Главная страница >>Библиотека >> «КНИГА ОСНОВ» р. Йосеф Альбо >> части I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX, X, XI

Перед Вами электронная версия книги  «КНИГА ОСНОВ» р. Йосеф Альбо, изд-во "Амана".

Подробнее об ее издании и возможности приобретения – здесь.

Zip-файл >>


3. ОСНОВЫ КОНВЕНЦИОНАЛЬНОГО ЗАКОНА

Свобода выбора - основа всякого законодательства

Возможность свободы выбора поведения для достижения какой - то определенной цели - основа и корень - конвенционального закона.

Совершенно очевидно, что создавать систему наказаний за нарушения законов имеет смысл только в том случае, если предполагается, что каждый человек волен сам распоряжаться собой и делать все, что захочет. Если бы люди не были вольны, идти по своему желанию к добру или злу, как смог бы царь или иной правитель страны принудить их совершать лишь хорошие поступки? Даже те, кто отрицает принцип посмертного воздаяния, все же признают, что человек при жизни обладает полной свободой выбора и волен использовать ее для достижения любой цели, которую он вздумает поставить перед собой.

Отсюда следует, что совершенно необходимо, чтобы законы и правила поведения устанавливались мудрецами! Это позволит определить, что есть польза, а что достойно осуждения, что есть справедливость, а что - беззаконие для всех жителей этой страны. Кроме того, для поддержания порядка в стране во главе страны должен быть поставлен правитель, пользующийся авторитетом и облаченный властью, способный бороться с несправедливостью и принуждать своих подданых вести себя честно, чтобы благодаря ему человеческое общество в этой стране достигло возможного совершенства.

Свобода выбора не является первоосновой Б-жественного закона

Очевидно, тот, кто считает свободу выбора первоосновой Б-жественного закона, - сбился с пути. Хотя несомненно, что свобода выбора является неотъемлемым элементом Б-жественной религии, она ни в коей мере не связана с особенностью этой религии именно как Б-жественной. Свобода выбора - это основа всей деятельности человека, и интеллектуальной, и практической. Это основа его конвенционального поведения, без которого невозможно существование никакой политической общности людей. С этой точки зрения, действительно можно сказать, что Б-жественная религия обязательно включает в себя и принцип свободы выбора, однако считать ее первоосновой Б-жественной религии столь же неверно, как называть первоосновами Б-жественной религии первичные категории сознания. (28) Несмотря на то, что они, в самом деле, являются ее неотъемлемым элементом (так как с них начинается всякое понятие о мере, о числе и вообще всякое знание) они никак не связаны с той особенностью данной религии, как именно Б-жественной религии. Точно так же обстоит дело и со свободой выбора: несмотря на то, что она, без всякого сомнения относится к корням Б-жественной религии, она тем не менее, не является первоосновой ее именно как религии Б-жественной. Недаром Рамбам не включил принцип свободы выбора в число сформулированных им принципов, хотя и признает, что он - неотъемлемая часть Б-жественной Торы. Как мы уже упоминали выше, основами Б-жественной религии могут считаться только те, от которых зависит именно та особенность данной религии, что она - Б-жественная.

Позитивная целенаправленность - первооснова только конвенционального закона

И так же позитивная целенаправленность не является основой Б-жественной религии как таковой (29). Она - первооснова любой человеческой деятельности, и в этом аспекте является первоосновой конвенционального закона тоже. Потому что точно так же, как любой человек по доброй воле, руководствуясь своим разумом, берется лишь за то дело, которое должно привести к какому-то определенному положительному результату (или хотя бы к результату, который только представляется этому человеку положительным), законодатель стремится к тому, чтобы созданный им закон указал людям путь к достижению какой-то определенной положительной цели, чтобы он стал фактором совершенствования политической общности людей и принес бы им благо.

Итак, целесообразность - это первооснова конвенционального закона, но отнюдь не Б-жественного, так как она ни в коей мере не связана с особенностью этого закона именно как Б-жественного. Однако с точки зрения того, что жизнь в будущем мире можно рассматривать как позитивную цель, которую указывает Тора человеку и которая заслоняет собой все прочие цели (в том числе и цели конвенционального закона), Рамбам выдвигает позитивную целенаправленность в качестве одного из принципов еврейской веры (несмотря на то, что отказал в этом принципу свободы выбора) (30).

Свобода выбора и позитивная целенаправленность в Торе

Можно спросить: если свобода выбора и целенаправленность действительно не являются первоосновами Б-жественного закона, то почему же Тора говорит: "Смотри, предлагаю сегодня тебе Я жизнь и добро, смерть и зло... так выбери жизнь" [Дварим, 30:15,19]? Разве не ясно, что Тора намекает здесь и на возможность свободного выбора, и на существование конечной цели - вечной жизни?

Но мы уже сказали, что, несмотря на то, что свобода выбора и позитивная целенаправленность не являются основами Б-жественной религии (поскольку они никак не связаны с особенностью ее, как именно Б-жественной религии), они, тем не менее, являются неотъемлемыми элементами ее. Точно так же первичные категории сознания тоже являются необходимым элементом Б-жественной религии, но отнюдь не основой ее как религии именно Б-жественной. Ведь никто не отрицает наличия в сознании человека этих первичных категорий, в то время как кое-кто (например, некоторые астрологи) отрицают, что у человека есть свобода выбора. Есть и такие, что отрицают целесообразность любой человеческой деятельности: например, Эпикур и его последователи утверждают, что в мире царствует случай и потому любое действие бессмысленно. Однако даже тот, кто верит в целесообразность деятельности человека, не доходит до столь возвышенной цели, как жизнь в будущем мире. Вот потому-то Б-жественная Тора вынуждена ясно сказать: у человека есть и свобода выбора, и высшая цель - чтобы опровергнуть эти ложные мнения, вредность которых выражается и в отрицании полезности, целесообразности любой человеческой деятельности, и, по сути дела, в отрицании любой религии вообще (там же, гл. 9).

