Главная страница >>Библиотека >> «Человек с человеком» >> части I, II, III, IV, V, VI, VII

Перед Вами электронная версия книги «Человек с человеком», Авраѓам Шталь, изд-во "Амана"
Подробнее об издании этой книги и возможности ее приобретения – здесь.
Zip-файл >>

Подсказка! Для просмотра содержания книги целиком, увеличьте ширину левого окна, отодвинув мышкой его вертикальную границу вправо.


9. ПОДАРКИ БЕДНЫМ

Тора заповедует нам помогать бедным: «Если будет у тебя бедный из братьев твоих... не закрывай руку свою... непременно открой ему руку свою» (Дварим 15:7-8).

Для того, чтобы поддержать бедного, в Торе предусматривается несколько видов «подарков»: пеа, лекет, перет, олелот, шихха, десятина бедного. Эти подарки, кроме десятины бедного, не имеют определенных размеров, установленных Торой («вот вещи, которые не имеют ограничений»). Ниже мы приводим строки из Торы, говорящие об этих подарках бедным, по порядку их упоминания в Торе.

1. Ваикра 19:9: «И когда будете жать жатву земли вашей, не завершай жатву края (пеа) поля твоего, и опавшие колоски (лекет) жатвы твоей не подбирай».

2. Ваикра 19:10: «И виноградника твоего не обирай дочиста (олелот) /не собирай отдельные виноградины/ и оставшихся ягод в винограднике (перет) не собирай /не проходи виноградник по второму разу, чтобы собрать то, что забыл/; бедному и пришельцу оставь их».

3. Дварим 14:28: «По истечении трех лет возьми свою десятину от урожая твоего этого года и оставь в воротах твоих. И придет левит, потому что нет у него доли и удела с тобой, и пришелец, и сирота, и вдова, которые в воротах твоих, и будут есть, и насытятся»

4. Дварим 24:19: «Когда будешь жать жатву свою и забудешь сноп в поле (шихха), не возвращайся, чтобы взять его - пришельцу, сироте и вдове будет он».

5. Дварим 24:20: «Когда обивать будешь маслину свою, не обирай за собой оставшихся плодов - пришельцу, сироте и вдове будут они».

6. Дварим 24:21 :«Когда будешь обирать виноградник свой, не добирай остатков за собой: пришельцу, сироте и вдове будут они».

7. Дварим 26:12: «Когда окончишь отделять десятину от всего урожая твоего в третий год, год десятины, - и дашь ее левиту, пришельцу, сироте и вдове, и будут есть в воротах твоих, и насытятся».

Вот все виды подарков бедным, упомянутые в этих стихах:

из первого стиха мы учим закон пеа и лекет;

из второго - олелот и перет;

из третьего - десятину бедного;

из четвертого - шихха;

из пятого - снова шихха; (о маслинах; и отсюда мы учим, что это распространяется и на все остальные плоды);

из шестого - снова олелот;

из седьмого - снова десятину бедного.

Определения этих понятий

Пеа - при жатве поля или при сборе плодов следует оставить часть поля и посадок для бедных (пеа - означает «край»). Размер пеа - по усмотрению хозяина поля; место пеа - край поля.

Лекет - колоски, упавшие во время жатвы. Их не следует поднимать. Если упало разом два колоска -это лекет, если больше - это уже не лекет.

Перет - виноградины, упавшие с лозы при сборе винограда. Их не следует поднимать. Количество - как лекет.

Олелот - виноградная кисть без верхней и нижней части грозди, то есть только несколько виноградин. Их не следует собирать.

Шихха - снопы, забытые в поле. Не следует возвращаться и забирать их. Также и если забыли часть урожая несжатым на поле ( в дополнение к пеа, с самого начала предназначенной для бедных), не следует возвращаться и жать его. Это относится и к плодовым деревьям.

Итак, «подарки» бедным можно свести в такую таблицу:



перет

олелот

пеа

шихха

лекет

виноградник

+

+

+

+

-

поле

-

-

+

+

+

плодовые посадки

-

-

+

+

-


Помимо этих «подарков», которые, разумеется, даются бедным каждый год, существует еще десятина бедного, которая дается два раза в семь лет. Для того, чтобы объяснить это понятие, мы перечислили здесь вкратце все законы о десятине и труме.

Тора гласит, что следует обрабатывать землю шесть лет, а на седьмой дать ей отдых. Каждый год следует отделять часть урожая на следующие цели:

Первый год - «большая трума», первая десятина, вторая десятина.

Второй год - «большая трума», первая десятина, вторая десятина (как в первый год).

Третий год - «большая трума», первая десятина, десятина бедного.

Четвертый год - как первый.

Пятый год - как второй.

Шестой год - как третий.

Седьмой год - «субботний год», год шмита.

Объяснение этих терминов

«Большая трума» - пятидесятая часть урожая. Отдается когену.

Первая десятина - десятая часть оставшегося после трумы. Отдается левиту.

Вторая десятина - десятая часть оставшегося после трумы и первой десятины. Ее съедает хозяин урожая в Иерусалиме.

Десятина бедного - отдается бедным (вместо второй десятины в первый и шестой год).

В год шмиты нет ни трумы, ни десятины, все, что произрастает, является бесхозным, а от бесхозного не нужно отделять труму и десятину.

Также и левит отделяет от своей части десятую часть и отдает ее когену - это трумат маасер, трума десятины. По поводу лекета можно вспомнить «Мегилат Рут»: «И сказала Рут-Моавитянка Нооми: пойду в поле и пособираю колоски... И пошла, и пришла и собирала в поле колоски за жнецами» (Рут 2:2).

Подробно все законы о подарках бедным содержатся в книге Рамбама «Мишне-Тора» («Законы о подарках бедным»).

В годы шмиты тоже установлены специальные правила, гарантирующие бедным их долю:

Три раза в день делят пеа (урожай, оставшийся как пеа) или оставляют ее, чтобы они сами ее собирали; и это время фиксировано: на заре, в полдень и в минху (перед заходом солнца). А если бедный приходит не в это время, ему не дают собирать, поскольку нужно, чтобы было установленное время, чтобы все бедные собрались вместе (иначе тот, кто придет первым, заберет все).

И почему не установили какое-нибудь одно время /а не три раза в день/? Потому что есть бедные женщины, которые кормят грудью детей и должны есть утром /не могут ждать до полудня, а должны прийти на заре/; и есть дети бедняков, которые утром спят и не приходят на поле до полудня; и есть старики /которые ходят медленно/ и не могут прийти до Минхи» (Рамбам, Мишне-Тора, Законы о подарках бедным, 2).

Основные идеи:

1. Законы о подарках бедным, содержащиеся в Торе (и разъясненные нашими мудрецами), - это конкретное выражение тех идей, которые мы обсуждали в двух предыдущих главах.

