Главная страница >>Библиотека >> «КНИГА ОСНОВ» р. Йосеф Альбо >> части I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX, X, XI

Перед Вами электронная версия книги  «КНИГА ОСНОВ» р. Йосеф Альбо, изд-во "Амана".

Подробнее об ее издании и возможности приобретения – здесь.

Zip-файл >>


РАБИ ЙОСЕФ АЛЬБО

К Н И ГА   О С Н О В

ВСТУПЛЕНИЕ

Простота проблемы

Проблема изучения основ религии и понимания ее принципов, с одной стороны, очень проста, но очень трудна - с другой. Простота ее состоит в том, что все люди на свете, о которых мы знаем, - религиозны, и невозможно представить себе человека, исповедующего какую-то религию, но ничего не знающего о ней и не знакомого с ее основами хотя бы поверхностно. Ведь невозможно представить себе врача, не знакомого с основами медицины, или строителя, который не знал бы - в полном объеме или частично - основ строительного дела. Отсюда ясно следует, что каждый религиозный человек должен быть знаком с принципами своей религии по возможности полно или хотя бы в той мере, которая ему доступна.

Трудность проблемы

Трудность же проблемы проистекает от того, проблемы что очень мало мудрецов уделяли достаточное внимание вопросу о принципах, на которых базируются религии. Даже относительно числа этих принципов нет единого мнения. В особенности это касается Торы Моше-рабейну: хотя все согласны, что эта религия - Б-жественный закон, относительно вопроса на скольких принципах основывается она, есть разные точки зрения, значительно отличающиеся одна от другой. Один мудрец ставит ее на 13 основ, другой - на 26, а третий - только на 6 (1). Но никто из них не дает себе труда разъяснить, что такое Б-жественная религия вообще, чем она отличается от других религий, следует ли, чтобы была только одна Б-жественная религия, или возможно, чтобы их было много. А если последнее верно, то должна ли каждая из них опираться на свои отдельные принципы в качестве Б-жественной религии, или же нет. И не может быть никакого сомнения в том, что у Б-жественной религии обязаны быть какие-то общие принципы, определяющие ее именно как религию Б-жественную, - такие, что исключение только одного их них лишит ее этого качества. Кроме того, у нее должны быть также какие-то принципы более частного порядка, исключение даже одного из которых разрушит все здание данной религии, хотя качеству ее как Б-жественной религии нанесен урон при этом не будет.

Структура книги

И увидел я, Йосеф Альбо, бедный годами, живущий здесь, в городе Сория, куда привел меня Тот, Кто является первопричиной всего (2) , что, с одной стороны, исследование этого вопроса таит в себе великую пользу, а с другой - в нем царит величайшая неразбериха. Многие ныряли в это бурное море, но не подняли со дна ничего, стоящего внимания, ибо разъясняли принципы религии лишь приблизительно, как приходило им в голову при первом приближении, не занимаясь вопросом, что именно надлежит исследовать, чтобы прийти к истине. Тогда я устремил свое сердце к тому, чтобы достаточно полно изучить вопрос, на какие общие принципы опирается Б-жественная религия, и написал об этом вот эту книгу, которую назвал "Книга основ" - потому что в ней говорится как об основах религии вообще, так и о религии Б-жественной. Также в ней обсуждается вопрос, должна ли быть лишь одна Б-жественная религия или много, и если много, то чем они должны отличаться одна от другой. Потом в ней исследуются основы Торы Моше-рабейну, относительно которой все согласны, что она -Б-жественный закон и что опирается она как на общие принципы (в силу того, что она - религия Б-жественная), так и на свои особые (поскольку она - религия уникальная). И разъясняется, что общие основы религии подразделяются на частные, от которых зависит ее особый характер в ряду Б-жественных религий, и которые называются "корни", поскольку их разветвленная система содержит сами основы, но при устранении общих основ устраняются и частные. Далее говорится, что число общих основ, на которых зиждется Б-жественная Тора, - три: существование Б-га, дарование Торы с Небес и воздаяние за добро и зло.

Поэтому, в зависимости от содержания книги, я разделил ее на четыре части. В первой из них исследуются общие принципы религии - сколько их и что они собой представляют. Во второй - детально рассмотрен первый принцип, - принцип существования Б-га, и его "корни". В третьей части - рассмотрен второй принцип - Б-жественного происхождения Торы и всего, что вытекает отсюда, и в четвертой - исследуется принцип воздаяния, его "корней" и всего, что связано с ним.

