Главная страница >>Библиотека >> "Рабби А.И. Кук" >> части I, II, III

Перед Вами электронная версия книги «Из наследия рава Кука», изд-во "Амана".
Подробнее об издании этой книги и возможности ее приобретения  – здесь.
Zip-файл >>


ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

БЕСЕДА I. ЧЕЛОВЕК

Центральная роль человека. Единство творения. Человек и мир: его связь со всем творением, влияние человека на мир.

Центральная роль человека

Какова картина мира согласно современной науке?

Существует гигантское пространство, в котором - миллионы туманностей. Каждая туманность состоит из сотен тысяч миллионов звезд, вращающихся вокруг единого центра. В одной из этих туманностей находится наше Солнце - всего лишь одно из миллиардов звезд. Вокруг Солнца, которое ютится в маленьком уголке Вселенной, движутся девять больших планет, 30 Лун, которые сопровождают шесть планет, более 1600 крупных астероидов и более 500 комет. Наша Земля - одна из девяти планет.

В этом огромном космическом пространстве земной шар выглядит ничтожной песчинкой. Есть ли у такого факта какой-либо философский смысл, и затрагивает ли он наши привычные представления? В последнее время некоторые ученые заявляли, что человек, живущий в столь мизерном мире, сам по себе, конечно же, крайне убог. Невероятно, мол, чтобы в огромной вселенной, полной гигантских, возникающих и постоянно развивающихся творений, наш крошечный мир и человек, крохотное и слабое создание, занимали сколько-нибудь значительное место. Один из великих астрономом, сэр Джеймс Джине, писал: "Человек должен примириться с тем фактом, что он является всего лишь жалким обитателем песчинки и соответственно изменить свой взгляд на смысл человеческой жизни".

Комментируя подобные высказывания, рав Кук отмечает, что скептическое отношение к идее центрального значения человека призвано, как известно, поставить под сомнение важность религии: если наш мир убог, а человек - жалкое создание, затерянное в глубинах огромной Вселенной, какое значение имеет религия?

Отвечая на этот вопрос, он подчеркивает два обстоятельства: 1. Необходимо сосредоточить внимание на вопросе о душе или духе человеческом, оставляя в стороне проблему количественных физических соотношений. Важно не количество, а качество. Большие размеры ничего не говорят о сущности объекта. 2. Во всей гигантской Вселенной наличествует единство: человеческий дух объединяет в себе целый космос. Каким образом? Человеческий дух наполняет мир смыслом и придает целенаправленность "космической картине". Иными словами, чем обширнее мир, тем весомее моральная ответственность человека; дух человеческий в самом средоточии мира. Если бы не человеческий дух, все объединяющий и осмысляющий, гигантская Вселенная была бы всего лишь хаотическим скоплением движущихся и вращающихся тел. Духовно одаренный человек объединяет в своем сознании "все миры", и эта способность сродни магнетическому притяжению.

По мнению рава Кука, на признании центральной роли человека зиждется религиозное мировоззрение. Оспаривая мнение Рамбама, считавшего, что человек не является ни целью, ни центром Творения, и что Г-дь по желанию Своему сотворил человеческий род наравне со всем существующим, включая небо и звезды, напоминает, что о главенствующей роли человека говорят Писаная и Устная Тора, а также многие наши философы (например, раби Саадия Гаон) . Рав подчеркивает, что этот взгляд на человеческую личность утвердился в еврейской философии последних поколений под влиянием каббалистического учения. Но, в сущности, и современная наука не ставит под сомнение центральную роль человека. Напротив, с расширением физической картины вселенной растет и значение человека. В этой идее есть и истина и поэзия: истина - в смысле философском, поэзия - в свете сопоставления человека с огромной сотворенной Вселенной.

Сколько истины и поэзии являет нам значимость человеческой души во Вселенной! Этот образ не умаляется на фоне безграничной картины звездной вечности, постоянного расширения туманностей. Напротив, вечность и необъятность его возвеличивают.

Везде, где являются сознанию свет жизни, нравственная красота и чистые устремления, проступает главное. Внутренняя целостность духовно одаренного человека охватывает его во всех его проявлениях, во всех мирах, как единство магнетической притягательной силы.

Напрасно полагают недальновидные люди, что после обновления космической картины мира значение человеческого духа исчезло и уменьшилось потому значение религии - хотя сильна вера и у тех, кто, как Рамбам и его единомышленники, совершенно необоснованно всегда отвергали идею о центральном месте человека во Вселенной. Даже в глубинах тайного учения, которое заполняет важную часть религиозной жизни, особенно зримо распространяясь в последних поколениях, ничто не затронуто картина стала лишь более грандиозной. Благодаря сложности бытия растет моральная ответственность, укрепляя силу человеческого духа на его пути к самосовершенствованию. ("Огни святости".)