2. Человек обязан отделять подарки бедным от урожая своего поля, от садов и виноградников. Эта обязанность демонстрирует нам идею о том, что имущество человека не является его безраздельной собственностью. Оно как бы дано человеку в пользование, и он обязан отдавать Хозяину этого имущества (Святому, да будет Он благословен!) часть от урожая, как налог или плату за аренду.

10. БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ ИНДИВИДУУМА И ОБЩЕСТВА

В Торе много раз упоминается наша обязанность давать пожертвования бедным: «Непременно открой руку свою» (Дварим 15:8), «И будет жить брат твой с тобой» (Ваикра 25:36) и т.п. Из текста Торы не всегда ясно, кто несет непосредственную ответственность за эту заповедь: отдельный человек или весь Израиль. Ведь и к общине Израиля Тора обращается в единственном числе.

Если внимательно изучить законы благотворительности по книге Рамбама «Мишне-Тора» или по книге р. Иосефа Каро «Шулхан Арух» (Йоре Деа, параграф 247 и далее), можно увидеть, что прежде всего в них говорится об обязанности индивидуума: «Всякий, кто видит бедного, просящего милостыню, и отворачивается от него, и не подает ему, - нарушает запрет из Торы» (Рамбам, Мишне-Тора, Законы о подарках бедным, 7). Только потом кодексы переходят к обязанности общества: «Во всяком городе, в котором живут евреи, должны быть габаи - люди, ответственные за распределение пожертвований» (там же, 9).

Отворачивающийся от нищего

Несмотря на то, что обязанность благотворительности прежде всего лежит на каждом человеке в отдельности, как это и было в прежние времена, когда каждый отделял часть от своего урожая и отдавал ее бедному без посредничества габая, - многие все же пытаются отвернуться от нужд бедняков по разным причинам.

Первая причина - это скупость: человеку трудно дать из своего имущества другому. Такому человеку приходится пересиливать себя всякий раз, когда он дает пожертвование.

Вот история об одном богатом скупце, который закрывал свою руку и не подавал нищим. Однажды габаи вышли собирать деньги на очень важное дело и зашли также и к этому скупцу. Он их любезно принял и объяснил, что не может дать денег, потому что у него у самого есть очень бедный, несчастный брат. Габаи удовлетворились этим объяснением и ушли.

Через несколько дней к габаям пришел с просьбой о помощи бедный брат этого самого богача. Выяснилось, что богатый брат ему нисколько не помогает. Габаи снова пошли к богачу. Но тот ответил им: «Да, я сказал вам правду. Вот мой брат, плоть и кровь моя, беден и несчастен, и я ничего ему не даю. Неужели же я дам что-то на нужды города?» (рав Мордехай Коэн, комментарий к Торе),

Другая причина - это то, что часто богатый, не понимая, что значит нужда, не может оценить, насколько тяжело положение бедняка, и не чувствует потребности ему помочь.

В одной школе классу дали задание написать сочинение на тему «Бедная семья». Одна девочка, дочь богатого хозяина фабрики, начала свое сочинение такими словами: «Жила-была бедная семья. Мама была бедная и папа был бедный, и дети были бедные, и привратник у них был бедный, и шофер - бедный, и домработница - бедная, и садовник - бедный; все были бедные» (из сборника американских анекдотов).

Известно много примеров тому, как богачи скупятся тратить не только на благотворительность, но даже и на собственные нужды, и даже хвастаются тем, что они живут скромно и экономно. Но хорошо ли это в действительности?

«Человек милосердный творит благо душе своей, а жестокий разрушает свою плоть» (Мишлей 11:17). Этот стих учит нас тому, что хороший человек милосердно поступает сам с собой, ест по потребности, одевается как следует и наслаждается жизнью в разумной мере. Тот же, кто богат, и тем не менее умерщвляет свою плоть, скупится по отношению к самому себе. -это плохой человек, и если уж он немилостив по отношению к своему телу, тем более он будет жесток с другими (по комментарию «Мецудат Давид»).

Один богач пришел к магиду из Козенице (хасидскому ребе).

- Что ты обычно ешь? - спросил его магид.

- Я довольствуюсь малым, - сказал богач (думая, что это понравится магиду, - хлеб с солью, вода - вот и все.

- Что это такое тебе вздумалось? - прикрикнул на него магид, - Ты должен есть жаркое и запивать медом, как все богачи!

И он не оставил его, пока тот не пообещал, что впредь будет питаться именно так.

Потом спросили у магида его хасиды, почему он так странно разговаривал с богачом. «Только если он будет есть мясо, - ответил магид, - он поймет, что бедняку нужен хлеб. Пока он ест хлеб, он думает, что бедняк может есть камни» (Мордехай Бубер, Скрытый свет).

Община несет ответственность за благотворительность

Поскольку в большинстве случаев нужды бедных превышают готовность богатых давать пожертвования, заботу о постоянном обеспечении бедных берет на себя община, и она создает для этого специальные учреждения. Раби Моше бен Маймон (Рамбам) пишет: «Никогда мы не видели и не слышали о такой общине Израиля, в которой нет благотворительной кассы» (Законы о подарках бедным, 9). Этими кассами занимаются габаи, и все счета ведет счетовод. Порядок сбора пожертвований в разных общинах и в разных странах различный, но всегда существуют благотворительные учреждения во всех населенных пунктах, где живут евреи.

Задача габая очень трудна. Нелегко собирать деньги с богатых, трудно справедливо удовлетворить нужды множества бедняков. Поэтому эту нелегкую работу часто поручают лучшим людям общины, и мы знаем много случаев, свидетельствующих об их справедливости и преданности своему делу. Не зря сказано: «Тот, кто заставляет других давать пожертвования и добивается этого, - награда его больше награды дающего» (Рамбам, Законы о подарках бедным, 10). Мы уже упоминали здесь раби Биньямина-праведника, который, когда благотворительная касса была пуста, давал из своих денег. Таких примеров множество.

В городе Гродно, в Литве, был еврей, знаток Торы, по имени раби Нахум. Несмотря на то. что он был одним из крупнейших мудрецов Торы, он по скромности своей хотел только работать служкой в синагоге. Много времени раби Нахум уделял делам, связанным с благотворительностью. Многочисленные бедняки города любили его, как родного отца, и ласково называли его реб Нохемке.

В вечерние часы реб Нохемке заходил в дома восточной части города, где сидели люди и играли в карты. «Люди, живущие ради удовольствия, не скупятся из-за лишней копейки», - говорил он. Он садился рядом с играющими в карты, шутил с ними, и ему всегда удавалось часть от их выигрышей получить на нужды бедных.

