Главная страница >>Библиотека >> «Человек с человеком» >> части I, II, III, IV, V, VI, VII

Перед Вами электронная версия книги «Человек с человеком», Авраѓам Шталь, изд-во "Амана"
Подробнее об издании этой книги и возможности ее приобретения – здесь.
Zip-файл >>

Подсказка! Для просмотра содержания книги целиком, увеличьте ширину левого окна, отодвинув мышкой его вертикальную границу вправо.


ЛЕКАРСТВО

Один ученый, но очень скупой еврей сказал раби Аврагаму из Стратина:
- Говорят, что ты, уважаемый раби, даешь людям удивительные лекарства и умеешь исцелять. Дай же и мне лекарство, которое научит меня бояться Б-га!
- Для страха перед Б-гом, - ответил рабби Аврагам, - у меня нет лекарства. Но если хочешь, могу дать тебе лекарство, которое поможет тебе любить Б-га.
- Этого я желаю еще более! - воскликнул ученый. - Пожалуйста, дай мне его!
- Это лекарство, - ответил цадик, - любовь к ближнему.
Мордехай Бубер, "Скрытый свет".

Часть I. БЕСЕДЫ

1. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА С Б-ГОМ И С ДРУГИМ ЧЕЛОВЕКОМ

Мы привыкли делить все заповеди на две группы: заповеди, относящиеся к взаимоотношениям между человеком и Б-гом, и заповеди, относящиеся к взаимоотношениям между человеком и человеком. К первой группе относятся Суббота, кашрут, молитва; ко второй - благотворительность, посещение больных, участие в похоронах, участие в праздновании свадьбы, защита сирот, слабых и увечных.

«Сказал раби Шмуэль бар Нахман от имени раби Йонатана: «И в Торе, и в Пророках, и в Писаниях находим мы, что человек должен выполнять свои обязанности по отношению к людям, так же, как он должен выполнять обязанности по отношению к Б-гу. Где есть об этом в Торе? Сказано: «И будьте чисты перед Г-сподом и перед Израилем» (32:22). Где это есть в Писаниях? Сказано: «И снискаешь милость и благоволение в глазах Б-га и людей» (Мишлей 3:4). Спросил Гамлиэль Зуга у раби Йосе бар Буна: «Какой из этих примеров самый ясный?» Ответил ему раби Йосе: «И будете чисты перед Г-сподом и перед Израилем» (Шкалим, 3).

Один человек проснулся ночью и увидел в лунном свете, заливавшем всю его комнату, ангела, который сидел и писал в книге из золота. «Что ты пишешь?» - спросил человек. Ангел ответил: «Я записываю в этой книге имена тех, кто любит Г-спода». «А мое имя там есть?» - спросил человек. «Нет» - ответил ангел. «Коли так, - сказал человек, - запиши, пожалуйста, мое имя в список тех, кто любит ближнего своего». Ангел записал и исчез. На следующую ночь он снова появился, и опять комната была залита светом. В руке у ангела была дощечка, на которой были написаны имена тех, кого благословил Г-сподь за любовь их к Нему. Первым в списке было имя этого человека (по стихотворению английского поэта Л.Ханта).

Один евреи пришел к своему учителю и сказал: «Раби, помоги мне. Я выполняю все заповеди Торы, только одна заповедь не дается мне: «И возлюби Г-спода Б-га своего». Что же мне делать? Я не люблю Его!». Ответил ему учитель: «Если так, то ты наверняка не выполняешь еще одну заповедь: «И возлюби ближнего своего, как самого себя». Если будешь выполнять эту заповедь, придешь и к исполнению заповеди: «И возлюби Г-спода Б-га своего» (из уст толкователя).

Раби Исраэль Салантер (Раби Исраэль Салантер (1810-1883) - еврейский мудрец, живший в Литве, основоположник движения «Мусар», которое характеризуется пристальным вниманием к совершенствованию моральных качеств личности, в частности, путем тщательного исполнения заповедей, регулирующих взаимоотношения между людьми.) обычно наблюдал лично за выпечкой мацы. Он следил за тем, как месят тесто, как его раскатывают и пекут, чтобы все было в точном соответствии с галахой во всех ее подробностях и тонкостях. Однажды перед праздником Песах раби Исраэль заболел и не мог сам пойти в пекарню. Пошли его ученики. Перед тем, как идти, они попросили его: «Научи нас, раби, на что нам следует больше всего обратить внимание». «Больше всего, - ответил раби Исраэль, - остерегайтесь того, чтобы не прикрикнуть на женщину, которая месит тесто, и не огорчить ее. Эта бедная женщина - вдова» (из книги М. Липсона «Рассказывают отцы наши...» Праздники, Песах, изд. «Двир», Тель-Авив, стр.476).

Еще одна история про раби Исраэля Салантера: как-то раз он увидел, как служанка несет на плечах два ведра воды. Когда настало время трапезы, раби Исраэль омыл руки, очень экономя воду. Его спросили: почему он не использует побольше воды? Он ответил: «Человек не должен быть щедрым в выполнении мицвы за счет работы своего ближнего» (Хасидская Антология Луи Ньюмана, изд. «Шокен», Нью-Йорк, 1963, стр.286).

Следует помнить, что, несмотря на всю важность точного исполнения заповедей, регулирующих взаимоотношения между человеком и Б-гом, оно не может заменить собой соблюдение заповедей, регулирующих взаимоотношения между человеком и человеком. Галаха гласит, что Б-г не прощает человека, согрешившего перед своим ближним: Йом Кипур искупает только преступления, совершенные по отношению к Г-споду. Но прощение за проступки по отношению к соседям, знакомым и другим людям можно получить только после того, как они сами простят провинившегося (по книге Рамбама «Мишне Тора», Законы о Тшуве 2:9).

Эту тему можно подытожить словами раби Ханины бен Доса: «Всякий, кто приятен людям, приятен и Б-гу; кто неприятен людям, неприятен и Б-гу» (трактат Авот З:10).

Основные идеи:

1. Заповеди делятся на два вида: заповеди, регулирующие взаимоотношения между человеком и Б-гом, и заповеди, регулирующие взаимоотношения между человеком и человеком.

2. Эти два вида заповедей равноценны.

3. Тот, кто выполняет только заповеди одного вида, очень далек от совершенства.

4. Любовь к людям может помочь человеку полюбить Б-гa, так как она открывает сердце человека для любви.

2. ЛЮБОВЬ К ЛЮДЯМ

«И возлюби ближнего своего, как самого себя» (Ваикра 19:18). Раби Акива говорит: «Это великое правило в Торе». Раби Шимон бен Элазар говорит: «Великой клятвой заклял Б-г евреев: «И возлюби ближнего своего, как самого себя: Я - Г-сподь» (Ваикра 19:18). то есть; Я - Г-сподь, сотворивший его; если ты его любишь, Я не забуду вознаградить тебя за что, если нет - Я взыщу с тебя».

«Так сказал Г-сподь Израилю: Дети Мои, что Я требую от вас? Только, чтобы любили и уважали друг друга».

Любовь к людям - это не только чувство. Недостаточно, чтобы человек ощущал, что он любит свои народ или свою общину (как это часто бывает в минуты душевного подъема, во время какого-нибудь впечатляющего мероприятия, например, массовой демонстрации, или большого собрания народа, или во время воины). Он должен также и делать что-то, в чем проявляется эта любовь: помогать ближнему, выполнять какую-то необходимую для общества работу, жертвовать свое время, деньги и силы, особенно в таких делах, в которых самому этому человеку нет никакой выгоды.

