Главная страница >>Библиотека >> "Шаббат">> части I II

«Шаббат», часть I
Сборник документально-исторических материалов

Перевод с иврита: М. Клейнберга
Научная редакция: А. Бен-Моше

Это издание осуществлено обществом по распространению еврейской культуры - "АМАНА". В течении более чем пятнадцати лет, издательством "АМАНА" выпущено в свет более 70 книг и брошюр, посвященным различным аспектам еврейской традиции и культуры.
Заказать эту книгу и другие издания "АМАНЫ" можно по адресу: п.я. 7791, Иерусалим, 91074, Израиль
Zip-файл >>


СОДЕРЖАНИЕ

  • Не сдаваться без борьбы >>
  • День рождения вселенной >>
  • Война с Помпеем >>
  • Соблюдение Субботы в изгнании >>
  • Из Талмуда и Мидрашей >>
  • Рабби Иегуда Галеви, "Кузари" >>
  • Из книги "Зогар" >>
  • Из обычаев проведения Субботы в Эрец-Исраэль >>
  • Суббота в диаспоре >>
  • Соблюдение Субботы в эпоху талмудистов >>
  • Суббота у фалашей (евреев Эфиопии) >>
  • Суббота у прозелитов России >>
  • Иноверцы, соблюдающие Субботу >>
  • Наветы греческих и римских авторов >>
  • Суббота покорила весь мир >>

Соблюдай день субботний, чтобы освятить его, как заповедывал тебе Господь, Бог твой. Шесть дней трудись и делай всю работу, а день седьмой -Суббота -Господу Богу твоему. Не делай никакой работы ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни бык твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у врат твоих, чтобы отдохнул раб твой и рабыня твоя, как ты. И помни, что рабом был ты в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкой и мышцею простертой. Потому и заповедал тебе Господь, Бог твой, блюсти день субботний. (Второзаконие, 5,12-15)

НЕ СДАВАТЬСЯ БЕЗ БОРЬБЫ

И услышали люди царя Антиоха Эпифана* в городе Давида Иерусалиме, что многие воспротивились указам царя и покинули города, чтобы скрыться в пустыне; и примкнул к ним народ. И обрушились на них с обвинениями в Субботу и сказали им:
-----------------------
* Жестокий греко-сирийский правитель (годы царствования 175 - 163 до н. э.), пытавшийся искоренить иудаизм и насильно ассимилировать евреев. Эти действия вызвали всенародное восстание в Иудее. Ход его подробно описан в четырех книгах Маккавеев (их называют также книгами Хасмонеев). Историческая победа Иегуды Маккавея и его братьев, изгнавших оккупантов из страны, увековечена праздником Ханука. (Имя Антиоха носили многие сирийские правители.)
-----------------------

- До коих пор вы будете противиться царю? Вернитесь, откажитесь от сопротивления, - и обретете покой. И ответили:

- Не вернемся, не подчинимся указам царя и не оскверним Субботу.

И пришли [люди царя], и приготовили орудия войны против них. И те, что в пещере, не подняли рук, чтобы бросить камень или перекрыть вход в пещеру. И сказали:

- Погибнем на этот раз невинными; и земля и небо - свидетели, что вы пришли злонамеренно, чтобы убить нас.

И напали на них в Субботу, и убили всех, кто был в пещере, и погибли все вместе с женами их, и детьми их, и скотом их. И было убитых около тысячи душ.

И Матитьягу и его товарищи услышали о происшедшем, и большая скорбь охватила их. И сказали друг другу:

- Если поступим так, как поступили наши братья, не подчинившиеся иноверцам во имя духа нашего и Торы нашей, - уничтожат нас.

И, посоветовавшись, решили: "Если пойдут войной против нас враги наши в субботний день, восстанем против них и будем отстаивать дух наш, и не пойдем на смерть, как наши братья в пещерах".

(I Книга Маккавеев)

И услышал Никанор*, что собрались Иегуда [Маккаби] и его люди у границы Шомрона, и сказал: "Приду к вам в день субботний". И сказали ему евреи, которых он заставил следовать за ним: "Не причини нам этого великого зла, откажись от этого. Почитай день, который почтил и освятил Бог". И спросил их злодей: "Кто он, давший вам Субботу? Есть ли он в небесах?" И ответили: "Он - Господь, Бог небес, Который дал нам день субботний и заповедал освятить его". (II Книга Маккавеев)
-----------------------
*Сирийский полководец, возглавивший войска, сражавшиеся с Иегудой га-Маккаби у Бейт-Хорона в 161 году до н. э. В этом сражении неприятель был разбит наголову, а сам Никанор взят в плен.
-----------------------

к содержанию^^

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ВСЕЛЕННОЙ

...Достоин день этот называться днем рождения вселенной, ибо в этот день явилось миру творение Его во всем своем совершенстве, и каждая деталь его - совершенство. В Субботу запретила Тора всякую работу, но не для того, чтобы привить человеку легкомыслие... а чтобы снять напряжение от повседневного тяжелого и непрекращающегося труда, укрепить и обновить его силы путем регулярного отдыха... И хотя запретила Тора в день седьмой всякую физическую работу, позволено человеку заниматься в этот день возвышенными делами, такими, как проповеди и нравоучения, ибо они побуждают людей углубляться в философию с целью усовершенствования нашего духа.

В Субботу открыты во всех городах многочисленные школы, где обучают разуму, обогащают знаниями, воспитывают мужество, справедливость и другие достойные качества. В них люди сидят в тишине и спокойствии и внимают проповедям, потому что душа каждого из них жаждет знаний. И один из них, тот, что мудрее остальных, стоит перед собравшимися и читает проповеди о добродетели и о полезных делах, помогающих человеку в жизни...

Из этого мы воочию убеждаемся, что Моше (Моисей) не позволял народу, унаследовавшему его святую Тору, предаваться безделью даже в минуту усталости. Душа и тело - едины; поэтому душа требует достойного занятия не меньше, чем тело - физического труда. И так устроен человек, что во время работы физической отдыхает его душа, а когда наступает время телесного отдохновения, она занята деятельностью духовной.