4. ПЕРВООСНОВЫ Б-ЖЕСТВЕННОЙ РЕЛИГИИ

Определение понятия "первооснова "

Первооснова - это фундамент, на котором стоит все здание и который обеспечивает его существование: при устранении его все здание рушится.

Так ствол дерева - его первооснова. Невозможно представить себе дерево без ствола. Наши, благословенной памяти, учителя часто пользуются этим понятием, говоря: "Для этого есть основание в Торе", или: "Для этого нет основания в Торе". Поэтому понятие "первооснова" можно применить для исследования принципов религии, того, что обеспечивает ее существование. Например, существование Б-га - это первооснова нашей веры в Б-жественность Торы совершенно очевидно, что невозможно представить себе Б-жественную Тору без принятия принципа о существовании Б-га.

В свете этого становится ясной необходимость исследования какие именно понятия должны быть рассматриваемы как первоосновы Б-жественной религии -как тот фундамент, на котором она стоит (там же, гл.З) (31).

Три первоосновы Б-жественной религии

Б-жественная религия имеет три первоосновы: 1) существование Б-га, 2) Б-жественность Торы и 3) воздаяние за добро и зло. Нет сомнения, что эти три принципа являются такими первоосновами Б-жественной религии, от которых зависит ее особенность именно как Б-жественной религии: потому что если мы представим себе, что исчез хотя бы один из них, все здание религии рухнет.

Совершенно очевидно, что без веры в существование Б-га нет и Б-жественной религии. Но даже если принять принцип существования Б-га, но отрицать, что Тора нам дана с Небес, - опять-таки Б-жественной религии нет. Если же принять оба эти принципа, но нет воздаяния человеку на этом свете и душе его после смерти, к чему давать ему Б-жественную религию? Может быть для того, чтобы регламентировать жизнь людей с целью усовершенствования их политической общности? Для этого вполне достаточно конвенционального закона! Но ясно, что Б-жественная религия дает человеку возможность достигнуть той цели, к которой конвенциональный закон не может его привести, а именно: человеческого совершенства, зависящего от совершенства души. Отсюда следует, что принцип воздаяния душе человека - это первооснова Б-жественного закона, а физическое воздаяние в этом мире праведнику за исполнение заповедей - его подтверждение. Поэтому принцип воздаяния - такая основа Б-жественной религии, без которой она не может существовать (там же, гл. 10) (32).

5. КОРНИ Б-ЖЕСТВЕННОЙ РЕЛИГИИ

Соотношение между "корнем" и "первоосновой"

Не всякая религия, основывающаяся на вышеуказанных трех первоосновах является Б-жественной религией во всех отношениях - чтобы ее адепт считался верящим в Б-жественную Тору и, безусловно, имел удел в будущем мире. Да, эти три первоосновы - общие принципы Б-жественной религии вообще отрицая, хотя бы один из них человек исключается из числа приверженцев Б-жественной религии и лишается удела в будущем мире, поскольку он отрекается от Б-жественного закона. Но чтобы заслужить удел в будущем мире, мало признавать только эти три первоосновы, необходимо еще принять "корни" религии, ответвляющиеся от них и зависящие от них. Эти корни настолько тесно связаны с первоосновами, из которых вырастают, что отрицание хотя бы одного из них означает отрицание той первоосновы, с которой он соединяется /там же, гл.13/.

Заповеди Торы - ни "первооснова", ни "корень"

Теперь нам следует наметить путь для изучения "корней", ответвляющихся от трех вышеуказанных первооснов. Это даст возможность сразу отличать отступника, отрицающего хотя бы одну из них, от верующего, признающего все три. Необходимо сразу заметить, что ни одна из заповедей Торы не может рассматриваться ни как первооснова, ни как корень, потому что тот, кто преступает одну из заповедей Торы, не исключается из-за этого из круга верующих в Б-га и Его Тору. Хотя он, без сомнения, - грешник и заслуживает наказания, которое Тора предусматривает за его грех, но не становится отступником и не теряет своего удела в будущем мире.

Исключением является случай, когда причиной нарушения заповеди Торы оказывается сомнение в том, действительно ли она заповедь Всевышнего или действительно ли она дана Моше на Синае. Тогда преступивший ее причисляется к отрицающим Б-жественность Торы, причем не имеет значения, какая именно это заповедь: пусть даже заповедь отпустить птицу, сидящую на гнезде [Сангедрин, 99а]. Если же мы примем во внимание этот случай и все же посчитаем каждую заповедь принципом, то тогда количество принципов вырастет до числа заповедей Торы. А если мы сочтем принципом или хотя бы корнем те из заповедей, которые непосредственно связаны с вышеуказанными тремя первоосновами, то все равно их число будет очень значительным, потому что в него войдут все заповеди, связанные с запретом идолопоклонства, и вообще все заповеди, касающиеся оснований Торы, а это только лишь те, которые ответвляются от первого из трех главных принципов - принципа существования Б-га. Однако истина состоит в том, что нельзя считать ни корнем, ни принципом, ни одну из частных заповедей, которые предписывает Тора (там же, гл.14) (33).

