разве необходимо использовать дополнительные средства? Тора достигла своей цели через запрещение смешивать шерсть со льном, зачем же ей распространять запрет на хлопок?

Должен я еще заметить тебе о принципе поиска смысла заповедей; заповеди похожи на буквы и слова, с помощью которых мы постигаем понятие, и если достаточно одного слова, нужно ли недоумевать, почему не добавили еще одно, чтобы объяснить тот же вопрос?! ("Письма".)

Значение неопределенности

В сборнике "Тахкемони" рав Кук напечатал еще одну статью о проблеме истолкования заповедей. Впоследствии ученик д-р Левин написал ему, что в этой статье много неопределенного, что особо заметно в сравнении с европейской литературой, тщательно пекущейся об изяществе и ясности. Ответ рава Кука основывается на объяснении роли речи и мысли. Человеческая мысль охватывает многие обширные вопросы, которые, именно ввиду их обширности, язык не в состоянии правильно выразить, поэтому он сужает понятия, чтобы приспособить их к ограниченным возможностям. Так же обстоит дело и с отношением между обсуждаемыми вопросами и нашей способностью их объяснения. Величественный смысл заповедей относится к числу вопросов не поддающихся обсуждению на разговорном языке, и всякое их обсуждение изначально предлагает некоторую неясность; только принизив величие заповедей и введя их в рамки ограниченной человеческой мысли, человеческий язык, вероятно мог бы ясно их выразить.

Необходимо подчеркнуть, что в этом толковании нет нарочитого ухода в туманное и непонятное. Сама сущность темы такова, что принуждает к речи, только намекающей на высшие понятия, постигаемые сердцем.

Те немногие, в чьих душах звучит голос Г-да, совместно открывающие души свои словам, исходящим из глубин души Израиля, найдут то, что искали в этой статье и ей подобным, несмотря на то, что "Больше подразумеваемого, чем написанного " во многих высказываниях; а по поводу упомянутой тобою точности и ясности европейской литературы, что касается меня, - могу признаться, что я не отличаюсь умением разъяснять. Однако, вообще говоря, я не завидую тем, кто точно и ясно судит обо всем. Многие вопросы таковы, что, умалив и затушевав их, мы сделаем их такими же убогими, как убога наша речь по сравнению с полетом мысли. Только в этом случае мы сможем "ясно " их выразить. Но до тех пор, пока мы стремимся познать сокровенное во всем его величии, мы ни за что не сможем добиться предельной ясности. (Там же.)

Соединение четырех течений

В статье "Талелей орот" рав Кук рассматривает другой подход к проблеме смысла заповедей. Он предполагает, что в мире духовности нам открываются четыре стороны:

1. Откровение Божественного духа,

2. Нравственное чувство человека,

3. Вера,

4. Национальное чувство.

Отыскивая смысл заповедей, обычно выбирали лишь одно из этих четырех проявлений, пытаясь с его помощью объяснить остальное. Этот метод в корне ошибочен. Все эти четыре стороны духовного мира ведомы Даровавшему Тору, и только воссоединив их, мы сможем понять смысл заповедей. Были люди, которые объясняли их, сообразуясь только нравственными представлениями или национальной идеей, и поэтому их трактовка оказалась ущербной. Если мы хотим обновить эту область изучения Торы и придать ей в глазах нашего поколения живительную силу, мы обязаны сочетать все эти четыре подхода. Сам рав Кук в статье "Талелей орот" привел несколько примеров объяснения заповедей таким синтетическим способом. Возможно, однако, что в словах рава только означено новое направление, указывающее на возможность обновления, если правильно понимать его намек: "Его плоды вскорости будут заметны, а корни проникнут в глубины ради пропитания многих поколений".

Необъятные духовные горизонты... простираются перед нами в четырех своих направлениях, заполняющих весь культурный мир: дух божественный, нравственные устремления, устремление веры, национальное устремление. Все те обиды, которые мы претерпеваем, знакомясь с различными (нерелигиозными) мнениями, находящими опору в повседневной жизни и в литературе, приключается с нами только в силу разрозненности направлений, каждое из которых не желает признавать достижений другого и не возвышается до того, чтобы находить счастье в слиянии со всеми другими течениями, кажущимися отличными от него.

Сфера, наиболее готовая включить в себя эти течения Божественное начало, нравственное устремление, веру и национальную идею, то (древо), чьи плоды вскорости заметны будут, а корни проникнут глубоко, чтобы дать пропитание многим поколениям, это почти заброшенная сфера изучения смысла заповедей. Она призвана озарить мир великим светом иудаистической мысли. ("Талелей орот".)