Теоретическая мысль и практическое действие - едины, гармонично дополняют друг друга. Число шесть символизирует физический труд, а число семь - духовную деятельность...

...В день субботний воспрещается зажигать огонь, ибо огонь - начало практической деятельности: без него нельзя совершить никакой работы, связанной с ремеслами, необходимыми для удовлетворения повседневных нужд. Отсюда видно, что один лишь этот запрет, пресекающий всякую деятельность в ремеслах и искусствах, не допускает никакого будничного труда. Однако Моисей добавил и другие законы, ибо не был уверен, что даже очевидного и недвусмысленного запрета достаточно для некоторых людей, не подчиняющихся законам. Он велел воздержаться от всякой работы в Субботу не только сынам Израиля, но и их прислуге. Тем самым слуга еврея по истечении шести трудовых дней удостаивается почти полной свободы...

...Однако Тора повелевает дать отдых в Субботу не только слугам, но и скоту. Любой раб пребывает в своем состоянии временно, ведь не создан он быть рабом по природе своей. Естественное же назначение неразумного животного - служить человеку. Но даже скоту, принуждаемому выполнять работу для человека и нести свое ярмо, дабы приумножить состояние господина, полагается отдых в Субботу. Даже вол, существующий на свете для работы на пользу человеку... освобождается в этот день от ярма, чтоб смог он праздновать день рождения вселенной. Так святость Субботы распространяется на все живые создания... (Филон Александрийский.* "О законах")
-----------------------
Известный еврейский философ (еврейское имя - Йедидья), живший в I веке в Египте.
-----------------------

к содержанию^^

ВОЙНА С ПОМПЕЕМ*

Помпеи велел перекрыть северный проход, а также всю долину, и воины его принесли необходимые для этого материалы и орудия. Однако было трудно заполнить все пространство: долина была глубокой, а евреи, которые находились сверху, на стене, делали все возможное, чтобы помешать работам. Так и не смогли бы римляне справиться с заданием, если бы не учел Помпеи Субботы, когда евреи воздерживаются от всякой работы согласно законам их веры. В эти дни он велел поднимать насыпь и не штурмовать стены, ибо по Субботам евреи воюют, чтобы защитить себя.
-----------------------
* Римский полководец, захвативший после длительной осады Храмовую гору, где укрепились защитники города.
-----------------------
Так был завален проход в долину, и Помпеи велел [в Субботу] поднять над насыпью высокие башни, установить орудия брани, привезенные из Тира, и попытаться проломить стены Храмовой горы. (Йосеф Бен-Матитьягу.* "Иудейская война")
-----------------------
* Йосеф Бен-Матитьягу, он же Иосиф Флавий (I век), - один из руководителей всенародного восстания против римлян, ответственный за оборону Галилеи. После сокрушительного поражения спас свою жизнь, переметнувшись на сторону противника. Был отпущен на свободу и тридцать лет прожил в Риме, где написал свои известные исторические труды: "Иудейская война", "Иудейские древности", "Автобиография" и др.
-----------------------
И обратился Иоханан из Гуш-Халав* к римлянам и сказал Титу:
-----------------------
* Один из руководителей всенародного восстания против римлян, организатор обороны родного города Гуш-Халав (Галилея) и активный участник обороны Иерусалима против осаждавших его легионов Тита. Не доверял Йосефу Бен-Матитьягу, подозревая его в готовности сотрудничать с римлянами. Как мы знаем, его подозрения были вполне обоснованы.
-----------------------
- Ты должен позволить евреям блюсти этот день в соответствии с их законом. Ибо это - Суббота. Воспрещается нам [в этот день] воевать, а также вести переговоры о мире с врагом. Ведь знают римляне, что ведено нам отдыхать каждый седьмой день, и если принудите нас преступить этот закон, - ваша вина будет больше вины принужденных, ибо вы привели их к греху.
(Там же).

Вот что писал Агатархидес*: "Народ, называемый иудеями, живущий в городе Иерусалиме, укрепленном, как никакой другой город, имеет обычай отдыхать на седьмой день. В этот день они не носят оружия, не обрабатывают землю и не занимаются никаким полезным ремеслом, а только возводят руки к небу в своих храмах и молятся [весь день] до наступления вечера. И когда пришел к вратам города Птолемей, сын Лага, со своим войском, жители города, строго соблюдавшие законы свои, не стали защищаться, и пал город, и овладел им жестокий господин..."
-----------------------
* Греческий философ, историк и географ, живший во II веке до н. э. в Александрии. Главные его сочинения, от которых уцелели лишь фрагменты, - "Книга исторических событий после Александра Македонского" и "Книга о странах вокруг Красного моря". Отношение его к евреям было резко отрицательным. В одном из своих трудов он приводит фантастический рассказ о Птолемее I, захватившем якобы без малейшего сопротивления хорошо укрепленный Иерусалим, так как его жители не хотели сражаться в Субботу.
-----------------------
Он высмеивает иудеев, но если оценить их действия без злых мыслей и предвзятости, то станет очевидным, что они люди богобоязненные, верные своим убеждениям, готовые жертвовать за них жизнью, и заслуживают восхищения. (Йосеф Бен-Матитьягу "Против Апиона"*)
-----------------------
* Апион - известный юдофоб древности, живший в Александрии. Он утверждал, что евреи ежегодно убивают откормленного ими грека, что они молятся голове обезьяны и т. д.
-----------------------

к содержанию^^

СОБЛЮДЕНИЕ СУББОТЫ В ИЗГНАНИИ

Николай Дамасский* пишет в своей летописи: "Когда воздвиг Антиох обелиск славы у реки Ликос в ознаменование своей победы над Индатосом, военачальником парфян, стоял он там два дня. Он это сделал по просьбе иудея Гиркана, ибо был праздник, который [иудеи] унаследовали от отцов. По законам иудейским воспрещалось находиться в пути в этот праздник".
-----------------------
* Николай Дамасский - известный историк, уроженец Сирии, живший при дворе римского императора Августа. Автор "Всемирной истории" в 144 книгах, дошедшей до нас в отрывках. Гиркан (I век до н.э.) - первосвященник из рода Хасмонеев.
-----------------------
И верно. Николай Дамасский не ошибся, ибо праздник этот, называемый Шавуот, выпал [в тот год] на день, следующий за Субботой. По законам же нашей Торы не дозволено находиться в пути как в праздник, так и в Субботу. (Йосеф Бен-Матитьягу. "Иудейские древности")