Корни, относящиеся к принципу существования Б-га

От вышеупомянутых трех первооснов, ответвляются восемь корней: четыре - от принципа существования Б-га, три - от принципа Б-жественного происхождения Торы и один - от принципа воздаяния.

Корни принципа существования Б-га включают в себя все основные категории существования Б-га: Его единство, Его бестелесность, Его независимость от времени и Его совершенство. Очевидно, что каждый из них необходим: если Он, благословенный, не будет един, если у Него будет тело или Он будет силой, действующей через тело - Его первичность не будет бесспорной также если Он будет зависим от времени (то есть Вневременной будет хоть как-то связан со временем: или время будет предшествовать Ему, или Он будет предшествовать времени), то Он не будет ни первичным, ни вечным (34)". И еще мы видим корень принципа существования Б-га в Его совершенстве: это означает, что про Него нельзя сказать, что Он "спит", или что-то "забыл", или "устал" и т.п., напротив, следует отнести к Нему все мыслимые позитивные качества вроде "всемогущество", "воля" и т.п. Потому что, если Он не будет обладать хотя бы одним из них - Он не будет обладать истинным совершенством. Но, в каком именно смысле возможно приписывать Всевышнему все положительные качества будет разъяснено ниже, во второй части книги. (35)

Корни, относящиеся к принципу Б-жественного происхождения Торы

От второго принципа, принципа Б-жественного происхождения Торы ответвляются три корня: всеведенье Б-га, существование пророчества и истинность миссии пророка. Необходимость каждого из них очевидна: если Всевышний не знает всего, происходящего в самом нижнем из миров, - пророчества нет и нет Торы с Небес, если же принять всеведенье Всевышнего, но отрицать возможность пророчества и получения человеком знаний непосредственно от Всевышнего - также невозможно, чтобы к человеку с Небес снизошла Тора. Даже если допустить возможность пророчества, то есть принять, что Всевышний сообщает человеку знание о будущем или дает частные повеления, которые обязан выполнить человек, его семья и потомки (вроде заповеди об обрезании, данной Аврагаму) - это еще не обяжет людей слушаться пророка до выяснения, действительно ли он Б-жий посланник, отправленный Всевышним к людям, чтобы передавать им Его повеления. Безразлично, будет ли посланник величайшим из великих или не будет таковым, он сможет дать людям Б-жий устав, вполне достаточный, чтобы привести их к вечному совершенству, только в том случае, если люди поверят, что этот человек - действительно посланник Всевышнего.

Это - суть принципа Б-жественногопроисхождения Торы (36).

Корень, относящийся к принципу воздаяния

Корень, безусловно, необходимый для существования принципа воздаяния, - это скрупулезное наблюдение Всевышнего над всеми делами людей.

Этот корень отличается от упомянутого раньше корня всеведенья Всевышнего. Дело не только в том, что Он знает все дела людей и дает им с небес Свою Тору, чтобы укрепить существование их общества и усовершенствовать их жизнь. Корень скрупулезного наблюдения Всевышнего опровергает ошибочное представление о том, что человек настолько низок и ничтожен, что Всевышний не обращает на него никакого внимания и не дает ему никакого частного воздаяния за исполнение заповедей, но отдельный человек как частица общества, якобы получает лишь частицу общей награды или общего наказания, которыми Всевышний награждает или наказывает общество (37).

Поэтому мы рассматриваем скрупулезное наблюдение Всевышнего над делами людскими как корень и неотъемлемую часть принципа воздаяния человеку за исполнение или за нарушение Б-жественных заповедей, чтобы подчеркнуть, что Всевышний внимательно следит за всеми делами каждого отдельного человека. Это относится и к выполнению человеком своего долга по отношению к Самому Всевышнему (как сказано в Торе: "И соблаговолил Г-сподь к Гевелю и к его дару, а к Каину и к его дару не соблаговолил" - [Брейшит,4:4-5], и к выполнению человеком своего долга по отношению к своему ближнему (как говорит пророк:

"Велик и в замыслах, и в делах, глаза Которого устремлены на все пути сынов человеческих, дабы каждому воздать за поступки его и за плоды деяний его" - Ирмеягу, 32:19).

Что же касается награды и наказания, то они - суть двух типов: физические и духовные, и принцип воздаяния подразумевает и то и другое. /.../

У корня нет статуса первоосновы

Очевидно, что не следует смешивать корни и первоосновы, потому что их обязательность для Б-жественной религии неодинакова. Например, если кто-нибудь поверит в дуализм, или в то, что у Всевышнего есть тело, что Он есть сила, действующая через тело, или что Всевышний не независим от времени, - не из-за этого он будет считаться вероотступником. А оттого, что все эти корни тесно связаны с принципом существования Б-га и отрицание одного из них означает отрицание самого принципа существования Б-га. Человек этот будет считаться отступником от Б-жественной религии не потому, что отрицает один из корней, а потому, что отрицает одну из первооснов Б-жественной религии. Вот поэтому-то мы не возводим корни в ранг принципов, как это сделал Рамбам.

6. ВЕРОВАНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ПРИНЦИПАМИ

Верований, которых следует придерживаться всякому, кто следует Торе, и которые связаны с тремя основными принципами, но не являются их корнями, - шесть (38).

Сотворение мира из ничего.

