Значение еврейского семейного образования.
Из выступления Алекса Танского на международной видеоконференции по неформальному еврейскому образованию 25 февраля 2005 г.
Начну я с небольшой цитаты из Торы. В двенадцатой главе книги «Шмот» – «Исход» – Всевышний дает установки народу Израиля. Каким должно быть еврейское образование, чтобы оно приносило результат? Там говорится, что родители обязаны взять на себя ответственность за подготовку подрастающего поколения. Они должны отвечать ребенку на его вопросы и помогать ему найти себя. Будем считать эту модель еврейского образования идеальной, ведь она предложена самой Торой. Во времена Исхода образование строилось на основе опыта, получаемого ребенком, его вопросов и, соответственно, ответов, которые он находил – прежде всего, в семье. Этот подход, к сожалению, был заменен в более поздние времена системой еврейских школ самого разного типа. В какой-то момент нашей истории родители и школа стали партнерами, затем ответственность за образование ребенка полностью взяла на себя школа. Она, а не родители, предоставляет ребенку ответы на вопросы, возникающие как результат его личного опыта и естественной любознательности.
Сегодня мы обнаруживаем, что не только ответы, но и оставшиеся две части педагогического процесса – опыт и вопрос, также перешли под юрисдикцию школы.
Далее >>
Из выступления Алекса Танского на международной видеоконференции по неформальному еврейскому образованию 25 февраля 2005 г.
Начну я с небольшой цитаты из Торы. В двенадцатой главе книги «Шмот» – «Исход» – Всевышний дает установки народу Израиля. Каким должно быть еврейское образование, чтобы оно приносило результат? Там говорится, что родители обязаны взять на себя ответственность за подготовку подрастающего поколения. Они должны отвечать ребенку на его вопросы и помогать ему найти себя. Будем считать эту модель еврейского образования идеальной, ведь она предложена самой Торой. Во времена Исхода образование строилось на основе опыта, получаемого ребенком, его вопросов и, соответственно, ответов, которые он находил – прежде всего, в семье. Этот подход, к сожалению, был заменен в более поздние времена системой еврейских школ самого разного типа. В какой-то момент нашей истории родители и школа стали партнерами, затем ответственность за образование ребенка полностью взяла на себя школа. Она, а не родители, предоставляет ребенку ответы на вопросы, возникающие как результат его личного опыта и естественной любознательности.
Сегодня мы обнаруживаем, что не только ответы, но и оставшиеся две части педагогического процесса – опыт и вопрос, также перешли под юрисдикцию школы.
Далее >>