[Евреи в Греции жалуются римскому наместнику на притеснения со стороны греков]:

В седьмой день мы воздерживаемся от всякой работы. День этот мы посвящаем изучению нашей Торы и наших законов, ибо считаем нужным вникать в них как в любое благое дело, предотвращающее от греха... Они же, налагая на нас налоги, в этот святой день вызывают нас в суд. (Там же)

к содержанию^^

ИЗ ТАЛМУДА И МИДРАШЕЙ

СУББОТА - ДАР ВСЕВЫШНЕГО

"...чтобы знали [сыны Израиля], что Я - Господь, освящающий вас..."

(Исход, 31, 13), - сказал Всевышний, благословенно Имя Его, Моисею. И еще сказал: "Есть в Моей сокровищнице дар для тебя - Суббота, которую дам Я Израилю. Иди и скажи им [об этом]". (Талмуд: "Шаббат" - 10, "Бейца" - 16)

СУББОТА - СУЖЕНАЯ ИЗРАИЛЯ

Поучал рабби Шимон Бен-Йохай: обратилась Суббота к Всевышнему, благословенно Имя Его: "Властелин мира, у всего сущего на земле есть пара, и только у меня нет суженого!" Сказал Всевышний: "Народ Израиля - твой суженый". И сказал им, когда стояли у горы Синай: "помните, что сказал Я Субботе: народ Израиля - твой суженый". Поэтому сказано: "Помни день субботний, чтобы освятить его". (Исход, 20, 8). (Берешит Раба")

СВЯТОСТЬ СУББОТЫ И ЕЕ ЦЕННОСТЬ

"...ибо святыня она [Суббота] для вас" (Исход, 31, 14). То есть Суббота добавляет святость Израилю. "Почему имярек закрыл лавку?" - "Ибо строго соблюдает он Субботу". - "Почему имярек не работает?" - "Ибо строго соблюдает он Субботу". ("Мехилта")

СОБЛЮДЕНИЕ СУББОТЫ

Она [Суббота] - знамение вечное" (Исход, 31,17) . То есть Суббота неотделима от Израиля. И действительно, мы находим, что то, во имя чего Израиль был готов на самопожертвование - соблюдение Субботы, обрезание, изучение Торы, - сохранилось в народе и стало его знамением; то же, в чем они готовы были уступить, не сохранилось... (Там же)

Сказал рабби Иегуда... "Если бы соблюдали евреи первую Субботу, не покорил бы их никакой другой народ. Ибо сказано: "И был день седьмой, и вышли из народа собирать [манну]" (Исход, 16, 27) .И далее сказано: "И пришел Амалек и воевал с Израилем..." (Исход, 17, 8) ("Когелет Раба")

ТОРА И СУББОТА

Исобрал Моше [Моисей] все общество сынов Израиля..." (Исход, 35, 1) - Поучают авторы Агады: во всей Торе, от начало до конца, нет главы, в которой было бы еще раз сказано "И собрал Моисей". Сказал Всевышний: Собери большие собрания и прочти проповеди о законах Субботы, чтобы научились грядущие поколения собирать по Субботам собрания в своих молитвенных домах и обучать сынов Израиля Торе, ее запретам и наставлениям. И возвеличится Мое имя в среде сынов моих". ("Ялкут Шимони")

"И увидел [Моисей] их [евреев] тяжкий труд..." (Исход, 2,11). То есть увидел, что нет у них отдохновения от трудов, и пошел к фараону, и сказал: "Если у кого-то есть раб, не отдыхающий один день в неделю, он умрет. И твои рабы, если ты не дашь им отдохновения один день в неделю, - умрут". Сказал ему [фараон]: "Иди и поступи с ними, как сказал". Пошел [Моисей] и установил для них день отдыха в Субботу. ("Шемот Раба")

Сказала Тора: "Властелин мира, когда придет народ Израиля в землю [обетованную], что будет со мной? Каждый начнет пахать и сеять; а как же я?.." Сказал [Всевышний]: "Есть для тебя пара - день субботний. В этот день сыны Израиля будут отдыхать от всякой работы, и будут собираться в своих молитвенных домах и школах, чтобы заниматься изучением Торы". (Мидраш)

к содержанию^^

РАББИ ИЕГУДА ГАЛЕВИ. "КУЗАРИ"*

СОБЛЮДЕНИЕ СУББОТЫ - ДЕМОНСТРАЦИЯ ВЕРЫ В БОГА

...наше Учение требует богобоязненности, любви и радости. Ты можешь приблизиться к Богу любым из этих путей. Смирение во время поста приближает не больше, чем радость в Субботу и в праздники, когда сердце чисто и мысли обращены к Нему. Дабы сердце радовалось заповедям и Торе, требуется глубокое осмысление и сосредоточенность, как во время молитвы. Только так ты сможешь радоваться самой заповеди из любви к Заповедавшему ее и познаешь, какое благо дарует Он тебе в своей заповеди; ты - как гость у Его стола и в Его обители, и возблагодаришь Его в тайниках души своей и открыто...
-----------------------
* Иегуда Галеви (1075-1140) - великий еврейский поэт и мыслитель. Жил в Испании, но в конце своей жизни покинул эту страну и отправился в Эрец-Исраэль. Автор замечательного философского сочинения "Кузари", написанного во славу еврейского народа, иврита и иудаизма. В этом разделе частично использован перевод Г.Липш (Иерусалим, изд-во "Шамир", 1980)
-----------------------
Но в этом Тора не полагается на усмотрение каждого. Все происходит в соответствии с выработанной традицией, ибо человек не способен лично устанавливать пределы собственным силам, управляющим его душой и телом. Не ведает он, каковы нормы для труда и отдохновения, движения и покоя... Бог повелел отдыхать в субботние и праздничные дни, а также дать отдых земле, и все это в память об исходе из Египта и о делах первозданных.

