Питая огонь

«И взял Авраѓам дрова для всесожжения, и возложил на своего сына Ицхака…» («Брейшит», 22:6).

Эта деталь, предлагаемая нам библейским текстом, кажется достаточно очевидной. Авраѓам решает оставить слуг и вьючных ослов у подножья горы. Дальше путь продолжат только он с Ицхаком. Никто больше не должен знать об ужасном акте, которому предстоит свершиться. Авраѓам и его сын одни поднимутся на гору – Авраѓам, неся кресало и нож, а Ицхак – дрова. Мудрецы предложили два возможных объяснения этим деталям. Если предположить, что испытание было послано исключительно Авраѓаму, то Ицхака можно рассматривать как человека, несущего дрова, на которых будет сожжен, но не понимающего, что движется к гибели. Альтернативная точка зрения видит в Ицхаке активного участника ситуации: он идет навстречу смерти сознательно. Авраѓам идет, чтобы совершить жертвоприношение, а Ицхак – чтобы предложить себя в качестве жертвы. В данной интерпретации Ицхак предстает не наивным ребенком, не понимающим, что происходит, но взрослым ответственным человеком. Объект становится субъектом, а последнее испытание Авраѓама теперь содержит в себе и последнее испытание Ицхака.

Наверх >>