Одно такое верование - это сотворение мира из ничего. Совершенно очевидно, что вера в сотворение мира из ничего является одним из всеобъемлющих положений как Б-жественной религии вообще, так и религии Моше в частности. Тем не менее - это верование не корень ее и не принцип, потому что, как уже показано выше, теоретически можно представить себе и Б-жественную Тору, вообще, и Тору Моше-рабейну в частности без тезиса о сотворении мира из ничего (39). Это верование следует рассматривать как ветвь первого принципа Б-жественной религии - принципа существования Б-га, поскольку Он, благословенный, - совершенство, то если бы Он не мог сотворить мир из ничего, это означало бы наличие в нем недостатка.

Дело в том, что нельзя сказать, будто бы единственной альтернативой сотворения из ничего является сотворение мира из уже существующего - после того, как разум создает себе представление о сотворении мира возникает вера, что Тот, Чьи возможности неограниченны, обладает и этой возможностью (40). Даже те, кто верит в существование материи до сотворения мира, признают, что Всевышний - "абсолютный интеллект", - первопричина всего, а если так, то и материя является продуктом его эманации, созданным посредством первичного разума, эманированного из него ранее (41). А если первопричиной существования материи является первичный разум - это ли не творение из ничего?!

Если же скажут, что сотворение мира из ничего невозможно, так как это означало бы существование такой точки во времени, когда времени не было (42), и следовательно, признание первичности мира, то можно ответить: следствием невозможности сотворения мира из ничего является не первичность мира, а отсутствие у Бога свободы воли. Потому что обязательным условием деятельности, через которую проявляется абсолютно свободная воля является наличие какой-то точки во времени, когда самого времени еще нет, как это объяснил нашпутеводитель (43) в главе 18 второго раздела. Поскольку же Б-г, благословен Он, обладает свободой воли, то очевидно, что Он действует по Своей свободной воле, а не принуждаем никем и ничем. Отсюда бесспорно следует, что в сотворении мира был момент, кода времени еще не было, так как этого требует природа воли.

Уровень пророчества Моше-рабейну

Второе верование - это вера, что уровень пророчества Моше-рабейну выше уровней всех пророков, которые были и будут. Хотя она не является обязательной ни для Б-жественной религии вообще, ни для религии Моше в частности, придерживаться ее надлежит каждому, кто следует Торе. Ведь она сама свидетельствует о Моше: "И нет в Израиле еще одного пророка, подобного Моше" [Дварим, 34:10]. "И нет" - означает, что не было и не будет, и в то же время намек, что нет в мире другого учения, подобного Торе, данной Всевышним через Моше. Поэтому нам пристало верить в уникальность пророчества Моше-рабейну, и вера эта проистекает из принципа, говорящего, что Тора дана с Небес.

Тора не будет ни изменена, ни заменена

Третье верование - вера, что текст Торы никогда не будет видоизменен, никогда не будет никакого изменения в ее заповедях и никогда она не будет заменена другой Торой, принесенной каким бы, то ни было пророком. Хотя и это верование не является неотъемлемой частью ни Б-жественной религии вообще, ни религии Моше в частности, оно - ответвление корня "истинность миссии пророка" и поэтому приличествует каждому, кто следует Торе Моше-рабейну, разделять это верование.

Исполнение каждой из заповедей Торы приближает человека к совершенству

Четвертое верование - это вера, что каждая из заповедей Торы имеет своей целью приблизить человека к достижению совершенства - является четвертым верованием: если не принять этого, то неизбежно окажется, что Тора Моше-рабейну отдаляет человека от достижения того совершенства, которое наши, благословенной памяти, мудрецы называют "жизнью в будущем мире". Возникает непримиримое противоречие: Тора потомков Ноаха обеспечивает достижение известной ступени жизни в будущем мире - как говорят наши мудрецы: "Благочестивые люди из народов мира имеют удел в будущем мире" [Тосефта "Сангедрин", 13:2]. Значит, те неевреи, которые тщательны в исполнении всего семи заповедей Торы потомков Ноаха, получают свой удел в будущем мире, а евреи, которым Тора Моше-рабейну предписывает выполнение 613 заповедей, соблюдая их, не столько приближаются к жизни в будущем мире, сколько отдаляются от нее?! Но это радикально противоречит тому, что сказали наши мудрецы о цели, ради которой дана нам Тора: "Хотел Всевышний дать возможность евреям заслужить награду, поэтому дал им Тору и множество заповедей" [Макот, 23б]. Значит, верование это (исполнение каждой из заповедей приближает еврея к достижению жизни в будущем мире) является одним из второстепенных корней Торы Моше-рабейну.

Воскрешение мертвых

Пятое верование - вера в воскрешение мертвых. Некоторые из наших мудрецов говорят, что воскреснут лишь совершенные праведники. Раз эта степень награды не предназначена для всех людей (потому что невозможно всем людям быть совершенными праведниками), то отрицающий воскрешение мертвых приравнивается к отрицающему одно из великих чудес, творимых Всевышним для совершенных праведников. То есть, он отвергает одну из ветвей первого принципа, подвергая сомнению всемогущество Всевышнего. Если же будут воскрешены все мертвые, то не верящий в воскрешение мертвых отвергает ветвь третьего принципа, принципа воздаяния, так как отрицает награду, предназначенную или всему человечеству, или отдельному народу.

Однако это верование не является ни принципом, ни корнем Б-жественной религии как таковой и религии Моше-рабейну в частности: они вполне представимы и без него. Тот, кто принимает принцип воздаяния вообще - физического в этом мире и духовного - в будущем, но отрицает воскрешение мертвых, не отступает ни от принципа, ни от корня Торы Моше-рабейну.

Но поскольку это верование принято еврейским народом, его надлежит придерживаться каждому, кто верен Торе Моше (44).

