Моше и Элияѓу


Гром, сопровождаемый молниями, нарушил тягостную тишину. За этим последовал будоражащий душу хор голосов: «Господь есть Бог! Господь есть Бог!» Стоя на горе Кармель, Элияѓу с грустью представлял себе Моше на горе Хорев, светящегося от радости, слушая, как народ Израиля восклицает: «Все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны».
Приходя в себя после утомительного дня, Элияѓу устроился на отдых, когда вдруг услышал стук в дверь. Посланцы царицы Изевель прибыли с угрозой, скрепленной клятвой, принесенной ею ее языческим богам; «Завтра ты умрешь, Элияѓу».
Потрясенный тем, как ошеломляюще неожиданно ему изменила удача, Элияѓу понимает, что ему слудует бежать. Но куда? Он решает идти в Беэр-Шеву, отдаленный уголок южного царства, Иудеи. Там он будет вне досягаемости. Там он все оставит и уйдет в пустыню, чтобы встретить смерть.
Элияѓу отправляется в путь, считая, что это его заключительное путешествие, однако, у Бога иные планы. Пророк засыпает, уставший, но его будит ангел, предлагая ему еду и питье. Эта трапеза придала ему сил, которых оказалось достаточно для сорокадневного путешествия к горе Хорев. Без ведома Элияѓу его приводят к горе, на которой Моше было явлено откровение.
Мидраши переполнены многочисленными примерами, когда поступки Элияѓу вторили поступкам Моше:
Вы увидите, что Моше и Элияѓу равны по всем параметрам. Оба были пророками. Моше называли человеком Божьим, и Элияѓу называли человеком Божьим. Моше восходил на гору для встречи с Богом и Элияѓу, и перед обоими Бог показался во всей славе Своей. Моше укрывался в пещере в расселине горы, и Элияѓу прятался в пещере. Моше пришел к горе Бога, и Элияѓу пришел к горе Бога. Моше пошел в пустыню, и Элияѓу пошел в пустыню. Моше блуждал без еды и питья сорок дней и сорок ночей, и Элияѓу на одной трапезе продержался сорок дней и сорок ночей. Моше склонил Израиль к тому, чтобы принять любовь Бога: «Все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны», – и Элияѓу склонил Израиль принять любовь Бога: «Господь есть Бог».
(«Псикта рабати», 4:3)
И все же было между этими двумя лидерами одно существенное различие. Моше молил Бога не губить народ Израиля после совершенного ими греха изготовления золотого тельца и поклонения ему. Он молил, чтобы Бог отпустил им грехи, проявил милосердие и смягчил наказание. Элияѓу, напротив, было чуждо сострадание. Он был непреклонен в своих убеждениях, скорее гневаясь на людей за их непримиримость, нежели защищая их.

Наверх >>

kamloki.ru.