БЕСЕДА V. НОВАЯ НАУКА И ТОРА

Граница науки. Решение проблемы: не опровержение науки, а углубление изучения Торы. Прямой смысл и смысл, только подразумеваемый в Торе. Необоснованность противопоставления науки Торе. Основное намерение Торы. Геологический и традиционный отсчет времени.

Границы науки

Главная основа еврейской веры - коренящееся в традиции представление о неразрывной преемственности событий, последовавших со дня получения Торы до наших дней. Отсюда вытекает убеждение, что та самая Тора, которая находится сейчас у нас в руках, в пророческом откровении была воспринята Моше на Синае, и что истина, которая содержится в книгах Торы, сохраняет непреходящую актуальность. Многие рассуждают о принципиальном противоречии между верой в Тору и современной наукой. Так, Тора рассказывает о шестидневном сотворении мира Создателем, а современная наука описывает творение, как процесс возникновения и зарождения, продолжавшийся сотни миллионов лет. Из-за этого и тому подобных вещей многие утверждали, что современная наука противоречит Торе. Первое утверждение рава Кука состоит в том, что во всех исследованиях природы имеется элемент недостоверности. Наука строится на гипотезах, и только с их помощью созидается ее здание. Однако истинность этих гипотез условна и сомнительна. Даже предположив, что в них содержится истина, мы должны учесть, что естественные дисциплины находятся пока в начальной стадии развития, и никто не знает, каким будет конечный результат. Возможно окажется, что законы развития мира, описанные наукой, неверны.

Нет принципиального расхождения между Торой и данными науки. Вместе с тем мы не обязаны безоговорочно верить даже самым авторитетным научным исследованиям. Ведь они - как увядающий цвет: по мере развития научной методики и техники многие гипотезы начинают выглядеть смехотворными, а вся возвышенная мудрость наших дней недомыслием. А слово Г-дне пребывает навеки. ("Письма".)

Не опровержение науки, а углубление изучения Торы

Один из главных ответов рава Кука таков: нет надобности напрягать все силы с целью устранения противоречий между наукой и Торой. Правильный путь состоит в углубленном изучении Торы. Благодаря этому удастся нам глубже понять смысл сказанного в ней.

Да и вообще, в борьбе мнений следует руководствоваться замечательным принципом: если какая-то идея кажется противоречащей чему-либо, сказанному в Писании, мы должны вначале не опровергать ее, а надстраивать над нею замок Торы, и этим мы с ее помощью возвышаемся, обнаруживая подлинную ценность этой идеи и лишь затем, освободившись от ее подавляющего воздействия мы можем с чистым сердцем и полной уверенностью бороться с ней. (Там же.)

Прямой и косвенный смысл Торы

По мнению рава Кука, для правильного понимания Торы невозможно довольствоваться ее простым, прямым смыслом. Прибегать к толкованиям, основанным на имеющихся в ней намеках, не только разрешено, это является обязанностью верующего. Так обстоит дело, в первую очередь, с рассказом о сотворении мира. "Известно, - говорит рав, - что сотворение мира относится к тайнам Торы, а если понимать ее буквально, то где же здесь тайна?"

Тора, конечно, скрыла многое про сотворение мира, ограничившись намеками и притчами. Все ведь знают, что сотворение мира относится к тайнам Торы. А если все (что описано) происходило только так, как описано, буквально, где же здесь тайна? Невозможно поведать людям из плоти и крови обо всей мощи творения, поэтому Писание ограничивается общими словами. "Вначале сотворил Б-г..." (Там же.)

Между Торой и наукой нет противоречия

Тору невозможно понять лишь согласно буквальному ее смыслу. Притчи, загадки и иносказания имеют в ней решающее значение, в ее рассказах - таинство зарождения мира. Истинный смысл Торы не зависит от понимания ее буквального смысла, и тем более не связан с заключениями науки. Поэтому наука совершенно не касается существа Торы.

Не трудность установления соответствия между стихами Торы или другими традиционными высказываниями и идеей эволюции мешает массам выработать правильное мировоззрение, - эта работа достаточно легка. Все знают, что притчи, загадки и намеки играют главную роль в вопросах, связанных с зарождением мира. Народ привык прислушиваться к указаниям на то, что такой-то текст или высказывание относятся к тайнам Торы, и не исчерпываются буквальным смыслом. Внимая подобным указаниям, народ успокаивается и приучается усваивать точку зрения человека мудрого, имеющего представление о самых сокровенных тайнах. ("Огни святости".)