Полезность изучения проблемы

В зависимости от того, насколько велик и возвышен вопрос, который желают постичь, должны быть затрачены усилия для достижения этого. Если ценен этот вопрос - надлежит человеку затратить больше сил, больше старания, больше терпения. Однако - только пропорционально искомому результату, ибо не достоин похвалы тот, кто затрачивает талант серебра для того, чтобы изготовить всего лишь одну иголку из железа. Но, напротив, честь и хвала тому, кто затратит десять талантов серебра для того, чтобы изготовить машину, которая будет изготовлять иголки без числа - одну за другой, одну за другой, похожие, как две капли воды (3).

Так вот, проблема, к разрешению которой стремимся мы, - нечто в высшей степени ценное, поскольку от нее зависит достижение человеком совершенства. Ведь все совершенство людей - в том, что они верят в Б-га, все люди религиозны, хотя и исповедуют различные религии. Поэтому не следует щадить усилий для исследования основ религии - и в зависимости от наших возможностей, и в зависимости от того, насколько это позволяет природа самой проблемы.

Поскольку задача эта величественна и чрезвычайно трудна, нам пристало молить Того, Кто одаряет человека разумом, чтобы Он даровал нам ум, понимание и талант, чтобы наши дела стали угодны Ему. Так молился Ему Моше-рабейну: "Да будет благоволение Г-спода, нашего Б-га, на нас, и дело рук наших упрочь нам, и дело рук наших упрочь!" [Тегилим, 90:17].

Два вида совершенства

В совершенстве прекрасного возможно выделить два вида: один - заключается в идеальном использовании всех возможностей природного материала, из которого создан данный объект, а другой - в том, что привносит от себя сам создатель этого объекта. Второй вид совершенства явно указывает на того, кто трудился над созданием данного произведения. В созданиях Б-жественных налицо оба эти вида. Произведения эти совершенны и с точки зрения идеального использования всех возможностей, которые определяет природа материала, из которого они созданы, и с точки зрения совершенства, не предопределенного природой материала, но привнесенного в них потому, что создавал их Сам Б-г, благословенно Имя Его.

Мы видим, что пчела создает соты из воска, каждая ячейка которых строится в форме шестиугольника. Шестиугольник близок к кругу - идеальной естественной фигуре (4), но у него есть преимущество: вплотную примыкая друг к другу, шестиугольники позволяют использовать всю полезную площадь сот, максимально заполняя ее медом. Совсем не так было бы, если бы ячейки имели круглую форму, - между ними неизбежно оставалось бы много пространства, которое невозможно использовать. Эта проблема, правда, была бы разрешена и в том случае, если бы ячейки были квадратные, - соты были бы максимально заполнены медом, однако квадрат - форма, уже совершенно не похожая на круг, - самую естественную из фигур. Может быть, отсюда следует, что пчела одарена разумом - раз она строит нечто, гораздо более совершенное, чем можно было бы предположить, исходя из природы материала, из которого пчела создана? Нет! Способностью создавать совершенные вещи пчела обладает только потому, что является творением Б-га. Только этим объясняется, почему пчела проявляет большее совершенство, нежели то, коим она могла бы обладать как обычное насекомое. Так что это дополнительное совершенство ясно указывает на Того, Кто сотворил пчелу.

И вот почему Моше-рабейну дважды повторил: "... и дело рук наших упрочь нам, и дело рук наших упрочь". После молитвы: "Да откроется деяние Твое взору служителей Твоих, и великолепие Твое - их потомкам, да будет благоволение Г-спода, нашего Б-га, на нас" - он прибавил, - "И дело рук наших упрочь нам", то есть - да проявится в деле наших рук совершенство и великолепие Того, Кто вершит все это нашими руками. А потом сказал еще раз: "... и дело рук наших упрочь", то есть - да будет творение наших рук совершенно и само по себе.

Посему я обращаюсь с молитвой ко Всевышнему -совершенству всех возможностей и совершенству истины: да соблаговолит Он одарить меня силами, необходимыми для воплощения моего намерения, повести меня по пути истины и указать мне прямую дорогу. Ибо на Него возлагаю я все мои надежды, все мои упования сказал поэт: "Наставь меня на путь истины Твоей и научи меня - ибо Ты, Б-г, избавитель мой, на Тебя Уповаю я весь день" [Тегилим, 25:5].