Для того, чтобы любить ближнего, нужно прежде всего его понять, нужно постараться глубоко проникнуть в его мысли и чувства. Тогда нам удастся не обидеть его и понять, как ему помочь. Раби Моше Лейб из Сасова (один из хасидских мудрецов) говорил своим хасидам:

«Я понял, как мы должны любить ближнего, из случайно услышанной беседы между двумя деревенскими жителями. Один сказал другому: «Скажи мне, друг мой Иван, любишь ли ты меня?» Тот ответил: «Да, люблю тебя всем сердцем». «А знаешь ли ты, друг мой, отчего мне больно?» «Как же я могу знать, отчего тебе больно?» «Если ты не знаешь, отчего мне больно, как же ты можешь сказать, что ты меня по-настоящему любишь?»

- Поймите, дети мои, - продолжал раби из Сасова, - любить по-настоящему - значит знать, отчего больно твоему другу» (Луи Ньюман, Хасидская Антология, изд. «Шокен», 1963, стр. 221).

Обычно мы судим о ближних по себе, и нам кажется, что то, что хорошо для нас, уж точно хорошо и для них, а если они сами так не думают, то это они просто не понимают собственной пользы, и мы должны поскорее убедить их в том, что наш путь - самый лучший также и для них. И об этом говорит следующая притча.

Встретились корова и лисица после долгого перерыва и хотели благословениями показать друг другу свою любовь. Корова пожелала лисице изобилия травы и клевера, овса и сена; лисица же пожелала корове успехов в охоте на зайцев, уток и в ловле рыбы (по притче швейцарского поэта Иоганна фон Канонау).

Чтобы любить ближнего, нужно понимать его и тогда, когда настроение у него не такое, как у нас. Мы должны стараться помочь ему в его делах, в его нуждах, а не в том, что ему нужно с нашей точки зрения. Раби Иона из Героны (испанский мудрец) говорит в своей книге «Ворота тшувы», что человек должен помогать ближнему советом, но «пусть не советует товарищу своему идти его путем». Это можно понять так: не нужно давать товарищу совет, который подошел бы тебе самому, если бы ты был в сходной ситуации; советуя, нужно помнить, что он - другой человек, не такой, как ты.

Любовь к ближнему

Человек может любить ближнего, только если он способен перебороть себя и поступиться своей выгодой ради другого, иной раз готов даже пожертвовать своим имуществом или временем (а некоторые - даже и жизнью!) ради блага других.

Один богач жаловался: «В этом году был большой урожай, и цены на зерно, выросшее на моих полях, упали. За пару туфель я должен отдать несколько мешков зерна. Хоть бы цены поднялись, и я бы разбогател!» Люди сказали ему: «Поскольку ты хочешь, чтобы все страдали (из-за роста цен на зерно) только для того, чтобы тебе было хорошо, то неизвестно еще, доживешь ли ты до жатвы?» (По книге Михи-Йосефа бин Гориона «Из источника Израиля», изд. «Двир», ч. 5, стр. 188).

Во времена, когда Рим господствовал над Израилем, произошел такой случай: знатную римлянку, родственницу императора, нашли убитой около города Лода. Римлянам не удалось выяснить, кто убийца, и в качестве наказания за это убийство они постановили казнить всех евреев Лода.

В Лоде были два брата, которые решили отдать жизнь за людей своего города. Братья сказали римлянам, что это они убили женщину. Римляне казнили их жестокой казнью, а город оставили в покое.

Сказали наши мудрецы: «Мученики Лода - кто сравнится с ними!» (по разным источникам, приведенным в книге «Из истории Израиля», ч. 2, стр. 49).

В описании битв, которые вели израильские воины за свою землю с войны за Независимость и до войны Судного дня, мы находим много случаев, когда солдаты отдавали жизнь за своих товарищей; многие раненые просили перевязать сначала раны других и только потом заняться ими.

Истинная любовь сильнее ненависти

«Легко приобрести врага, но трудно приобрести друга» (Ялкут Шимони, «Веэтханан»).

Достаточно мелкой обиды, чтобы превратить друга во врага; но для того, чтобы врага превратить в друга, нужны большие усилия.

«Кто истинный герой? Тот, кто делает своего врага другом» (Авот дераби Натан, 23: 61).

Во времена войны между Севером и Югом в Америке (1861-1865) президент Линкольн, возглавлявший северные штаты, сказал несколько добрых слов о южанах. Одна женщина рассердилась на него и сказала: «Вместо того, чтобы уничтожить своих врагов, ты говоришь о них хорошее?» Линкольн ответил: «Разве я не уничтожу своего врага тем, что сделаю из него друга?» (Эдмунд Феллер, «2500 историй», изд. «Дольфин», Нью-Йорк, 1943, № 315).

Любовь сближает людей

Вот история об одном нееврее, который пришел к Шамаю. Он сказал Шамаю: «Я готов перейти в еврейство при условии, что ты расскажешь мне всю Тору, пока я стою на одной ноге». Шамай прогнал его. Тот пришел к Гилелю, и Гилель принял его. Как же он это сделал? Гилель сказал ему: «Не делай своему ближнему того, что ненавистно тебе. Вот вся Тора. Остальное - комментарий. Иди учись».

А вот еще одна история. Один человек проходил мимо синагоги и услышал голос учителя, который говорил: «Вот одежды, которые нужно с делать - хошен и эфод» (Шмот 28:4). Он спросил: «Для кого это?». Ему ответили: «Для первосвященника». Этот человек - неевреи - сказал: «Пойду и стану евреем, чтобы меня сделали первосвященником!». Пришел он к Шамаю и сказал: «Прими меня в еврейство, при условии, что меня сделают первосвященником». Шамай прогнал его. Тот пришел к Гилелю, и Гилель принял его. При этом Гилель сказал ему: «Разве можно сделать человека царем, не объяснив ему законов царства? (В данном случае имеются в виду законы священников). Иди и учи законы царства». Тот пошел и стал учить Тору. Когда он дошел до слов: «А если приблизится чужой, он умрет» (Шмот 1:51), он спросил: «К кому это относится?» Гилель ответил ему: «Даже к Давиду, царю Израиля» (поскольку он не из рода священников). Тогда этот гер (прозелит) сам рассудил: «Уж если даже о евреях, которые названы сыновьями Г-спода, и о которых Он говорит с любовью: «Сын - первенец Мои Израиль» (Шмот 4:22), сказано: «А если приблизится чужой, он умрет», то уж тем более это относится к геру, пришедшему с сумой и посохом» (то есть, только что присоединившемуся к еврейству). Он пришел к Шамаю и сказал: «Я совсем не гожусь в первосвященники - ведь в Торе сказано: «А если приблизится чужой, он умрет». Потом он пошел к Гилелю и сказал: «О смиренный Гилель! Да будешь ты благословен за то, что ввел меня под крылья Шхины!».

Как-то раз встретились оба эти гера. Они сказали: «Придирчивость Шамая чуть было не изгнала нас из мира. Но смирение Гилеля ввело нас под крылья Шхины» (Шабат 31:61).

Основные идеи:

1. Любовь к людям - это не отвлеченное понятие; она выражается в добрых делах по отношению к ближнему.

2. Любовь к ближнему требует понимания его души и признания его отличий.

3. Любовь к людям требует от нас пренебрегать собственной выгодой, жертвовать временем и имуществом, а иногда - и жизнью ради ближнего.

4. Любовь может превратить врага в друга и приблизить далекого.

5. Любовь к людям особенно видна, когда мы совершаем поступки, в которых нам нет никакой пользы, а иногда даже есть убытки.

3. ДРУГ

Если человеку заповедано любить людей вообще и хорошо с ними обращаться, то тем более это относится к его друзьям. «Лучше двое, чем один... Нить, втрое скрученная, нескоро порвется» (Когелет 4:9-12). Раши комментирует: «Хорошо, если есть у него кто-то, кто станет его товарищем и будет ему помогать... А если случится с ним болезнь, или выпадет какое-нибудь несчастье, друг ему поможет».

