Главная страница >>Библиотека >> «КНИГА ОСНОВ» р. Йосеф Альбо >> части I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX, X, XI

Перед Вами электронная версия книги  «КНИГА ОСНОВ» р. Йосеф Альбо, изд-во "Амана".

Подробнее об ее издании и возможности приобретения – здесь.

Zip-файл >>


4. ВОЗМОЖНО ЛИ СУЩЕСТВОВАНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ИСТИННЫХ Б-ЖЕСТВЕННЫХ РЕЛИГИЙ?

Б-жественная религия должна быть одна?

Вопрос, который теперь нам следует рассмотреть, заключается в следующем: необходимо ли, чтобы у всего человечества была лишь одна Б-жественная религия, или Б-жественных религий может быть много?

Надо сказать, что с первого взгляда кажется, что должна быть только одна Б-жественная религия и основания для этого мы видим и со стороны Того, Кто дает ее, и со стороны тех, кто ее принимает.

Со стороны Того, Кто дает ее - поскольку Всевышний обладает абсолютным единством, то естественно, чтобы и закон, установленный Им, был во всех аспектах единым, потому что отношение Творца ко всем людям едино.

Со стороны тех, кто ее принимает - поскольку все человечество едино (18), то естественно, чтобы устав, побуждающий человека стремиться достичь совершенства, был тоже единым.

Отсюда следует, что, действительно, возможно и необходимо, чтобы у всего человечества была только одна Б-жественная религия.

Возможность существования нескольких Б-жественных религий

Однако после того, как мы углубимся в этот вопрос, станет ясно, что хотя первый аргумент, опирающийся на единство Всевышнего, должен быть признан верным, второй - далеко не столь уж убедительный.

Дело в том, что слишком хорошо известно, насколько люди отличаются друг от друга - и качествами, унаследованными от своих предков, и приобретенными вновь. Вплоть до того, что невозможно найти двух людей, обладающих не то что одинаковыми характерами, но даже одним и тем же каким-то свойством характера. Как писал Ибн-Сина в первой книге своего "Канона", различия между характерами людей достигают самых крайних пределов: один может быть настолько жесток, что убьет своего маленького сына, а другой может быть настолько робким, что не сможет убить даже мышь, даже муравья.

Другая причина различий между людьми - это различия мест их проживания. Потому что между различными странами существует множество различий, зависящих от воздуха, рельефа местности, качества воды и т.п. Например, есть страна, рождающая только грубые, жесткие плоды, потому что воздух ее недостаточно чист и прозрачен. И есть другая страна, в которой все плоды невкусные и нездоровые - потому что нет в этой стране хорошей воды. Животные же, питающиеся этими плодами, неизбежно приобретают качества этих плодов. В другой же стране все наоборот - и плоды иные по качеству, и животные, питающиеся этими плодами, иные по качеству, и потому люди, живущие в этой стране, тоже обладают иными качествами: они и острее умом, и дальновиднее жителей других стран. А отсюда непременно проистекает, что и взгляды, и обычаи, общепринятые в этой стране, будут отличаться от тех, которые общеприняты в странах других. Поэтому в одно и то же время в разных странах потребуются различные законы.

Однако поскольку причиной этого являются различия между теми, кто принимает Б-жественный закон, Но со стороны Дающего все остается по-прежнему, то и изменения в Б-жественном законе должны быть такими, чтобы они отражали лишь качества принимающей стороны. Иными словами: это касается частных положений, принятых по соглашению большинством жителей данной страны, то есть конвенциональных установлений о том, что должно считаться похвальным, а что - порицаемым (и мы действительно находим, что нередко то, что в одной стране считается похвальным, в другой - порицается). Однако в самих общих принципах и ответвляющихся от них корнях - то есть в том, что отражает Дающего, - никакие изменения невозможны.

Частные различия между двумя истинными религиями

Итак, мы находим, что Тора потомков Ноаха и Тора Моше - при всех частных различиях между собой - в своих главных аспектах, отражающих сторону Дающего, совпадают друг с другом. Причем, заметим, обе эти религии существуют в одно и то же время: в то самое время, когда Израилю была дана Тора Моше, у остального человечества была Тора потомков Ноаха. И различия между этими религиями также были связаны и с различиями между странами (то есть между Страной Израиля и остальными странами), и с различиями между народами (с точки зрения происхождения). Нет сомнения, что с помощью Торы потомков Ноаха - в силу того, что она религия Б-жественная - люди достигают того совершенства, которого может достичь человек. Хотя это и не был тот уровень, до которого Тора поднимает народ Израиля, но наши мудрецы сказали: "У благочестивых людей из остальных народов мира есть удел в будущем мире" [Тосефта "Сангедрин", 13:2].

