Главная страница >>Библиотека >> "Учение раби Нахман из Браслава">> части I, II, III, IV, V, VI, VII Примечания

Перед Вами электронная версия книги "Учение раби Нахмана из Браслава", изд-во "Амана"
Подробнее об издании этой книги и возможности ее приобретения – здесь.
Zip-файл >>


ПРИМЕЧАНИЯ

Краткое жизнеописание раби Нахмана из Браслава

Приведенные биографические сведения взяты из книги раби Натана "Хайей а-Ран" (Жизнь раби Нахмана") и книги рава А. Каплана "Gems of rabby Nachman".

1 Великая суббота (Шабат – гадол) – суббота перед праздником Пэсах. обратно к тексту

2 Хэрэм – здесь: форма бойкота, остракизма.

3 "Шивхэй Бааль Шем Тов", Иерусалим, 5729 г., стр. 66, 68.

4 "Хайей Моаран", стр. 296.

5 Шабат – суббота, когда читается "Хвалебная песнь" (см. Тора, Шемот 15).

6 Рэбэ – цадик, глава хасидской общины.

7 "Йемэй Мааранат", стр. 43.

8 Собрание молитв и проповедей о смерти, принадлежащее р. Аарону Бэрахье из Модины (ум. в 1639 г.).

СНЫ И ВИДЕНИЯ РАБИ НАХМАНА ИЗ БРАСЛАВА
Из книги раби Натан Штернарца

1 Собрание бесед раби Нахмана, 1:20.

2 Псалом 105:41.

3 Авот, 6:4.

4 Тикунэй Зоар, тикун 21 и тикун 70; Зоар Брэшит, 23.

5 Зоар Брэшит, 23:5.

6 Открывают в них новый смысл.

7 Псалом 92.

8 Трактат Брахот, 33.

9 "Жизнь учителя нашего раби Нахмана".

10 Тора, Книга Бэмидбар (В пустыне), 20:14.

11 Резник.

12 "Йешайя, 1:14.

13 Рош – ана – начало года и День суда.

14 Даниэль, 7:9.

15 В оригинале матронита – госпожа, владычица, царица: Шехина или Тора; см. Зоар, часть 3, стр. 96.

16 Трактат Хулин, 60.

17 Раби – досл, "учитель мой".

18 Об этих сочетаниях ничего не известно.

19 Кэлим – сосуды, а также – орудия, инструменты.

20 Один из уровней души, а именно третий, считая снизу вверх.

21 Нижний Ган-Эдэн – рай на земле.

22 Низший уровень души, наделяющий тело жизнью.

23 Второй уровень души – дух, духовность.

24 Раввины, учителя.

25 Неделя, когда читают главу Торы под названием Толедот.

26 Пятнадцатое швата – Ту-би-Шват (Новый год деревьев).

27 Это было сказано так (идиш): аз сз кумт ди цайт бин их нит сое вое фриэр.

28 В оригинале употреблено слово кована – сосредоточенность, намерение, святой умысел, устремленность, внутренний смысл.

29 Имеется в виду раби Нахман Городенкер.

30 Йешайя, 4:2 – "В тот день росток Б-жий станет хвалою и красою, а плод земли – гордостью и славой уцелевших Исраэля". "Росток Б-жий" – праведники.

31 "Плод земли" – потомки праведников, см. комментарий к книге Йешаяу.

32 Это либо обращение на "Вы", либо множественное число – и тогда имеются в виду Бааль Шем Тов и раби Нахман из Браслова.

33 Одного из хасидов раби Нахмана.

34 Капарот – искупительный обряд, совершаемый накануне Йом а-Кипурим.

35 В книге "Ликутэй Моаран", 1, знак 10, в поучении к недельной главе Торы "И вот законы..." говорится о рукоплесканиях и танце и приводятся слова из "Тикунэй Зоар" (21:48): "Труа (звук шофара) потоком дыхания изгоняет нечистого, неверие" и т.д., благодаря чему удостаиваются рукоплесканий и танцев, как сказано: "И этот поток дыхания вдувается (проникает) в шесть частей рук и в шесть частей ног". Если вникнуть в поучение, становится ясно, что труа (трубление), звуки шофара подобны рукоплесканиям и танцу.

36 Псалом 126:2.

37 Псалом 89:16.

38 Ликутэй Моаран, I, знак 175.