Раби Йегошуа бен Прахия говорит: «Заведи себе учителя и приобрети товарища» (Авот, 1). Друга нужно приобрести. Дружба основывается на взаимности: обе стороны должны давать что-то друг другу, а не только получать. «Или друг, или смерть» (Таанит 21: 61).

Истинный друг проверяется в беде

Когда человеку хорошо, у него и друзей много. Но когда он попадает в беду, бывает, что друзья отдаляются от него и не поддерживают его в трудную минуту.«На пороге магазина /когда у человека есть деньги, чтобы пригласить к себе товарищей/ много у человека друзей и приятелей; а на пороге бедности нет у него ни друзей, ни товарищей» (Шабат 32).

«Во времена несчастий узнает человек, кто его истинный друг» (Раби Шемтов Палкера, Послание о морали, собрание притч, Давидзон, 237).

Два товарища шли по лесу, и внезапно на них бросился медведь. Один из них пустился бежать, залез на дерево и спрятался, а другой остался на месте. Ему ничего не оставалось, кроме как упасть на землю и притвориться мертвым. Медведь подошел к нему и начал его обнюхивать. Человек затаил дыхание. Медведь решил, что он мертв, и пошел дальше. Когда он ушел, первый слез с дерева и спросил, смеясь: «Что же шептал тебе медведь на ухо?» «Он сказал мне, что друзья в трудную минуту убегают и оставляют своих товарищей» (Из басен Эзопа).

Настоящие друзья - это старые друзья. Когда люди знакомы долгие годы, они знают друг о друге и плохое, и хорошее. Раби Менахем Меири говорил: «Не меняй старого друга на нового» (Давидзон, 190).

Человеку следует удаляться от плохого товарища

Нитай Гаарбели говорил: «Не связывайся со злодеем» (Авот, 1). «Горе злодею, и горе его соседу, хорошо праведнику и соседу его» (Сукка, 5-6). Вот примеры этому в Писании: Лот связался со злодеями и потерял все свое имущество и жену; сыновья Итро, напротив, присоединились к евреям в пустыне Синай и спаслись, когда Шауль воевал с Амалеком, хотя они жили среди амалекитян (Шмуэль 1, 15:6).

Если человек дружит со злодеем, он постепенно тоже приучается вести себя, как злодей.

Основные идеи:

1. Истинная дружба проверяется в минуту опасности.

2. Настоящий друг - это тот, кто готов принести себя в жертву за своего товарища. (Не всегда речь идет именно о жизни и смерти - иной раз еще труднее пожертвовать почетом и славой).

3. Следует удаляться от плохих людей.

4. УВАЖЕНИЕ К ЛЮДЯМ

Сказал раби Элиэзер: «Пусть будет достоинство твоего ближнего столь же дорого тебе, сколь и твое собственное» (Авот 2).

«Кто достоин уважения? Тот, кто уважает людей» (Авот 4).

«Не пренебрегай никаким человеком, так как для каждого человека есть свой час» (Авот 4).

«Тот, кто научился от своего товарища одной главе, или одному закону, или одному стиху, или одному высказыванию, или даже одной букве, должен вести себя почтительно по отношению к нему» (Авот 4).

Все правила вежливости можно рассматривать как часть этой темы, включая почтение к старцам, подобающее поведение в общественных местах, в частности, в местах, святых для нас или для других людей, например, в синагоге, в церкви или в мечети, на кладбище (еврейском и нееврейском), уважительное отношение к чужим обычаям, терпимость к чужим взглядам (это особенно важно в нашей стране).

Тора предписывает особые законы, направленные на то, чтобы не уронить достоинство ближнего. Вот некоторые примеры из этой области:

Перед тем, как народ выходил на войну, провозглашали, что тот, кто только что построил дом, посадил виноградник, обручился с невестой, а также тот, кто боится идти в сражение, может вернуться домой (Дварим 20:5-9). Какая же связь между первыми тремя обстоятельствами, которые освобождают человека для того, чтобы он закончил начатое дело, и последним - страхом перед битвой? А если связи нет, почему они упоминаются вместе? «Сказал Раби Йоханан бен Заккай: Посмотри, как внимателен Всевышний к человеческому достоинству! Если тот, кто боится и слабодушен, вернется домой, про него скажут: «Может быть, он построил дом, или посадил виноградник, или, может быть, он обручился с невестой» (Сифри к главе «Шофтим»).

Когда народ приносил первинки в Храм, каждый человек должен был прочесть определенный отрывок из Торы (Дварим 21:1-11). Некоторые люди не умели читать, и тогда коген читал, а принесший первинки повторял за ним. «В начале каждый, кто умел читать, читал сам, а если не умел - за него читали. Но /те, кто не умели читать/ не стали приносить /первинки, так как стеснялись публично признаться в том, что не умеют читать/. Установили правило /мудрецы/, что коген читает и для тех, кто умеет, и для тех, кто не умеет», чтобы те, кто не умеет, не стеснялись (Мишна, Бикурим 3:7).

Нечто подобное существует и в обычаях похорон: «В начале богатых выносили на специальной кушетке, а бедных - на кровати, плетенной из ветвей, и бедные стеснялись этого. Тогда постановили, что всех выносят на плетеной кровати, чтобы не оскорблять достоинство бедных» (Моэд катан, 27). У богатых была не только дорогая кушетка, но и их заворачивали в богатые саваны, а бедные не могли купить для своих умерших родственников такие дорогие саваны; от стыда бедные хоронили своих мертвых втайне, чтобы не было видно, из какой он семьи, и чтобы над ними не насмехались из-за того, что они не одевают умершего как следует. Когда увидел это рабан Гамлиэль, он повелел, чтобы его похоронили в простом льняном саване, и с тех пор весь народ так и делает, как бедные, так и богатые (по Кетубот, 8).

Следует остерегаться оскорбить достоинство даже преступников

Уважение к людям включает в себя и преступников: не следует насмехаться над преступником после того, как он понес наказание: «Когда судящиеся стоят перед тобой, пусть они оба будут в твоих глазах виновны; а когда они уходят от тебя, пусть оба будут в твоих глазах невиновны, если они приняли на себя решение суда» (Авот, 1). Преступники - тоже люди, и их тоже следует уважать, если они приняли свое наказание. Сказано в Торе: «И будет, если заслуживает бичевания злодей, то пусть прикажет судья положить его и бить его при себе, смотря по вине его, по счету. Сорок ударов можно дать ему, не более; ибо если сверх этого бить будут его много, то унижен будет брат твой перед глазами твоими» (Дварим 25:2-3). Раши говорит: «Все время его называли злодеем, а после того, как получил наказание, назвали его «брат твой».

Одна из самых трудных проблем в любом обществе - это возвращение к нормальной жизни преступников, которые выходят из тюрьмы, отсидев там свой срок. Часто общество отталкивает их. Их не хотят принимать на работу, все время напоминают им их преступление. Из-за этого они не могут влиться в общество, зачастую возвращаются к преступной жизни.

Преступник, хоть он и согрешил, такой же человек, как мы. Наши мудрецы подчеркивают эту мысль. Сказано в Торе: «И если будет у человека грех смертельного приговора, и он будет умерщвлен, и повесишь его на дереве, то не дай трупу его ночевать на дереве, а похорони его в тот же день - ибо поругание Б-га - повешенный» (Дварим 21:22). «Это пренебрежение к Царю, /поскольку/ человек, /даже злодей/, создан по образу /Б-га/».

Вот притча о двух братьях-близнецах, которые были похожи друг на друга. Один стал царем, а другой занялся разбоем, и его повесили. Всякий, кто видел его, говорил: «Царя повесили!». (Вкратце это можно выразить так: тот, кто позорит человека, даже и злодея, позорит и Всевышнего, сотворившего его, - комментарий Раши к Дварим 21:22).