Единство Творения

В чем выражается центральная роль человека? Рав Кук дает двоякое объяснение: 1. Творение в целом оказывает влияние на человека; 2. Человек влияет на все Творение.

Характер этого обоюдного влияния можно уяснить из того, что все Творение объединено Божественным единством ("заключено в одной точке"), так как разнообразие и множественность относительны, хотя и производят на нас столь сильное впечатление, что нам кажется, будто Вселенная представляет собой огромную совокупность разнородных явлений. Но это впечатление - следствие поверхностного восприятия ("незрелый образ"). В сущности, бытие есть всеединство, преобладающее над разрозненностью. Мир - это "гигантское колесо", все детали которого соединены в определенном порядке.

Все бытие заключается в одной точке. Все его величие, все разнообразие и богатство, все удаленные от нас пространства и бездны воспринимаются в контрасте с собственной мизерностью, нашим незрелым сознанием. Величие, ширина, высота, глубина, сияние, обновление, плодоношение, все бурные взлеты поэтической и рациональной мысли, редкие вспышки и являющиеся на мгновение огни, во всем их великолепии есть на самом деле не что иное, как только одна светящаяся точка, точка бытия, отблеск Божественной искры. (Там же.)

Гигантский круговорот жизни, счастья и света усеян бесчисленными сияющими звездами, движение которых взаимно обусловлено и свершается по предустановленным правилам... Все происходит в совершенном и стройном порядке.

Человек может достигнуть такого состояния, при котором он откроет в себе самом все мировое бытие. И тогда он ощутит в душе своей все происходящее и все содеянное... и все движущееся в мироздании во всех подробностях его состояний. Ибо не скроет Г-дь таинства их от слуг его - пророков. Но самоозарение человеческой души - это реализация того именно потенциала, который в ней уже наличествует. (Там же.)

Человек и мир

Лишь в соответствии с принципом "всеединства" можно понять взаимосвязь человека со Вселенной. В мире нет ничего лишнего. Каждая вещь связана с остальными фрагментами творения. Существует как бы лестница, опирающаяся на землю (неорганическую часть мира) , и достигающая своей верхушкой основной цели творения - человека. Неорганический мир влияет на растительный, растительный - на животный, а тот поднимается к человеку, "венцу всего сотворенного в мире". Так завершается оборот "великого колеса", ведущего от неодушевленной материи к говорящему человеку.

Все преимущество человека, его значение и главенствующая роль, его качества, отличающие и возвышающие его над всем созданным, даны ему благодаря его связи с Творением в целом, так как все в мире оказывает на него влияние, а он занимает центральное положение во всем мироздании. "Все влияет на тебя во всем твоем существовании".

Человек недоумевает к чему такое обилие самых разных событий и тварей. Он не понимает их взаимосвязи и целостности бытия.

Дремотная жизнь неорганического мира есть зарождение искры света, крепнущего и растущего в мире животных, разделяющегося на сотни тысяч обособленных лучей, которые достигают святилища мира животного и оттуда они, радостно искрясь, возносятся до венца Творения человека. Сущность человеческого существования, потоки его света и неуклонное восхождение души - это только огромные волны, расходящиеся и возвращающиеся благодаря всем силам бытия, начиная с самого незаметного проявления жизни и вплоть до самого великого - от неорганического до говорящего мира.

И поражаясь своей способности говорить, слышать, ощущать, видеть, разуметь и чувствовать, вдумайся в то, что земная жизнь и все предшествующее ее устройству приносят тебе все твои переживания.

Нет ничего лишнего, все необходимо и все служит цели. И вот ты, во всем, что ниже тебя, связан со всем, что выше и тебя превосходит. И возвышаешься вместе с ним. (Там же).