Это учит тому, что вполне возможно, чтобы в одно и то же время у разных народов были разные Б-жественные религии, и все они вели бы тех, кто следует им, к совершенству - хотя и к различным его уровням. Но невозможно, чтобы различия между этими Б-жественными религиями касались тех принципов, на которых они базируются, и тех корней, которые ответвляются от этих принципов. Поэтому тот аспект, который характеризует Тору как таковую, всегда остается без изменений.

Теоретически есть возможность, чтобы и в том аспекте, который связан со способом передачи Б-жественной религии людям - то есть, со стороной посредника между Б-гом и людьми, - возникли какие-то различия между Б-жественными религиями (19). Но, тем не менее, доказательство истинности Б-жественной религии всегда должно быть доказательством прямым - хотя и может быть не таким же, как в другой Б-жественной религии.

Что же касается вопроса о возможности изменения одной и той же Б-жественной религии у одного и того же народа в одной и той же стране, то он будет освещен ниже (там же, гл.25).

5. ВОЗМОЖНО ЛИ ИЗМЕНЕНИЕ ИСТИННОЙ Б-ЖЕСТВЕННОЙ РЕЛИГИИ?

Теперь мы обратимся к вопросу: возможно ли, чтобы одна и та же Б-жественная религия у одного и того же народа с течением времени была изменена, или же она должна оставаться вечно одна и та же?

Изменение Б-жественной религии невозможно?

На первый взгляд представляется истинным, что для Б-жественной религии нет изменения. Потому что для этого нет предпосылок ни со стороны Дающего, ни со стороны принимающего, ни со стороны самой религии как таковой.

Со стороны Дающего - невозможно представить себе, чтобы воля Всевышнего изменилась до такой степени, что желанное сейчас, стало Ему нежеланным в другой раз, а вместо этого стало желанным нечто противоположное. Ведь это означало бы, что сегодня Всевышнему угодно, чтобы творилось правосудие, а завтра - беззаконие. Но поскольку это невозможно - то чего же изменять Б-жественную религию?

Со стороны принимающего - до тех пор, пока народ, которому дана Б-жественная религия, остается народом, нет причины, чтобы эта религия изменилась с течением времени. Ведь невозможно сказать, что религиозное поведение народа должно изменяться с течением времени наподобие того, как изменяется с возрастом поведение человека - в детстве он ведет себя так, в юности - иначе, а в старости - совсем на другой лад.

Если в человеке это оправданно и даже необходимо, то в политическом обществе совершенно неправомерно. Немыслимо представить себе, чтобы его религиозное поведение изменялось бы точно таким же образом - от детства через зрелость к старости, потому что религия соответствует всем временам в равной мере. Итак, изменение Б-жественной религии исключается также со стороны народа, принимающего ее.

Что же касается третьей стороны - Б-жественной религии как таковой, - то ее изменение невозможно потому, что цель ее состоит в том, чтобы дать людям верное представление об интеллектуальных предметах и истинные знания. Истинные же знания не подвержены изменениям, потому что невозможно, чтобы один раз соответствовал истине монотеизм, другой раз - дуализм, а в третий раз - вера в троицу. Это столь же нелепо, как утверждать, будто то, что существует у всех на глазах, в действительности не существует.

Из всего вышесказанного ясно следует, что не могут возникнуть в Б-жественной религии изменения ни со стороны Дающего ее, ни со стороны принимающего, ни со стороны самой религии как таковой.

Обстоятельства, при которых возможны изменения Б-жественной религии

Однако когда мы углубимся в этот вопрос, то оказывается, что все же, возможность изменений в Б-жественной религии для какого-то одного народа не исключена окончательно. Хотя мотивы для этого не могут появиться ни со стороны Всевышнего, ни со стороны самой Б-жественной религии, они могут появиться со стороны народа, принявшего эту религию.