До какой степени должно доходить уважение к людям, даже к самым простым, никому не известным, мы можем увидеть из следующего воображаемого случая:

Канун Иом-Кипура во времена Храма. Первосвященник вышел помолиться за пределы города. Он идет, весь погруженный в мысли о наступающем великом и святом дне, о дне, когда он должен войти в Святая Святых, произнести Непроизносимое Имя, молиться с народом Израиля. Вдруг он видит, что стервятники кружатся в поле над трупом. Приблизившись, он видит труп человека, уже разлагающийся, от него исходит трупный запах. Это - «мет - мицва», мертвый, которого обязан похоронить всякий, кто его найдет. Первосвященник пятится назад из-за ужасного запаха и думает, что ему делать. Он знает свой долг по отношению к этому покойнику, гниющему здесь под палящим солнцем. Но если он выполнит этот свой долг, он станет нечист и не сможет служить в Храме в Йом-Кипур. Правда, у него есть помощник, но он неопытный; а сам первосвященник - большой специалист во всех законах, обычаях и процедурах; он один чист телом и душой и готов к служению. И к тому же - кто этот сгнивший труп, лежащий в поле, добыча зверья и птиц небесных? У него нет родственников, нет друзей, никого нет, кроме случайного прохожего. Неужели ради него должен оскверниться первосвященник в канун Йом-Кипура?

Да - говорит закон! Даже первосвященник должен оказать уважение человеку, сотворенному по образу Б-га! Первосвященник обязан похоронить его и оскверниться. «Любим человек, сотворенный по образу /Б-га/» (Авот 3) (по статье р. Йосефа Дова Соловейчика «Между человеком и человеком»).

Не позорь ближнего публично

«Раби Элазар Гамодаи говорил: «Позорящий ближнего публично... нет у него доли в мире грядущем» (Авот 3:11).

«Учил тана /мудрец Мишны/ перед равом Нахманом бар Ицхаком: «Всякий, кто позорит ближнего публично - как будто проливает кровь». Сказал ему тот: «Хорошо сказал ты!» (Бава Мециа 586).

Основные идеи:

1. Человек обязан быть столь же внимателен к чужому достоинству, сколь он внимателен к своему.

2. Понятие «уважение к людям» включает в себя все правила вежливости, принятые в обществе.

3. Даже значительный человек обязан заботиться о достоинстве простого человека, и честный - о достоинстве преступника.

4. Следует особенно остерегаться того, чтобы не опозорить человека публично.

5. ОТНОШЕНИЕ К НЕЕВРЕЯМ

Возникновение государства Израиль коренным образом изменило наши отношения с неевреями. На протяжении тысячелетий мы были меньшинством в чужих странах; теперь же мы - правящее большинство в нашей собственной стране, в которой проживают также и религиозные и национальные меньшинства. Как же мы должны относиться к этим меньшинствам?

Есть много мест в Писании, предостерегающих нас от сближения с идолопоклонниками, наличие которых на нашей земле представляет собой угрозу для еврейства. «И уничтожь имя их из-под небес... Изваяния богов их сожгите огнем...» (Дварим 7:24-25). Но те неевреи, которые сегодня живут в нашей стране и вокруг нее, отличаются от тех, что жили здесь прежде. Наши древние мудрецы неоднократно подчеркивали, что неевреи - мусульмане и христиане - не являются идолопоклонниками. «И мы уже разъясняли, что все эти вещи сказаны в то время, когда эти народы были приверженцами идолопоклонства, но теперь прекратилось идолопоклонство в большинстве мест» (Комментарий «Бейт Габхира» к трактату «Авода зара»).

Сказал рав Кук: «Все неевреи, выполняющие правила поведения, принятые между людьми, имеют уже статус «гер тошав» - «нееврей, живущий среди евреев и принявший на себя заповеди сыновей Ноаха».

Очень часто встречается, что школьники и молодежь с ненавистью относятся к неевреям; это бывает и со взрослыми. Такое отношение можно понять, учитывая обращение с нами неевреев в прошлом и, к сожалению, во многих местах, даже и теперь. Несмотря на это, учитель должен принять на себя нелегкую роль борца с этой ненавистью, и в этом он может опираться на еврейские источники:

«Не отвергай египтянина, так как пришельцем был ты в его земле» (Дварим 23:8). «Если человек ограбил нееврея и потом умер - это не искупается, так как это - «хилуль Гашем» (профанация Имени Б-га) (Бава кама 10, Тосефта).

«Праведники народов мира - есть у них доля в мире грядущем» (Сангедрин 13, Тосефта).

«Призываю я в свидетели небо и землю: и евреи, и неевреи, и мужчины, и женщины, и рабы, и рабыни -все судятся по своим делам, на всех нисходит Б-жественный Дух» (Тана двей Элиягу 10).

Неевреи, живущие под нашей властью - слабы и нуждаются в защите. В этом смысле они похожи на сирот и вдов, которых Тора заповедала нам защищать.

«Бедных-неевреев кормят так же, как и бедных-евреев, и больных-неевреев навешают так же, как и больных-евреев, и хоронят умерших неевреев так же, как и умерших евреев - ради мира» (Гитин 61).

Мы привыкли судить о праведности народа по его отношению к живущим среди него евреям. Ясно, что и сами мы проверяемся нашим отношением к меньшинствам, живущим среди нас. Мы не сможем требовать от народов мира хорошего обращения с евреями, живущими в их странах (а ведь пока большинство нашего народа живет еще в рассеянии, кто по собственной воле, а кто - по принуждению), если мы будем плохо обращаться с народами, живущими в нашей стране. И вместе с тем мы не можем сказать себе: раз в той или иной стране преследуют евреев, мы тоже будем преследовать народы, живущие под нашей властью. Эти народы не виноваты, что братья их в других странах так поступают с евреями, даже если они и согласны с ними. Нельзя наказать одного за грех другого.

«Поэтому человек был сотворен один - научить тебя, что всякого, кто истребляет одну душу, Писание обвиняет так, как если бы он истребил весь мир; а каждому, кто спасает одну душу, Писание засчитывает, как будто он спас весь мир» (Сангедрин 38).

Народы мира обязаны выполнять семь заповедей сыновей Ноаха:

1) запрет грабежа;

2) запрет проклинать Б-га;

3) запрет есть часть от живого животного;

4) запрет идолопоклонства;

5) запрет разврата (связь с замужней женщиной и с определенными близкими родственниками):

6) запрет убийства;

7) обязанность творить справедливый суд.

Тот, кто принимает на себя эти семь заповедей, считается «гер тошав», а у этого статуса есть различные привилегии, в отличие от идолопоклонников, которых следует уничтожать (см. «Мишне-Тора» Рамбама, гл. 8, а).

В наши дни большинство народов мира - не только христиане и мусульмане - выполняют эти заповеди.

«Шимон бен Шетах был торговцем льна. Сказали ему его ученики: ...Раби, отдохни от этой работы, а мы купим тебе осла, и ты не будешь сильно уставать... Пошли и купили ему осла у ишмаэльтянина. На осле висела жемчужина. (Ишмаэльтянин забыл снять драгоценный камень, повешенный на осла). Пришли и сказали ему: «Теперь тебе уже не придется уставать». Он спросил: «Почему?» Они ответили: «Мы купили тебе осла у ишмаэльтянина, а на нем висит жемчужина». Он сказал им: «А хозяин об этом знает?» Они ответили: «Нет». Он сказал: «Идите и верните ее ему».

Они сказали Раби: «Даже хотя есть мнение, что запрещено грабить нееврея, все ведь согласны, что то, что он потерял, можно взять (и не обязательно возвращать)». - Что же вы думаете, Шимон бен Шетах - невежда? Важнее было Шимону бен Шетах услышать «Благословен Б-г евреев» (из уст ишмаэльтянина), чем получить все богатства этого мира» (Бава меция Иерушалми 2).