И вот с помощью Всемогущего начинаю я эту книгу.

ПРИМЕЧАНИЯ

(1) 13 фундаментальных принципов иудаизма определены Рамбамом в его комментарии к Мишне (тр. Сангедрин, гл. 10), 6 принципов, на которых базируется вера в ястинность Торы, - р. X. Крескасом. На кого намекает Альбо, упоминая 26 принципов, нам не известно.

(2) То есть Всевышний. У Альбо сказано буквально: "Перводвигатель" - и очень любопытно, что он употребил именно это понятие, чрезвычайно типичное для философии Аристотеля. В еврейской философии, утверждающей тезис о сотворении мира из ничего оно обычно отвергается (потому что этот атрибут указывает только на то, что Б-г - источник всякого движения, но не обязательно на то, что Б-г - источник существования всего мира).

(3) Ср. этот пример с тем, который приводит Рамбам в "Морэ невухим", ч.З, гл. 14. Альбо обрабатывает его для своих целей, но очень вероятно, что непосредственный источник, откуда он почерпнул его - книга р. Шифона бен Цемаха Дурана "Маген авот" (21а).

(4) И у Платона, и у Аристотеля круг рассматривается как самая простая и самая совершенная геометрическая фигура, а природа, по их мнению, всегда стремится к максимальной простоте и максимальному совершенству.

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ
СИСТЕМА ПЕРВООСНОВ РЕЛИГИИ

1. ОПАСНОСТИ, ПОДСТЕРЕГАЮЩИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ ОСНОВ РЕЛИГИИ

Как легко оказаться отступником

Исследование основ религии таит в себе многие опасности: чрезвычайно легко оказаться в положении вероотступника, хотя затронут был лишь один из второстепенных принципов, казалось бы, не относящийся к числу основных.

Поясним это. Как правило, религии опираются на одни и те же главные положения, как то: существование Б-га, воздаяние за добро и зло и т.п. Однако они отличаются друг от друга массой частных принципов, в исследовании которых и кроется опасность. Например, человек, отрицающий истинность пророчества Моше-рабейну и его миссии, безусловно, отступает от еврейской религии, - несмотря на то, что вера в истинность пророчества Моше-рабейну не относится к числу основных принципов иудаизма. То же самое и в отношении веры в приход Машиаха, которую Рамбам считает одной из первооснов еврейской религии. По его словам, тот, кто отрицает приход Машиаха, - вероотступник, отрицающий самые основы еврейской религии, у которого нет удела в будущем мире (см. Мишне-Тора, Сефер гамада, Законы о тшуве, гл. 3).

Однако точка зрения Рамбама чрезвычайно странна - ведь в Талмуде, в 11 главе трактата "Сангедрин", мы находим, что один из выдающихся мудрецов Талмуда, раби Гилель, говорит, что Машиаха нечего ждать, так как возможность его прихода была упущена еще во времена иудейского царя Хизкиягу. Получается, что, согласно Рамбаму, этот мудрец - тоже один из вероотступников, у которых нет удела в будущем мире?! (1)

Это показывает, какой страшной опасности подвергает себя тот, кто берется за исследование принципов религии. Он рискует выразить сомнение в одном из генеральных принципов, на которых базируется религия, сам того не желая. Ведь с точки зрения того, кто причисляет веру в сотворение мира из ничего в число основных принципов еврейской религии, сам Рамбам должен считаться отступником! (2)

Где же критерии, согласно которым можно доказать, что тот, кто отрицает известные принципы, утверждая, что они не затрагивают основ данной религии, в действительности является вероотступником? (Ч. 1. гл. 1).

Какой подход дозволен

Вот что мы можем сказать в оправдание мудрецов Израиля, обращающихся к этой теме.

Каждый еврей обязан верить, что все, что сказано в Торе - абсолютная истина, а тот, кто отрицает хоть что-то в Торе (при условии, что он знает, что отрицает суждение Торы), - вероотступник. И так говорят учителя наши, благословенной памяти, в Талмуде [Сангедрин, гл. 11]: "Каждый, кто признает, что Тора дана Б-гом, но исключает всего-навсего одну фразу, утверждая, что Моше-рабейну написал ее от себя, - "слово Г-спода он презрел" и причисляется к тем, кто утверждает, что Б-гом Тора не дана".