Приход Машиаха

Вера в приход Машиаха также является ветвью третьего принципа - принципа воздаяния и принята еврейским народом, поэтому ее следует разделять каждому, кто верен Торе Моше-рабейну. Однако это верование не относится ни к корням, ни к принципам Торы Моше, которые определены выше.

Верования, связанные с отдельными заповедями, не входят в систему первооснов

В числе этих верований мы не упоминаем верования, связанные с отдельными заповедями Торы (45), как, например, тшува, тфила и т.п. Хотя нужно верить, что Всевышний слышит молитвы взывающих к Нему, и что Он принимает возвращающихся к Нему (совершающих тшуву), не следует придавать ни одной заповеди большего значения, нежели остальным.

По той же причине мы не перечисляем среди этих верований веру в то, что Шхина присутствует в среде народа Израиля, что на жертвенник в Храме спускается небесный огонь, что первосвященник получает ответы от Всевышнего через урим ветумим и т.п. Все они - частные проявления веры в чудеса, о которых говорит Тора, и незачем выделять их среди таких чудес, как рассечение моря, поглощение землей Кораха и его приспешников. Также не следует подчеркивать невероятность последнего чуда - поглотив их, земля снова сомкнулась над ними, как сказано в Торе: "И покрыла земля их" [Бемидбар, 16:33], а известно, что трещины, образовавшиеся в земле во время землетрясения, так и остаются открытыми. Это и все подобное этому также является составной частью веры в Тору и во все чудеса, о которых рассказывается в ней.

Но шесть верований, упомянутых выше, приняты всем еврейским народом и потому занимают особое положение. Они необходимы для поддержания самих основ Торы - ее принципов, корней, и для осуществления Торы на земле, так как исполнение ее заповедей в значительной степени опирается на них. Но, несмотря на это, эти верования не относятся к корням еврейской религии: она может существовать и без них. Тот, кто их отрицает, должен быть признан еретиком (даже если саму Тору как таковую он не отрицает), и нет у него удела в будущем мире (там же, гл. 23).

7. ИТОГИ

Три первоосновы

Из всего изложенного следует, что Б-жественная религия базируется на трех первоосновах, а именно: существование Б-га, Б-жественность Торы и воздаяние. Без этих трех принципов Б-жественной религии нет.

От них отходят несколько корней (подобно делению вида на подвиды). При устранении одного из корней существование принципа не поколеблется, но устранение самого принципа означает также устранение всех его корней.

Корни

Корни принципа существования Б-га - согласно тому, что предписывает Тора Моше, и тому, к чему нас приводит исследование, это - единство Б-га, Его бестелесность, Его вневременность и Его совершенство.

Корни принципа Б-жественного происхождения Торы: существование пророчества и истинность пророческой миссии.

Корни принципа воздаяния: всеведенье Б-га и зависимость от Его воли всего, что совершается - как на земле, так и на небесах, как в этом мире, так и в мире будущем.

У Торы Моше-рабейну нет других принципов и корней

У Торы Моше-рабейну нет никакой нужды ни в других принципах, ни в дополнительных корнях, кроме этих. Потому что положение, что надлежит служить только Б-гу, и никому другому, - это не принцип, а заповедь Торы. Вообще ни одну из заповедей Торы нельзя возводить в ранг принципа, потому что вера в неизменность Торы - это ответвление корня "истинность пророческой миссии", а вера в приход Машиаха и вера в воскрешение мертвых - ветви принципа воздаяния, следовательно, все кто верит в Тору Моше, должны разделять и эти верования тоже.

И таково же мнение учителя моего, раби Хисдая Крескаса: все эти верования, включая веру в сотворение мира из ничего, - истинные, и их обязан принять каждый, кто принадлежит к еврейской религии, однако ни одно из них не является ни корнем, ни принципом ее - ни общим, ни частным. Однако он считает, что следует принять за частный принцип, что исполнение только одной из заповедей Торы уже достаточно для достижения совершенства и обеспечения некой ступени будущего мира.

Ошибки хрисгианства и ислама

Другие религии, также называющие себя Б - жественными, вместо этих корней и принципов опираются на другие, причем устранение одного из них неизбежно влечет за собой падение всей религии.

Так, христиане подменяют принцип существования Б-га верой в троицу и боговоплощение - что, как очевидно, не оставляет места для корней, происходящих из этого принципа. Принцип же воздаяния они заменяют верой во вторичное пришествие и в воскресение мертвых. Несомненно, что отрицание хотя бы одного из этих верований означает отрицание всей христианской религии в целом.

Мусульмане же утверждают, что все во вселенной предопределено всемогущим Б-гом (46), и поэтому бесспорно, что тем самым это полностью исключает возможность свободы выбора у людей и, следовательно, не оставляет места для принципа воздаяния за добро и за зло.

Кстати, напомним, что мы не сочли свободу выбора одним из принципов Б-жественной религии отнюдь не потому, что она не является необходимым элементом ее, а потому, что свобода выбора вовсе не связана именно с Б-жественностью данной религии: свобода выбора - это основа любого законодательства, как человеческого, так и Б-жественного.

Количество принципов и корней

Итак, у Б-жественной религии всего 11 принципов и корней: 1) существование Б-га, 2) Его единство, 3) Его нематериальность, 4) Его вневременность, 5) Его совершенство, 6) существование пророчества, 7) истинность пророческой миссии, 8) Б-жественность Торы, 9) всеведенье Б-га, 10) Его управление абсолютно всем, что происходит в мире и 11) воздаяние, то есть награда и наказание.