Основное намерение Торы

Рав Кук, таким образом, приходит к следующему обобщающему мнению относительно современной науки. К ее выводам он относится с недоверием, так как наука находится еще пока в начале своего развития, и ее результаты неабсолютны и недостоверны. Однако с собственно религиозной точки зрения он значение науки не отрицает. Почему? Ведь в любом случае невозможно комментировать Тору только согласно ее буквальному смыслу. Тора не говорит лишь о "простых фактах и происшедших событиях", ее главное намерение, присутствующее в повествовательной части, это внутренний смысл явлений.

По поводу взглядов, складывающихся благодаря новым исследованиям, в большинстве своем противоречащих буквальному пониманию Торы, мое мнение таково: несмотря на то, что истина не обязательно присутствует во всех новейших открытиях, мы вовсе не обязаны прямо их опровергать и бороться с ними. Ведь и главная задача Торы состоит вовсе не в том, чтобы рассказывать нам об очевидных фактах и событиях минувшего. Главное - это смысл, глубокое внутреннее объяснение вопросов. Борьба же с противоположным подходом только укрепляет наши силы, необходимые для победы. Собственно говоря, идея эволюции сама еще носит зачаточный характер, и несомненно, она еще изменит свою форму, породив ситуации, в которых мы увидим и резкие сдвиги, дополняющие видение действительности. ("Письма".)

Цель рассказа о грехе Адама

Следующий отрывок демонстрирует "внутренний смысл", то есть не внешнюю последовательность сотворения вселенной, а природу и внутреннее значение - "Тайны Торы" - создание мира Творцом по отношению к миссии человека. Для этого необходимо обращаться не к буквальному смыслу Торы, - следует, по возможности, углубиться в ее изучение и в изучение того, о чем говорится в Торе иносказательно.

Нам безразлично, был ли когда-нибудь в действительности золотой век, когда человек наслаждался духовным и телесным благополучием, или действительность выстраивалась и выстраивается снизу вверх, перемещаясь с самой низкой до высшей ступени бытия. С нас достаточно знания того, что даже человек, удостоившийся всяческого благополучия, сможет, извратив путь свой, потерять все, что у него есть, и причинить вред себе и отдаленному потомству. Этому и учит нас история жизни Адама в раю, история его грехопадения и изгнания. И когда мы приходим к этому пониманию, нам не требуется уже сражаться с представлением, получившим широкое признание у новейших исследователей. ("Письма".)

Открытия науки соответствуют истинам Торы

В другом месте рав Кук дает понять, что, согласно тайному учению Каббалы, глубоко проникшему в сущность Торы, рассказанное в Торе следует трактовать в духе, очень сходном с заключениями современной науки. Понятно, что отсюда еще не вытекает, что наука абсолютно истинна, - просто нет необходимости искусственно создавать противоречия между Торой и наукой.

Теория эволюции, которая сейчас все быстрее захватывает мир, соответствует глубоким тайнам Каббалы в большей мере, чем все другие теории и философские учения. ("Огни святости".)

Геологический и традиционный отсчет времени

Для подтверждения своей мысли рав Кук выбрал частный вопрос: различие между возрастом Вселенной согласно данным науки и еврейской традиции. Ссылаясь на высказывания еврейских мудрецов, рав Кук указывает, что нашему миру предшествовали другие, разрушенные. Наш мир - единственный уцелевший. Это утверждение наука не в силах ни опровергнуть, ни подтвердить. Выходит, что наука отсчитывает возраст Вселенной, начиная с сотворения первого мира, а традиция определяет возраст именно нашего мира.

Вместе с тем рав неустанно подчеркивает, что значение Торы превосходит значение науки.

Что касается исчисления лет творения согласно нынешним геологическим подсчетам, то широко известно, что нашей эпохе предшествовали многие периоды. Это знали все древние каббалисты. А в мидраше написано, что (Г-дь) "строил миры и разрушал их", в книге "Зогар" (Ваикра) что были другие люди до Адама, упомянутого в Торе. Нужно, однако, правильно понимать эти глубокомысленные указания, которые нуждаются в чрезвычайно обстоятельном разъяснении. Итак, раскопки говорят нам, что были предшествующие нашему периоды творения, и что среди тогдашних тварей находились и люди, но нет никакого доказательства того, что эти периоды не завершались всеобщим разрушением и новым сотворением. Вместо доказательства беспочвенные гипотезы, на которые не сюит обращать внимания. ("Письма".)

Далее

Ваша оценка этой темы
1 2 3 4 5