Один из признаков совершенства дающего в том, что он соразмеряется с воспринимающими возможностями принимающего, и если подготовленность воспринимающих станет иной, то, без сомнения, и дающий будет действовать по-иному. Подчеркнем, что это вовсе не подразумевает изменений в сущности действия.

Например: врач дает определенное предписание больному, действующее вплоть до определенного времени, о котором знает врач, но не больной когда же это время приходит, и оказывается, что больной стал сильнее своей болезни, врач изменяет предписание и разрешает то, что ранее запретил, а то, что ранее разрешал, теперь запрещает. И нечего больному дивиться этому: причина состоит не в изменении первоначальных намерений врача, и также нельзя сказать, что раньше был какой-то изъян в его работе и он не дал предписания, относящегося в равной степени ко всем временам. Потому что врач, давая первое предписание, уже предвидел, сколько времени больной будет ему следовать (хотя и не открыл этого пациенту), он знал, когда нужно будет это первое предписание изменить в соответствии с натурой больного и временем, требующимся ему для выздоровления. Целью первого предписания было усовершенствовать натуру больного, чтобы он смог получить в будущем новое предписание, - после той подготовки, которую создаст в нем первое предписание. И когда приходит нужное время, врач дает больному то предписание, которое он предвидел с самого начала (20).

Изменение - не свидетельство об изъяне

Таким же образом нельзя сказать, что если Всевышний сразу не дал Торы, в равной степени относящейся ко всем временам, это свидетельствует о каком-то изъяне в Его отношении к людям. Потому что еще тогда, когда Он давал первый Закон, Он знал, что дает его лишь на время, определенное Его мудростью, и которого будет достаточно, чтобы усовершенствовать натуру людей и подготовить их к восприятию нового Закона (хоть Он и не открыл этого людям с самого начала). Когда же придет это предопределенное Всевышним время, Он даст повеление следовать новому Закону, хотя в нем будут частности, прямо противоположные первому, так было предрешено Всевышним с самого начала.

Нет сомнения, что мы сочтем изъяном врача, если он пропишет хлеб, мясо, вино - то есть тяжелую пишу - тому, кто только что оправился от болезни, не дожидаясь, чтобы его организм окреп, или же грудным младенцам, не дожидаясь, чтобы они подросли. Точно так же можно было бы счесть несовершенством, если бы Всевышний дал одни и те же заповеди, как начинающим, так и продвинутым в исполнении Б-жественного закона. Однако естественно, если Он в зависимости от подготовленности людей будет разнообразить Свои предписания и после того, как они освоят легкие заповеди, даст им более трудные. Подобно тому, как хлеб, мясо, вино и вообще тяжелая пища не годится маленьким детям, однако прекрасна для взрослых, и потому ее дают детям только после того, как они подрастут, - и то не сразу, а постепенно приучая их к ней. Или другой пример: учитель объясняет сначала то, что легче понять, пока ученик не привыкнет учиться, а потом, мало-помалу усложняя предмет, ведет его к более глубоким и сложным проблемам. А если бы он попытался их дать ученику с самого начала - раньше, чем тот привыкнет к учению, - это означало бы серьезный дефект в преподавании.

Тут кто-нибудь спросит: но ведь немыслимо, чтобы для Всевышнего что-нибудь было невозможно, - почему же Ему не дать всеобщий закон, в равной степени относящийся ко всем людям от мала до велика во все времена?

Вот что надо ответить. Этот вопрос относится к разряду вопросов вроде следующего: почему Всевышний не сотворил всех людей праведниками без малейшего порока и недостатка, всей душой стремящихся к служению Ему, ведь это гораздо больше пристало Его совершенству? Однако такие вопросы в действительности не имеют ни малейшего смысла, как объяснил это Рамбам и как об этом будет сказано ниже.

Б-г изменяет законы природы в случае необходимости

Мы ведь не скажем, что поскольку Всевышний обладает абсолютным совершенством, Ему следовало бы всех животных сделать разумными во славу Себе. Это утверждение бессмысленно, потому что совершенно не соответствует реальности нашего мира. Точно так же нелепо желать, чтобы во славу Всевышнего, все происходило чудесным путем, а не в рамках законов природы. Потому что все мудрецы Торы согласны с тем, что в глазах Творца природа исключительно ценна, и Он нарушает границы ее только в случае исключительной нужды, когда никак невозможно иначе. Мы способны судить только по аналогии с тем, что приносит нам исследование Торы, и потому тот, кто не согласен со сказанным выше и утверждает, что Б-г непрерывно творит чудеса, противоречащие законам природы реального мира, имеет на это полное право. Наши же мудрецы, сказавшие, что Тора - это жизненный эликсир [Кидушин, 306], лекарство для всего организма [см. Ваикра раба, 12:3], тем не менее, никак не утверждали, что она в равной степени годна для всех - для мужчин, для женщин и для детей - во все времена. Истинность же нашего утверждения будет показана ниже (ч. З, гл.13).