Союз, заключенный с неевреями, следует соблюдать. Это мы учим из истории с гивонитянами: гивонитяне обманули сынов Израиля (Иегошуа 9), и те заключили с ними союз. Когда три дня спустя обман раскрылся, евреи уже не отменили его: «И не поразили их сыны Израиля, так как поклялись им». Даже этот союз, навязанный нам гивонитянами нечестными средствами, и то соблюдался вплоть до дней Шауля. Шауль хотел очистить Землю Израиля от остатков эмореев и убил много гивонитян. И за нарушение клятвы, пусть даже данной неевреям, сыны Израиля были наказаны голодом (Шмуэль 11:21). Наказание, которое они получили, было очень суровым: некоторых евреев повесили, и их родственникам даже не было разрешено снять их тела с наступлением вечера, как повелевает Тора. Сказали наши мудрецы: «Вот ведь, сказано: «Пусть не ночует труп его на дереве» (Дварим 21:23). Сказал Раби Йоханан от имени Раби Шимона бен Иегоцедека: «Лучше нарушить одну из заповедей Торы, чтобы публично прославить Имя Г-спода - поскольку прохожие спрашивали /о повешенных/: Что это за люди? И им отвечали: это сыновья царей. - А что они сделали? - Простерли руки на неевреев, примкнувших к Израилю. И /прохожие/ говорили: «Нет другого такого народа, к которому стоило бы присоединиться» (так как они поступают справедливо даже с чужими) (Иевамот 79).

Б-г требует от нас, чтобы мы поступали справедливо с неевреями, так же, как и с евреями, и в особенности в случае, если неевреи отданы в нашу власть. Обратите внимание на суровость наказания: было три года голода - а ведь засуха в те дни во много раз тяжелее, чем засуха в наши дни.

В нашей истории мы видим много примеров того, как неевреи помогали евреям. В Писании это Итро, тесть Моше, Эшколь, Анер и Мамре, союзники Авраама. И в наши дни мы находим много подобных примеров: английский офицер Вингейт помогал евреям в организации отрядов обороны еврейских поселений; тысячи неевреев прятали евреев во времена Катастрофы; английские солдаты, американские летчики, друзы и черкесы воевали в рядах нашей армии во время войны за Независимость.

Наше государство заботится о правах народов, живущих среди нас. Оно обеспечивает тысячи детей национальных меньшинств образованием, принимает меры для развития городов и деревень, в которых проживают представители различных народов и религий. В правительстве существуют специальные отделы, призванные решать проблемы различных религиозных общин: христиан, мусульман, друзов.

Основные идеи:

1. Нееврей имеет право на то, чтобы еврей относился к нему с уважением и вел себя по отношению к нему справедливо.

2. Неевреи, которые приняли на себя семь заповедей сыновей Ноаха, достойны награды, и у евреев есть по отношению к ним обязанности.

3. Тот, кто плохо обращается с неевреем, получает наказание, так как он приводит своим поведением к профанации Имени Б-га.

4. Все народы имеют одно происхождение - все сотворены по образу Б-га.

5. Было много случаев в прошлом, и они бывают и сейчас, когда неевреи (как отдельные, так и целые народы) обращались с евреями справедливо и милостиво.

6. В жизни многих великих мудрецов мы находим примеры хорошего отношения к неевреям.

7. Очевидно, что заповедь отдаляться от путей неевреев не означает, что следует притеснять их и преследовать.

6. ОТНОШЕНИЕ К ВРАГАМ И ПЛЕННЫМ

Ненависть к врагу, радость при его падении, жестокость к пленным были распространены во всех древних народах, и сегодня еще мы находим много примеров такого отношения. Тора и наши мудрецы проповедуют гуманное отношение к врагам и пленным. И это понятно: все люди - братья, и не следует человеку радоваться несчастью, постигшему его ближнего. Плохое отношение к врагам и пленным только усилит ненависть и вражду. Хорошее отношение в конце концов приведет к миру.

Еще одно, второстепенное, соображение в пользу хорошего отношения к врагу состоит в следующем: всякая жестокость отрицательно влияет на человеческую душу. Ненавидя врага, человек приучается ненавидеть всех людей. В частности, и по этой причине наши мудрецы так протестуют не только против ненависти между братьями, но и против всякой ненависти, даже к врагу. Мы находим в Торе заповеди, требующие от нас сдерживания самих себя именно в момент разгула страстей, во время войны. «Когда выйдешь на войну с врагом своим, и предаст его Г-сподь Б-г твой в руку твою, и пленишь пленных; и увидишь среди пленных женщину, красивую видом, и пожелаешь ее, и возьмешь ее себе в жены. И приведешь в дом твой, и пусть обреет голову свою, и обрежет ногти свои, и снимет с себя платье пленения, и будет сидеть в доме твоем и оплакивать отца своего и мать свою месяц. А потом ты войдешь к ней и станешь мужем ее и будет тебе женой» (Дварим 21:10-13).

Тора заботится о чувствах пленницы. «Если же не захочешь ее, то отпусти ее, куда она пожелает, но не продавай ее...» (там же, 14).

«Когда приблизишься к городу, чтобы воевать с ним, то призови его к миру, и если он тебе ответит миром, и откроет тебе, то будет весь народ, находящийся в нем, платить тебе дань и служить тебе» (Дварим 20:10-11).

Если город сдался, нельзя убивать его жителей. «Если они заключили мир и приняли на себя семь заповедей, которые заповеданы сыновьям Ноаха, то нельзя никого из них убивать, а они пусть платят дань» (Рамбам, Мишне-Тора, Законы Царей, гл. 6).

«И запрещено нарушать союз и обманывать их после того, как заключен мир, и они приняли на себя семь заповедей» (там же).

Следует отметить, что призыв к миру, который заповедует нам Тора, наносит большой военный ущерб: теряются все преимущества внезапного нападения. Несмотря на это, Тора требует от нас этого, чтобы предотвратить ненужное кровопролитие.

«Падению врага своего не радуйся, и если споткнется он, пусть не веселится сердце твое» (Мишлей 24:17).

«Разве я обрадуюсь несчастью врага моего, и возликую, когда постигнет его зло?» (Иов 31:2а).

«В тот час, когда переходили евреи море, ангелы-служители хотели воспеть Песнь Всевышнему. Но Святой, да будет Он благословен, сказал им: «Творения рук Моих тонут в море, а вы будете петь Мне Песнь?» (Сангедрин 39).

«Мы находим, что в связи с праздником Суккот радость упомянута трижды: «И радуйся в праздник твой» (Дварим 16:14); «И будешь ты только радоваться» (Дварим 16:15); «И будете радоваться перед Г-сподом Б-гом вашим семь дней» (Ваикра 23:40). Но в связи с Песахом радость не упомянута даже и один раз. Почему же? Потому что в Песах решается судьба урожая, и человек не знает, будет у него в этом году урожай, или нет. Другое объяснение: потому что в Песах погибли египтяне. И также находим, что все семь дней праздника /Суккот/ мы читаем Галель, а в Песах мы читаем Галель только в первый день /днем и вечером/. Почему? Потому что «Падению врага своего не радуйся, и если споткнется он, пусть не веселится сердце твое» (Ялкут Шимони, гл. «Эмор»).

В наши дни принято говорить Галель и в остальные дни Песаха, но сокращенный.

В Песах существует и такой обычай: перечисляя десять казней, отливают по капле вина из бокала. По многим объяснениям, это делается в память о египтянах, страдавших от этих казней.

А вот пример из книги Млахим. В этом месте рассказывается о царе Ахаве, который смилостивился над своим пленным врагом, Бен-Гададом. Враги сдались, говоря: «Слышали мы, что цари дома Израилева - цари милостивые» (Млахим 1, 20:31). И Ахав отпустил их на свободу. Пророк осуждает это неуместное милосердие; ведь Бен-Гадад хвастался, что сможет одолеть Израиль (там же, 20:23). Так или иначе, мы видим из этого примера, что сыны Израиля считались милосердными, щадящими врагов. Это можно услышать и сегодня: все знают, какая разница существует между нашим обращением с пленными и обращением с ними наших соседей. Хотя, к сожалению, бывает и наоборот: встречаются случаи, когда евреи неподобающим образом обращаются с пленными.