Однако если тот, кто верен еврейской религии и безраздельно верит в ее принципы, начинает исследовать их собственным разумом, и его собственное понимание текста Торы склоняет к мысли, что один из принципов иудаизма в действительности не таков, каким он представляется с первого взгляда (3), или вообще к отрицанию одного из них в силу того, что, якобы, он противоречит здравому смыслу (4), или же он начинает думать, что один из них - вовсе не основополагающий принцип, и относит его к числу так называемых верований, которые не являются основами Торы (5), или же у него складывается особое мнение об одном из чудес, о которых рассказывается в Торе, причем он считает, что тем самым отнюдь не затрагивает того, во что он обязан верить согласно Торе (6), - он вовсе не вероотступник. Он остается в числе мудрецов Израиля и благочестивых евреев, несмотря на то, что он впал в заблуждение, что он согрешил и нуждается в искуплении (7) (там же, гл. 2).

2. ТРИ ВИДА ЗАКОНОВ, УПРАВЛЯЮЩИХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ОБЩЕСТВОМ, И ПРЕИМУЩЕСТВА Б-ЖЕСТВЕННОГО ЗАКОНА

Три типа живых существ

С точки зрения образа жизни все живые существа можно разделить на три типа. Некоторые из живых существ принципиально не в состоянии объединяться, образовывая коллектив. Это, например, хищные животные: если они оказываются в одном месте, они нападают друг на друга и стараются друг друга убить. Есть и противоположный тип: такие живые существа, которые не в состоянии существовать иначе, как в коллективе. Самый яркий пример этого - человек, который, в силу своего хрупкого строения одинаково страдает и от холода, и от жары, и вообще от любых крайностей (8) и потому нуждается в одежде, в хорошей пище, приготовленной особым образом и т.п. Все это он не в состоянии получить нигде, кроме общества себе подобных, которые будут помогать друг другу: один будет ткать, другой - шить, третий - изготовлять иголки и т.д. Каждый из членов коллектива будет исполнять какие-то определенные функции, в результате чего каждый из них получит все, что ему необходимо для нормальной жизни.

Однако среди живых существ есть и такие, которые образовывают промежуточный тип. Жизнь в коллективе не является для них губительной, как для хищных зверей и птиц, но и не необходимой, как для человека.

Однако и для них объединение в стаи приносит немалую пользу - как, например, для большинства диких травоядных животных и для большинства птиц. Но не больше того, потому что жизнь в коллективе не является для них необходимым условием существования (в отличие от человека).

Естественный закон

Итак, поскольку объединение в коллектив является для человеческого рода необходимым условием его существования, человек, как говорят мудрецы, - существо политическое. (9) Это значит, что в силу самой природы своей человек почти не в состоянии жить ни в каких иных условиях, кроме общества себе подобных, упорядоченного в государство. Отсюда следует, что для любого человеческого коллектива - как в рамках государства, или области, или в рамках одних и тех же климатических условий, так и для всего человечества во всем мире - необходим определенный устав, следуя которому, люди будут соблюдать правильный образ жизни и разрешать возникающие между ними разногласия по справедливости. Этот устав должен регулировать деловые отношения между людьми, охранять их жизнь и достояние - одним словом, сохранять и совершенствовать общественный порядок для того, чтобы люди жили как можно лучше. Этот устав мудрецы назвали "естественным законом", то есть законом, необходимым человеку в силу самой его природы безотносительно к тому, кто даст его людям - мудрец или пророк. (10)

Конвенциональный закон

Если к естественному закону не будут добавлены законы, охватывающие все отношения между людьми, возникающие в рамках государства, он не в состоянии обеспечить все потребности человеческого общества. Таковы законы, установленные римскими императорами, таковы законы, устанавливаемые властями любой страны для охраны порядка, который в данной стране считается наилучшим, таковы установления, которые принимают жители какой-либо области по взаимному соглашению друг с другом. Мы назовем это конвенциональным законом и подчеркнем, что для осуществления его необходимо, чтобы во главе человеческого коллектива стоял один человек - правитель, судья или царь, который заставит людей, составляющих этот коллектив, исполнять этот закон для их же блага - для исправления и усовершенствования их общества. Поэтому наличие царя, вождя или судьи во главе человеческого общества, по-видимому, необходимо для существования рода человеческого как следствие уже отмеченного нами факта, что человек - существо по самой природе своей политическое (гл. 5). (11)