Как-то вечером он сидел с играющими в карты. Они узнали его и не обращали на него внимания. «Что вы дадите мне для моих бедняков?» - неожиданно спросил он. Некоторые засмеялись, а один из картежников рассердился и дал реб Нохемке пощечину со словами: «Вот что я дам твоим беднякам!» Удар был сильным, и из губы реб Нохемке струилась кровь. Несмотря на это, он улыбнулся и сказал: «Что ж, прекрасно, мне ты кое-что дал, но теперь ты должен дать что-нибудь бедным». Поведение и слова реб Нохемке пробрали картежника. Он попросил у него прощения и дал ему десять рублей. (Натан Осибел, Сборник еврейского фольклора).

Благотворительные учреждения и организации

В каждой организованной еврейской общине существует много разных благотворительных учреждений. В каждой общине есть благотворительная касса, которая часто еще делится на разные нужды: касса пожертвований на невест, предназначенная для того, чтобы оказать поддержку девушкам из бедных семейств, когда они выходят замуж; касса для поддержки больных, а в диаспоре - также касса для поддержки бедных в Эрец-Исраэль, поскольку это особая заповедь: «Жители Эрец-Исраэль раньше (получают пожертвования), чем жители другой страны». (Шулхан Арух, Йоре Деа, 251). Раньше существовала также отдельная касса для выкупа пленных, и на эти деньги выкупали рабов-евреев у работорговцев и освобождали их.

Обычаи, связанные с благотворительностью в общинах Израиля

В общинах Израиля установлено много обычаев, направленных на помощь бедным, и многие из них практикуются и по сей день. Принято приглашать бедных на сеудат-мицва (Праздничная трапеза, связанная с исполнением какой-то заповеди: обрезания, свадьбы и т.п.), во время похорон принято давать пожертвования; многие женщины кладут в кассу для пожертвований перед началом субботы, когда они зажигают свечи; во время поминальных молитв принято брать на себя решение дать пожертвование.

В Марокко торговцы маслом собирали капли масла, оставшиеся в сосуде, которыми его отмеряли. Масло, собранное в этом сосуде, продавали в конце каждого месяца в пользу бедняков города Йоси Бенеш.

Похожий обычай существовал в Ливии («Еврейство Ливии», под редакцией рава Суареса). Кстати, этот обычай основывается на истории из Талмуда (Бейца 29а).

Во многих странах в канун субботы было принято ходить из дома в дом и собирать халы для бедных. Га-баи заходили во все дома, не делая различий. Если хлеб был, им давали, если не было - габаи сами давали из собранного. Благодаря тому, что они не пропускали ни одного дома, никто не мог знать, кто именно получает хлеб, и по этому бедняки не стыдились. Так было принято, например, в Йемене (Моше Цадок, «Евреи Йемена»), Марокко и в Ливии, и в других странах. Этот обычай известен с древних времен и упоминается Рамбамом в книге «Мишне-Тора» (Законы о подарках бедным, 9).

Основные идеи:

1. Главная обязанность благотворительности лежит на индивидууме.

2. Многие уклоняются от этой обязанности - кто по скупости, а кто потому, что не понимает, что значит быть бедным.

3. Организованная община взяла на себя заботу о благотворительности, и делает это централизованно. Но деятельность общины не освобождает от этой обязанности индивидуума.

4. Во всех еврейских общинах существуют хорошие обычаи, связанные с благотворительностью.

11. ГОСТЕПРИИМСТВО

Когда Тора рассказывает нам о том, как Аврагама посетили ангелы, она подчеркивает гостеприимство Аврагама: «И поднял глаза свои, и увидел, вот, три человека стоят над ним, и увидел, и побежал навстречу им от входа в шатер... Пожалуйста, не проходи мимо раба твоего... вымойте ноги свои... подкрепите сердца ваши... и поспешил Аврагам... и к скоту побежал Аврагам... и взял теленка нежного и хорошего... и поспешил его приготовить... и он стоит над ними под деревом» (Брейшит 18:2-9). Обратите внимание: по тексту Торы Аврагам вовсе и не знал, что это ангелы - то есть, так он обращался со всеми своими гостями. Сравните также: (Брейшит 19:1) «И пришли два ангела в дом... и увидел Лот, и встал навстречу им...» (Раши комментирует «и увидел Лот» - в доме Аврагама он научился принимать гостей).

С помощью этого яркого примера Тора учит нас, как мы должны обращаться с гостями.

Можно так объяснить, почему приему гостей уделяется такое большое внимание: ведь нам заповедано защищать слабых (см. ниже, 15), и также мы должны заниматься благотворительностью (см. выше) - а при приеме гостей мы делаем и то, и другое разом. Гость, странник - чужой в новом месте, он может стать жертвой людей, которые воспользуются тем, что он здесь новый человек, и обманут его. Наш долг - пригласить его к себе домой, помочь ему. У гостя нет в этом месте своего дома, и в этом он подобен бедняку. Мы должны обеспечить его кровом, пищей и помощью.

Сказал раби Иоханан: /нарушение законов гостеприимства отдаляет близких/ Аммон и Моав, которых евреи, проходя через их земли, попросили дать им хлеба и воды, а они не пожелали, и о них сказано: «Не войдет аммонитянин и моавитянин в общину Г-спода... за то, что не встретили вас хлебом и водой» (Дварим 23:4-5) (Аммон и Моав «близки» Израилю, так как они произошли от Лота, племянника Аврагама (прим. переводчика).

И приближает далеких /семья Итро принимала у себя нашего учителя Моше, и поэтому они стали друзьями Израиля/ (Сангедрин 103).

«Раби Ишмаэль говорит: принимай всякого человека с радостью» (Авот 3); «Принимай всякого человека с хорошим выражением лица» (Авот 1).

«Йоси бен Иоханан из Иерусалима говорит: Пусть будет дом твой широко раскрыт, и пусть будут бедные домочадцами твоими» (Авот 1). Что это означает: «пусть будет дом твой широко раскрыт»? Это учит нас, что дом человека должен иметь вход и с севера, и с юга, и с востока, и с запада, как у Иова, который сделал в своем доме четыре входа. А почему он так сделал? Чтобы бедным не приходилось утруждаться, обходя его дом: кто приходил с севера, заходил в северный вход, кто с юга - в южный, и т.д.

«И пусть будут бедные домочадцами твоими» - что это означает? Не настоящими домочадцами, но чтобы бедные рассказывали о том, как они ели и пили у тебя дома, как это было в доме Иова. Когда один бедный встречал другого, он спрашивал: «Откуда ты идешь?» - «Из дома Иова». - «А куда ты идешь?» - «В дом Иова». И когда постигли Иова большие несчастья, он сказал Святому, да будет Он благословен: «Владыка мира! Разве я не кормил голодных и не поил жаждущих, и не одевал раздетых?» Ответил ему Г-сподь: «Иов, ты еще не достиг в этом и половины того, что делал Аврагам: ты сидишь и проводишь время в своем доме, а гости заходят к тебе... а Аврагам так не делал, он выходил и обходил окрестности, а когда находил гостей, вел их к себе в дом... И к тому же он еще строил на дорогах дворцы, и оставлял в них еду и питье, и всякий, кто проходил, заходил в них, ел, пил и благословлял Небеса. Поэтому было ему хорошо, и все что он хотел, было в его доме» (Авот дераби Натан 7).

