Никогда не говори «прощай»


История изгнания заканчивается тем, что Ѓагар и Ишмаэль возвращаются в Египет, страну, из которой Ѓагар родом. При таком стечении обстоятельств ничего не говорится о примирении Авраѓама и Ишмаэля, однако один из стихов Торы косвенно указывает на это, оставляя нас в раздумьях:
«И скончался Авраѓам, умер в доброй старости, престарелый и насытившийся жизнью, и присоединился к своему народу. И похоронили его Ицхак и Ишмаэль, его сыновья, в пещере Махпела, на поле Эфрона, сына Цохара-хетта, которое против Мамрэ, на поле, которые Авраѓам приобрел у хеттов...» («Брейшит», 25: 8-10).
Тот факт, что Ишмаэль был на похоронах отца вместе со своим сводным братом Ицхаком, мог бы свидетельствовать о том, что связь между семьями не была полностью разрушена.
На основании «знака», полученного из этого стиха Торы, возникает удивительный мидраш – еще одна глава истории взаимоотношений между Авраѓамом и Ишмаэлем, – в которой Авраѓам отправляется повидаться с изгнанным им сыном.
«И жил он в пустыне Паран. Ишмаэль послал взять себе в жены одну из дочерей Моава , Аиша было ее имя. Спустя три года Авраѓам пошел проведать своего сына Ишмаэля в пустыне, дав Саре клятву, что не сойдет с верблюда в месте, где жил Ишмаэль. Он прибыл на место в полдень и нашел там жену Ишмаэля. Спросил он ее: “Где Ишмаэль?” Та ответила: “Вместе со своей матерью пошел в пустыню собирать плоды пальмовых деревьев”. И сказал он ей: “Дай мне немного хлеба и воды, ибо ослаб я после путешествия по пустыне”. Она же ответила: “У меня нет ни хлеба, ни воды”. Сказал он ей: “Когда вернется Ишмаэль, расскажи ему все это, говоря: ‘Некий старик из земли Канаан приехал повидать тебя, и он сказал: поменяй порог в доме твоем, ибо не годится он для тебя’”. Когда Ишмаэль вернулся домой, жена передала ему эти слова. Сын мудреца – уже наполовину мудрец. Ишмаэль все понял. Его мать послала за новой женой для Ишмаэля, которую взяли из дома ее отца, а имя ей было Фатима.
И снова спустя три года Авраѓам пошел проведать своего сына Ишмаэля в пустыне, дав, как и в прошлый раз, клятву Саре, что не сойдет с верблюда в месте, где жил Ишмаэль. Он прибыл на место в полдень и нашел там жену Ишмаэля. И спросил он ее: “Где Ишмаэль?” Та ответила: “Вместе со своей матерью пошел в пустыню накормить верблюдов”. И сказал он ей: “Дай мне немного хлеба и воды, ибо ослаб я после путешествия по пустыне”. Она принесла хлеб и воду и дала ему. Авраѓам поднялся и молился Всевышнему, да будет благословенно имя Его, за сына своего, и вслед за эти наполнился дом Ишмаэля всеми благами, о которых говорилось в благословении. Когда Ишмаэль вернулся домой, жена рассказала ему о случившемся, и Ишмаэль понял, что любовь отца все еще пребывает с ним» («Пиркей-де-раби Элиэзер», 29).
Мидраш позволяет себе завершить эту историю, украсив ее трогательным возобновлением добрых отношений между Авраѓамом и его сыном Ишмаэлем.

Наверх >>