Большее благо, нежели минимум необходимый им для существования

Внимательное исследование строения живых существ ясно показывает, что Творец постоянно заботится, чтобы Его создания получали несравненно больше того, что необходимо для существования как всего вида в целом, так и отдельной особи. Например, Он снабдил животных гораздо большим числом органов чувств, нежели тот минимум, с которым они могли бы прожить, - для того, чтобы сделать их жизнь более полной и более совершенной. (12)

Отношение к человеку

Если так Творец заботится о самых ничтожных Своих созданиях, то естественно, что к человеку - венцу Творения, Он проявляет несравненно большее внимание и дает ему несравненно большие возможности для достижения совершенства. Тот, кто хорошо исследует этот вопрос, найдет, что постоянно существует эманация свыше, способствующая усовершенствованию условий, при которых развивается человеческий род. Человеку Творец дает несравненно больше того минимума, без которого тот не может существовать на земле, - и несравненно в большей степени, нежели другим живым существам. Хотя воспринимают эту Б-жественную эманацию лишь отдельные представители рода человеческого, через них она расходится по всему человечеству и ведет его к совершенству.

Необходимость людей, достигших большего совершенства Хотя в каждом виде существуют отдельные особи, отличающиеся от остальных более высокой степенью совершенства, нельзя сказать, что они представляют собой вершину развития данного вида. И без того весь вид обладает своими индивидуальными достоинствами и своим собственным совершенством, отличающими его от всех прочих видов. (13) Тем не менее, в каждом виде существует определенная иерархия, уровни которой отличаются друг от друга степенью совершенства. Например: можно сказать, что в человеческом обществе главы народа более совершенны, чем простые земледельцы, а уровень мудрецов - выше, чем уровень глав народа. И в каждой из этих групп есть люди, превосходящие остальных представителей своего круга. Однако неверным будет предположение, будто эти люди или эта группа людей представляет собой тот идеал совершенства для своего круга или даже для всего вида, к которому он стремится. Нет, роль этих людей иная: они являются своего рода инструментом, с помощью которого человеческий род продвигается к совершенству, в общем равному для всех представителей человеческого рода - хотя в определенном смысле и в нем есть некоторое различие между отдельными группами. (14)

Роль мудрецов в человеческом обществе

Как человеческий организм состоит из множества органов, выполняющих различные функции, но осуществляющих единую цель - поддержание жизни в организме, так и человеческое общество состоит из множества индивидуумов, работающих для его блага. Как есть определенная иерархия среди органов человеческого организма, так есть иерархия и в человеческом обществе. С точки зрения важности выполняемой ими функции есть органы, превосходящие остальные, и, исследуя их, можно выбрать один, от которого зависит все существование живого существа, но в то же время его превосходство над всеми остальными органами является только средством для обеспечения нормальной жизнедеятельности всех их. Так, сердце - самый важный из органов, от которого зависит жизнь всего организма, и в то же время оно - лишь инструмент, благодаря которому жизненная энергия распределяется по всем частям организма и поступает в головной мозг. В результате того, что мозг получает от сердца эту энергию, он оказывается в состоянии управлять всем организмом - воспринимать сигналы от всех его органов и посылать им приказы, регулирующие их работу. Получается, что жизнь и деятельность всего организма зависят - прямо или опосредованно - от сердца.

Так и в человеческом обществе: хотя с точки зрения своей принадлежности к человеческому роду все люди равны, некоторые выполняют более важные функции в обществе, нежели другие, от них зависит само существование людей и человеческого общества в целом. Таковы мудрецы, устанавливающие для общества нормы, посредством которых человеческое общество совершенствуется. Совокупность этих норм и образует то, что называется "этикой".

Без пророчества совершенство для человечества недостижимо

Как было сказано выше, естественно, чтобы Провидение проявляло к человечеству совершенно особое внимание.