39 В канун субботы.

40 "И пошел Моше..." – раздел Торы, читаемый в первую неделю года.

41 Исправление души человека.

42 Райсин – еврейское название Белоруссии.

43 Зоар Брэшит, 100:129.

44 В тексте: бэ-нэкитат хэфэц – взяв в руки (священный) предмет.

45 "Дом собрания", синагога.

46 В ад.

47 Зоар, ч.1, 229; ч.II, 210; ч.III, 101.

48 Соответственно: мир деяний, мир созидания, мир творчества, мир (Б-жественной) эманации. Нашу жизнь мы проводим в низшем из миров, в мире деяний. Но все эти четыре мира, включая высший из них – олам ацилут (мир эманации), досягаемы для праведника.

СИХОТ А-РАН.
(БЕСЕДЫ РАБИ НАХМАНА)

1 Псалом 135:57.

2 Псалом 135:67.

3 Коэлет (Экклезиаст) 5:7.

4 Мишлей (Притчи) 31:23. "Супруг" – Всевышний; "Не" – имеется в виду Шехина – Б-жественное присутствие; "врата” – врата познания.

5 Зоар Брэшит, лист 103. Толкование: "Каждый постигает Его в меру того, что знает о Нем в сердце своем".

6 Талмуд Бавли, трактат Пэсахим, лист 119. "Побеждают" – например, Моше Рабэйну "пересилил" Всевышнего, когда Он – ради Моше – отказался от намерения истребить народ Исраэля.

7 аббревиатура: да будет Он благословляем.

8 аббревиатура: да будет благословляемо Имя Его.

9 Тора, Дварим, 33:4.

10 аббревиатура: благословенной памяти.

11 Талмуд Бавли. Брахот 119.

12 Псалом 19:8.

13 См. "Ликутэй Моаран”, знак 156.

14 Псалом 18:19.

15 Тора, Шемот, 21:19.

16 Йешайя, 11:1.

17 Эйха, 4:20.

18 Талмуд Бавли, трактат Пэсахим, лист 68.

19 Зэхарья, 8:4.

20 Мэлахим (Книга Царей) II, 4:29. Это слова пророка Элиши, обращенные к слуге, которого он, посылает воскресить с помощью посоха умершего ребенка.

21 В скобках – замечание раби Натана.

22 Побродить – глагол "ласуах" (прогуливаться, бродить) означает также "вести беседу". В комментарии к стиху из Торы (Брэшит, 24:63): "И вышел Ицхак побродить в поле..." – Раши указывает, что "ласуах" означает "молиться", ссылаясь на Мидраш Брэшит раба 60 и на Псалом 102:1.

23 Тора, Брэшит, 39:12. Она – жена Потифара, пытающаяся соблазнить Йосэфа.

24 Cиmpa ахра – по-арамейски "другая сторона" (противоположная святости. Примеч. переводчика).

25 Ему – нечистому.

26 Намек на продолжение стиха (Тора, Брэшит, 39:12): "Но он оставил одежду свою в руке ее и, спасаясь бегством, выбежал вон".

27 Шабат Нахаму – суббота после 9 ава, называемая так потому, что в эту субботу читают главу из книги пророка Йешаяу, начинающуюся словами: "Нахаму, нахаму, ами!" (Утешайте, утешайте народ Мой!").

28 В тексте беседы и в "Ликутэй Тинъяна" действительно фигурирует слово "простак". Разъяснение таково: "Порою даже великий праведник вынужден превратиться в простого человека (простака), отстранившись от Торы и от собственных свершений. Необходимо, например, какое-то время уделять телесным потребностям. Спрашивается, чем жив праведник в эти промежутки времени? Ведь основа жизни – Тора. Знай, что в эти периоды он поддерживает в себе жизнь, черпая из оцар хэсэд хинам – сокровищницы безвозмездных даяний, из которой черпало все существующее в течение первых 26 поколений после сотворения мира, – пока не родился Моше, учитель наш, и нам не была дарована Тора. До этого времени Тора пребывала в сокрытии: асэрэт а-диброт – десять заповедей пребывали в асара маамарот – десяти речениях, которыми был сотворен мир и которые воплотились в мироздание со всем наполняющим его". Поскольку доступ к сокровищнице безвозмездных даяний дан только истинным праведникам, они обязаны "нисходить на землю" и, опростившись, на время став "простаками", черпать из этой сокровищницы, чтобы питать и поддерживать жизнь тех, кто далек от Торы.