Угощение гостя

Хозяин должен быть очень внимательным к тому, чтобы не обидеть ни в какой форме своего гостя, и он должен сделать все возможное, чтобы угостить его подобающим образом.

Одна скупая женщина сказала гостье: «Возьми, пожалуйста, еще пирожок». «Спасибо, - ответила гостья, - они очень вкусные, я уже два съела». «Ты съела четыре, - сказала хозяйка, - но кто считает?»

В одном городе жил старец, знаменитый своей мудростью и почтенного возраста, но очень бедный. Однажды царь услышал о мудрости этого старца и сообщил ему, что желает посетить его в его доме и послушать его слова.

«Чем же мы будем угощать царя? - спросила старца его жена. - У нас дома почти ничего нет!» - «Принесешь то, что у тебя есть и сделаешь, как я тебе скажу», - ответил старец. Когда царь пришел, жена старца угостила его арбузом. Хозяин взял арбуз в руку, ощупал его пальцами и сказал жене: «Есть арбуз лучше этого. Пойди принеси его». Жена унесла арбуз, потом вернулась, и в руках у нее был снова арбуз. Старец и его ощупал и сказал ей унести этот и принести другой. Жена ничего ему не ответила и сразу сделала, как он сказал. На этот раз муж ее; остался доволен. Он разрезал арбуз и подал царю угощение. После беседы со старцем царь вернулся к себе; во дворец веселый и довольный словами мудрости, которые он услышал, и в особенности довольный гостеприимством, которое проявил старец. Он и не знал, что в доме у старца был всего один арбуз... (По книге Реувена-Яакова Нана «Собрание историй из жизни»).

Не нужно переусердствовать. в угощении гостей

Гостя обязательно нужно угощать, но если переусердствовать в подготовке приема и в угощении, это отпугивает гостя.

Один гостеприимный человек гостил как-то раз у своего приятеля в течение трех дней. Когда он собрался уходить, хозяин дома попросил извинить его за то, что он не принимал его так, как следовало бы. «Очень хорошо, - сказал гость, - а когда ты придешь ко мне, я тебя приму еще лучше».

Вскоре представился случай этому приятелю к нему прийти. К своему удивлению, он не увидел у него в доме никаких особых приготовлений. Хозяин почувствовал недоумение гостя и сказал: «Я ведь обещал тебе, что приму тебя еще лучше, чем ты принимал меня. Ты обращался со мной, как с чужим, тщательно готовился к моему приходу, а я тебя принял как члена своей семьи». (Из сборника «Сказки и истории восточной страны»).

Обязанности гостя по отношению к хозяину

Много говорят об обязанности хозяина по отношению к гостю, но и гость должен хорошо вести себя с хозяином, и это выражается в следующем:

1. Не следует утруждать хозяина. «Стыдно гостю, утруждающему хозяина».

Гость всегда должен помнить, даже если он гостит \ близких друзей или у родственников, что он не у себя дома. Ему не следует выдвигать требований и предъявлять претензий к хозяину дома. Более того, ему не следует слишком затягивать свое посещение.

Гость, который слишком затрудняет своего хозяина, может привести к тому, что тот перестанет принимать гостей.

«Таков обычай в мире: когда человек принимает гостя, то в первый день он кормит его курицей, на второй день - мясом /оно дешевле/, на следующий - рыбой, на следующий - сыром, на следующий - бобами. И так все меньше и меньше, пока не дойдет до того, чтобы кормить его зеленью» (Песикта 31).

«Сказал раби Зейра: если у человека есть домочадец /гость/, то в первый раз он усаживает его на ложе, когда он приходит второй раз - усаживает его на стул, в третий раз - на скамью, в четвертый раз - говорит ему: «Как уже ты мешаешь мне и утруждаешь меня!» (Шохер Тов 4).

2. Вежливое поведение. Невозможно составить список обязанностей гостя: они выражаются во множестве мелких вещей, можно лишь упомянуть несколько самых общих правил и привести несколько примеров.

Не следует часто делать замечаний хозяину насчет того, что происходит у него дома, или насчет его поведения или поведения его детей. Можно только хвалить его. Если еврею случается быть в гостях у нееврея, не следует насмехаться над его религиозными обрядами. Если нерелигиозный еврей приходит к религиозному и хозяин говорит благословения или делает кидуш, гостю не следует смеяться. А если религиозный еврей пришел к нерелигиозному, и не может есть у него, поскольку подозревает, что еда некошерная, он должен вежливо объяснить ему это, иногда он может поесть фруктов или чего-нибудь подобного, чтобы не обидеть хозяина.

Не следует приходить в гости неожиданно, поскольку, возможно, хозяину нечем будет угостить гостя, и ему будет неприятно. Особенно в канун субботы - поскольку, если гость придет поздно и хозяева не смогут приготовить подобающую трапезу, им будет неудобно. (По Мишне-Тора Рамбама, Законы о субботе 30).

«Гость не приглашает другого гостя» (по трактату Бава батра 98).

«Гость не должен брать ничего из еды, которую приготовил для него хозяин, и давать сыну или дочери хозяина, потому что, может быть, хозяин станет стесняться, может быть у него нет ничего, кроме того, что он принес, и дети все съедят и уйдут - и хозяину будет неприятно, что больше ему нечего предложить гостю» (Рамбам, Мишне-Тора, Законы о благословениях 7).

3. Благодарность хозяину. «Бен Зома говорил: хороший гость - что он говорит? - Как много трудился ради меня хозяин! Как много мяса он мне дал! Как много вина! Как много пирогов! И все это только из-за меня. А что говорит плохой гость? - Ну что тут трудного для хозяина? Я съел один ломоть хлеба, один кусочек мяса, выпил один стакан - все, что хозяин делал, он все равно делал для своих жены и детей» (Брахот 58).

Гость должен упомянуть хозяина и его семью в молитве после еды: «Милосердный, да благословит Он хозяина дома этого» (Молитва после еды, нусах ашкеназ). В молитвенниках нусах сфарад и нусах тейман благословения гораздо длиннее.

Основные идеи:

1. Тора и мудрецы подчеркивают важность заповеди о гостеприимстве, увеличивающем любовь между людьми.

2. Хозяин обязан вести себя по отношению к гостю подобающим образом и угощать его в соответствии со своими возможностями.

3. Чрезмерное усердие в угощении может быть неприятно гостю.

4. Гость должен стараться не утруждать хозяина, вежливо вести, себя и по окончании своего визита поблагодарить его.