Человек влияет на мир

Это единение человека со вселенной, помимо влияния, оказываемого миром на человека, является причиной и обратного воздействия: человека на мир. Так, человек овладевает силами природы. Упомянув об этом, рав указывает на иные духовные силы в мире, приводимые в движение человеком. Душа человеческая не одинока, а гармонирует с миром, поэтому она подвержена его влиянию и сама влияет на него. Проблема влияния, несмотря на то, что она относится к самым основам тайного учения, несколько проясняется у Рамхаля* (в его книге "Путь Г-да") : "Начало всего происходящего наверху, в высших силах, а конец его - внизу. Пожелал Господь (да будет имя Его благословенно), чтобы человек... был движущей силой всего мира и Его творений".
________________________
* Рамхаль - аббревиатура Моше-Хаима Луцато (1707 1747) - известный каббалист, мыслитель, поэт и драматург. Прим. редактора.
________________________

Мы говорим, что человек не только подвержен влиянию целого мира, но что и он сам влияет на него, и это влияние коренится в сущности человеческой; оно могущественно, вещественно и духовно созидательно, то есть это не только то частичное влияние, которое мы наблюдаем, когда человек покоряет природные силы, чтобы использовать их по своему желанию - подчиняя себе огонь, воду, пар, электричество и т. п. Ведь все это происходит только в поверхностной и ограниченной области. Самая сущность мира(как говорится в тайном учении), взывает к нему с покорностью. А раз это действительно так, существует гармоническое взаимодействие между духом, разлитым во всем мире, и духовной способностью человека. (Там же.)

БЕСЕДА II. ЧЕЛОВЕК И ЕГО МОРАЛЬНОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ

Предназначение человека. Отношение к материальному миру. Добро и зло в человеческой душе. Мысль и действие.

Предназначение человека

Исходя из предположений, высказанных в первой беседе, можно задать вопрос: в чем заключается миссия человека? В чем смысл его создания и каково назначение его жизни? Рав Кук соглашается с определением раби Моше Луцато в книге "Путь праведных": назначение в том, "чтобы твердо уяснил себе человек, каковы его обязанности в мире, чему следует уделять большее внимание и что необходимо сделать целью во всем, над чем он трудится во все дни своей жизни". - "Человек создан только для того, чтобы радоваться о Г-де, и наслаждаться сиянием Его Шехины".

Человек создан только для того, чтобы радоваться о Г-де в этой радости... состоит подлинная сущность самого чистого идеала, выразить который человеческий язык не властен. Идеал этот проступает в устремлении чистого сердца, возвышающего его над всеми стесняющими его препятствиями. ("Мораль святости".)

Отношение к материальному миру

Человек обязан направлять все свои действия ("во всем, над чем он трудится во все дни жизни") на выполнение "своих обязанностей в этом мире". Однако здесь возникает проблема, разрешением которой раз усердно занимается: праведник склонен удаляться от естественного хода жизни и материальности мира, порывая связь со всем тем, что мешает ему исполнять его призвание. Он жаждет удалиться от материи, дабы приблизиться к духовному бытию, оторваться от естества - чтобы прилепиться к Б-гу.

Рав Кук критически относится к "возвышению души", достигнутому ценой ухода от тягот материального мира. Возможно, праведнику удастся отойти от "нечистоты", греха, но косность и греховность мира в конце концов повлияют и на праведника, так как человек является не только частью, но и средоточием вселенной. Уединяющийся праведник, не влияющий на свое окружение, тем самым содействует нравственному упадку мира.

Более того, уединение праведника - следствие слабости, страха перед действительностью. Призвание человека заключается в том, чтобы найти в себе смелость, требующуюся для освящения материального мира. Это мужество - мужество святости.

Итак, путь человека проходит в мире, он должен быть частью его и действовать в нем. Мир - это врата, ведущие к Г-ду.

Праведники и люди чистосердечные плохо знакомы с назначением материального мира. Хотя, очищая все свои помыслы от мирских забот, они духовно совершенствуются, миру это приносит только унижение. А из этого покинутого и униженного мира исходит дух греховности, сообщающийся самим праведникам. И даже их устранение от познания зла и нечистот, тоже приводит к росту греховности в мире. Сами они выбираются из зловонной ямы, точнее, отводят от нее глаза. Но рано или поздно то унижение, которое приносит победа греха, преодоленного, если бы с ним боролись чистые духом, задевает их же и заставляет страдать их самих.

Однако это действительно обстоит так лишь до тех пор, пока святые люди еще не ободрились и не обрели Божественного мужества, пока еще пугливость и страх перед материальным познанием, боязнь встречи со злом, спрятаны в их сердцах, до тех пор, пока они живут уединенно в святых обителях, предоставляя греху в низменном материальном мире возможность распространяться в соответствии с его грубым естеством. Но, когда будет им предуказан свыше их черед... они обретут святое и величественное мужество. Тогда больше не испугаются они общения с косной материей и всеми ее низменными проявлениями, твердо сознавая, что их взгляд, исполненный святого мужества одухотворит материю и смягчит ее святостью. ("Огни святости".)

