«Согрешил я перед Господом»


В ответ на это Давид сразу же сознается: «Согрешил я перед Господом!» Это исходит из глубины его души. Он не унижается, как его предшественник Шауль. Он принимает ответственность, осознавая свои прискорбные прегрешения. Примечательно, что Давид полностью признает, что он согрешил «перед Господом» – не перед невинными людьми, чьи жизни разрушил, но перед Господом, который выделил его из толпы, чтобы сделать царем.
Раскаянье Давида ощущается особенно волнующе в офорте Рембрандта «Молящийся Давид». На нем Давид изображен не в облике царя, но, скорее, в облике смиренного слуги, покаянно вымаливающего у Бога спасения новорожденного младенца Бат-Шевы. Он не сможет отвернуть наказание в этом случае, но, как утверждают мудрецы, этот опыт трансформирует его в образец покаяния. Книга псалмов, бóльшая часть которых сложена Давидом, это литературное свидетельство его духовных исканий, его неустанных попыток восстановить заветную связь с Богом:
«Многократно отмой меня от моего греха, и от моей провинности очисти меня; ибо беззакония мои я осознаю, и грех мой всегда предо мной. Против одного Тебя согрешил я, сделав то, что в Твоих глазах – зло, так что Ты праведен в Своем приговоре и чист в Своем суде... Чистое сердце сотвори во мне, Бог, и дух правый обнови во мне. Не отвергни меня от лица Своего и дух Твоей святости не отними у меня!» («Теѓилим», 51:4-6, 12, 13).
Урок, который Давид извлек из своих грехов и передал эти знания грядущим поколениям, состоит в том, что человек может восстановить им же нарушенную связь с Творцом, ибо «…сердце разбитое и сокрушенное не будет для Бога презренным» (там же, 51:19).

Наверх >>