6. НЕПОВТОРИМОСТЬ ПРОРОЧЕСТВА МОШЕ-РАБЕЙНУ И УНИКАЛЬНОСТЬ ЕГО ТОРЫ

Первоосновы Б-жественной религии, услышанные народом Израиля из уст Всевышнего, неизменяемы

Из сказанного выше ясно следует, что в Торе не может произойти изменений, затрагивающих три первоосновы ее, указанные выше. Потому что Б-жественность Торы вместе с существованием Б-га, приказывающего ее соблюдать и следящего за поведением человека, чтобы наказывать преступающего Его заветы и награждать тех, кто боится Его, народ Израиля воспринял тогда, когда услышал из уст Самого Б-га: "Я - Г-сподь Б-г твой" и "Да не будет у тебя других богов, кроме Меня". Из слов "Который вывел тебя из Египта, из дома рабства" [Шмот, 20:2] евреи поняли, сколь могущественно детальное наблюдение Всевышнего за всем, что совершается на земле, потому что они видели собственными глазами все, что Он сделал, чтоб наказать египтян и вывести их самих на свободу. И они убедились, что не следует служить никому, кроме Всевышнего, даже как посреднику между людьмии Б-гом (21). Поэтому в заповеди "Да не будет у тебя других богов, кроме Меня" содержится и принцип воздаяния. Тем самым весь народ Израиля удостоверился воочию, что различия между Б-жественными религиями не могут коснуться этих трех первооснов (22).

Однако вопрос, могут ли быть изменены остальные заповеди Торы Моше каким-нибудь другим пророком, требует отдельного рассмотрения.

Может ли пророк менять отдельные заповеди Торы Моше?

Мы сказали, что между заповедями "Я - Г-сподь Б-г твой" и "Да не будет у тебя других богов, кроме Меня", с одной стороны, и остальными из Десяти заповедей - с другой различие заключается в том, что первые две были услышаны непосредственно из уст Всевышнего без участия Моше, в то время как остальные были разъяснены Моше (хотя их тоже слышали из уст Всевышнего). И можно сказать, что такого же рода различие существует между Десятью заповедями в целом и всеми остальными заповедями Торы: Десять заповедей евреи услышали из уст Всевышнего, а все остальные заповеди им были даны через посредство Моше. Теперь поскольку восемь заповедей из десяти (кроме "Я - Г-сподь Б-г твой" и "Да не будет у тебя...") пророк имеет право изменить по специальному временному указанию свыше, то остальные заповеди Торы пророк, вероятно, может менять даже без указания свыше. По этой самой причине в период Второго храма отменили прежний счет месяцев года от нисана по указанию Ирмеягу.

Хаос, возникающий как следствие этой возможности

Однако, если дело будет обстоять таким образом в действительности, что во власти пророка (или хвастающегося, что он пророк) менять любые из заповедей Б-жественной Торы, кроме Десяти заповедей, под предлогом, что настало время для их изменения, - все здание Торы рухнет и не останется никакой возможности ее исполнять. Но сказать, что ни один пророк не имеет права менять никакие из заповедей, данные как Б-жественный закон, также чрезвычайно трудно. Ведь если так, то почему Израиль поверил Моше, изменившему Тору потомков Ноаха, которой следовали евреи как традиции, идущей от их отцов, которые были пророками?

А ведь изменения коснулись не только конвенциональных частностей и положений, связанных лишь с принимающей стороной, - то есть тех, которыми народы отличаются друг от друга и из-за которых возможно, чтобы Б-жественные религии отличались одна от другой (23). Нет, Моше принес заповеди, к которым конвенциональные соглашения между людьми вообще не имеют никакого отношения - как, например, заповеди пара адума, килаим, или те, которые разрешили Израилю то, что было запрещено для потомков Ноаха [см. Сангедрин, 59а]. И если это нас учит, что сказанное однажды одним пророком может быть изменено другим, то откуда нам знать, какая из заповедей может быть вдруг отменена или упразднена вовсе?!