Нужно указывать путь к чертогам. Врата - это Божественное начало, проступающее в мире во всей его красоте и великолепии, во свяком дыхании животных и насекомых, во всяком растении и цветке, во всяком народе и государстве, в море и волнах, в небосводе и великолепии звезд, в облике каждого куста, в идеях каждого писателя, в воображении каждого поэта и в мыслях каждого философа, в чувствах чувствующего и в мужестве мужа. (Там же.)

Нужно возвратиться к миру и жизни именно через чистое и истинное раскаяние, этим возвращают святость на место ее обитания и в мире воцаряется Шехина. ("Свет Возвращения".)

Добро и зло в человеческой душе

Наш мир несовершенен, и человек полон не только благими стремлениями. Есть в нем и добро и зло. Человек - сложное создание, наделенное двумя душами или двумя желаниями. Лишь сознавая это, сможет человек проложить себе путь, на котором выполнит свое предназначение. Наша цель - достигнуть "высшего света совершенства", "мира, в котором все совершенно". Но и в нашем повседневном мире нельзя стирать или затушевывать границу между добром и злом. Мы должны трудиться, занимаясь реальными делами ("действенная мораль"). Нельзя обманывать себя, будто бы мы уже находимся в совершенном царстве - горнем мире "счастливого грядущего". Нет, мы обитаем в земном мире, где добро перемешано со злом, и надлежит нам заниматься их разделением.

Человек - это творение, состоящее из двух душ, - благой Божественной и злой животной души. Это знание существенно необходимо для понимания сущности души. Это знание самый испытанный путь к высокому нравственному и совершенному образу жизни.

Для того, чтобы достигнуть абсолютного блага, прилепиться к Божественному, необходима сначала практическая мораль, разделяющая между добром и злом. ("Мораль святости".) Человек, по самой сущности своей, характеру своему и стремлениям, не живет в том грядущем мире, в котором откроется свет, озараяющий добро и зло. Он обитает в мире настоящего и ближайшего будущего, где добро и зло имеют разные, крайне противоречивые значения. ("Огни святости".)

Мысль и действие

Важнейший вопрос миссии человек - во многом зависит от того, осознает ли человек свою роль в мире, и степень этого понимания влияет на весь его жизненный путь. Чем активнее человек сообразует свои поступки с представлением о "человеческом предназначении", тем в большей мере он освящает все свое поведение. Однако, как, спрашивается, соединить возвышенную идею с унылой повседневной жизнью? Когда высокое стремление ежедневно сталкивается с рутинными делами, оно может потускнеть. Идея прекрасна и лучезарна, пока оберегается во всей своей чистоте и отвлеченности, но когда человек пытается ее воплотить, приходит духовная усталость, - искры идеи угасают. Как решить эту проблему? Не существует чудодейственного средства, способного устранить этого напряжения между двумя полюсами, - высоким стремлением и практической жизнью. Но, несмотря на трудности, нельзя отказываться от действия, так как драгоценные идеалы нуждаются в практическом их применении. Однако неправильно было бы считать, будто достаточно одних только действий. Действия, оторванные от "полета мысли", практические заповеди, рутинно выполняемые человеком, не только не помогают достигнуть цели, но со временем себя исчерпывают: поступки такого рода приводят к унижению мысли, а унижение мысли к прекращений действий.

По мере распространения и признания Торы в народе, развивается в глубине его дух и жизненные его силы возвеличиваются. Дела вот та материальная основа, на которую это великое учение размещает свои сокровища. И осознанное значение теоретического понимания Торы так же умножит сияние ее в народе, выявив свет, скрытый во всех этих действиях, и тогда раскроется красота практического иудаизма. Бывает, что становится невмоготу жизни придерживаться в пути ее, и недостает ей силы следовать за представлениями духа, и устает дух, стремящийся воплотить их в действительности. Сильные духом скажут: жизнь чревата опасностями, болезнями, но полное исцеление возможно. И у всего, что привязано к жизни, есть надежда на то, что великие идеалы, спрятанные в сокровищнице действий, смогут раскрыться именно чрез практическое их воплощение, и освятят они мрак жизни. Когда причиняют ущерб идее, и погрузившись в мелочность обыденной жизни, отдаляются от величия великих мыслей, тогда и дела поневоле становятся ущербными. Их значение уменьшается, сияние меркнет, пока не облачатся они в образ, наводящий скуку и раздражение, утратив соприродные им силу и великолепие. А когда ущемляются действия, тогда вместе с ними отдаляется и идея, пока не превратится в мелочную и убогую мысль, чуждую реальной жизни и бессильную на нее повлиять мысль, встречающую насмешливое к себе отношение со стороны деятельных людей.