Если же всеведенье Б-га и Его управление всем, что происходит в мире, объединить в один принцип, подобно Рамбаму, то тогда число всех принципов и корней сократится до десяти. А если допустить, что свобода выбора действительно является неотъемлемым элементом Б-жественной религии (хотя она и не связана с этим ее качеством), то количество их вырастет до 11 или 12. Однако пользу, которую приносит обществу Б-жественная религия, нельзя включать в число ее принципов (несмотря на то, что, как и свобода выбора - это неотъемлемый элемент каждого законодательства, как человеческого, так и Б-жественного). Польза, которую своей целью имеет Б-жественная религия, совершенно особого рода, присущая только Б-жественной религии в силу того, что она - Б-жественная, и потому награда, которую она обещает, - это часть принципа воздаяния (там же, гл. 26).

ПРИМЕЧАНИЯ

(1) Здесь нами пропущен отрывок, в котором Альбо доказывает, что несмотря на то, что раби Гилель не верит в приход Машиаха, он не является вероотступником.

(2) В "Морэ невухим" (ч.2, гл. 13-26) Рамбам утверждает, что ни сотворения мира из ничего, ни вечности материи доказать нельзя, и поэтому надлежит придерживаться первого из этих двух мнений только потому, что так учат пророки. По этой причине Рамбам не включает сотворение мира из ничего в число принципов еврейской религии. На замечание Альбо можно ответить, что, по Рамбаму, положение о сотворении мира из ничего включается в принцип дарования Торы с Небес как необходимое условие.

(3) На основании тезиса, что слова Торы можно истолковывать с различных точек зрения.

(4) Со времен рава Саадии-гаона в еврейской философской литературе средневековья бытует положение, согласно которому Тора не учит ничему, что не могло бы быть принято человеческим разумом безоговорочно. Отсюда следует, что если что-либо в Торе представляется противоречащим этому положению, оно должно быть истолковано в переносном смысле.

(5) Эти слова соответствуют точке зрения Крескаса, разделяющего верования на те, которые обусловливают осуществление Торы, и те, которые не являются необходимыми для этого.

(6) В "Морэ невухим" (ч.2, гл.29 и 35) Рамбам рассматривает как поэтическую гиперболу те рассказы Торы, в которых рушатся рамки законов природы. Некоторые из его последователей, склонные к экстремизму, пошли еще дальше и попытались дать этим рассказам Торы естественнонаучное объяснение - как того требует аристотелизм. Однако противники Рамбама и его направления сочли это уже настоящим отступничеством (см. письмо р. Йегуды Альфакара к Радаку, опубликованное в сборнике галахических ответов Рамбама. Лейпциг, 1849). Целью же Альбо, выраженной в этих словах, является возможность свободной дискуссии об основах еврейской веры без наклеивания ярлыков вероотступничества на тех, кто не разделяет его взглядов. Очевидно, он надеялся ослабить тем самым опасность раскола.

(7) Далее, в пропущенном нами отрывке Альбо приводит многочисленные цитаты из Талмуда, переводов Торы на арамейский язык Онкелоса и Йонатана бен Узиэля, Рамбама и др. в доказательство того, что сказанное им - точка зрения, общепринятая мудрецами народа Израиля.

(8) Согласно учению о четырех темпераментах, воспринятого средневековой философией от врачей древности, тело человека содержит в себе четыре вида жидкости, от сочетания которых зависит его душевные склонности и характер его реакций. У человека, в отличие от животных, соотношение между этими жидкостями более пропорциональное, но в то же самое время это делает его более чувствительным к изменениям в окружающей среде.

(9) Это - формулировка Аристотеля ("Политика", кн.1, гл.2). Однако легко увидеть, что, в отличие от Аристотеля, Альбо во главу угла ставит не естественное стремление людей к объединению, а их нужду во взаимопомощи для удовлетворения естественных потребностей. Этот акцент очень характерен для политической мысли средневековья.

(10) За идеей Альбо о различии между религией, основой которой является природа человека и способности его разума, и религией, основанной на Б-жественном откровении, стоит богатая литература еврейской философии средневековья. Ее влияние особенно ясно ощущается там, где Альбо говорит о преимуществах Б-жественного закона над законом конвенциональным. Однако в самом представлении о существовании трех типов закона и в терминах, характеризующих их, сказывается влияние христианской философии его времени, развивавшей идеи Т.Аквината. Заметим, что это представление (в особенности понятие "естественного закона") оказало сильнейшее влияние на политическую мысль начала нового времени.

(11) См. прим.9. К этому нужно добавить, что согласно этой теории, из-за глубоких различий между человеческими индивидуумами их объединение в рамках государства возможно лишь при условии, что во главе его стоит правитель, принуждающий всех исполнять один закон. Ср.: "Морэ невухим", ч.2, гл.40.

(12) Ср. это с тем, что Альбо говорит во Вступлении о двух видах совершенства, проявляющихся в мире.

(13) Слова эти ориентированы на предостережение Рамбама ("Морэ невухим", ч.З, гл.13), что не следует придавать слишком большого значения целесообразности существования низших видов живых существ.

(14) Под влиянием "Государства" Платона большое распространение в эпоху средневековья получила точка зрения, что человеческое общество существует только ради обеспечения жизни совершенных мудрецов, живущих в нем (ср. с тем, что говорит Рамбам во Введении к его комментарию к Мишне), - хотя, с другой стороны, от мудрецов требуется, чтобы они оказывали благотворное влияние на все общество и способствовали усовершенствованию государства (ср.: "Морэ невухим", ч. З, гл.53-54). В противоположность этому Альбо подчеркивает, что человек, достигший личного совершенства, является инструментом в руках Всевышнего, который Он использует для усовершенствования всего человеческого общества. В другой связи Альбо прямо указывает, что именно всеобщее благо было главным фактором достижения Моше величайшей ступени в пророчестве. Тем самым Альбо приближается к точке зрения р. Йегуды Галеви (см. "Кузари", гл.2, §8) и углубляет разрыв между собой и Рамбамом в трактовке пророчества.