12. ПОСЕЩЕНИЕ БОЛЬНЫХ

Человеку заповедано навещать больных. Больной чувствует себя одиноким, думает, что он никому не нужен, страдает от боли, иногда находится далеко от лома - и всякий посетитель его радует. Мы учим о заповеди посещения больных из примера, поданного самим Господом: «И все домочадцы, и родившиеся в доме, и купленные за деньги у чужестранцев, обрезались с ним. И явился ему Г-сподь в дубраве Мамре, а он сидит у входа в шатер в дневной зной» (Брейшит, конец гл. 17 - начало гл. 18) «И явился ему» - чтобы навестить больного. Сказал Раби Хама бар Ханина: «Это был третий день после обрезания, и Святой, да будет Он благословен, пришел к нему и спросил, как он себя чувствует» (приводится в комментарии Раши).

Наши мудрецы своими высказываниями и поступками демонстрируют нам важность этой заповеди.

«Всякий, кто навещает больного, приведет к тому, что тот будет жить» (Недарим 39).

«Всякий, кто навещает больного, забирает у него одну шестидесятую часть его болезни» (там же).

«Сказал Рав Гуна: всякий, кто навещает больного, уменьшает его болезнь на одну шестидесятую. Возразили Раву Гуне: если так, то если придет 60 человек, то больной пойдет с ними на рынок /сразу выздоровеет/?Он ответил им: «Только если они будут любить его, как самих себя - но и без этого ему все же становится лучше» /даже если они не так сильно его любят/ (Ваикра Раба 34).

«Вот история об одном из учеников раби Акивы, который заболел. Мудрецы не пошли навещать его, и раби Акива пошел к нему сам.

Сказал ему больной: Раби, ты оживил меня! Ушел раби Акива и сказал: Всякий, кто не навещает больного - как будто бы проливает кровь» (Недарим 39).

Обращение с больным

У постели больного человек должен быть особенно осторожен в словах. Всякое неосторожное высказывание может огорчить больного. А это может повлиять на исход его болезни. Если в семье больного случилось что-то плохое, лучше от него пока это скрыть. Не следует упоминать ничего такого, что может ослабить его надежду на выздоровление.

«Один человек пришел навестить больного, и больной рассказал ему по его просьбе, что у него за болезнь. Посетитель сказал: «От этой болезни умер мой отец». Больной очень расстроился. Посетитель сказал ему: «Не расстраивайся; я помолюсь за тебя Господу, и Он вылечит тебя». Больной ответил ему: «И попроси еще в своей молитве, чтобы мне не встречались жестокие люди /которые не умеют тактично вести себя/» (Миха-Йосеф Бин-Горион, Ночные рассказы).

Особенно следует остерегаться того, чтобы не поколебать веру больного в его врачей, в лечение и лекарства, которые он получает. Даже если нам кажется, что не все в порядке в лечении, не нужно говорить это больному. Не все случаи похожи друг на друга, и мы мало разбираемся в медицине. Может быть, мы ошибаемся и зря обеспокоим больного. Лучше обратиться прямо к врачу или к администрации, и сделать это не в присутствии больного.

Не всегда следует посещать больного. «Не приходят к больному, пока его не оставит жар» (Недарим 41). Если мы приходим и видим, что у больного уже много посетителей, лучше уйти и прийти в другой раз. Ведь шум и беспорядок мешают больному. Так же следует поступить, если мы видим, что в данный момент больным занимается врач или медицинская сестра.

Упомянем здесь также благословения и молитвы, которые принято говорить в связи с болезнью. Тот, кто видит, что его товарищ справился с болезнью, говорит: «Благословен исцеляющий больных». Вот другое, менее распространенное благословение: «Благословен милосердный Б-г наш. Царь Вселенной, Который дал тебя нам, а не отдал тебя праху».

Сам человек, вылечившийся от тяжелой болезни, говорит специальное благословение в синагоге, когда его вызывают к Торе, - «биркат-гагомель»: «Благословен Ты, Г-сподь Б-г наш, Царь Вселенной, творящий добро виновным, за то, что Ты сделал мне добро». На это отвечают: «Тот, Кто сделал тебе добро, пусть делает тебе добро вечно!»

В молитве Шмоне-Эсре (18 благословений), в благословений «Излечивающий больных народа Своего Израиля» есть место, куда можно вставить молитву за какого-то конкретного больного.

Основные идеи:

1. Посещения друзей облегчают больному его состояние и помогают ему выздороветь.

2. Следует знать, как вести себя у постели больного.

3. Следует остерегаться, как бы не помешать больному неподходящими разговорами, или поведением, или вмешательством в его лечение.

4. Следует благословить больного благословением о быстром выздоровлении.

5. Выздоровевший больной должен поблагодарить Г-спода за то, что Он помог ему.

13. ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ЖИЗНИ И ЕЕ СПАСЕНИЕ

Человеку заповедано спасать жизнь другого от опасности, и нельзя от этого уклоняться. Тот, кто бросил человека в минуту опасности - как будто бы сам убил его.

«Не стой на крови ближнего твоего» (Ваикра 19:16).

«Если мы видим /ближнего/ в смертельной опасности, и могли бы спасти его, например, если он тонет в воде, а мы хорошо плаваем и можем его спасти; или нееврей хочет убить его, и мы можем помешать ему сделать это, - то на это есть нам предупреждение, запрещающее нам уклоняться от того, чтобы его спасать, в словах Г-спода, да будет Он превознесен: «Не стой на крови ближнего твоего» (Рамбам, Книга заповедей).

Спасение без промедления

Вспомним историю о хасиде, который хотел дать пищу голодному нищему, и тот умер до того, как он ему дал (см. главу «Виды благотворительности»). Когда речь идет об опасности для жизни, необходимость действовать быстро еще отчетливей, чем при оказании материальной помощи.

«Кто такой «безумный хасид»? Это тот, кто видит, как ребенок пускает пузыри /тонет/ в реке, и говорит: «Вот когда сниму тфилин, спасу его» /из почтения К тфилин/. А когда он снимет тфилин, у ребенка уже выйдет душа. Видит, как женщина тонет в реке и говорит: «Неприлично смотреть на нее и спасать ее» (Сота 20).

Ребенок мылся в речке, и вдруг его унесло течением, и он стал тонуть. Он увидел на берегу человека и позвал его на помощь. Человек начал произносить длинную речь о том, как опасно мыться в речке, как важно быть осторожным. Мальчик крикнул ему: «Сначала спаси меня, а потом говори, сколько душе твоей угодно» (из басни Эзопа).

Не следует думать об ущербе и об опасности

Понятно, что спасая человека, спаситель зачастую может принести ущерб своему имуществу, а иногда даже сам подвергнуть свою жизнь опасности. Когда вытаскивают человека из реки или из горящего дома, вполне возможно, что повредится одежда, или деньги, которые в кармане у спасающего, - более того, спасающий может нанести вред своему здоровью и даже может погибнуть сам. Не раз слышали мы о людях, которые бросались в реку, чтобы спасти товарища, и сами тонули, или о санитарах, которые спешили перевязать раненого солдата на поле боя, и были при этом ранены или даже убиты. Тем не менее, нельзя уклоняться от того, чтобы спасать человека, за исключением случаев, когда надежды на спасение нет, а опасность для спасающего велика.