Чтобы найти лекарство от этой ужасной болезни, мы должны собрать все свои силы и возможности для свершения дел, должны полюбить их и привыкнуть к ним, но не останавливаться только на этом. Мы ничего не изменим в нашем мире, если величие дел не дополним возвращением к целительной идее, прячущейся и таящейся в них. Если останутся наши поступки рутинной привычкой, мало того, что они нам не помогут, - они вдобавок осквернят идею, что, в свою очередь, приведет к прекращению практической деятельности. (Там же.)

БЕСЕДА III. ОСНОВА ПРОГРЕССА В ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

Прогресс - основа оптимизма. Вера в светлое будущее мира. Развитие подъем прогресс в учении рава Кука. Опасности и надежды теории развития. Человеческая история в свете этой теории. Прогресс в природе, цель и средства. Прогресс и Избавление: заселение Земли Израиля, Избавление народа, Избавление мира.

Вера в светлое будущее мира.

Красной нитью сквозь учение рава Кука проходит: оптимизм, вера в ясное и лучшее будущее, в свете которого он рассматривал все проблемы мира, нации и человека. Он верил, что в будущем исчезнет зло, и во всех сферах жизни воцарятся добро и красота. Характерный пример оптимистического видения мира находим в следующем отрывке:

Мир неизбежно вернется к своей праведной первооснове. Он не статичен, а постоянно развивается, и истинное и полное развитие должно привести его к совершенному исцелению, физическому и духовному, и вместе с собой оно принесет свет жизни возвращения. ("Свет Возвращения".)

Рав Кук верил в будущее полное исцеление материи и духа, в то, что будут устранены все телесные напасти болезни, физические недостатки; более того, смерть перестанет быть уделом человеческого общества. Точно такое же исцеление он провидел и в мире духа - обретя совершенное духовное здоровье, человек познает, наконец, самого себя в качестве образа и подобия Б-жьего во всех возвышенных смыслах этого понятия.

Этот оптимизм, который особенно ярко выразился в его отношении к Возрождению и заселению Земли Израиля, кажется нам, на первый взгляд, несколько преувеличенным и простодушным; некоторые попросту называют его наивностью, неуместной в нашей убогой повседневной действительности.

Однако изучение его книг доказывает, что источник этого оптимизма - во всеобъемлющем и гармоническом подходе ко всем деяниям жизни. Отсюда вытекает отношение рава Кука к эволюции и прогрессу вселенной как к основе всей жизни человека и окружающего его мира.

Счастливое прошлое - залог будущего совершенствования

В современной философии важное место уделяется теории развития. Открытия, совершаемые в естественных и точных науках, развитие моральных идей обусловили новую философскую трактовку проблемы развития мира и человеческого общества. В книге Рамхаля "Знание мудрости" можно обнаружить высказывания, подтверждающие истинность такого мировоззрения: "С каждым днем мир приближается к совершенству".

Некоторые современные философы убеждены, что мир развивается целенаправленно. Однако эта конечная цель совершенство никогда не была достигнута, и сомнительно, что ее удастся достичь в будущем. Мир изо дня в день улучшается и преображается, но нет никакой уверенности в том, что лестница достижений в конце концов приведет к совершенству быть может, она бесконечна. Кроме того, дорога может оказаться двусторонней и не исключено, что в один прекрасный день начнется движение в обратную сторону к варварству. Подобная возможность выглядит особенно реальной в сфере духа. Получается, что в философском смысле вера в прогресс недостаточно аргументирована - ведь откуда известно, что мир развивается в линейном, а не циклическом направлении? Рав Кук же говорит об эволюции - восхождении: кажущееся нам развитие мира - это его возвращение к тем высотам, на которых он некогда пребывал. Дело обстоит как в известной физической задаче о сообщающихся сосудах.

Выходит, что в принципе рав Кук согласен с современной теорией развития. Каждое поколение привносит нечто новое и превосходит предыдущее по знаниям и опыту. Однако центральная идея рава Кука - возвращение мира к своему бывшему, исходному положению. Выйдя из рук Создателя, мир пребывал в изначальном совершенстве, а затем "опустился" деградировал. И вот теперь мы снова его исправляем, поднимаем, возвращаем в первоначальное положение.