Сам факт соблюдения Субботы - признание существования Бога, признание действием. Тот, кто принял к исполнению заповедь о соблюдении Субботы, дня завершения творения, несомненно признал, что у мира есть начало; соответственно, он признает существование Творца, давшего миру начало...

Тем же, кто не соблюдает Субботы, овладевают различные сомнения. Не дано ему постичь чистой веры в Создателя. А раз так, соблюдение Субботы гораздо больше приближает к Богу, чем отшельничество и монашеская жизнь. (Глава 2, 50)

ДУША ОЧИЩАЕТСЯ И ИСЦЕЛЯЕТСЯ В СУББОТУ

...В течение недели в душе и в теле накапливается много дурного, и нельзя очиститься от этого, не посвятив один день божественной службе и телесному отдыху. И тогда восполнит тело то, чего не хватило ему в течение шести дней и будет готово к следующей неделе, а душа вернет недостающие силы, потраченные на удовлетворение телесных нужд. Душа как бы исцеляет тело от старого недуга и готовится предотвратить болезни в будущем. (Глава 3,5)

СУББОТА И ПРАЗДНИКИ СОХРАНИЛИ НАРОД ИЗРАИЛЯ

...И многое другое, в чем мусульмане и персы пытались нам подражать, оказалось им не под силу. Ты знаешь, что вместо Субботы они установили другой день отдыха. Разве можно сравнить? Они способны походить на нас не больше, чем изображение - на живого человека.

Сказал Кузари:

Я думал о вашем положении и нашел нечто таинственное в том, что Бог печется о вашем сохранении. Субботы и праздники, которые Он вам дал, - одна из главных причин сохранения вашего образа и великолепия. Ведь другие народы поделили бы вас между собою, захватили бы вас и поработили, привлекаемые вашей мудростью и ясностью суждений. Они превратили бы вас в воинов, если бы не субботние и праздничные дни, которые вы соблюдаете с необычайной верностью, ибо они даны вам Богом, и основания их чрезвычайно важны: память о днях сотворения, память об исходе из Египта, память о даровании Торы... И все это - Божественные веления, которым вы обязаны следовать. Если бы не эти законы, никто из вас бы не облачался в памятные дни в чистые одежды и не приходил бы по Субботам в места собраний, чтобы вспомнить Учение, - слишком уж плачевно ваше положение в изгнании. Не знали бы вы удовольствия ни от одного дня вашей жизни. Лишь благодаря этим законам вы проводите шестую часть жизни в телесном и душевном покое, о котором не могут и мечтать властелины мира сего, ибо даже в день отдыха они неспокойны: нет полного душевного покоя тому, кто при первой необходимости срывается с места...

Если бы не эти дни, все ваше добро досталось бы другим в качестве военной добычи. Таким образом то, что вы расходуете в дни отдыха, воздается вам на этом свете и воздается в мире грядущем, ибо вы делаете это во имя Небес. (Глава 3, 9-10)

ОТПОВЕДЬ КАРАИМАМ

Если для верного прочтения текста Моисеевой Торы, его слов и выражений, требовалось так много дополнительных сведений, сохраненных традицией (кантиленные знаки, масоретские знаки), то для ясного понимания и комментирования ее нужно гораздо больше, ведь смысл шире слов. Когда Бог сказал евреям "Месяц сей для вас - начало месяцев" (Исход, 12, 2), ни у кого не возникло сомнений, как понять, что это за месяц: месяц египтян, среди которых они жили, или месяц халдейский, известный Аврааму... Никто не путал солнечный месяц с лунным и, тем более, солнечный год с лунным, сочетать которые можно лишь при помощи особых ухищрений, присовокупляя к лунному календарю целый месяц в високосный год... Если сумеют караимы дать вразумительные ответы на подобные вопросы, - я готов принять их мнение...

Я хотел бы, чтобы они определили границу, дальше которой воспрещено еврею удаляться от места своего обиталища в Субботу. Где эта граница? Дом, двор или владение, включающее несколько дворов, квартал, район, город? Все это, и еще многое другое, можно определить как "место". Хотел бы я, чтобы они объяснили, какой минимум работы запрещен в Субботу, почему нельзя в этот день пользоваться пером и чернильницей, чтобы исправить букву в свитке Торы, но можно поднимать тяжелый свиток, переносить стол и подносить блюда, принимая гостей. При этом, еще больше трудятся его слуги, хотя сказано: "... чтобы отдохнул раб твой и рабыня твоя, как ты" (Второзаконие, 5, 14) ...

Как они устанавливают, в каких случаях заповедь исполняется, несмотря на то, что необходимое для этого действие запрещается другой заповедью, как, например, обрезание и пасхальное жертвоприношение в Субботу?.. (Глава 3, 35)

ЭРУВ

Сказал рабби:

Сохрани Бог, чтобы согласились все эти богобоязненные и мудрые учителя развязать связанное Торой воедино. Но они говорят: "Воздвигайте ограду для Торы". И одна из этих оград - запрещение выносить из частного владения и вносить в общественное, и наоборот. Этого запрета нет в Торе. Возведя ограду-запрет, они затем облегчили его, чтобы исполнение законов Торы не было непосильным бременем и чтобы евреи могли - в пределах дозволенного - совершать обряд, предусмотренный Торой, с легкостью. Это и достигается с помощью эрува*. Так проводится четкая грань между тем, что дозволено, что запрещено и что является оградой к запрету Торы. (Глава 3,51)
-----------------------
* "Эрув" - дословно "смещение". В данном контексте речь идет об обряде, позволяющем в Субботу переносить ношу из одного двора в другой, по улицам города (села) и даже далеко за пределы населенного пункта.
-----------------------