(15) Заметим, что говоря о средствах, с помощью которых мудрец оказывает влияние на человечество, Альбо упоминает и письменную, и устную традицию - которые, по его мнению, вместе составляют то, что он называет Б-жественной религией.

(16) Говоря это, Альбо подразумевает, что возможно существование нескольких Б-жественных религий, сменяющих друг друга. Вместе с тем он не считает их равными одна другой, но видит значительные различия между религией, которая открыта людям одним из пророков, и религией, принесенной таким посланцем Всевышнего, как Моше-рабейну.

(17) С точки зрения еврейской религиозной философии (см. "Эмунот ведейот" рава Саадии-гаона, ч.З) принципы нравственности постижимы человеческим разумом, и человек, как правило, приходит к ним сам. Однако с точки зрения последователей Аристотеля, которую разделяет и Рамбам (см. "Морэ невухим", ч.1, гл.2), следует различать между теоретическими понятиями истины и лжи и практическими понятиями достойного и недостойного. Первая пара понятий имеет значение интеллектуального абсолюта, в то время как вторая имеет лишь относительное значение и является продуктом изменяющихся человеческих воззрений. Следовательно, правила поведения, законы этики имеют конвенциональную природу и далеки от достоверности. Альбо же, подобно Т.Аквинату, выбирает третий путь и различает между "естественным законом", основанном на разуме (согласно Расагу) и "конвенциональным законом", совпадающим с тем, о чем говорит Рамбам. Но и здесь он избегает позиции, характерной для последователей Аристотеля, утверждая, что пророчество определяет и основы "естественного закона", и принципы этики (что человеческий разум не в состоянии сделать самостоятельно).

(18) Это положение соответствует точке зрения Рамбама (ср.: "Морэ невухим", ч.2, гл.40). Познание вечной истины - это тот удел, который человек приобретает в вечности. Тора, данная людям пророком, указывает на эту истину и приближает человека к ней. В этом - превосходство Торы над земными законами, заботящимися лишь о физическом благополучии человека. Однако суть познания душой вечной истины Альбо понимает иначе, чем Рамбам (см. ниже, а также во Введении).

(19) См. выше прим. 17.

(20) Это свободная аллюзия на "Государство" Платона, кн.5.

(21) См.: Аристотель, "Политика", кн.2, гл.2-4.

(22) Это - мнение Рамбама (см. выше прим.2).

(23) Например, как сочетать всеведенье Б-га со свободой выбора человека. Согласно Рамбаму, каждое из этих двух положений истинно и доказуемо разумом, однако вопрос об их соотношении находится за пределами возможностей человеческого разума. См. ниже прим.6 к разделу четвертому.

(24) В этом пункте Альбо выходит за пределы аристотелизма Рамбама (см. выше. прим. 17).

(25) Здесь Альбо переходит от проблемы недостоверности конвенционального закона к изображению трудностей, с которыми неизбежно столкнется каждый, кто захочет вести себя согласно аристотелевской этике. Для лучшего понимания этого необходимо заметить, что Аристотель вовсе не рассматривает свою этику как часть учения о государстве. То есть: государственные законы не затрагивают нравственного поведения граждан, которое каждый из них волен определить для себя сам. Однако Альбо считает, что одно неотделимо от другого и объединяет их в понятии конвенционального закона. Как и Рамбам, он полагает, что Б-жественный закон вмешивается в личную жизнь людей и вводит их поведение в определенные рамки, определяя их как нравственные, и поясняет свою мысль, приводя ясные примеры.

(26) Например: "Никомахова этика", кн.2, гл.9.

(27) Понятно, что это утверждение не исключает, в принципе, возможности внесения изменений в закон на основе Устной Торы и даже смены одной Б-жественной религии другой (как Альбо разъясняет в дальнейшем). Речь идет о том, что Б-жественный закон точно определяет нравственные границы, а что касается Торы Моше-рабейну, то она дает истинные и совершенные нормы, относящиеся ко всем временам.

(28) Имеются в виду аксиомы логики, интуитивно очевидные для ума, с помощью которых он строит рассуждения. Например: что целое больше своей части.

(29) Подразумевается, что цель Б-жественного закона - привести человека к духовному совершенству, в то время как цель конвенционального закона - обеспечить человеку лишь временное совершенство. Однако и тот, и другой сотворены Всевышним для того, чтобы открыть миру Его доброту. Крескас упоминает это положение в числе шести первых принципов, однако Альбо с ним не согласен.

(30) Очевидно, Альбо имеет в виду принцип 11-й из 13 принципов Рамбама, из которого следует, что будущий мир - это наивысшая награда.

(31) Альбо предлагает термин "основа" или "принцип", в частности для того, чтобы подвергнуть критике системы первооснов иудаизма Рамбама и Крескаса, однако он использует этот термин также для построения своей собственной теории. Поэтому мы привели этот отрывок здесь, нарушив оригинальную последовательность глав.

(32) Ср. с прим.29. В продолжение этой главы Альбо дает примеры того, как отрицание корня неизбежно влечет за собой отрицание той первоосновы, к которой этот корень относится.