Убеждение, согласно которому некогда вселенная и человек вкушали первозданное блаженство, придает нам уверенность в том, что в конце концов все усилия прогресса вновь приведут к счастью. Отсюда и потребность радоваться жизни, внушаемая нам Торой и иудаизмом.

Именно в прошлом - когда человек блаженствовал и только первородный грех сбил его с пути, - отыскивается залог ясного понимания Торы, радости и света жизни. Понятно, что случайное препятствие должно быть устранено, и человек вновь обретет утраченное величие. Иначе, без оглядки на прошлое, идея развития выглядит пугающей: ведь мы не сможем найти однозначного и категорического подтверждения тому, что счастье необходимое состояние человека - тем более, человека, сотворенного из плоти, соединяющего в себе душу с телом. Поэтому только пребывание Адама в раю сулит нам в грядущем царство света. ("Письма".)

Вознесение мира - источник оптимизма

Только представление о развитии, совершающемся по восходящей линии, дает нам основание для оптимизма. Разве можно отчаиваться тогда, когда видишь, что все развивается и возвышается... И в целом, и в мельчайших своих явлениях, мир устремлен к своему горнему пределу - абсолютному благу. ("Огни святости".)

Опасности и надежды теории развития

Через два эти полюса прошлое и будущее человечества проходит ось, вокруг которой вращается мир. Озирая прошлое и будущее, мы должны многому научиться. Более того, если выводы окажутся неверными, они могут привести к разрушительному и греховному их применению.

Идея прогресса наполняет человека силой и гордостью за все, что он сделал, особенно при мысли о долгом пути, пройденном человеческим родом со времен первобытного варварства до сегодняшнего дня. Однако, с нравственной точки зрения, эта мысль таит в себе серьезную угрозу, ведь моральные нормы развивались с давних времен, и человек сам склонен довольствоваться достижениями морали, которые наглядно убеждают его в своем превосходстве на фоне примитивного прошлого.

Напротив, размышления о возможностях грядущего побуждают человека к активной деятельности. Знание того, что мир и человечество постоянно совершенствуются, это в их руках способность приблизиться к тому положению, в котором пребывал Адам на заре своего существования, находясь в раю, укрепляет мораль, взывает к неустанному труду самосовершенствования.

Идея развития бытия то погружает в низины, то устремляет к высотам человеческий дух, эликсир и жизни и смерти вместе содержатся в ней. Когда человек горделиво сопоставляет свое убогое прошлое с нынешними моральными, умственными и физическими достижениями, он, с одной стороны, испытывает чувство удовлетворения, а, с другой, - утрачивает нравственные силы. Какими бы достоинствами он не располагал, в ту самую минуту, когда овладеет им пагубная страсть, человек сочтет, что так, собственно, и должно обстоять дело с людьми, чья суть это косная и разнузданная дикость.

Зато идея будущего совершенствования действительно воодушевляет и облагораживает человека, соразмеряясь в его сознании с представлением о грядущем, с историей человечества на заре его, освященной Б-гом жизни, предшествовавшей изгнанию из рая. (Там же.)

История человечества в свете теории развития

Идея эволюции подразумевает еще одну, уникальную возможность толкования истории человечества. В прежние времена желания человека были варварскими. Естественные побуждения и воля человека склонялись ко злу и греху. И потому Божественное руководство и правление людей, наделенных Божественным духом, были направлены к исправлению этих недостатков.

В числе факторов, способствовавших раскрепощению человеческого духа, были откровения Шехины в Израиле, исторический опыт, развитие общества, прогресс науки. Для лучшего понимания слов рава Кука возьмем, к примеру, людоедство. Что, собственно, плохого в поедании человеческого тела? Лишь избранные, озаренные Божественным видением, боролись с каннибализмом. Прогресс помог людям освободиться от противоестественного желания употреблять человеческую плоть в пищу. В результате сегодня религия уже не должна заниматься этой проблемой, люди сами исполняют Божественную волю и не питаются человеческим мясом (говорится о большинстве, которого коснулось влияние науки и социального опыта, исключение составляют некоторые из диких африканских племен).

Получается, что религия и традиции здесь как бы самоустраняются, и человеком управляют его естественные влечения, и морально-религиозному воображению открываются сейчас иные горизонты. Во многих сферах дух и мораль человечества, как и в древний период, все еще находятся в зачаточном состоянии, и религия. в союзе с нравственностью принесут туда свои открытия. В сущности, развитие человечества, привело к гораздо большим опасностям, чем те, что угрожали ему в прежние дни.