Бен-Шитрит заплатил свой долг (из газеты «Ворота для нового читателя», 28.6.67). «Это случилось в Газе примерно две недели назад: в город приехал житель Офаким. Вместе с военным охранником он вошел в лагерь пленных. В лагере было 110 пленных из сектора Газа. Человек этот прошел между рядами пленных, внимательно всматриваясь в каждого. Он кого-то искал. Неожиданно он остановился около одного из пленных и долго на него смотрел. Тот вдруг сошел со своего места, и оба начали обниматься и целоваться. Они очень разволновались, и в глазах у них стояли слезы.

В 1962 году Бен-Шитрит, еврей из Офаким, вышел из своего дома, чтобы насобирать в округе грибов. По ошибке он перешел границу сектора, и его схватили солдаты-индусы из войск ООН и передали его египтянам.

Египтяне жестоко избивали Бен-Шитрита. Когда он терял сознание, его обливали водой, чтобы он очнулся, и снова пытали его. Также и заключенные притесняли его. Они заставляли его есть грязную пищу, били. Только один из тюремных охранников сжалился над ним. Это был человек, который родился в Яффо и служил охранником в Хайфе. Когда началась воина за Независимость, он бежал в Газу.

Этот арабский охранник рассказал: «Никто не хотел помочь Бен-Шитриту. Ему не давали ни чистой воды, ни чистой пищи. Я сказал себе: Ведь он человек, у него есть дети, и у меня есть дети. Я дал ему свои сигареты, принес ему еду из своего дома. Я всегда говорил ему: не отчаивайся. Придет день, и ты вернешься домой». И Бен-Шитрит говорит: «Он был моим ангелом, не раз думал я в своем сердце: может быть, это не охранник? Может быть, это пророк Элиягу?».

После того, как израильская армия завоевала Газу, Бен-Шитрит отправился искать своего спасителя. И вот он нашел его в лагере пленных! Бен-Шитрит принес ему полные корзины фруктов, овощей и пирогов.

В тот же день этого охранника освободили».

Основные идеи:

1. Ненависть к врагам - чувство естественное, но не следует с ним примиряться.

2. Тора и мудрецы предостерегают нас от ненависти («Падению врага твоего не радуйся» и другие примеры).

3. Ненависть и жестокость к врагу оказывают губительное влияние на душу человека.

4. Также и среди неевреев встречается хорошее отношение к евреям, попавшим им в руки.

7. БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ

В Сидуре (нусах Сфарад) мы читаем: «Вот веши, которые, если человек делает, то он пожинает плоды в этом мире, а главная награда ожидает его в мире грядущем: почитание отца и матери, добрые дела, посещение больных, гостеприимство, ранний приход в синагогу, примирение человека с его ближним и мужа с женой; а изучение Торы - как все эти веши, вместе взятые».

А вот нусах Ашкеназ: «Почитание отца и матери, и ранний приход в синагогу утром и вечером, и гостеприимство, и посещение больных, и выдавание замуж невесты, и проводы мертвого, и сосредоточение в молитве, и примирение человека с ближним; а изучение Торы -как все эти вещи, вместе взятые».

Если всмотреться в два эти отрывка, мы увидим, что большинство заповедей, перечисленных в них, относятся к заповедям между человеком и человеком. И именно такие заповеди добавляет нусах Ашкеназ к тому, что упомянуто в нусах Сфарад.

«Добрые дела» - это общее понятие; здесь не имеется в виду какая-то конкретная заповедь, просто бескорыстное оказание услуг ближнему. Понятие «благотворительность» уже: это материальная помощь нуждающимся. Например, проводы мертвого - это добрые дела, но не благотворительность.

Приведем изречения мудрецов и стихи из Писания, в которых говорится о добрых делах и благотворительности.

«На трех вещах стоит мир: на Торе, на служении и на добрых делах» (Авот 1).

«Если обеднеет брат твой и придет в упадок, то поддержи его» (Ваикра 25:35).

«Раскрой руку брату своему» (Дварим 15:11).

«Цийон искупится правосудием, а раскаявшиеся его - благотворительностью» (Пешая 1:27).

«Благотворительность - как все заповеди, вместе взятые» (Бава Батра 9).

«Пусть будут двери дома твоего широко распахнуты, и пусть будут бедные домочадцами у тебя» (Авот 1).«Благотворительность спасет от смерти» (Мишлей 10:2).

«Раби Йегуда говорил: в мире сотворены десять сильных /твердых, крепких/ вещей: гора сильна - железо режет ее; железо сильно - печь размягчает его: печь сильна - вода тушит ее; вода сильна - облака сдерживают ее; облака сильны - ветер разгоняет их; ветер силен - человек преодолевает его; человек силен - страх ломает его; страх силен - вино отгоняет его; вино сильно - сон прогоняет его; сильнее всех смерть - но благотворительность спасает от смерти» (Бава Батра 10).

«Говорили о раби Беньямине-праведнике, что он был назначен ответственным за деньги, сданные на благотворительность. Однажды, в год засухи, пришла к нему женщина. Она сказала: «Раби, прокорми меня!» Он ответил: «Воистину, ничего нет в благотворительной кассе!» Она сказала: «Раби, если в кассе ничего нет, ты сам прокорми меня; вот ведь, женщина и семеро сыновей погибают!» И он кормил ее из своего. Через несколько лет он заболел и был близок к смерти. Сказали ангелы-служители Святому, да будет Он благословен: «Владыка мира! Ты сказал: «Всякий, кто спас одну душу из Израиля, как будто бы спас весь мир» - а Беньямин-праведник, который спас женщину и семерых сыновей ее - умрет молодым?» И сразу же был разорван приговор его. Учли: добавили ему 22 года жизни» (Бава Батра 11).

«У Раби Акивы была дочь. Сказали ему гадатели /предсказывающие будущее по звездам/: «В тот день, что она войдет под хупу, укусит ее змея, и она умрет». Он очень горевал по этому поводу. В день свадьбы взяла дочь его золотую булавку и воткнула в стену. Она попала в глаз змеи и там осталась. На следующее утро, когда она вынула булавку из стены, на ней висела змея. Спросил ее отец: «Что ты сделала?» (Какое доброе дело ты совершила, которое спасло тебя от змеи?). Она сказала: «Вечером пришел нищий и звал у входа, и все были заняты подготовкой к свадьбе, и никто не слышал его. Я встала и взяла порцию, которую ты дал мне, и отдала ему». Отец сказал ей: «Да, ты сделала доброе дело». И так толковал это раби Акива: благотворительность спасает от смерти (Шабат 146).

У богатых евреев Испании был такой обычай: у них дома стоял специальный стол, за который каждый день сажали нищих и кормили их; а когда хозяева умирали, им делали гроб из дерева этого стола. Этот обычай символизирует то, что, умирая, человек берет с собой лишь благотворительность, которой занимался (Доктор Йегуда Берман, Еврейский фольклор).

«Вот история про человека, который занимался благотворительностью. Он продал свой дом и все, что у него было, и истратил деньги на благотворительность. Однажды в день Гошана-Раба /седьмой день праздника Суккот/, жена дала ему десять монет. Она сказала ему: «Пойди, купи на рынке что-нибудь своим сыновьям». Он пошел на рынок и по дороге встретил людей, собирающих пожертвования. Они сказали: «Вот идет человек, занимающийся благотворительностью». Сказали ему: «Дай нам что-нибудь на эту, мы ведь покупаем одежду одному сироте». Он взял эти десять монет и отдал им. Потом ему было стыдно идти домой. Он пошел в синагогу. Увидел там этроги, которые бросают дети в Гошана-Раба /и играют ими/, взял и наполнил ими свой мешок и пошел, и уехал морем, и доехал до столицы страны, где жил царь.