Много лет назад в Нью-Йорке произошло убийство: в центре густонаселенного района города человек ударил молодую женщину ножом. Следствие пыталось понять, как могло случиться, что ни один из соседей не попытался спасти женщину. Убийство произошло вечером, в непоздние часы, когда все жители района были дома. Выяснилось, что многие видели убийство из окон своих квартир, слышали крики женщины, но не пришли ей на помощь. Тридцать восемь человек дали показания в полиции о том, что они видели убийство и, по словам следователей, было еще много свидетелей, которые отказались давать показания.

Вот их объяснения: «Я думал, они просто ссорятся; я боялся выйти; жена сказала мне не выходить; я не хотел вмешиваться, чтобы не пришлось потом идти в полицию; чтобы не подумали, что я как-то связан с этим делом».

Автор статьи, рассказывающий от этом происшествии, замечает: «Конечно, нет закона против того, чтобы уклониться от помощи ближнему». (По статье из американской газеты «Лайф Интернэшенал», 1964 г.)

Но в иудаизме такой закон есть: «Не стой на крови ближнего своего».

Ради спасения жизни можно нарушить закон

Когда нужно спасти человека, мы обязаны нарушить любую другую заповедь, если это необходимо. Сказано в Торе: «И соблюдайте законы Мои и установления Мои, которые будет выполнять человек и жить по ним» (Ваикра 18:5). Сказали наши мудрецы: «Жить по ним, а не умирать из-за них» (Нома 85).

«Греют воду для больного в субботу, и это делают мудрецы Израиля» (чтобы показать, что это засчитывается, как заповедь) (Иома 84).

Когда не надо спасать

Бывают случаи, в которых не нужно пытаться спасти человека: если мы видим, что человека несет течением реки, а мы не умеем плавать, - тогда мы не обязаны прыгать в реку, так как тонущего мы не спасем, почти наверняка утонем сами.

«Не спасают одного за счет другого» (Оголот 87).

«Двое идут по дороге /в пустыне/, и в руке у одного есть кувшин с водой, и если оба будут ее пить, - оба умрут, а если выпьет один - он дойдет до поселения /а другой умрет/. Сказал бен Птура: «Пусть лучше пьют оба, и оба умрут, но не увидит один из них смерти своего товарища». Но пришел рабби Акива и сказал: «И будет жить брат твой с тобой» (Ваикра 25:36) - твоя жизнь прежде, чем жизнь твоего товарища /то есть человек не обязан жертвовать жизнью ради товарища/ (Бава Меция 62).

«Если человек тонет в реке, и он тяжел, не надо ему помогать, а то спасающий утонет вместе с ним» (Сефер Хасидим).

Вот еще один случай, который обсуждает Талмуд: группе людей сказали неевреи: «Дайте нам одного еврея, и мы его убьем, а если не дадите, мы убьем вас всех». Пусть убьют всех, но нельзя выдать им одного еврея. Но если им назвали /сказали: дайте нам такого-то, как назвали Шеву бен Бихри/ (Шмуэль И, 20:22), то пусть выдадут его им, чтобы не убивали всех. «И пришла женщина ко всему народу в мудрости своей» (там же) - она сказала им: «Лучше пусть его убьют, чем чтобы вас всех убили; дайте им /его/, и не убьют вас всех» (Трумот 7, Тосефта).

Во время Второй мировой войны немцы захватили в плен Ицхака Витенберга, главу подполья в Виленском гетто. Его товарищи атаковали полицейский участок, в котором он находился, распилили цепи, которыми он был закован, и освободили его. Назавтра немцы потребовали выдать им Витенберга живым - а если нет, они уничтожат все гетто. Еврейский герой знал, что вскоре немцы все равно собираются уничтожить всех евреев города. Тем не менее, он не хотел подвергать других опасности и сдался в руки врага. Его пытали и убили. Это случилось в 1943 году. (По книге Натана Осибаля «Еврейский фольклор»).

Основные идеи:

1. Человек обязан спасти другого, если он может это сделать.

2. Нужно попытаться помочь человеку, находящемуся в опасности, не откладывая, даже если это представляет опасность для жизни или имущества спасающего.

3. Можно нарушать почти все запреты ради спасения жизни человека.

4. Нельзя приводить к смерти одного человека, чтобы спасти жизнь другому.

14. ДОБРОСОСЕДСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

«Лучше близкий сосед, чем далекий брат» (Мишлей 27:10).

«Хороший сосед всегда рядом - и днем, и ночью» /и по этому всегда может помочь/ (раби Шимон бен Цемах Дуран, Маген Авот).

«Какая болезнь самая худшая? Плохой сосед!» (Давидзон, Собрание притч).

«Тот, у кого есть хорошие соседи, может спать спокойно» (голландская поговорка).

Хорошие отношения с соседями - закон спокойной жизни, и они свидетельствуют о поведении человека в целом. Легко говорить о необходимости хорошо ко всем относиться, но гораздо труднее осуществить эти слова на деле, в повседневной жизни.

Осуществление добрососедских отношений

«Тот, кто заставляет жену дать обет, что она не возьмет взаймы и не даст взаймы сито, и решето, и жернова, и печку /имеется в виду переносная печь/ - пусть даст eму кетубу /т.е., если она захочет развестись с ним, он обязан выплатить по брачному договору/, поскольку он дает ей дурное имя среди соседей.

И также, если женщина сама дала обет, что она не берет взаймы и не дает взаймы сито, и решето, и жернова, и печку, выходит без кетубы, потому что она создала себе дурное имя среди соседей» (Кетубот 72).

Среди соседей должна существовать взаимопомощь в мелких вещах, и тот, кто не готов помогать другим и принимать помощь сам, будет считаться плохим человеком и скрягой.

Сосед обязан давать вещи взаймы своему соседу, но и берущий должен вести себя как следует: «Пусть не затрудняет человек своего товарища, прося у него слишком много, /пусть просит/ только по необходимости, если он никак не может эту вещь купить или без нее обойтись. А если возьмет взаймы, пусть вернет поскорее; ...лучше /вернуть/ на час раньше и в таком же виде, как тот ему дал: не меньше и не испачканное» (раби Элиэзер Папу, Чудесный советник).

Не следует переходить границы в близости с соседями

Хорошие отношения между соседями не означают, что к соседу можно в любой момент зайти, что можно вмешиваться в его дела и отнимать у него время на пустые разговоры. Для добрососедских отношений полезно соблюдать некоторую дистанцию!

«Если упал забор, разделяющий дворы двух соседей, каждый имеет право заставить соседа отстроить его до высоты в четыре локтя, чтобы соседи не видели друг Друга» (Рамбам, Мишне-Тора, Законы о соседях, 3).