Как же так? В древние времена моральные силы находились в пассивном, дремотном состоянии. Добро и Зло являлись в своей первичной и потому менее опасной для общества форме. Наука и опыт пробудили брожение духа, которое распространилось на все человечество, как на культурные, так и на нуждающиеся еще в духовном смягчении его слои. Брожение духа сегодня гораздо опаснее, чем в прошлом, по двум причинам: 1. Способности человека гораздо более развиты, 2. Человек научился скрывать движущие им страсти. Ведь, например, современные явления наподобие массового уничтожения это не что иное, как в конечном счете рецидив каннибализма и инстинкта устранения противника.

И именно здесь открывается широкое поле деятельности для вестников религии и традиции для продолжения воспитательно-моральной работы.

В прежние дни общечеловеческий разум был менее развит, и все его желания также носили более варварский характер. Божественное откровение тогда предназначалось для устранения этого бунтующего разума, подчиненного лишь животным инстинктам, и для уничтожения греховных первобытных позывов. Смягчение жизни ряда поколений - в первую очередь, благодаря откровениям Шехины в Израиле, а также благодаря накопленному опыту, расширению общественных связей, распространению науки, - очистило человеческий дух до такой степени, что, хотя очищение еще не кончилось, большая часть его мыслей и естественных побуждений уже сами по себе склоняются к Божественному благу.

И вместе с этой, уже очищенной сферой, должен распространяться либерализм.

Религия и традиция должны помочь очищающемуся человеческому духу следовать по проложенному им пути, выступая против тех сторон ума и воли человека, которые до сих пор находятся в первобытном состоянии, как и в прежние времена. Все более актуальной становится опасность того, что несмягченные еще стороны, многочисленные остатки варварства продолжают существовать в своем диком естественном состоянии, а исправленная сторона человеческого духа прикрывает их крыльями своего воображения, облекая в сияние молнии всякую ложь и мерзость.

В этом состоит священный труд служителей Г-да до конца дней, пока дух нечистоты не исчезнет совершенно, и сияние человека и мира не объявится во всем величии его могущества в царстве Всесильного. (Там же.)

Прогресс в природе: цель и средства

Принцип развития распространяется также на явления природы, представляющей собой основу жизни человека и общества. Когда Г-дь сотворил мир, Он произнес: "Да произведет земля зелень, траву семеносную, дерево-плод" и т. д. Мудрецы истолковали это таким образом: Творец подразумевал, что у дерева будет тот же вкус, что и у плода, то есть, что в самом дереве будет ощущаться вкус плода, ведь написано: дерево-плод. Но земля произвела деревья, дающие плод, как написано: "...и произвела земля... дерево, дающее плод" (но у самого дерева нет отношения к выращиваемому им плоду), поэтому и была проклята земля за грех человека. Это различие между повелением Г-да, тем, что вначале явилось в Его мысли, и реальностью - объясняет многие явления в мире природы и общества. В "Морали святости" р. Кука говорится: "Грех земли, то, что неодинаков вкус дерева и его плода,-причина того, что уровни жизни различны и противоположны друг другу. Отсюда в мире социальном и морали проистекают расхождения между людьми, чей удел - культура, наука, Тора и высшая нравственность, и людьми, призванными заниматься государственными делами и управлением, между меценатами, героями, королями и массой. Земля, согрешив, отвергла свою сущность, укротила свою силу, пошла вслед за целями, не использовала всего своего могущества, чтобы сделать вкус дерева таким же, как и вкус плода, предалась поверхностным заботам, думая о судьбах и карьерах". Как нужно понимать эти слова? Плод - это "цель" дерева, ствол и листья - ведущие к ней "средства". В нашем мире мы знакомы с дуализмом цели и средств, и обычно относимся к цели с большим уважением, пренебрегая средствами. Этот дуализм присутствует не только в практической деятельности человека, но и во всей жизни общества и его духовных запросах. К примеру, общественная элита как бы является "целью", а все прочие люди были созданы, чтобы служить средствам для "избранных".

Эта испорченность проистекает от греха земли. Если бы земля целиком выполнила повеление Г-да, не было бы в мире вовсе этого дуализма цели и средств. Ведь Г-дь уравнял их, пожелав, чтобы вкус дерева был таким же, как и вкус плода. Но физические оковы, материя привели к огрублению и обессмысливанию цели, средства сделались самоцелью. Выходит, мир, природа и человек несут на себе проклятие и грех земли, однако "конец всякого порока - в его исправлении". Закон развития верен и по отношению к несовершенствам природы. Придут дни, когда "вернется Творение к началу своему". И вместе с согрешившей землей вернется к нему и человеческое общество. Его нравственность засияет в первозданной чистоте, уравнивающей цель со средствами, и справедливость воцарится между людьми. Повеление Г-да о "дереве-плоде" по завершении длительного этапа человеческой и мировой истории будет полностью воплощено согласно его исходному значению.

