Нежнейший голос тишины


После долгого пути Элияѓу пришел к горе Хорев. Именно здесь ему явился Всевышний:
Явление Бога на горе Хорев покрыто тайной. Оно передается целым рядом отрицаний: Бог не в ветре, не в землетрясении, не в огне. Близость Его – в нежнейшем голосе тишины. Это понятие выразительно описывается в нижеследующей талмудической истории, где Божественное присутствие проявляется в тишиные.
«Раби Шешет был слеп. Однажды народ стекался встречать царя; пошел с другими и р. Шешет. Какой-то саддукей заметил его и сказал ему: “Кувшины идут к ручью, но черепки куда?” Р. Шешет ответил ему: “Пойдем вместе, я тебе докажу, что получше тебя вижу”. Прошел один отряд войска с шумом. Саддукей сказал: “Вот идет царь”. – “Нет, – сказал р. Шешет, – с этим отрядом царь не приходит”. Прошел другой отряд с шумом. “Теперь, – сказал саддукей, – уж наверняка царь идет”. – “Нет, – утверждал р. Шешет, и в этом отряде царя нет”. Наконец прошел третий отряд без всякого шума. “Вот теперь, – сказал р. Шешет, – идет царь”. “Откуда тебе это известно?” – спросил саддукей. Тот ответил: “Царство земное подобно царству небесному, об откровении которого рассказал пророк: «И сказал: “Выйди и стань на горе перед Господом”. И вот: Господь проходит, и ветер неистовый и сильный разламывает горы и разбивает скалы пред Господом, но не в ветре Господь. А после ветра – землетрясение, но не в землетрясении Господь. А после землетрясения – огонь, но не в огне Господь; а после огня нежнейший голос тишины”» (Вавилонский Талмуд, «Брахот», 58a).
Но какова была природа этой тишины? По всей видимости, это скорее отсутствие, нежели присутствие. Или, возможно, следуя Раши, это «une voix retentissaente» – эхо: мудрец полагал, что человек воспринимает лишь отзвук Божественного.
Возможно, ключ к природе этой тишины находится в противопоставлении ее грозным явлениям, явленным прежде, – ветру, землетрясению и огню. Элияѓу, поборник недвусмысленной Божественной справедливости, посредством этой тишины получил напоминание о Божественном милосердии. Его морализаторской ярости было противопоставлено Божественное милосердие и понимание.
Урок Хорева был последним уроком лидерства, который получил Элияѓу. Яркие эпизоды, подобные событиям на горе Кармель, случаются нечасто. Они призваны вдохновить массы сегодня, сейчас, но за ними должно следовать продолжение. Послание, которое Элияѓу получает от Бога, состоит в том, что истинное лидерство состоит в постоянном преодолении препятствий, в тихой обыденности повседневных дел. Терпение и сострадание, компромисс и уступка дают возможность великим лидерам вести за собой евреев вопреки их недостаткам.

Наверх >>

.