Человек не имеет права отойти от своей веры, истинность которой доказана

Поэтому мы скажем, что - как показывает глубокое изучение этого вопроса с точки зрения Торы - ни один человек не имеет права отойти от своей веры и от традиции, воспринятой им от предыдущих поколений, начало которой положено пророком. Если ему очевидно, что и первоосновы, и корни его религии истинны (то есть отвечают тем требованиям, о которых мы говорили раньше), он обязан следовать ей до тех пор, пока ему не станет абсолютно ясно, что Всевышний желает теперь отменить слова того пророка, от которого продолжается эта традиция.

Впрочем, условием этой абсолютной ясности является доказательство истинности миссии нового пророка - такое, которое примут все. Причём истинность своей миссии он должен доказывать отнюдь не чудесами и знамениями, потому что есть множество людей, отнюдь не пророков, которые творят чудеса и знамения ворожбой или колдовством (как египетские жрецы), или каким-либо иным способом. Кроме того: поскольку те пророки, которые не посланы Всевышним, чтобы дать людям Закон, тоже совершают чудеса и знамения - кто может сказать, что какое-то конкретное чудо или знамение совершено человеком, посланным Всевышним именно с целью научить людей новому Закону?

Может быть, ему дано совершить это знамение лишь как знак, что он в самом деле пророк? Значит, знамение или чудо никак не указывают на цель, ради которой Всевышним послан этот пророк (24).

Только одним способом может пророк подтвердить истинность своей миссии: если доказательство этого будет вполне соответствовать Торе Моше (по причине, о которой говорилось в ч. 1, гл.11 (25). И если истинность его миссии будет доказана тем же способом, каким была доказана истинность миссии Моше, то следует слушаться этого пророка, пришедшего отменить то, что установил первый пророк.

У горы Синай народ Израиля получил неопровержимое доказательство истинности миссии Моше

Несмотря на то, что слова Моше противоречили Торе потомков Ноаха, в Б-жественности которой евреи были убеждены, сыны Израиля поверили ему. Причина состояла в том, что они получили неопровержимые доказательства, что Б-г собирается дать им новую Тору именно через посредство Моше. Потому что в противном случае они не имели бы права отойти от религиозной традиции, полученной ими от Адама и Ноаха через их отцов. И доказательства эти были двух видов: во-первых, они убедились в том, что новый пророк, Моше, собирающийся изменить их религию, превосходит того, кто положил начало их религиозной традиции во-вторых, они убедились в том, что истинность миссии Моше ни в чем не уступает истинности миссии основоположника их религии. И в обоих этих аспектах - и о пророчестве Моше, и о его миссии - евреям были даны абсолютно бесспорные доказательства.

Чудеса, совершенные Моше, превосходили все, совершенное каким бы ни было другим пророком

Моше превосходил всех пророков, которые были до него, о чем свидетельствуют совершенные им чудеса и знамения - великие, ужасающие, подобных которым мир не видал ни до него, ни после, вплоть до сегодняшнего дня. И Священное Писание говорит об этом буквально: "Я открывался Аврагаму, Ицхаку и Яакову в образе Б-га Всемогущего, но Своей Б-жественной сущности Я им не открывал" [Шмот, 6:3], однако Моше Всевышний открылся под именем, отражающим Его Б-жественную сущность, и тем самым дал ему возможность творить нечто совершенно новое - такие чудеса, которые самым явным и решительным образом ломали законы природы. Для тех же, кто предшествовал Моше, Всевышний творил лишь скрытые чудеса (26) - спасал их от голода, от смерти на войне, не изменяя рамок природы так, чтобы это было очевидно для всех.

Весь народ слышал, как Б-г обращался к Моше

Миссия же Моше стала ясной для всего народа Израиля тогда, когда все евреи услышали голос Всевышнего, обращенный к Моше, как сказано в Торе: "Вот Я являюсь тебе в толще облачной, чтобы услышал народ, как Я буду говорить с тобой" [Шмот, 19:9]. То есть Всевышний хотел, чтобы весь народ узнал, что Он хочет дать ему Тору через посредство Моше, и вследствие этого был бы обязан поверить в Моше столь, безусловно, что эта вера не поколеблется даже тогда, когда Моше отменит установления прежних пророков.