Отсюда следует необходимость того, чтобы Всевышний открывался кому-то из людей - тем, кто более других готовы к этому. Человек, удостоившийся пророчества, становится инструментом, помогающим всему человечеству достичь совершенства. Причем эту функцию он исполняет как при жизни, так и после смерти: он оставляет после себя других мудрецов - своих последователей, учившихся у него, и свои книги, изучая которые (независимо от времени и места) другие мудрецы приобщаются к его знанию. (15) Ведь невозможно предположить, чтобы Провидение, заботящееся об удовлетворении всех нужд низших живых существ, не обеспечило бы того, что совершенно необходимо для рода человеческого, - возможности всем людям независимо от времени и от места получать знания, указывающие им путь к совершенству. И совокупность всех указаний, которые через пророка получает от Всевышнего все человечество, называется "Б-жественный закон", или "Тора". И среди всех остальных законов человечества Тора занимает высшее положение - а они находятся у нее на службе (там же, гл. 6).

Определение понятия закон

Законом называется правило поведения или обычай, принятые значительным количеством людей. Это может касаться и совокупности различных правил и обычаев - как подразумевается в словах "все знатоки закона" [Эстер, 1:13], и каждого отдельного предписания - "...и был издан закон в Шушане" [Эстер, 9:14], и Б-жественных указаний - "Из десницы Его - пламя-закон" [Дварим, 33:2], и государственных установлений - "законы Персии и Мидии" [Эстер, 1:19].

Три вида закона

Итак, есть три вида закона: естественный, конвенциональный и Б-жественный. Естественный закон - один для всех людей во все времена и повсюду. Конвенциональный же закон создается мудрецами в зависимости от времени, места и от натуры тех, кто должен руководствоваться им. Таковы законы и установления, принятые в языческих странах древности и в нынешних государствах, исповедующих веру в единого Творца, - все они являются порождением человеческого разума без влияния свыше. Что же касается Б-жественного закона, то Всевышний сообщает его людям через пророка. Такими пророками-законодателями были Адам и Ноах такому закону обучал людей Аврагам, приобщая их к союзу со Всевышним посредством обрезания и воспитывая в служении Б-гу такой закон сообщил Всевышний через верного посланника Своего - закон, который называется по имени того, кто принес его людям, - "Торат-Моше", "Учение Моше" (16).

Цель естественного закона - уберечь людей от зла и несправедливости и наставить их на путь истины, чтобы ни один человек в обществе не боялся ни воров, ни грабителей, ни убийц, и чтобы все общество в целом укреплялось и совершенствовалось. Конвенциональный же закон отвращает людей от того, что считается в их среде порицаемым, и приучает к тому, что считается похвальным. (17) Он имеет то преимущество перед естественным законом, что совершенствует человеческое общество по законам прекрасного и приводит к тому, что соблюдение образа жизни по законам страны становится их второй натурой.

Цель закона Б-жественного - направить людей по пути достижения истинного совершенства, то есть совершенства души и достижения высшего духовного блага. Он разъясняет людям, в чем состоит истинное благо, чтобы они постарались добиться его, и в чем - настоящее зло, чтобы они смогли его избежать, и указывает пути достижения этого. Он приучает людей пренебрегать иллюзорными благами - вплоть до того, что они перестают их желать и не страдают от их отсутствия. Божественный закон пролагает прямые пути для достижения государством самого совершенного устройства, которому не повредят любые неполадки и расстройства в его системе. Никакие помехи не помешают человеческому обществу, которое руководствуется Б-жественным законом, достичь истинного блага и той конечной цели, ради которой создан на земле род человеческий. В этом - превосходство Б-жественного закона над конвенциональным (там же, гл. 7)

Преимущество Б-жественного закона над конвенциональным

Конвенциональный закон уступает Б-жественному в целом ряде пунктов. Во-первых, как указывалось выше, конвенциональный закон способен лишь организовать людей в рамках государственности, но не может так воспитать их нравственно, чтобы душа их осталась жить после физической смерти: (18) он разъясняет людям лишь то, что по их понятиям, достойно похвалы или порицания. Б-жественный же закон, включая в себя все это, дает людям еще возможность понять, что такое истина и что такое ложь, формируя и их интеллект, и мир их эмоций.

Четкость критериев

Конвенциональный закон уступает Б-жественному еще и в том, что не дает четкого различия даже между категориями "похвальное" и "порицаемое": то, что мы считаем похвальным или порицаемым, еще вовсе не означает, что оно похвально или порицаемо по сути своей. (19) Как невозможно, чтобы человек родился наделенным талантом ко всем занятиям без исключения, так невозможно, чтобы он уже с рождения был наделен всеми возможными достоинствами. Он может обладать лишь способностями к какому-то определенному виду деятельности, наделяется способностями к достижению лишь каких-то определенных достоинств. Правда, некоторые люди наделены большими достоинствами по сравнению с другими, есть индивидуумы, обладающие качествами, недоступными для других. Однако совершенно невозможно, чтобы какому-то человеку было предначертано достичь всех мыслимых качеств.