к содержанию^^

ИЗ КНИГИ "ЗОГАР"*

1. "...И закончил Бог к седьмому дню работу Свою, которую Он делал..." (Бытие, 2, 2) . Сказал рабби Хизкия: "...Хотя были закончены все деяния Бога [за шесть дней], творение мира не было завершено, пока не пришел день седьмой. Ибо лишь с приходом седьмого дня довел Всевышний, благословен Он, свое творение до совершенства. Вот что означает стих "И закончил Бог к седьмому дню работу Свою, которую Он делал..." Только в этот день явился мир, дело рук Всевышнего, во всей своей полноте.
-----------------------
* "Зогар" ("Сияние") - одна из основополагающих книг Каббалы, мистического учения в иудаизме ("Сокровенная мудрость") Эта книга была обнаружена в XIII веке, и само появление ее на свет покрыто тайной и овеяно легендами Авторство ее приписывается известному талмудисту Шимеону бар-Йохаю (II век) Но есть ученые, оспаривающие это мнение и считающие, что книга написана в XIII веке каббалистом рабби Моше де-Леоном.
-----------------------
2. Освящая этот день, мы благодарим "...простирающего покров мира над нами, над всем Своим народом Израиля и над Иерусалимом". Почему "над Иерусалимом"? Потому что Иерусалим - место пребывания этого покрова, и мы просим, чтобы Он защитил также нас и сыновей наших. И в час благословения и молитвы снисходит на народ Израилев святое Провидение и простирает Свои крылья над Израилем и прикрывает их, как мать прикрывает своих детей.

3. "Помни день субботний, чтобы освятить его" (Исход, 20,8). Сказал рабби Ицхак: "В Торе говорится о манне небесной: "Шесть дней собирайте ее, а в седьмой день - Суббота, - не будет ее" (Исход, 16, 26).

Чем же благословен этот день, если он даже не обеспечен пищей? Все благословения, ниспосланные сверху и произносимые внизу, относятся к седьмому дню. Почему в этот день нет манны? Ибо от этого дня получают в высших сферах благословение все шесть дней недели, а в низших сферах каждый дает пищу этим дням от субботнего благословения... Поэтому каждый, кто поднялся на достойную ступень веры, должен начать приготовления к субботней трапезе до наступления Субботы, чтобы его праздничный стол получил благословение всех шести предшествующих дней. Ибо к этому времени присовокупляется благословение, которым освящаются все шесть дней недели, а благословение не произносится при пустом столе. Поэтому каждый обязан заблаговременно, в канун Субботы, накрыть стол и приготовить хлеб и всякие яства. Рабби Ицхак добавил а также в день субботний.

Сказал рабби Иегуда: человек должен наслаждаться в этот день отдыхом Полагается провести в Субботу три трапезы, чтобы было в этот день изобилие и наслаждение в мире. Сказал рабби Абба: чтобы было благословение грядущим дням, освященным Субботой.

...Должен человек наслаждаться этими тремя трапезами и радоваться им... Тот, кто убавляет от трех субботних трапез, наносит ущерб высшей сфере и подлежит суровому наказанию... Поэтому человек должен накрывать стол трижды после наступления Субботы, дабы не был его стол пуст, и снизойдет на него благословение на протяжении всех дней недели, ибо, наслаждаясь и радуясь в Субботу, он доказывает свою верность Всевышнему.

Сказал рабби Шимеон: Каждому, совершающему три трапезы в Субботу, вторит глас Небес. "И наслаждаться будешь в Господе..." (Исайя, 58, 14) - намек на первую трапезу" ... "и Я возведу тебя на высоты земли" (там же) - намек на вторую трапезу, и наконец, "...и питать буду тебя наследием праотца твоего Яакова" (там же) - намек на третью, завершающую трапезу... Человек должен совершить эти три субботние трапезы, наслаждаясь и радуясь каждой из них, ибо они составляют неотъемлемую часть его веры.

...Из этого следует, что Суббота почитаема больше любого другого праздника, любой знаменательной даты года, ибо она включает все, что есть в них.

Сказал рабби Хия: поскольку Суббота включает все, она упоминается три раза, как сказано: "И закончил Бог к седьмому дню... и отдыхал в день седьмой... и благословил Бог день седьмой..." (Бытие, 2, 2-3)

Рабби Абба, сидя за субботним столом, радовался каждой детали трапезы. Во время каждой из трех трапез он повторял: "Вот трапеза, освященная Изначальным [Богом] и Непостижимым...", или "Вот трапеза, освященная Всевышним, благословен Он..." Так выражал он радость по поводу каждой трапезы...

Рабби Шимеон, садясь за субботний стол, говаривал: "Приготовьте трапезу высшей веры, трапезу Царя нашего!" И душа его наполнялась радостью. Когда он заканчивал третью трапезу, говорили о нем словами пророка Исайи (58, 14): "И наслаждаться будешь в Господе, и Я возведу тебя на высоты Земли, и питать буду тебя наследием праотца твоего Яакова!"

Завершение всех трех субботних трапез - обязательно, ибо вместе они символизируют полную веру святого народа Израиля в Бога. Это их вера не имеет ничего общего с верованиями идолопоклонников. Поэтому Он сказал: "Между Мною и сынами Израиля она [Суббота] - знамение навеки" (Исход, 31,17).

Во всех этих трапезах евреи проявляют себя как сыновья царские, обитатели царского дворца, сыновья веры, и умаляющий хотя бы одну трапезу оскверняет высшие сферы и свидетельствует о себе, что не является сыном царя Всевышнего, обитателем царского дворца, потомком святого семени Израиля...

...Во все другие праздники человек должен радоваться знаменательному дню и дарить радость бедным. Тот, кто радуется, но не дарит радость бедным, подлежит суровому наказанию, ибо не делится добром своим с ближним. Сказано о таких: "...и раскидаю помет на лица ваши, помет праздничных жертв ваших" (Малахи, 2, 3). В Субботу же, даже если человек не делится с ближним, он не подлежит наказанию, как в другие праздники, ибо сказано "помет праздничных жертв ваших...", но не "помет субботних жертв ваших".

Еще сказано: "[Жертвы] ваши в начале нового месяца и празднества ваши ненавистны стали душе Моей" (Исайя, 1, 14). О Субботе же это не сказано. В этом смысл слов, относящихся к Субботе: "...между Мною и сынами Израиля".

...Поскольку полная вера сосредоточена в Субботе, человек как бы получает в этот день иную душу, возвышенную душу, полную совершенства.