Исключено, чтобы появился пророк, превосходящий Моше

Возможно ли, чтобы в будущем появился пророк, который отменит установления Моше и которому, тем не менее, мы должны будем верить?

Это может быть только при условии, если, во-первых, будет неопровержимо доказано, что этот пророк превосходит Моше, и, во-вторых, его миссия должна быть подтверждена таким же образом, как была подтверждена миссия Моше.

Однако относительно вероятности появления пророка, превосходящего Моше, уже заявила Тора: "Если будет у вас пророк, пророк Г-спода - в ночном видении Я откроюсь ему, во сне буду с ним говорить но не таков Мой служитель Моше... его устами Я говорю" [Бемидбар, 12:6-8]. То есть: уровень пророчества Моше превосходит уровень любого другого пророка. Это просил Моше у Всевышнего, и Всевышний выполнил его просьбу. И совершенно недвусмысленно говорит Тора в последних своих словах: "И нет в Израиле еще одного пророка, подобного Моше, которого Г-сподь возвеличил настолько, чтобы говорить с ним лицом к лицу" [Дварим, 34:10].

Значит, если явится пророк (или хвастающийся, что он пророк) и скажет, что достиг уровня, превосходящего уровень Моше, и что поэтому все должны его слушаться и изменить установлениям Моше не на короткое время, а навсегда, мы не должны его слушать. Мы не должны даже допустить в сердце побуждения следовать ему. Мы ответим ему: "Докажи, что ты действительно превосходишь Моше и всех пророков, пришедших после него, которые являются учениками Моше!" И если он совершит чудеса более великие и устрашающие, чем все, совершенное Моше и всеми пророками - если он ввергнет в преисподнюю всех, кто восстает на него подобно тому, как это сделал Моше с Корахом и его шатией если он победит всех мудрецов поколения и низложит всех, кто будет ему противоречить, подобно тому, как это сделал Моше с фараоном, со жрецами Египта и всеми его мудрецами если совершенные им чудеса и знамения будут совершены открыто, у всех на глазах, подобно чудесам, совершенным Моше на глазах фараона и на глазах всего народа Израиля если чудеса его будут постоянными в течение долгого времени подобно столпу облака днем и огненному столпу по ночам, которые шествовали впереди народа целых сорок лет, или подобно ману, который выпадал изо дня в день, кроме субботы (чтобы воочию показать святость субботнего дня и истинность слов Моше), и еще многое в том же роде, - мы поверим ему. Но если он не сделает этого - мы отвергнем его. /.../

Изменение слов Моше возможно только тогда, когда доказательство необходимости этого столь же бесспорно, как доказательство истинности пророчества Моше

Итак, мы не будем слушаться ни одного пророка, который придет, чтобы отменить Тору Моше, если не услышим непосредственно из уст Всевышнего, что этот пророк послан Им с этой целью. Потому что тот, кто послушается и нарушит установление Моше, будет равен преступившему заповедь Всевышнего, о которой сам услышал из уст Б-га. Например, пророк Идо, был убит львом за то, что послушался другого пророка и преступил повеление Всевышнего, услышанное им из уст Самого Б-га [см. Млахим 1,13]. Поэтому ясно, что не следует верить ни одному человеку - будь он в действительности пророк, или только хвастающийся, что он пророк, - если он скажет, что он послан Всевышним отменить Тору Моше, которая, якобы, дана лишь на время и теперь время ее истекло. Для того, чтобы мы поверили в это, необходимо подтверждение миссии этого человека Всевышним столь же открыто и всенародно, как Он подтвердил миссию Моше в присутствии 600 000 человек.

Мудрецы наши считают, что в будущем Всевышний откроется так же, как при даровании Торы

Наши учителя, память о которых благословенна, говорят, что в будущем снова произойдет такое же откровение Всевышнего, как на горе Синай: что весь Израиль услышит голос Его из среды огня. Сказано в Мидраше "Хазит": "Сказал раби Йегуда: В тот момент, когда евреи услышали "Я - Г-сподь Б-г твой" и "Да не будет у тебя других богов", Тора укоренилась в их сердцах, они учили ее и не забывали. Но когда они пришли к Моше и сказали ему: Моше-рабейну, будь ты посредником между нами и Б-гом, "говори ты с нами, и мы будем слушать" [Шмот, 20:19], - стали опять учить и забывать выученное. Как Моше, человек из плоти и крови, преходящ, так и Тора его преходяща, - решили они. Снова пришли к Моше и сказали ему: Моше, может быть, Всевышний еще раз откроется нам, и мы не будем забывать выученное? Ответил он им: Теперь - нет, но в будущем - да".