29 Их – народы мира.

30 Прекрасно объяснено – в начале комментария Раши к Торе. Отвечая на вопрос, почему Тора начинается с сотворения мира, Раши говорит: "Потому, что "мощь деяний Своих возвестил Он народу Своему, чтобы отдать ему достояние народов" (Псалом 111:6). Если скажут народы мира Исраэлю: "Разбойники вы, присвоившие себе земли народов", – ответит Исраэль: "Вся земля принадлежит Творцу. Он сотворил ее и отдал тем, кому Ему было угодно. По воле Своей Он наделил ею их и по Своей же воле Он отнял (ее) у них и дал нам". В "Ликутэй Тинъяна" разъяснено, что "мощь деяний Его" сосредоточена в десяти речениях, на которых зиждется святость Страны Исраэля (святость, имеющая десять уровней). Силою десяти речений, которыми создан мир, Исраэль может "покорить", то есть освятить, любое место на земле, превратив его в "Эрэц Исраэль" – Страну Исраэля. Таким образом, путь в Страну Исраэля "пронизан" десятью речениями, и через этот путь истинный праведник в пору своего опрощения способен приобщиться к Торе, сокрытой в десяти речениях. Так он получает доступ к оцар хаим – сокровищнице жизни.

31 Кое-что из сказанного им тогда, очень немногое, опубликовано. – Примечание раби Натана Герценштерна.

32 Гевалд (идиш) – непереводимо; возглас отчаяния, крик о помощи. Даже у великих грешников остается надежда. При посредстве истинного праведника каждый может обрести подлинную жизнь. Поэтому отчаяния не существует. Но для этого необходимо раскаяться и "возопить к Всевышнему", необходимо предельное усилие тэшувы. Поэтому так необычайно важно приблизиться к праведнику.

33 Нэвайот – первенец Ишмаэля. См. Йешаяу, 60:7 и комментарии к этому стиху.

34 – См. "Ликутэй Моаран", 3, 8:9, 38:4, 42, 49:7, 282; и "Ликутэй Тинъяна", 8:1, 31, 92.

35 Подразумевается стих из "Книги пророка Ионы" (Иона, 2:3 – "Воззвал я в беде моей к Всевышнему – и Он ответил мне; из чрева шеола (преисподней. – Примеч. переводчика) возопил я – услышал Ты голос мой".

36 Коэлет, 7:10.

37 Иов, 5:7.

38 Трактат Санэдрин, 99.

39 "Нет мгновения без травмы".

40 Коэлет, 2:23.

41 Тора, Брэшит, 3:19, 20.

42 Трактат Авот, часть 6, мишна 4.

43 Трактат Авот, часть 2, мишна 7.

44 Мидраш Брэшит, Парашат Цав, стих 2, м Коэлет, 1:3.

45 Псалом 90:10.

РАССКАЗ О ТОМ, КАК ИСЧЕЗЛА ДОЧЬ ЦАРЯ

1 Царь – здесь Царь Вышний (Мэлэх Эльён)

2 Тэшува – возвращение к Всевышнему. Тэшува включает в себя три момента: первый – искреннее раскаяние в совершенных грехах; второй – воздержание от грехов; третий – жизнь по законам Торы. Тэшува – понятие, применимое к отдельной личности и к народу Исраэля в целом.

3 Дочь Царя – Шехина – Б-жественное присутствие в общине Исраэля, нижняя из 10 сфирот откровения Бесконечного, при посредстве которой осуществляется Его руководство нашим (низшим) миром. Шестеро сыновей – шесть Б-жественных сфирот: Хэсэд, Гвура, Тифэрэт, Нэцах, Ход, Йесод. Царь – имя, соответствующее одной из высших сфирот. Второй-после-Царя – цадик (праведник); здесь – общность Исраэля (Кнэсэт Исраэль).

4 ...с уст его сорвалось – в "Книге Сияния" ("Сэфэр – Зоар") сказано, что не только слово Царя царей, но и слово земного праведника, сказанное "без намерения", всегда исполняется. Так, наш праотец Яаков, отвечая Лавану на обвинение в краже идолов, словами своими, помимо воли, обрек на преждевременную смерть Рахэль.

