Так кто же все-таки подвергся испытанию?

Вопрос, почему всеведущему Богу потребовалось испытывать Авраѓама, исследовался на протяжении столетий и сквозь призму всевозможных взглядов. Раби Саадья Гаон предположил, что испытание предназначалось не исключительно Авраѓаму, скорее, это было испытание четверых. Во-первых, это было испытание для Всевышнего: не для того, чтобы Он узнал то, чего не знал раньше, но ради Него, чтобы освятить в мире Его великое имя, продемонстрировав преданность Ему верящих в Него. Бог избирает Себе людей, посылая им испытания. Выдержав их, они заслуживают свою избранность. Во-вторых, это было испытание Авраѓама. Приняв волю Творца, он поднялся на новые духовные высоты и гарантировал себе великое духовное вознаграждение. Третьим человеком, подвергшимся испытанию, была Сара. Мудрец отмечает, что Сара и Авраѓам были заодно. Писание предполагает, что Авраѓам ушел рано утром, чтобы жена не воспрепятствовала ему. Саадья-Гаон возражает против этого предположения; он утверждает, что ее тоже испытывали, но, вопреки всему, она смогла выйти за рамки личных и материнских переживаний. Стойкость ее духа должна быть оценена по достоинству. И наконец, мудрец утверждает, что целью акеды был сам Ицхак. Ишмаэль, первенец, был обрезан в тринадцать лет, но Ицхак был пассивным участником этого обряда, поскольку был обрезан еще младенцем. И для того, чтобы он занял доминирующее положение как духовный наследник Авраѓама, он должен пройти собственное испытание, акеду, принести себя в жертву Богу. Поскольку он согласился на это, его превосходство было утверждено. В комментариях Саадьи-Гаона Авраѓам, Сара и Ицхак в равной степени являются главными действующими лицами этой библейской драмы.

Наверх >>