Вот - это буквальное свидетельство, по мнению мудрецов наших, что в будущем снова весь Израиль услышит Тору прямо из уст Всевышнего без всяких посредников.

Повторение дарования Торы в будущем зависит только от воли Всевышнего

Согласно моему разумению, поскольку об этом прямо нигде не сказано в Священном Писании, правильнее сказать, что повторение синайского откровения зависит только от воли Всевышнего. Однако нет уверенности, произойдет ли это обязательно, хотя, согласно традиционному истолкованию Торы, вовсе не исключено, что это действительно произойдет. Поэтому сегодня мы в положении пророка, который сам слышал приказ из уст Всевышнего и потому не может послушаться другого пророка и сделать нечто противоположное тому, что было ему приказано Самим Всевышним, пока сам не услышит от Б-га, что такова его воля. /.../

И потому следует отвечать тем, кто нам возражает и утверждает, что слова Торы: "пророка поставлю Я им из среды их братьев, подобного тебе, и вложу слова Мои в его уста, и будет он передавать им все, что Я повелю" [Дварим, 18:18], нужно понимать в том смысле, что в будущем, мол, явится пророк и даст новую Тору подобно тому, как прежняя Тора была дана руками Моше. Мы скажем: но ведь по вашим собственным словам получается, что поскольку сказано "пророка поставлю Я им, подобного тебе", то необходимо, чтобы способ каким Всевышний поставит нового пророка, и подтверждение его пророчества и миссии (что является принципом Б-жественной религии) были такого же рода, как это было с Моше: в присутствии шестисот тысяч, устраняя малейшее сомнение и подозрение (ч.З, гл.19).

ПРИМЕЧАНИЯ

(1) Акциденция - случайное, несущественное свойство. Например: цвет, величина, характер внешней поверхности предмета (шероховатый или гладкий). Изменение акцидентальных свойств не касается сущности объекта (субстанции).

(2) Перводвигатель - Б-г, первопричина всякого движения. Ср.: "Морэ невухим", ч.2, начало - где перечисляются 26 основных положений на основе аристотелевской физики, из которых вытекает существование Б-га.

(3) Это положение (как и весь отрывок) базируется на классификации наук Аристотеля, из которой, впрочем, Альбо делает выводы, служащие обоснованием его собственных взглядов, отличных от взглядов Аристотеля.

(4) См. раздел первый, сноску 28.

(5) Согласно Рамбаму, верному в этом пункте аристотелевской традиции, пророчество - это предел совершенства, уготовленного естественному интеллекту человека ("Морэ невухим", ч.2, гл.32). Однако согласно точке зрения других еврейских религиозных философов, пророчество - это слово Всевышнего, воспринимаемое сверхъестественным образом (ср., например, "Кузари", гл.1, §1, за которым следует здесь Альбо). И еще: философы школы Аристотеля считают, что Б-жественное управление миром тождественно природному миропорядку - в то время как еврейская, религиозная философия видит его в активном вмешательстве Всевышнего в естественный исторический процесс или в естественное течение жизни человека.

(6) Аскомония - род лекарства. Опыт мы также приобретаем, понятно, благодаря органам чувств. Однако второй вид очевидного базируется на нашем знании о природе наблюдаемого явления (например, что в перце есть вещества, вызывающие ощущение жара), в то время как в явлениях, относящихся к третьему виду, мы ничего не знаем об их причинах, поскольку они недоступны нашему восприятию. Эта классификация имеет большое значение при обсуждении чуда откровения Всевышнего, необъяснимого рационально.

(7) Альбо имеет в виду те религии, истинность которых он признает: Тору потомков Ноаха, религию Аврагама и религию Моше.

(8) Териак - древнее универсальное лекарство, состоящее из 70 компонентов. В частности, действует как противоядие.

(9) Оба эти вида доказательств соответствуют второму и третьему пунктам вышеприведенной классификации: знаниям, получаемым через органы чувств и знаниям, приобретаемым через опыт.