«Хорошие заборы - хорошие соседи» (американская поговорка).

«Говорят люди: закрой дверь свою и хвали соседа; и хорошо, когда соседи не прилеплены друг к другу в одном дворе или в одном доме, так как очень трудно удержаться от споров» (раби Элиэзер Папу, Чудесные советник).

Не следует мешать соседу

Очень много ссор бывает из-за того, что соседи мешают друг другу. С давних времен установлено много законов, обязывающих людей считаться с соседями, и они существуют и по сей день.

Эти законы очень различны в городе и в деревне. В городе главная проблема - это шум и плохие запахи, в деревне же домашние животные или неосторожно оставленный огонь могут попортить поле соседа. Общее в этих проблемах одно: что бы человек ни делал, он должен подумать о своем соседе.

«Если один из жителей переулка хочет стать врачом, или ремесленником, или ткачом, или учителем нееврейских детей, соседи могут воспротивиться этому, так как тогда мимо них будет проходить много народу» (Рамбам, Мишне-Тора, Законы о соседях, 6).

Однако нельзя помешать человеку стать учителем Торы для еврейских детей, поскольку изучение Торы очень важно (там же, 12).

Один из совладельцев двора хочет развести животных или установить жернова, или выращивать кур - сосед может воспротивиться этому; это относится и ко всему, что не принято в данной местности устраивать во дворе - во всех этих случаях соседи могут воспротивиться (там же, 5).

Это, разумеется, лишь немногие примеры нарушений правил общежития. К ним можно добавить еще много: радио и патефон в поздние часы, шумное возвращение поздно ночью из кино, бег по лестнице рано утром, и многое другое.

В деревенской жизни тишина не так важна, поскольку дома обычно находятся на некотором расстоянии друг от друга. Но есть много других вещей, которые мешают соседям, и некоторые из них упоминаются в Торе: животные, переходящие с поля хозяина на поле соседа, огонь, перекидывающийся с одного поля на другое (Шмот 22:4-5).

«Тот, кто нанес ущерб своему ближнему... как например, пустил скот свой на поле соседа, и он его объел, или попортил корни посадок тем, что ходил там... -мы должны обязать его оплатить это» (Сефер Гахинух).

«Тот, кто нанес ущерб своему хозяину огнем... даже если он разжег его у себя /на поле или во дворе/ и огонь сам перекинулся и повредил /территорию соседа/ - человек должен /оплатить ущерб/, поскольку он не следил за своим огнем, так как человек обязан следить за огнем, чтобы у него не было вреда, так как огонь может перекинуться сам» (Сефер Гахинух).

Для хороших отношений главное - это умение уступить

«Хороший сосед должен не доходить до черты закона /то есть должен делать больше, чем обязан по закону/ и должен уметь забывать ущерб, нанесенный ему соседом, и помнить пользу, которую он ему принес» (раби Шмуэль ди Озеда, Мидраш Шмуэль).

Когда Авраам Линкольн, который впоследствии стал одним из президентов Соединенных Штатов Америки, был адвокатом в деревенской местности, он однажды ехал на лошади в один из окрестных городков. Это была хорошая лошадь, но трудно было бы утверждать, что это прекрасное скаковое животное. По дороге Линкольн встретил старого крестьянина, которого он хорошо знал. «Здравствуй, дядя Том», - сказал ему Линкольн. «Здравствуй, Эйби /так ласково называли Авраама Линкольна его знакомые/, скоро я приду к тебе по одному делу». «А что случилось?» - спросил Линкольн. - «Ты знаешь дядю Джима, не правда ли? Его участок граничит с моим, он мне мешает. Я хочу пожаловаться на него в суд». «Дядя Том, ты ведь не поссорился с ним по-настоящему, правда?». «Нет» «И он не такой уж плохой сосед?». «Да, терпеть можно, Эйби». «И он твой сосед уже много лет, правда?». «Примерно 15 лет». «Иногда вы совсем неплохо ладите, не так ли?». «Да, правда, Эйби». «Послушай меня, дядя Том, вот видишь мою лошадь? Это не такая уж хорошая лошадь, и иногда я выхожу из-за нее из терпения. Но все-таки она не такая уж и плохая. И конечно, мне бы понадобилось много времени, чтобы привыкнуть к недостаткам другой лошади. Ведь у всякой лошади есть недостатки. Вот и с дядей Джимом вы должны поладить друг с другом, как я со своей лошадью». «Я думаю, ты прав» - сказал дядя Том. И Авраам Линкольн продолжил свой путь с улыбкой на губах. (По книге Эдмунда Фалера «2500 анекдотов»).

Основные идеи:

1. Человек должен стараться поддерживать хорошие отношения со своими соседями. Это выражается в дружбе и помощи в мелких и крупных делах.

2. Чрезмерная близость не улучшает отношений, а портит их: важно знать меру в близости между соседями.

3. Очень важно, чтобы человек старался не мешать своим соседям.

4. Если придираться к соседу в мелочах, это приведет к ссоре, уступка - путь к миру.

15. ЗАБОТА О СЛАБОМ, СИРОТЕ И ВДОВЕ

«Если обеднеет брат твой, и придет в упадок у тебя, то поддержи его» (Ваикра 25:35). «И вдову и сироту не притесняйте. Если притеснением притеснять будешь ты его. то когда воплем возопит он ко Мне, слухом услышу вопль его, и разгорится гнев Мой, и убью вас мечом, и станут жены ваши вдовами, и сыновья ваши - сиротами» (Шмот 22:21-23). Рамбан комментирует это место так: «Слова здесь удвоены /«притеснением притеснять; воплем возопит; слухом услышу»/, чтобы показать важность этого.

«Проклят извращающий суд пришельца, сироты и вдовы; и скажет весь народ: «Амен» (Дварим 27:19).

«Требуйте суда., рассуживайте сироту, защищайте вдову» (Иешайя 1:17).

«Делающий добро во всякое время - сказал раби Шмуэль бар Нахмани - это тот, кто растит сироту у себя дома и помогает им» (Кетубот 3).

«Всякому, кто растит дома сироту, Писание засчитывает это, как если бы он его родил» (Сангедрин 19).

Личный пример наших мудрецов

Слабый, сирота и вдова - о них некому позаботиться, и поэтому общество должно обеспечить их всем необходимым. Наши мудрецы заботились об имуществе сирот больше, чем о своем собственном; ограбить сироту - это одно из самых страшных преступлений.

