Рассержен на мальчика


Авраѓам, однако, был удручен: «И показалось это Авраѓаму весьма неприятным из-за сына его» («Брейшит», 21:11). Для него это была не просто юридическая формальность!
Возможно, Авраѓама угнетал не только сам факт изгнания Ишмаэля. Он мог быть обеспокоен его дальнейшей судьбой. Писание намекает на то, что мальчик демонстрировал такие черты характера, которые могли быть еще одной причиной, по которой Сара просила изгнать его.
«И увидела Сара, что сын Ѓагар-египтянки, которого она родила Авраѓаму, забавляется» («Брейшит», 21:9).
Термин «насмехается» загадочен. Что-то в действиях юного Ишмаэля вызвало в Саре чувство тревоги. Ее новообретенный материнский инстинкт вынуждает ее защитить Ицхака от возможного негативного влияния. Именно это стало причиной ее тягостной просьбы об изгнании Ѓагари и Ишмаэля.
Раши, великий средневековый комментатор библейских текстов, живший в Северной Франции, объясняет происшедшее следующим образом: причиной страданий Авраѓама стало то, что он услышал: Ишмаэль пошел по пути вырождения. Это предположение основывается на мидраше, который толкует слово «забавляется». Мудрецы говорят, что дурными чертами Ишмаэля являются склонность к насилию вплоть до убийства, половым извращениям и идолопоклонству, проявившаяся уже в раннем возрасте. Предположив наличие в Ишмаэле этих пагубных черт, мудрецы, таким образом, снимают с Авраѓама вину за то, что он согласился изгнать Ишмаэля, указывая, что в противном случае поведение отца было бы сочтено предосудительным.

Наверх >>