к содержанию^^

ИЗ ОБЫЧАЕВ ПРОВЕДЕНИЯ СУББОТЫ В ЭРЕЦ-ИСРАЭЛЬ

...В пятницу вечером народ идет в поле или в синагогу, чтобы встретить Субботу. Все одеты по-праздничному. Читают 29-й псалом ("Воздайте Господу, сильные...").

Существует обычай облачаться в субботнюю одежду после пятничной предвечерней молитвы ("минха"). Вначале читают "Песнь Песней", а затем поют возвышенную песню Шломо бен Моше га-Леви Алькабеца*:
-----------------------
* Известный каббалист, комментатор Библии и талантливый поэт. Родился в Салониках в 1505 году, но еще в молодости переселился в Цфат и там скончался в 1584 году. Особую известность заслужила его песня о Царице-Субботе: "Пойди, мой друг, навстречу невесте", и она сейчас исполняется в пятницу вечером во всех синагогах мира.
-----------------------
"Пойди, мой друг, навстречу невесте". Из талмудического трактата "Шаббат" читают восемь глав вечером, восемь - утром следующего дня и восемь - во время субботней предвечерней молитвы (24 главы трактата "Шаббат" соответствуют 24 украшениям невесты)... (Рабби Авраам Галанти из Цфата)

к содержанию^^

СУББОТА В ДИАСПОРЕ

Сказал однажды рабби Симха Бунем из Пшисха: "Нет заповеди более милой, чем заповедь о сукке [шалаше в праздник Кущей]. Человек, входящий в нее, как бы пребывает в этой заповеди целиком, - всеми частями тела, вместе с одеянием и обувью..."

Ответил на это рабби Шломо-Лейб из Ланташны: "Заповедь о Субботе - совершенней. Не совершая никакого действия, ни малейшего движения, человек с наступлением Субботы оказывается полностью и целиком в этой заповеди. Более того: из нее он не выходит даже на мгновение..." (Рабби Симха Бунем из Пшисха)

...Суббота превосходит мир грядущий, ибо она - источник, из которого мир грядущий черпает свои силы. (Рабби Барух из Межибожа, внук основателя хасидизма Баал-Шем-Това)

...Рабби Нафтали из Рупшица [учитель гаона рабби Хаима из Ценза, ученик Люблинского праведника] имел обыкновение растягивать песнопения во время трех субботних трапез, если Суббота выпадала на Девятое Ава [день разрушения Храма]. Он говорил: "Суббота - дорогой и почитаемый гость; задержим его у нас. Ты же, Девятое Ава [день траура], можешь подождать... О, если бы ты не явился вовсе! Среди нас ты - не из числа почитаемых гостей. Подожди, а мы тем временем будем наслаждаться в обществе царицы Субботы, будем петь в ее честь и славословить Бога".

к содержанию^^

СОБЛЮДЕНИЕ СУББОТЫ В ЭПОХУ ТАЛМУДИСТОВ

В Талмуде несколько раз повторяется мысль о том, что многие евреи в изгнании добились процветания благодаря тому, что соблюдают Субботу. Так, в одном трактате рассказывается о рабби Хие бар-Абба, который гостил однажды в доме состоятельного еврея. Дом был полон золота, серебра и драгоценностей. Хозяин дома, говорит рабби Хия бар-Абба, достиг такого благосостояния, ибо почитал Субботу.

Талмуд повествует также о рабби Йосефе, "почитателе Субботы", известном своим богатством. О почитании Субботы свидетельствуют также рассказы из "Мидраш Раба" о евреях Рима, достигших высокого благосостояния.

Суббота была основным признаком, отличавшим Израиль от народов мира. Это подтверждают многие исторические документы, в том числе свидетельства христиан. В христианских источниках мы находим письмо священника из Корини, адресованное его брату, александрийскому кардиналу, в котором рассказывается о морском путешествии из Египта в Корини. По мнению исследователей, автор письма отправился в путешествие во второй месяц 404 года н. э.

Произошло это в пятницу, в канун Субботы. Хозяин судна был евреем, а из дюжины матросов шестеро тоже были евреями. В канун Субботы, до захода солнца, поднялся шторм, и судно оказалось в большой опасности. В это время евреи обычно заканчивают свои приготовления к Субботе, а вечером и на протяжении всего следующего дня им велено отдыхать. В этот день они обособляются, выделяя себя среди других народов...

...С наступлением сумерек капитан судна опустил трос и пал ниц. Путешественники и матросы стали уговаривать его не прекращать работу, но никакие уговоры не помогали. Один араб, разгневавшись, выхватил саблю из ножен и замахнулся над головой еврея, но тот не обращал внимания на угрозы.

Однако в полночь капитан подошел к тросу и включился в работу.

- Нам грозит смертельная опасность, - сказал он, - а забота о сохранении жизни отменяет запрет на работу в Субботу. Нам следует выполнить заповедь о спасении жизни и нарушить заповедь о соблюдении Субботы...

Это свидетельство очевидца говорит о том, что капитан судна не был исключением, - и все другие евреи - члены экипажа соблюдали святость Субботы. (Проф. А.Марморштейн)

к содержанию^^

СУББОТА У ФАЛАШЕЙ (ЕВРЕЕВ ЭФИОПИИ)

"Мы [фалаши] празднуем Субботу в соответствии с предписанием Торы; ибо шесть дней создавал Бог небо и землю, а в седьмой день, в Субботу, отдыхал. Мы не зажигаем огня с вечера [пятницы] до исхода Субботы..." Так мне говорили мои собеседники.

В ознаменование этого дня они наслаждаются различными яствами.

Суббота отменяет [переносит на следующий день] пост. В Йом-Кипур [Судный день], выпадающий на Субботу, они имеют обыкновение не есть досыта, а лишь слегка вкушать трапезы, чтобы продемонстрировать, что заповедь о Субботе превосходит даже строжайшие запреты Судного дня.

В Рош-Гашана [Новый год по еврейскому календарю], выпадающий на Субботу, читаются обычные субботние молитвы, к которым добавляются песнопения и хвалебные гимны, и торжества продолжаются всю ночь.