В начале Творения вкус дерева должен был быть таким же, как и вкус самого плода. Все, ведущие к какой-либо духовной, высшей, общей цели средства, должны были соответствовать величию и красоте этой цели, какой мы ее себе представляем. Косная природа земли, неустойчивость жизни и усталость духа, стесненного физическими оковами, привели к тому, что хотя вкус плода, обаяние конечной цели, последнего предела, воспринимается нами во всей своей прелести и красоте, деревья, на которых по необходимости произрастает этот плод, выглядят грубыми и грузными, и первоначальный вкус их утрачен. В этом грех земли, за который она была проклята, когда проклят был человек за свой грех. Но конец всякого порока в его исправлении. Поэтому твердо обещано нам, что придут дни, когда все Творение вернется к началу своему, и вкус дерева станет таким же, как и вкус плода, так как раскается и отвернется земля от греха своего, а обычаи повседневной жизни не будут более отдалять нас от красоты идеального света, цели, подбирающей для себя подобающее средство, поддерживающее его и выводящее его из потенциального состояния - в действенное. ("Огни Возвращения".)

Светские помыслы относительно обретения Земли Израиля одухотворятся и исполнятся святости

Исходя из своего глубокого убеждения, что все движется по направлению к добру, рав Кук пришел к оптимистическому взгляду на способ обретения Земли Израиля в наши дни. Прогресс начинается со светской и будничной идеи возделывания земли в Стране Израиля, и возносится до идеи освобождения человека и мира.

Если в процессе жизни, полной стремления к подлинной святости для многих, найдутся будничные дороги и святой труд будничных мыслей и будничных дел, то очень скоро укоренится в сердце самое нежное и милое, окропленное росой и источника' ми возрождения, сокровенное благо, откроет оно свет истинного пути. Все отвлеченные и практические ответвления национальной философии прикрываются зачастую будничными облачениями, иногда слишком грубыми... Но несмотря на это испытание, выпавшее на нашу долю сейчас, в самом начале пути, ведущего к освоению и воссозданию земли отцов наших, мы воодушевляемся, прозревая тот горний свет, тот источник жизни, который должен вскоре явиться во всем своем величии. Ибо над тружениками уже забрезжила наша заря, и поднято знамя труда над пашнями земли предков. ("Нтива".)

Закон избавления, все отчетливей реализующийся в Израиле

Этот закон развития рав распространил не только на дело избавления в наши дни, но и на идею избавления в целом, начиная со времени Исхода из Египта. В сущности, вся история Израиля единый процесс избавления, единый путь совершенствования и развития, ведущий к всемирному Спасению.

Избавление продолжается постоянно. Исход из Египта и совершенное избавление в будущем единое непрекращающееся действие, действие сильной руки и простертой мышцы, которое началось в Египте и продолжается повсеместно, Моше и Элиягу (Исход из Египта и будущее избавление) участники одного и того же процесса, начинающий и заканчивающий, открывающий и закрывающий, оба завершают собой единое целое. Дух Израиля прислушивается к отзвукам избавления, доносящимся отовсюду, предвещая окончательное и полное Спасение, ("Огни")

Бытие развивается навстречу избавлению

Более того: избавление Израиля и избавление мира приведут к избавлению всего Творения, освобождению Шехины.

Весь мир движется, шумит шумом войны. Ее скрытая цель, способ достижения которой ведом лишь Б-гу, несомненно, предусматривает исправление мира в царстве Всесильного через возвращение Израиля к крепости своей *. И благодаря ему засияет Божественный свет во всех обычаях жизни, во всякой жизни всякого живого существа, во всех законах вселенной, в режимах народов, в духовных процессах человека вообще. И небесные воинства тоже продолжают исправляться. Мрак ослабел, и оковы Шехины в глубинах ее изгнания все явственней разрушаются, цепи, сковывающие ноги Спасителя Машиаха все растягиваются... ("Огни святости".)
________________________
* Намек на декларацию Бальфура. Эта статья писалась на исходе Первой мировой войны. - Прим. редактора.
________________________

Далее

Ваша оценка этой темы
1 2 3 4 5