Праведный гнев

После долгого пути Элияѓу пришел к горе Хорев. Именно здесь ему явился Всевышний:
«…И вот, было к нему слово Господа, и спросил его [Господь]: “Что тебе здесь, Элияѓу?” Тот сказал: “Страстно ревновал я за Господа, Бога Цваот, ибо сыны Израиля оставили Твой завет, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и мою душу захотели они забрать”» («Млахим I», 19:9).
Бог инициирует беседу словами: «Что тебе здесь, Элияѓу?» Его целью было заставить пророка понять причину, которая привела его к горе Хорев. Элияѓу, погруженный в себя, отвечает, выплескивая свою ярость в отношении евреев, которых он счел безнадежными. Он чувствует себя чужим и одиноким, сомневается в эффективности своей миссии. В попытке сместить акцент, Бог является ему через символическое богоявление на горе Хорев. Была подготовлена почва для повторного явления Бога на горе Хорев, подобного тому, как Он явился Моше. На горе Хорев Моше умолял Бога открыть ему смысл Его поступков в отношении человечества и пришел к тому, что его восприятие ограничено:
«…“Пожалуйста, открой мне славу Свою!” И сказал [Господь]: “Я проведу перед тобой все благо Мое и провозглашу перед тобой Имя Господа, но помилую я лишь того, кого решу помиловать, и пожалею того, кого решу пожалеть”. И потом сказал Он: “Ты не сможешь увидеть Мое лицо, потому что не может увидеть Меня человек и остаться в живых”. И сказал Господь: “Вот, есть в Моем мире место: встань на этой скале, и будет так: когда станет проходить мимо тебя Моя слава, помещу Я тебя в расселину скалы и укрою Своей ладонью, пока не пройду. И когда уберу Я Свою ладонь, ты увидишь Меня сзади, но лицо Мое не будет увидено тобой”» («Шмот», 33:18-23).
Моше была дарована возможность узреть проблеск Божественной сути. Неуловимая природа Божественного ускользает от человеческого понимания. И все же Божественнное присутствие было описано в терминах милосердия и сострадания. Моше впитал в себя эти добродетели и поступал подобно тому, как поступает Бог – Imatatio Dei, – демонстрируя величайшее сострадание к своему народу. На горе Хорев Элияѓу открыто не просит Бога явить ему Свою сущность, но Всевышний Сам являет ее пророку:
«И сказал: “Выйди и стань на горе перед Господом”. И вот: Господь проходит, и ветер неистовый и сильный разламывает горы и разбивает скалы пред Господом, но не в ветре Господь. А после ветра – землетрясение, но не в землетрясении Господь. А после землетрясения – огонь, но не в огне Господь; а после огня нежнейший голос тишины”» («Млахим I», 19:11, 12).
Элияѓу встал на горе перед лицом Господа. Божественное присутствие было явлено ему в форме явлений природы, а Божественная суть – в виде противоречивых качеств: грозного гнева и мягкого сострадания. Бог надеялся, что Элияѓу интуитивно услышит через столетия послание своего наставника Моше, подавит свой праведный гнев, смиренно примет ограниченность собственного восприятия и выступит с просьбой о прощении народа.
Бог снова обращается к Элияѓу: «Что тебе здесь, Элияѓу?» Мудрецы добавили текст, который мы бы хотели услышать:
«Как ты думаешь, Элияѓу, зачем Я привел тебя сюда? Чтобы ты сказал Владыке вселенной: “Вот Твои дети, любимые сыновья Авраѓама, Ицхака и Яакова, которые исполняют волю Твою на земле”. Но он не только не сказал это, напротив, – воскликнул: “Страстно ревновал я за Господа, Бога Цваот, ибо сыны Израиля оставили Твой завет”» («Тана де-вей Элияѓу Зута», 8).
Поразительно, но Элияѓу повторяет дословно свой первоначальный ответ:
«Тот сказал: “Страстно ревновал я за Господа, Бога Цваот, ибо сыны Израиля оставили Твой завет, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и мою душу захотели они забрать”».

Окончание>>

Наверх >>