Дневная молитва [следующего дня] - более продолжительная, чем в обычную Субботу; читают Тору, как полагается, но с добавлением особой главы о деяниях Авраама и о его завещании сыну Ицхаку...

Однажды, увидев двух евреев-туристов, посетивших их в Субботу, они набросились на д-ра Файтловича*:
-----------------------
Яков Файтлович (1881-1955) - выдающийся исследователь фалашских племен, много лет проживший в их среде, опубликовавший о них ряд ценных научных трудов и организовавший школы для их детей в Абиссинии (Эфиопии) и Эритрее.
-----------------------
- Вы лжете, вы не евреи. Вы хотите, как пишут ваши раввины, вернуть наших детей в лоно еврейства? Но ведь эти туристы, братья твои, - евреи. Почему же они ездят в Субботу? Чему вы хотите обучить наших детей?.. Нарушать святость Субботы, превратить их в христиан?..

У фалашей бытует обычай освящать каждую Субботу особым освящением. С наступлением такой Субботы все собираются в синагоге; молитвы прекращаются лишь для вечерней трапезы, но затем возобновляются и продолжаются всю ночь и весь следующий день. В эти молитвы включены песнопения и хвалебные гимны. (Из книги д-ра Я. Файтловича "Через Абиссинию")

к содержанию^^

СУББОТА У ПРОЗЕЛИТОВ РОССИИ

В селе Приволина на Каспийском побережье [в районе Баку], где проживает около восьми тысяч евреев-прозелитов, я беседовал с местными жителями о причинах, побудивших их принять новую веру, о их сложной судьбе, о тысячах верст скитаний в железных кандалах...

Особо тяжелые воспоминания остались у новообращенных со времен "Мясника" (так называли они царя Александра III, прославившегося своим невежеством и грубостью), который жестоко преследовал новообращенных евреев. Известно, что он собирался разрушить их село и рассеять его жителей по всей России. Кошмар преследований со стороны царских властей не покидал с тех пор новообращенных этого селения.

Однако они не сетовали и не жаловались на эти притеснения; возмущало их лишь то, что их принуждали нарушать заповедь о соблюдении Субботы. Этого они не могли простить злому правителю!

И, действительно, они ревностно соблюдают Субботу, превосходя в этом все другие еврейские общины. Их огорчает отношение к Субботе "настоящих евреев", особенно ашкеназийского происхождения (то есть евреев Польши и России, но не коренных кавказских евреев, ревностно сохраняющих и поныне святость Субботы). Эти европейские евреи, осевшие в последнее время в городах Кавказа, превращают святую Субботу в будни...

Все свои магазины и склады, ремесленные мастерские и предприятия евреи-прозелиты закрывают в пятницу после обеда. И ни за какие деньги не станут они работать, вести переговоры, заключать сделки в этот день, в часы между обедом и заходом солнца, то есть задолго до наступления Субботы, даже если это повлечет за собой большие убытки.

Есть среди них (особенно в больших городах) извозчики, водители обозов и простые грузчики, для которых их нелегкий труд - единственный источник пропитания. И все же накануне Субботы, с наступлением полудня, они останавливают своих лошадей и прекращают всякую работу, даже если она не закончена, посреди улицы, на рынке, и спешат домой. Они также не дают закончить работу своим подсобным рабочим и слугам, будь то христиане, мусульмане или калмыки, потому что ревностно соблюдают заповедь: "...не делай никакой работы, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя... ни раб твой, ни рабыня твоя... чтобы отдохнул раб твой и рабыня твоя, как ты" (Второзаконие, 5, 14). Они приравнивают к себе всех, кто с ними работает, и никакие богатства не могут соблазнить их нарушить эту заповедь, понимаемую буквально и исполняемую дословно. (Из книги Цви Кашдая "Новообращенные евреи")

к содержанию^^

ИНОВЕРЦЫ, СОБЛЮДАЮЩИЕ СУББОТУ

В древности сыны Израиля были единственным народом, знавшим деление календаря на семидневные циклы. Последний день каждого семидневного цикла был днем отдыха от всякой работы. Другие народы не знали регулярно повторяющегося дня отдыха, и, вступая в контакт с евреями, они находили эту особенность еврейского образа жизни как признак их избранности. Народы мира с восхищением отзывались как о религиозных обрядах, так и об общественно-моральных аспектах, характеризующих еврейскую Субботу. На субботние проповеди в синагогах в странах изгнания приходили и многие иноверцы; поэтому, например, в Греции проповедник в синагоге начинал свою проповедь словами: "Богобоязненные евреи и греки!.."

Примерно за столетие до христианского летосчисления еврейские семидневные циклы получили широкое распространение в мире. Древние народы заимствовали также ритуальные аспекты Субботы, включая ее освящение. По словам Филона Александрийского, "Суббота - праздничный день не только для одного города или одной области, но и для всего мира". Иосиф Флавий отмечает: "Нет греческого или варварского города, куда бы не проникли обычаи и ритуалы седьмого дня, дня нашего отдыха" ("Против Апиона").

Мы находим также подобные отклики в трудах некоторых римских авторов, которые, однако, сетовали на чрезмерное распространение неугодных им обычаев. Поэт Гораций (65-8 гг. до н. э.) рассказывает с насмешкой и сарказмом о своем приятеле по имени Пускус Аристиус, который сообщил ему, что имеет обыкновение праздновать Субботу, "как принято у многих..."

Философ и политик Сенека (ум. в 65 г. до н. э.) осуждает святость Субботы больше всех других заповедей Израиля: из-за нее, считал Сенека, человек теряет седьмую часть жизни. Он выражает сожаление, что обычаи 'этой проклятой нации... распространились во всех странах". Создается впечатление, что "побежденные установили свои законы победителям" (см. "Вступление" к книге Августина). В своих письмах он протестует против римлян, "ставших полуевреями" и зажигающих субботние свечи.