Отсюда следует, что не может быть закона, созданного человеком, в котором не отразилась бы склонность его автора к какому-либо из низких качеств. В результате понятия смешиваются: нечто похвальное рассматривается как достойное порицания и, наоборот, достойное порицания возводится в ранг весьма похвального. То есть, теряется истинный критерий добра и зла.

Вот очень яркий пример: сам Платон впал в глубочайшее заблуждение, приняв достойное порицания за похвальное. Он сказал, что в пределах какого-то определенного слоя общества все женщины в равной мере должны принадлежать всем мужчинам: например, жены министров должны быть общими для всех министров, жены купцов для всех купцов, жены всех ремесленников одной и той же профессии должны быть общими для всех представителей этой профессии. (20) А это - порядок, диаметрально противоположный Торе, и даже Закону потомков Ноаха. Мы видим это из того, как испугался Авимелех, услышав от Всевышнего: "Вот, ты сейчас будешь мертв из-за женщины, которую взял - ведь она замужем!" [Брейшит, 20:3] и как он стал оправдываться, что не знал, что Сара - жена Аврагама. Уже Аристотель осудил Платона за это мнение. (21)

Итак, ни один ум человеческий не в состоянии определить истинные критерии ни для того, что следует считать похвальным, ни для того, что следует считать порицаемым. Поэтому не следует принимать за достоверное ни положительное, ни отрицательное мнение, высказываемое только на основании суждения человеческого разума. Тем более - когда это касается таких вопросов, как сотворение мира из ничего или вечности его: человеческий разум не в состоянии разрешить их, добравшись до истины. (22) Однако "свидетельство Г-спода истинно, наделяет мудростью глупых" [Тегилим,19:8]: лишь Всевышний один может дать достоверное знание о том, сотворен ли мир или вечен, а также о других знаменитых проблемах, (23) лишь Он один может определить, что поистине хорошо, а что - плохо. (24)

Радость

Еще в одном конвенциональный закон уступает Б-жественному: он не в состоянии поднять настроение у тех, кто поступает согласно ему, потому что человек, сомневающийся, способно ли его действие привести к желаемому результату, не может радоваться, совершая его. И так тот, кто поступает согласно конвенциональному закону, не знает наверняка, хорош ли его поступок по самой сути или только по видимости, и потому не может радоваться, совершая его. Но кто руководствуется Б-жественным законом, знает, что - то благо, которое этот закон определяет как таковое - истинное добро, и потому всегда весел, следуя этому закону. Поистине, "повеления Г-спода справедливы, радуют сердце" [Тегилим,19:9].

Конкретность указаний

Конвенциональный закон уступает Б-жественному также в тех случаях, когда необходимо выяснить как поступать человеку в конкретных обстоятельствах, потому что он дает лишь самые общие правила до частных случаев же он не спускается. (25) Так, Аристотель в своей книге об этике (26) постоянно упоминает, что каждое качество характера должно проявляться в надлежащее время и в надлежащем месте, но никогда не объясняет, какое время он называет надлежащим и что такое надлежащее место. Нет сомнения, что далеко не всякий человек может это определить для себя. И оказывается часто повторяемые указания Аристотеля, что детали поведения должны зависеть от конкретных обстоятельств, не имеют никакого практического смысла.

Если бы в человеческой природе была заложена способность определять, в какой ситуации и в какое время следует применять одно из положений конвенционального закона, Аристотель говорил бы об этом. Однако из-за того, что природа человека не снабжает его способностью самостоятельно разбираться в этом вопросе, Аристотель оставляет решение его какой-то иной системе правил (значит, именно Б-жественному закону). Так, он ограничивается лишь общим замечанием, что боязнь греха - качество, промежуточное между страстью к чувственным наслаждениям и аскетизмом.

По этому поводу авторы конвенциональных законов говорят, что физическая близость хороша с надлежащим партнером и в надлежащее время, однако что это означает конкретно, объяснить они не в состоянии. Б-жественный закон же уточняет, что надлежащая физическая близость - это та, целью которой является рождение детей для продления рода, а "надлежащий партнер" - это лишь та женщина, с которой интимная близость разрешена согласно Б-жественному закону (исключая тех женщин, с которыми Б-жественный закон запрещает ее), "надлежащее время" - это время, когда женщина чиста (не во время менструации и не сразу после ее окончания).