(33) Альбо полемизирует здесь с Рамбамом, который ввел в число своих 13-ти принципов некоторые из заповедей Торы, например, что только Всевышнему одному надлежит служить, не пристало служить кому-то другому.

(34) Ср.: "Морэ невухим", ч.2, гл.1. Альбо опирается здесь на аристотелеву "Физику", однако в дальнейшем он предпочитает использовать термины Рамбама как более соответствующие духу иудаизма.

(35) В приписывании Всевышнему позитивных атрибутов кроется опасность отхода от принципа Его единства. Чтобы избежать ее, Рамбам приходит к выводу, что Всевышнему можно приписывать лишь негативные атрибуты (см. "Морэ невухим", ч.1, гл.58), однако Крескас принципиально не согласен с ним (см. "Ор Гашем", гл.1, "Тезис 3"). Альбо же старается найти третий путь посередине.

(36) В этих словах содержится полемика с Рамбамом, который внес веру в уникальность пророчества Моше в число принципов иудаизма. С точки зрения Альбо, достаточно, если веру, что Всевышний посылает людям Своего посланца-пророка (независимо от уровня последнего), определить как корень, связанный с принципом Б-жественности Торы.

(37) Согласно некоторым исследователям, - это точка зрения Рамбама, хотя в "Морэ невухим" (ч.З, гл.17) он ясно говорит, что на человека устремлено особо пристальное внимание Всевышнего. Но как бы там ни было, эта точка зрения выражена совершенно ясно у раби Леви бен Гершона (см. "Милхамот Гашем", гл.З и 4).

(38) Термин "верование, связанное с корнем", обозначает веру в то, что по своему содержанию близко к данному корню, но дедуктивно не выводится из него, а с другой стороны - недостаточно важно для того, чтобы счесть его отдельным корнем, поскольку от этого ни в общем, ни в частном плане не зависит само существование Б-жественной религии.

(39) См. выше прим.2. Согласно Рамбаму, вера в сотворение мира из ничего обусловливает веру в Б-жественность Торы, но по Альбо, она является лишь "верованием", связанным с первым принципом - принципом существования Б-га. Однако Рамбам тоже указывает на связь между ней и представлением о Б-ге (см. "Морэ невухим", ч.2, гл.19), так как из представления о первичности мира вытекает, что действовать Б-га принуждает Его Б-жественная природа, в то время как из положения о сотворении мира из ничего следует, что Б-г действует свободно - по Своей доброй воле, не ограниченной ничем. Альбо же, подчеркивая связь между верой в сотворение мира из ничего с принципом существования Б-га, идет вслед за Крескасом (ср.: "Ор Гашем", гл.З, "Тезис 1"), у которого он, в частности, заимствует метод аргументации.

(40) Согласно воззрениям последовательного аристотелизма, человеческий разум в состоянии постигнуть только творение из уже существующего материала (ср.: Ралбаг, "Милхамот Гашем", разд.6, ч.1, гл.17), однако у Рамбама мы находим попытку преодолеть это ограничение (см. "Морэ невухим", ч.2, гл.17). Несмотря на свою полемику с Рамбамом, в этом пункте Крескас согласен с ним и доказывает, что разум в состоянии постигнуть и творение из ничего ("Ор Гашем", ч.З, гл.4). На этом и обосновывает Альбо связь между верой в сотворение мира из ничего и всемогуществом Б-га.

(41) Согласно воззрениям последовательного аристотелизма, материя - вечна, и Б-г не является ее творцом. Однако здесь Альбо намекает на космогонию Ибн-Сины, согласно которой Б-г сначала эмалировал из Себя "первичный разум", который, в свою очередь, эмалировал звездную сферу и "вторичный разум" и т.д. Альбо указывает на самое уязвимое место этой теории, из-за чего последовательные комментаторы Аристотеля отвергли ее.

(42) Другими словами: невозможно, чтобы совершенный и неизменяющийся Б-г пожелал сотворить мир - если до этого Он не желал этого, то, значит, в Нем произошло изменение, а это противоречит первоначальному допущению о неизменяемости Б-га. В формулировке вопроса и в ответе на него Альбо следует Рамбаму ("Морэ невухим", ч.2, гл.18). Крескас же считает, что сотворение мира из ничего произошло вне времени и потому оно продолжается вечно, возобновляясь в каждый миг. Таким образом, Крескас преодолевает трудность, возникающую вследствие предположения о возникновении у Б-га нового желания. Однако в свое время это мнение казалось слишком смелым, и Альбо выбирает более ортодоксальный путь, близкий к Рамбаму. Но в трактовке представления о Самом Б-ге он предпочитает путь своего учителя (ср. с прим.40).

(43) Это положение - один из результатов полемики между евреями и христианами в том поколении (см. Введение).

(44) Последовательные аристотелианцы отрицали возможность воскрешения мертвых. Даже в адрес Рамбама еще при его жизни раздавались упреки в том, что он придерживается той же точки зрения - несмотря на его заявления, что он верит в воскрешение мертвых как в Б-жественное чудо. У Альбо здесь ясно проглядывает стремление насколько возможно сократить разрыв между противоположными мнениями, чтобы снять со знаменитых еврейских мудрецов подозрение в ереси.

(45) Этот род верований Крескас классифицирует как "верования, связанные с определенными заповедями" ("Ор Гашем", разд.З, ч.2).

(46) Альбо говорит здесь о воззрениях лишь одного из течений ислама (ср.: "Морэ невухим", ч.1, гл.73 в особенности "Шестое введение").

Далее

Ваша оценка этой темы

1 2 3 4 5