Когда прибыл туда, случилось так, что царь заболел и во сне услышал: «Поешь тех этрогов, с которыми молятся евреи в Гошана-Раба, и ты исцелишься». Проверили все корабли во всем государстве и не нашли. Пошли и увидели этого человека, сидящего на своем мешке. «Есть у тебя что-нибудь?» - спросили у него. Он сказал им: «Я бедный человек, мне нечего продать». Посмотрели, что у него в мешке и увидели, что он полон этрогов. Сказали ему: «Откуда это?» Он ответил: «Это из тех, с которыми евреи молятся в Гошана-Раба». Потребовали у него мешок и принесли его царю. Царь поел этрогов и выздоровел. Освободили мешок и наполнили его динарами» (Ваикра Раба 37).

Можно так подытожить эту тему: сказано в Писании (Когелет 11:1): «Пошли хлеб свой по водам, ибо по прошествии многих дней ты найдешь его». Раши комментирует: «Делай добро человеку, о котором сердце говорит тебе, что ты больше его не увидишь, как человек, который бросает пишу свою в воду; и по прошествии многих дней найдешь его - пройдут дни, и ты получишь свою награду». Ибн Эзра говорит: «Тот, у кого есть - пусть будет щедрым. И пусть руки его будут раскрыты и тому, кого он знает, и тому, кого он не знает». Комментарий Сфорно: «Также и без вознаграждения не переставай делать добро ближнему, пошли хлеб свой, поскольку по прошествии дней найдешь его: приобретешь имя человека, делающего добро другим, и найдешь милость в глазах Б-га и человека».

Эти объяснения подчеркивают пользу, извлекаемую человеком из того, что он дает пожертвования. Это делается для того, чтобы поощрить человека давать побольше денег на благотворительность, но благотворительность важна не потому, что она приносит пользу занимающемуся ей, а потому, что каждый человек обязан помогать своим братьям, у которых нет средств, независимо от того, получит он за это награду, или нет. «Раскрой руку свою братьям твоим» - это заповедь Торы.

Основные идеи:

1. Добрые дела - это оказание помощи человеку не ради вознаграждения.

2. Заповедь Торы - поддерживать бедных и слабых и помогать нуждающимся.

3. Наши мудрецы подчеркивают важность благотворительности; это одна из основ иудаизма.

8. ВИДЫ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ

Можно материально поддержать человека самыми разными способами, и не все способы одинаково хороши. Рассмотрим на примере различных историй и высказываний какими главными качествами должна обладать благотворительность в своей самой лучшей форме.

Тайное пожертвование

Когда человеку дают милостыню открыто, у всех на глазах, ему становится стыдно, а ведь запрещено позорить человека (см. раздел «Уважение к людям»). Поэтому истинная благотворительность делается скрыто от людей, бедных поддерживают тайно.

Конечно, речь здесь не идет о нищих, просящих милостыню открыто, а о бедных, которые стыдятся своей бедности и пытаются скрыть ее.

«В районе, где жил Map Уква, был один бедный. И Map Уква каждый день бросал четыре зуза в щель его двери. Как-то раз сказал этот бедняк: «Пойду посмотрю, кто делает мне это добро». В тот день Map Уква задержался в доме учения, и жена пошла его встречать и возвращалась вместе с ним. Когда бедняк увидел, что они приближаются к его двери - он вышел им навстречу. Они убежали и залезли оба в пустую печку /из которой недавно вынули угли/. Map Уква обжег себе ноги... И все это ради чего? Потому что говорят: «Лучше человеку залезть в огненную печь, но не опозорить ближнего публично» (Ктубот 67).

В те дни, когда мудрец и праведник раби Йомтов-Липман Геллер (1579-1654), автор комментария к Мишне «Тосафот Йомтов», служил в раввинском суде в Кракове, был в этом городе богатый скупец, которого прозвали Шимон-скупец. Настал час Шимону-скупцу умирать, и он скончался. Работники похоронного общества решили отомстить ему, и похоронили его в самом углу кладбища, у забора.

Не прошло и нескольких дней, как бедняки города начали стучать в дверь раввина и жаловаться на габаев - ответственных за пожертвования, что они дают им очень мало, и даже почти совсем уже перестали давать.

Послал раби Йомтов за габаями, и те пришли к нему. Он сказал: «Что случилось, что вы стали меньше раздавать денег бедным? Может быть, вы подозреваете, что эти бедняки разбогатели?» Ему ответили: «Пока жив был Шимон-Скупец, каждую пятницу он тайно жертвовал большие суммы денег в кассу пожертвований, и этого хватало нам, чтобы давать бедным. Теперь, когда он скончался, не осталось денег в кассе, и бедняки голодны». Когда раби Йомтов услышал это, он написал в своем завещании: «Прошу похоронить меня рядом со святым праведником - раби Шимоном, да будет благословенна память его» (рав Мордехай Коэн, «О Торе», глава «Реэ»).

От всего сердца

Недостаточно просто давать деньги; нужно делать это от всего сердца «с хорошим выражением лица», а не поневоле, с огорчением.

Вот история о мудрецах, которые пошли навестить человека по имени Аба Хилкия, внука Хони Гамеагеля, известного своей праведностью. Когда они были у него, дал Аба Хилкия поесть своим сыновьям, но мудрецов не пригласил к столу. Когда его спросили о причине такого поведения, он объяснил, что еды у него в доме почти не было, и если бы он дал мудрецам, не осталось бы его сыновьям, и уж конечно, он не смог бы дать им поесть от всего сердца. По этому он предпочел вообще не приглашать их к столу (по Тр. Таанит 23).

«Шамай говорил: «Принимай всякого человека с хорошим выражением лица». Что это означает? Это означает, что если человек дал своему ближнему самые лучшие подарки в мире, но лицо его мрачно, и он смотрит в землю. Писание засчитывает это ему, как если бы он ничего не дал. Но тот, кто принимает ближнего своего с хорошей миной, даже если он ничего ему не дал, Писание засчитывает это ему, как будто бы он дал ему лучшие подарки в мире» (Авот дераби Натан, 13).

Всякий человек обязан давать пожертвования в соответствии со своими возможностями: не меньше, но и не больше. Сказали наши мудрецы: «Тот, кто тратит много /на благотворительность/, пусть не тратит более пятой части, потому что иначе он может /сам/ нуждаться /в помощи/ людей» (Ктубот 50). Один человек не может решить все проблемы в мире: даже если он отдаст все свое богатство - все равно останутся бедные, а сам он превратится в бремя для общества. Как сказал английский мыслитель Фрэнсис Бэкон: «Из-за того, что он хотел обеспечить водой все реки, источник весь высох».

С другой стороны, хорошо, если человек жертвует своими излишками, чтобы помочь ближнему, и, конечно, это никуда не годится, если один еврей одевается в богатые одежды и питается мясом и рыбой, а у другого еврея нету хлеба и нечем кормить детей (по книге «Танья» раби Шнеура-Залмана из Ляд).

Рассказывали об одном из хасидских мудрецов, что он в голодный год продал все свое имущество, чтобы прокормить нищих. Но жена его припрятала субботние подсвечники, и только когда времена стали лучше, она вынула их из тайника. Когда раби увидел подсвечники, он упал в обморок; очнувшись, он вздохнул: «Сколько бедных мы могли бы прокормить на деньги, которые получили бы за эти подсвечники!» (Луи Ньюман, Хасидская Антология).

Когда человек делает пожертвования по своим возможностям, это засчитывается ему, как большая заслуга, даже если сумма, которую он дает, меньше, чем суммы, которые дают другие, более богатые люди.