Б-жественный закон запрещает также известные виды пищи, а другие - разрешает, и запрещает пить вино перед молитвой, но в то же время порицает чрезмерный аскетизм. Так, обсуждая слова Торы о назире - "И искупит грех его, который он совершил" [Бемидбар, 6:11], - мудрецы на вопрос о каком грехе говорится, отвечают: о том, что назир мучил себя, отказываясь от вина [Назир, 19а].

Конвенциональный закон восхваляет геройство, но говорит, что следует подвергать себя смертельной опасности только в случаях, когда смерть более предпочтительна, нежели жизнь, но не может определить, к какой ситуации это относится. А Б-жественная Тора разъясняет, что время для этого - когда в результате геройского поступка освятится Имя Всевышнего (как в результате самопожертвования Ханании, Мишаэля и Азарии) или когда надлежит воевать с язычниками, истребить их и стереть само их имя из-под небес.

То же самое и с проявлением жестокости и милосердия: когда надлежит проявить одно, а когда - другое, человеческий конвенциональный закон определить не может. А Б-жественный закон учит, что жестокость уместна по отношению к тем, кто преступает Б-жественный закон, кто отрекается от него мера наказания каждого из них определяется в соответствии с его преступлением. Милосердие же надлежит проявлять к верующим в единого Б-га, а также к беднякам и несчастным, и проявлять его следует в разных формах некоторых следует одарить, другим же надо дать деньги взаймы.

Нормы нравственности

Поскольку конвенциональный закон создается людьми, его нравственные нормы не могут оставаться неизменными в разные времена.

Вполне возможно, что в какое-то время точка зрения людей меняется: они начинают порицать то, что раньше считали достойным, и восхвалять, что ранее сами считали постыдным. Как, например, во время Каина и Гевеля и первых поколений существования человечества вовсе не считалось безнравственным брать в жены сестру. И даже в более позднее время, говоря о Саре, Аврагам так оправдывается перед Авимелехом: "Да и вправду она сестра моя, дочь отца моего - но не дочь матери моей" [Брейшит,20:12], и тот принимает его оправдание, не видя в таком браке ничего греховного. Однако позднее женитьба на сестре стала недопустимой. Точно так же совершенно невозможно, чтобы конвенциональный закон воспитал в людях вечную Б-гобоязненность, потому что он слишком изменчив.

Однако Б-жественный закон, основанный не на человеческой, а на Б-жественной мудрости, предлагает нравственные нормы, не зависящие от времени, (27) поэтому страх перед тем, что постыдно, а что недостойно, остается навечно.

Нормы наказания за проступки

Конвенциональный закон не в состоянии определить настоящую меру наказания за совершенное преступление, потому что он не имеет четких критериев для оценки тяжести преступления. В отличие от него Б-жественный закон точно определяет нормы наказания в зависимости от тяжести совершенного преступления - не больше и не меньше заслуженного: за некоторые преступления - бичевание, за другие - смертную казнь, одного вора он обязывает уплатить двойную стоимость украденного, другого - четвертную и т.д. Хотя иной раз может показаться, что праведник гибнет невиновным, а злодей наслаждается долголетием в своей нечестивости, это верно лишь для того, кто оценивает тяжесть наказания только с точки зрения благ этого мира. Но если учесть все блага этого мира, достающиеся нечестивцу, вместе с бедами и наказаниями, постигающими его в будущем мире, и все беды, от которых страдает праведник в этом мире, вместе с благом, которое он получает в мире будущем, то оба воздаяния окажутся совершенно справедливыми (хотя каждое из них, взятое отдельно, может показаться и незаслуженным).

Наказания за тайные преступления

Все перечисленное ясно показывает недостатки, присущие конвенциональному закону. На самом деле их несравненно больше - но мы упомянем еще только об одном. Согласно конвенциональному закону, человека можно наказать только за то, что он совершил открыто: "Ибо человек видит глазами..." [Шмуэль, 1,16:7]. А Б-жественная Тора не оставляет без наказания даже те преступления, которые совершаются тайно: "... а Г-сподь видит сердце человека" [там же, гл.8].

Далее

Ваша оценка этой темы

1 2 3 4 5