5 Недобрый – ситра ахра (другая сторона, изнанка) – сатана, дурное побуждение.

6 Речь идет о галуте Шехины (и Кнэсэт Исраэль). Впервые галут Шехины имел место до сотворения мира – после разбиения сосудов (швират а-кэлим). Адам (Второй-после-Царя) первым должен был вернуть Шехину из изгнания, исправить последствия швират а-кэлим и восстановить гармонию миров, но соблазнился и ел плод от древа познания... Нечто подобное произошло и с Ноахом (Ноем). С тех пор из поколения в поколение праведники пытаются достичь той же цели. Ее достигнет Машиах – да придет он вскорости, в наши дни!

7 служителя с лошадью да денег... – только насущно необходимое для существования в галуте. Служитель олицетворяет простой народ, неразрывно связанный с материальным аспектом бытия, а Второй-после-Царя – духовную элиту, т. е. святых и мудрецов – наставников народа Исраэля.

8 Пустыня – место обитания сил зла.

9 Замок был красив... – красота и величие не чужды царству зла. В книге "Коэлет" ("Экклезиаст") сказано: "Одно против другого создал Г-сподь", – зло является как бы зеркальным (перевернутым справа налево) отображением добра.

10 ...никак ему не препятствуя – силы зла не властны над человеком, который преодолел страх перед ними; отказываясь подтвердить их суверенность, он лишает опоры их существование, и они обращаются в бесплотные тени.

11 ...встречая царицу – во времена галута нарушено единство между Всевышним, Шехиной и общностью Исраэля; силы зла "перехватывают" поток Б-жественной эманации (благодати), предназначенной Исраэлю. Шехина в галуте облачена в нечистые одежды, с этим связано исключительное значение "узнавания": опознание Шехины является неотъемлемым условием начала Избавления – первой победой над силами зла. Следующий этап – вызволение Шехины от их власти путем оказания ей духовной помощи. Далее описаны две неудачные попытки, которые предпринимает Второй-после-Царя, завершающиеся его погружением в сон.

12 См. псалом 90: "Ведь тысяча лет для Тебя, словно день вчерашний, минувший...".

13 По мнению комментаторов – плоды древа познания добра и зла.

14 Сон – безблагодатное забвение подлинной реальности, "одна шестидесятая смерти". Заслуживает внимания, что служитель Второго-после-Царя продолжает бодрствовать, – простой народ продолжает свое материальное существование – пытается разбудить своего наставника и, не преуспев, не впадает в отчаяние едет его пробуждения.

15 Ецер – а – дурные наклонности и побуждения, соблазн, искуситель.

16 ...не пей вина – опьянение, которое уже само по себе является формой забвения реальности, усыпляет, тогда как в ожидании избавления надо бодрствовать, надо быть начеку. С этим связан запрет на винопитие в "дни осады", предшествующие девятому ава – дню, когда начнется избавление.

17 ср. с опьянением Ноаха.

18 ...проспал... семьдесят лет – указание, содержащее намек на полное забвение "семидесяти ликов Торы".

19 Как Рахэль, земное воплощение Шехины: "Голос слышен в Раме, плач и горькое рыдание: Рахэль плачет о сыновьях своих" (Йирмеу, 31:15).

20 ...сняла с головы своей шаль... – голова Шехины соответствует высшим сфирот, которые не способна затронуть никакая нечистота. Поэтому "шаль", в отличие от остальных одежд, остается чистой и в галуте (см. примеч. 11).

21 ...она больше не пребывает ... – речь идет об усугублении галута, Шехина удаляется в запредельные дали.

22 Гора золотая и Замок жемчужный символизируют несравненное духовное богатство – богатство святости, необходимое для хождения по тайным стезям Торы, невозможного без йтбонэнут – способности к пристальному всматриванию, предельной зоркости и прозорливости созерцающего. (См. книгу поучений раби Нахмана "Ликутэй Моаран", поучение 60, часть 1, где содержится зашифрованный комментарий к "Рассказу а том, как исчезла дочь Царя"). Великими "богачами" были наши праотцы, учитель наш Моше, все пророки и праведники.

23 Пойду-ка в пустыню... – на этот раз под пустыней подразумеваются безлюдные высшие миры. Странствование в них Второго-после-Царя описано ниже.