«Отцу Шмуэля приносили на хранение деньги сотен сирот. Когда он умер, Шмуэля не было рядом /и он не знал, куда его отец положил сиротские деньги/. И о нем сказали: сын проедает деньги сирот. Шмуэль пошел к нему /к своему отцу/ на кладбище. Он сказал ему: «Где деньги сирот?» Ответил ему /отец/: «Возьми их в дырке от мельничного жернова; сверху и снизу -наши /деньги/, а в середине - сиротские. Он /сын/ сказал ему: «Зачем ты так сделал?» Тот ответил ему: «Если украдут, то пусть украдут наши /сверх}/. Если их испортит земля - то пусть испортит наши /снизу/ (Брахот 18).

«Когда габаи видели раби Элазара из Барту ты, они от него прятались, поскольку он отдавал им все, что у него было /не думая о собственной семье/. Однажды он пошел на рынок, чтобы купить приданое для дочери. Увидели его габаи и спрятались от него. Он побежал за ними и сказал им: «Заклинаю вас, скажите, чем вы занимаетесь /на что собираете деньги/?» Они ответили: «Собираем деньги на свадьбу жениху-сироте и на приданое девушки-сироте». Он сказал им: «Клянусь я, что эти /сироты/ раньше /должны быть обеспечены/, чем моя дочь!» Взял все, что у него было, и отдал им. Остался у него один зуз, он пошел и купил на него пшеницы, и принес ее в амбар. Пришла его жена и сказала дочери: «Что тебе принес отец твой?» Она сказала: «Все, что он принес мне, он положил в амбар». Жена пошла и открыла дверь амбара. Увидела, что амбар полон пшеницы, и колосья уже прорастают и вылезают в дверную щель и дверь не открывается из-за того, что там так много пшеницы. Пошла дочь в бейт-мидраш /дом учения/. Сказала ему /отцу/: «Пойди посмотри, что сделал тебе Тот, кто любит тебя /Г-сподь/». Он сказал ей: «Клянусь тебе, это - для Небес, и нету мне в этом /доли/ больше, чем одному из бедняков Израиля» /отказался пользоваться чудом/ (Таанит 24).

«Однажды поссорилась жена раби Зеэва /один из хасидских вождей/ с одной своей служанкой. Хозяйка обвиняла служанку в том, что она разбила сосуд, и требовала, чтобы она оплатила ей убыток, а служанка отрицала свою вину и отказывалась платить. Ссора продолжалась до тех пор, пока хозяйка не решила привести служанку в суд. Раби Зеэв увидел, что его жена переоделась и собирается идти к раввину. Тогда и он переоделся в субботние одежды. Жена спросила его. почему он это сделал. Раби Зеэв ответил, что и он тоже хочет пойти к раввину. Жена воспротивилась этому и сказала, что, это ему не пристало, что она сама сумеет представить суду свои претензии. «Ты-то, конечно, сумеешь, - ответил раби Зеэз, - но вот эта несчастная сирота, твоя служанка, не сумеет представить свои доводы, и я хочу быть ее защитником, поскольку нет у нее никого, кто за нее постоял бы» (Мордехай Бубер, «Скрытый свет»).

Похожую историю рассказывают об одном из мудрецов Мишны:

«Жена раби Посе поссорилась со своей рабыней. Отрицал раби Иосе /слова/ жены своей перед ее рабыней /т.е., говорил, что она неправа/. Жена сказала ему: «Почему ты отрицаешь /мои слова/ перед рабыней?» Он ответил: «Не так ли сказал Иов: «Разве я отвергал суд раба моего и рабыни моей в споре их со мной?» (Иов 31:13) (Сефер Гагада).

Однажды раби Хаим из Цанза /один из хасидских вождей/ увидел на рынке бедную вдову, которая сидела и плакала около фруктовой лавки. Он спросил ее: «Почему ты плачешь?» Женщина ответила: «Люди не хотят покупать мои фрукты, они говорят, что мои фрукты не хороши». Раби Хаим встал рядом с лавкой и начал громко кричать: «Покупайте, хорошие яблоки, дюжина на меру!» Сразу же по рынку распространилась весть о том, что цадик продает яблоки. Все богатые люди пришли покупать у него фрукты, поскольку считали за честь купить у известного мудреца и праведника. Яблоки были быстро распроданы по высокой цене.

Раби Хаим отдал женщине деньги и сказал: «Яблоки твои хороши, просто жители нашего города этого не знали» (по книге рава Ш.-П. Зевина «Хасидские Рассказы»).

Особо следует заботиться об увечных

Особый вил слабых - это увечные, и Тора предписывает нам различные законы, связанные с ними: «Не проклиная глухого и перед слепым не ставь претыкание, и бойся Б-га твоего. Я - Г-сподь» (Ваикра 19:14).

«Проклят тот, кто сбивает слепого с дороги, и скажет весь народ: «Амен» (Дварим 27:18).

Нов, желая напомнить о своих хороших поступках, говорит: «Я был глазами слепому и ногами - хромому» (Иов 29:15).

Раби Элиэзер бен Яаков пригласил слепого человека к себе на трапезу и посадил его на более почетное место, чем то, на котором сидел сам. Сказали гости: если бы это не был важный человек, раби Элиэзер не сидел бы на месте, менее почетном, чем его. И ему оказывали большой почет. Слепой спросил: «Чем я заслужил такой почет?» Ему ответили: «Раби Элиэзер посадил тебя на более почетное место, чем сел сам». Молился слепой за раби Элиэзера так: «Ты оказал милость тому, кто виден, но сам не видит, пусть же тебе окажет милость Тот, Кто видит, но Сам не виден /Г-сподь/» (По Талмуду Иерушалми, тр. Пеа, 8).

Во всяком прогрессивном обществе организовано много видов помощи слабым, и тому есть много примеров в нашей стране: работа различных бюро помощи, служба национального страхования, учреждения для сирот, для слепых и для парализованных детей. Есть много мелких правил, установленных с целью облегчить жизнь тем, кому выпала нелегкая судьба: в автобусах инвалидам отведены специальные места, в местах, где живут слепые, сделаны специальные проходы для перехода улицы. Несмотря на все усилия общества, есть еще многое, что могут сделать отдельные люди. Пожертвования на детей-инвалидов, на сирот И на слепых - это, безусловно, один из наиболее достойных видов благотворительности.

Частные лица могут многое сделать для того, чтобы помочь инвалидам найти подходящую работу, и тогда они не будут бременем для общества и благодаря этому не будут чувствовать себя лишними и бесполезными. Есть очень много полезных дел, которые могут успешно делать инвалиды, слепые и старики /еще один вид слабых!/ и следует оставлять им такого рода работу.

Основные идеи:

1. Тора предписывает защищать всех тех, кто не может защитить себя сам: сирот, вдов, пришельцев, стариков, увечных.

2. Наши мудрецы показали нам много личных примеров того, как надо вести себя по отношению к людям, которым выпала горькая судьба, и мы должны учиться у них оказывать помощь нуждающимся в ней.

3. Хотя главную заботу о слабых взяло на себя общество, остается еще много простора для частной инициативы.

Далее

Ваша оценка этой темы
1 2 3 4 5