Сатирик Персии (62 - 34 гг.) очень зло насмехается над обычаями Субботы, как, например, зажиганием "дымящих лампад с маслом", приготовлением праздничных трапез с непременными рыбными блюдами и вином ("Сатиры"). Автор сатирических поэм Ювенал (I-II вв.) обрушивается на римлян, "почитателей Субботы", приверженцев иудейской веры ("Сатиры"). В трудах римского историка Тацита (начало II века) мы также встречаем тяжкие обвинения против обычаев, связанных с соблюдением Субботы.

О распространении еврейской Субботы в Римской империи времен первых императоров свидетельствует эпизод, случившийся с Тиберием: император собрался в одну из Суббот посетить Диогена, однако сей ученый муж отказался принять его, ибо имел обыкновение читать по Субботам лекции широкой публике. Видимо, обычай этот он заимствовал у еврейских мудрецов, живших в Греции, где по Субботам в синагогах читались проповеди и комментарии к Торе и пророкам.

В одном из районов западной Киликии образовалось общество почитателей Субботы. Апостол Павел дискутировал с греческими философами в афинской синагоге по Субботам.

Со временем не только греки, но и римляне стали посещать по Субботам синагоги, чтобы слушать проповеди евреев. Обычай этот распространился настолько, что в народе появилась популярная шутка: "Куда путь держишь? В какой синагоге тебя можно найти?.." (Ювенал. "Сатиры").

В трудах отцов церкви мы находим несомненное свидетельство того, что еврейская Суббота полюбилась многим иноверцам. Так, например, Теофил из Антиохии (жил во II веке) писал в одном из своих трудов: "И о седьмом дне (все знают его название, но лишь немногие понимают его значение) говорили философы. То, что евреи называют "Шаббат", греки зовут Гебдомас". Римский богослов Тертуллиан отмечает, что в III веке очень многие народы соблюдают святость Субботы. (Из книги Мориса Цобеля "Суббота")

к содержанию^^

НАВЕТЫ ГРЕЧЕСКИХ И РИМСКИХ АВТОРОВ

Каждый, кто знаком даже поверхностно с обычаями евреев, знает, что Суббота - это день праздничного отдыха, когда евреи произносят благословение над бокалом вина и совершают праздничную трапезу. В этот день они едят рыбу и мясо, веселятся и пируют. И тем не менее в среде ряда греческих и римских авторов почему-то бытовало мнение, что именно в этот день евреи - от мала до велика - постятся, добровольно принимая на себя изнурительные физические страдания... Это ложное представление о Субботе настолько укоренилось в среде иноверцев, что даже просвещенный император Август, хорошо знавший евреев и относившийся к ним с почтением, наивно верил в это нелепое обвинение, о чем свидетельствует Светоний в своей книге "О жизни императоров".

Писатели тех времен плохо разбирались в еврейских ритуалах, основанных на монотеистической морали. Их комментарии к еврейскому Закону вообще и к заповедям о соблюдении Субботы в частности нередко были смехотворными, ибо отражали взгляды идолопоклонников, которым была недоступна вера в Единого Бога.

Например, известный ненавистник евреев Плутарх утверждал, что евреи поклоняются... богу вина Вакху и что название Субботы ("Шаббат") якобы происходит от одного из имен Вакха - "Шабим". В одной из провинций империи бога вина называли также "Шавзу". Еврейская Суббота, пишет Плутарх, сопровождается безудержным пьянством и страшным шумом, подобающим празднествам поклонников Вакха. Этому богу пьянства, сообщает клеветник, посвящены все еврейские праздники и Субботы.

Мракобес Апион выводит слово "Шаббат" из египетского имени "Сабазос", означающего, по его мнению, проказу. Подобную "этимологию" он объясняет тем, что евреи в Египте болели злокачественной проказой, и поэтому египтяне изгнали их из своей страны, боясь заразиться...

Писатель Ювенал в своем юмористическом опусе насмехается над евреями, отдыхающими в Субботу от всякой работы. Обрушивая море клеветы на евреев, он рисует пророка Моисея как ленивого старца, который особенно любил предаваться лени один день в неделю, когда имел обыкновение сидеть без дела от восхода солнца до захода солнца следующего дня. Эту склонность к безделью, говорит он, Моисей передал в наследство своему народу, который отличается ненавистью ко всякой работе, ибо Моисей заповедал блюсти Субботу и сидеть сложа руки весь этот день.

Насмехался над нашей Субботой и Сенека, утверждая, что мы проводим седьмую часть своей жизни, предаваясь лени и безделью, уклоняясь от всякой работы.

Римский историк Тацит считал, что Суббота-это напоминание о великом чуде, которое произошло с евреями во время их блужданий по пустыне. Шесть дней они не могли найти воду, их языки прилипли к небу, и люди были на грани гибели. Но в седьмой день стадо ослов набрело на обильные источники воды. Моисей напоил измученных жаждой евреев, и они ожили. В память об этом событии, евреи, оказавшись на своей земле установили праздник Субботы, когда они не работают, постятся и не пьют, вспоминая о страданиях в пустыне... И такими нелепыми домыслами полны труды древних историков. (Из сборника "Сад цветов" Кальмана Шульмана)

к содержанию^^

СУББОТА ПОКОРИЛА ВЕСЬ МИР

Ничто на свете, писал Прудон, не может сравниться с Субботой, данной евреям на горе Синай. В основе ее - равенство, свобода и вера. Она послужила основой для развития общества в духе возвышенной морали, физического и нравственного здоровья, стойкого счастья.

Жан Жак Руссо сумел лишь частично постичь значение Субботы. Все его учения о свободе, равенстве, справедливости, правосудии и других прекрасных вещах едва приближаются к высоким идеалам иудаизма, в основе которого лежит освященная Библией Суббота.

Суббота обеспечила еврейскому народу авангардное место в истории человечества и выработке высокой нравственности и морали. Греки, римляне, германцы, славяне не смогли повлиять на общечеловеческую мораль в такой мере, как на нее повлияли евреи и еврейская Суббота. Дерзну сказать, что легион Бисмарков с их попытками облегчить участь простого труженика не в силах уравновесить одного нашего вероучителя Моисея, провозгласившего святость Субботы. (Раввин Аарон Елинек. "Еврейский род")

 к содержанию^^  >> далее