24 Три "Повелителя" (дословно – "Назначенных"), которых встречает Второй-после-Царя, – это высшие ангелы трех миров, именуемых Асия, Ецира, Бриа, которые он последовательно проходит. Вначале ангелы препятствуют ему, но, убедившись в непреклонности его веры, оказывают ему помощь. Человек, в отличие от ангелов, наделен способностью по своей воле "проницать миры".

25 И пошел к одному богачу – см. примеч. 22.

ПРЕДИСЛОВИЕ К КНИГЕ "ЛИКУТЭЙ ТФИЛОТ" ("Собрание молитв")

Раби Натан Штернарц

1 Ахароним – мудрецы позднего времени (после появления "Шульхан Аруха", в начале XVI века).

2 Понятно, что это относится только к ашкеназим, см. "Ликутэй Моаран", ч. 2, симан 120.

3 Согласно Радаку (раби Кимхи) речь идет о трех изгнаниях Исраэля.

СВЕТ МЕССИИ В УЧЕНИИ РАБИ НАХМАНА ИЗ БРАСЛАВА
Гилель Цейтлин

1 "Сэфер – Зоар" ("Книга Сияния") – основополагающий каббалистический труд, излагающий учение раби Шимъона бар Йохая.

2 Книги "Эц-5-Хаим" ("Древо жизни") и "При Эц – аим" ("Плод Древа Жизни") – труды каббалиста раби Хаима Витала (1542-1620), в которых он излагает учение раби Ицхака Лурии.

3 Бешт, аббревиатура имени Бааль Шем Това.

4 "Ликутэй Моаран" – собрание поучений раби Нахмана из Браслава.

5 Аскала ("просвещение") – движение за приобщение евреев к нееврейской культуре, возникшее в XVI11 веке.

6 "Война Всевышнего против Амалека из рода в род" (Шемот, 17:16). Амалекитяне – племя, беспрерывно нападавшее на израильтян, символ исконных врагов Израиля.

7 Костер семидесяти звезд – семьдесят народов, воплощающих зло.

8 Адмор – аббревиатура слов, означающих: господин наш, учитель наш, наставник наш.

9 Игра слов: "Машиах" и "ми-сиах а-саде" ("от полевого растения" или "от беседы в поле").

10 Ситра Ахара – Другая Сторона, Изнанка, сфера нечестивых сил, противоположная Святости.

11 Тэшува – "возвращение" к Всевышнему: раскаяние в грехах и исправление пороков, т.е. самосовершенствование в соответствии с заповедями Торы.

12 Захваченное добро – гонения, которым язычники подвергают евреев, препятствуют исполнению заповедей Торы, то есть добру. Неисполненные – а этого заповеди, несовершенные добрые деяния "присваиваются" Другой Стороной. Это и есть захваченное добро.

13 Читатель должен вспомнить слова одного из удивительных знатоков Торы и хасидов раби Цадока Коэна из Люблина: "Сыновья – тайны сердца отцов". Тот, кто присмотрится внимательно к жизни, увидит верность этих слов во всем, к чему бы он ни обратился.

ПРАВЕДНИК ПРИХОДИТ В СТРАНУ (О раби Нахмане из Браслава)
Мартин Бубер

1 Клипа (мн. ч. клипот) нечистая оболочка – символ нечистоты. В клипот пленены искры Б-жественного света. Каменец был, по мнению раби Нахмана, "нечистым" городом, ибо здесь в 1759 году состоялся диспут между отступниками-франкистами и представителями ортодоксального иудаизма. Своим пребыванием в городе раби Нахман "покорил" клипот и освободил город от скверны.

2 Миква, бассейн для ритуального омовения.

3 Девятое ава, день разрушения Первого и Второго Храма, отмечается как день траура и поста.

ИСТОЧНИК ТВОРЧЕСТВА РАБИ НАХМАНА
Аарон Цайтлин

1 Вытаптывание рассады (кицуц а-нетивот) – в Каббале акт, ведущий к отделению древа познания от древа жизни и к возникновению зла. Служит прообразом всех великих грехов, упоминаемых в Торе, грехов, общей чертой которых является внесение расстройства в Б-жественное единство.

2 Ветер и один из уровней души обозначаются на иврите одним и тем же словом: "руах". "Дерево" тоже означает у раби Нахмана "душу". "Путь ветра среди деревьев – путь души среди других душ".

Назад

Ваша оценка этой темы
1 2 3 4 5