(10) Намек на чудеса, приписываемые Иисусу.

(11) Ср.: Рамбам, "Мишне-Тора", кн.1, "Законы об основах Торы", гл.8 "Морэ невухим", ч.2, гл.33. В противоположность этому: "Кузари", гл.1, §§87-90 комментарий Рамбана к Торе "Шмот" 19:9. Внимательный читатель заметит, что хотя внешне Альбо следует Рамбаму, по своим взглядам он близок "Кузари", в особенности Рамбану. Потому что Рамбам считает, что при даровании Торы единственным пророком был лишь Моше, а весь народ удостоился лишь услышать звук, сотворенный Всевышним, не разделявшийся на слова, однако р.Йегуда Галеви и Рамбан говорят, что весь народ удостоился пророчества в полном смысле этого слова. Ср. также со сноской 5 этого раздела.

(12) Ср. со словами Рамбама в "Морэ невухим", ч.1, гл.З, а с другой стороны - со словами "Кузари", гл.1, §5. Точка зрения Альбо соответствует "Кузари", и даже более радикальна.

(13) Имеется в виду, что согласно воззрениям кабалы все души сотворены Всевышним при сотворении мира. В каждом поколении в мире присутствуют все типы душ - так что 600 000 человек, присутствовавших при даровании Торы, были представителями всего духовного мира - то есть всех душ, существующих в мире. Таким образом, при даровании Торы присутствовало максимальное количество свидетелей, вообще возможное в сотворенном мире.

(14) В этом отрывке - явное влияние кабалы испанской школы. Однако Альбо крайне осторожен в выражениях, избегая явных реминисценций.

(15) Например: треугольник, сумма углов которого больше 180°. Невозможность сотворения подобных вещей нисколько не умаляет всемогущества Всевышнего, потому что причина не в Нем, а в самой вещи.

(16) Здесь Альбо резко полемизирует с Рамбамом (ср. Шмона праким, 1).

(17) Согласно Аристотелю, у каждого физического тела есть "естественное место". Земля окружена сферой воды, сферой воздуха и сферой огня. Каждое тело стремится вернуться на свое "естественное место", поэтому камень, брошенный вверх, падает снова на землю. С точки зрения этой теории совершенно необъяснимо, почему железо притягивается магнитом (ср. "Кузари" гл 1 §5).

(18) Согласно Аристотелю, все люди в равной степени принадлежат к роду человеческому, но отличаются друг от друга степенью своего совершенства и акцидентальными свойствами.

(19) То есть: доказательства, подтверждающие истинность миссии посланника Всевышнего, не должны быть одними и теми же в различных истинных религиях.

(20) Альбо не признает изменения, способствующего дальнейшему развитию: он допускает лишь изменение, исправляющее то, что было искаженным. Возможно, что здесь он выступает против притязаний христианства, якобы, оно - более высокая ступень в познании истины, нежели иудаизм.

(21) Например, небесным светилам или ангелам, потому что это - основа идолопоклонства.

(22) Альбо снова возвращается к идее, что первоосновы Б-жественной религии не могут измениться, однако аргументирует иначе. Теперь он говорит: то, что народ услышал из уст Всевышнего, не может быть изменено (см. далее, раздел третий).

(23) Поскольку разные народы живут в разных условиях и обладают разной историей. Здесь Альбо имеет в виду те из заповедей, смысл которых ясен человеческому разуму, поскольку они обеспечивают нормальную жизнь человеческого общества.

(24) Снова намек на чудеса, якобы сотворенные Иисусом.

(25) Эта глава не включена в настоящее издание. В ней доказывается, что поскольку и христианство, и ислам признают истинность религии Моше-рабейну, то только из нее следует выводить методы доказательства истинности Б-жественной религии вообще.

(26) Явные чудеса - вроде рассечения моря Ям-Суф - рушат рамки законов природы очевидным для всех образом. Скрытые же чудеса - например, излечение от болезни в награду за праведность - не нарушают рамки законов природы и потому не видны для всех. И, тем не менее, они тоже представляют собой прямое вмешательство Всевышнего в естественный ход событий. Наиболее полно эта идея представлена в трудах Рамбана - в частности, в его комментарии к Торе.

Далее

Ваша оценка этой темы

1 2 3 4 5