Вот история про одну женщину, которая принесла /в Храм/ горсть муки, и священник стыдил ее и говори: «Что это они приносят? Что здесь можно съесть? Что здесь можно принести в жертву?» Во сне этот священник услышал: «Не стыди ее; она как будто бы душу свою принесла!» (поскольку ничего другого у нее нет) (Мидраш Раба, Ваикра 3).

В соответствии с потребностями

Когда у нас есть возможность оказать кому-то значительную помощь, мы не выполним своего долга, дав человеку монетку. Мы должны выяснить, что именно нужно нуждающемуся (это зависит от того, к чему он привык в детстве или в тот период, когда он еще не был бедным) и постараться вернуть его к его прежнему положению. Человеку, который всю жизнь был торговцем, а теперь разорился, будет очень трудно работать грузчиком, хотя и это работа, которой можно прокормиться. Нам следует подумать не только о том, как исправить материальное положение человека, но и о том, как вывести его из душевной подавленности.

«Рассказывают о Гилеле, что одному бедняку, сыну богатых родителей, он приводил коня, чтобы тот на нем ехал, и раба, чтобы он перед ним бежал. Однажды он не нашел раба и бежал перед ним сам на протяжении трех миль» (Ктубот, 67).

Не откладывая

Когда человек хочет предложить кому-то свою помощь, не следует ему это откладывать, если он может сделать это сразу. «Не говори ближнему своему (Раши комментирует: бедному): иди и возвращайся, и завтра я дам тебе, если у тебя есть /и ты можешь дать сейчас/ (Мишлей 3:28). Промедление может привести к несчастью, даже если оно продиктовано лучшими намерениями. Один хасид ехал на ослах, груженных пищей. Мимо проходил бедняк, умирающий с голоду. Он протянул руку и взмолился о куске хлеба. Хасид, горя желанием выполнить заповедь, открыл ящик с хлебом и увидел, что хлеб в нем черствый. Он стал искать и нашел халы. Вспомнил, что внизу в ящике есть пироги, и стал рыться в нем дальше. В конце концов он нашел пирог. С радостью повернулся он к нищему - но тот уже лежал на земле, умерший от голода...

Иногда необходима немедленная помощь: и медная монета, но вовремя лучше, чем богатство назавтра (Таанит 21).

Вот еще несколько историй, показывающих, как важна безотлагательная помощь.

Был один мудрец, и он был очень богат. За едой он привык пользоваться ложкой из золота. Однажды, когда его не было дома, к его двери подошел нищий и попросил подаяния. Жена мудреца поискала в доме наличных денег и не нашла. Но она не захотела отталкивать нищего, и взяла первую попавшуюся ценную вещь - золотую ложку своего мужа, и отдала ее нищему. Когда муж вернулся домой, она рассказала ему об этом и сказала: «Если тебе это неприятно, я согласна, чтобы ты вычел стоимость этой ложки из моей кетубы». Мудрец отказался и сказал: «Ты поступила правильно - ведь ясно написано: «Руку свою протягивает бедному» (Притчи 31:20). (Игра слов: на иврите слова «рука» (ладонь) и «ложка» являются омонимами).

Нельзя сравнить ценность подаяния, данного сразу, и того, которое дано по прошествии долгого времени. Рассказывают, что магид из Дубно ходил и собирал пожертвования на бедных. Он пришел к одному богачу, и тот хотел отделаться мелким подаянием. Когда магид из Дубно намекнул ему. что этого недостаточно, что другие, беднее его, дали гораздо Польше, богач сказал: «Может быть, это и так. Но я отписал в своем завещании большую сумму на благотворительность». Ответил ему на это магид из Дубно: «Крестьяне выращивают кур и свиней. Куры несут по маленькому яйцу каждый день, а свинья дает много сала и много мяса. Тем не менее, все любят кур, разрешают им прыгать и бегать по дому, а свинье отводят место вдали от человеческого жилья. Почему же? Что есть такого в свинье, что от нее удаляются, несмотря на все ее преимущества? Послушан, и я скажу тебе: курица дает то, что у нее есть, пусть даже и немного - но сразу и каждый день; а свинья дает много, но только после смерти!» (по книге «Притчи и рассказы магида из Дубно»).

Уровни благотворительности

Раби Моше бен Маймон (Рамбам), говоря о видах благотворительности, делит дающих пожертвования на восемь групп, отличающихся друг от друга своим уровнем. Главный критерий этого разделения - насколько стыдно нищему получать пожертвование. «Есть восемь уровней благотворительности, и вот они, начиная с высшего:

1. Самый высокий уровень - это когда человек поддерживает другого, когда у него дела пошатнулись, дает ему подарок, или ссуду, или берет его себе в компаньоны, или подыскивает ему работу, чтобы поддержать его материально, чтобы ему не приходилось зависеть от людей.

2. Следующий уровень (ниже предыдущего): человек дает пожертвования бедным и не знает, кому он дает, и бедный не знает, у кого он взял (например, когда дают пожертвования в благотворительную кассу).

3. Следующий уровень: дающий знает, кому он дает, но берущий не знает, у кого он берет (например, если человек кладет бедному деньги в дом, когда тот не видит).

4. Следующий уровень: бедный знает, у кого он берет, но дающий не знает, кому он дает (например, если человек кладет деньги у порога своего дома, и нищий подходит и берет).

5. Следующий уровень: дающий дает бедному деньги до того, как тот попросит (оба знают, кто и кому дает, но бедному не приходится просить).

6. Следующий уровень: дающий дает, когда его попросят.

7. Следующий уровень: дающий дает меньше, чем следовало бы ( то есть, меньше, чем мог бы дать), но с хорошей миной.

8. Следующий уровень: дает скрепя сердце (неохотно, и берущий это чувствует) (Рамбам, Мишне-Тора, Законы пожертвований бедным, глава 10).

Предостережения, принимающим пожертвования

Наши мудрецы предостерегают от ошибок и дающих пожертвования, и принимающих их.

1. Следует принимать пожертвование только в трудную минуту. «Сделай субботу будним днем, но не нуждайся в милостыне» (Шабат 118). (Здесь не имеется в виду, что можно нарушать субботу, но что лучше в субботу мало есть и пить, но не пользоваться милостыней).

2. Не следует человеку пользоваться тем, что он учит Тору. «Не делай их (слова Торы, которую ты учил) венцом, чтобы возвеличиваться им, и не делай их мотыгой, чтобы его копать» (Авот 4).

«Зарабатывай разделыванием туш на рынке, но не говори: я коген, я большой человек» (лучше заниматься самой непочетной и неприятной работой, чем пользоваться своими знаниями, чтобы получать милостыню) (Песахим 113).3. Нельзя обманывать (притворяться увечным, больным или многодетным, если в действительности это не так). Учили наши мудрецы: «Тот, кто закрывает себе глаз /делает вид, что он слеп/, или выпячивает живот /изображает, как будто он вздулся/, или /делает вид, что/ хромает - не освободится из этого мира, пока с ним этого не случится» (Ктубот, 68).

4. Следует возвратить деньги, когда удастся их заработать. Если обстоятельства бедного улучшаться, он должен постараться вернуть деньги тому, кто ему их дал, если он знает, кто это; а если нет - пусть он даст сам пожертвование другим бедным.

Основные идеи:

1. Нельзя смущать бедного, когда ему дают милостыню, и нельзя человеку требовать почета за то, что он дал милостыню (если давать пожертвование тайно, то будут устранены обе эти опасности).

2. Следует заниматься благотворительностью не по обязанности, а для того, чтобы в самом деле поддержать бедного. Поэтому следует оказывать бедному поддержку тогда, когда ему это нужно и давать ему то, что нужно, - разумеется, в соответствии с возможностями дающего.

3. Если милостыня подается неохотно, то лучше и вовсе ее не давать.

4. Человек должен знать, и как давать пожертвования, и как их принимать, если, не дай Б-г, он будет в этом нуждаться.

Далее

Ваша оценка этой темы
1 2 3 4 5