Главная страница >>Библиотека >> «Еврейская семья», материалы конференции по еврейской философии >> части I, II, III, IV, V

Перед Вами электронная версия брошюры «Еврейская семья, изд-во "Амана".
Подробнее об ее издании и возможности приобретения – здесь. Zip-файл >>

Подсказка! Для просмотра содержания книги целиком, увеличьте ширину левого окна, отодвинув мышкой его вертикальную границу вправо.


Раздел III. ЖЕНА И МАТЬ
ПОЛОЖЕНИЕ И РОЛЬ ЖЕНЩИНЫ

«МУДРОСТЬЮ СВОЕЙ СТРОИТ ЖЕНЩИНА СВОЙ ДОМ (СЕМЬЮ)»

Проф. Иегуда Элицур

Семья, как известно, строится из мужчины и женщины. В Торе много места уделяется роли каждого из них в семье иногда это высказывается ясно, а иногда - намеками. Большое внимание уделено этому вопросу и в комментариях талмудистов на библейский стих (Бытие, 2,22):

«И перестроил Господь ребро, которое он вынул из человека, - в женщину и привел ее к нему». О мужчине сказано: «И Он сотворил», а о женщине сказано: «Он перестроил». Почему же в рассказе о сотворении женщины употребляется более сложное понятие творчества? - А потому, что женщине дано большее понимание. Возможно, что это не простой смысл данного стиха, но такое толкование по принятым методам комментариев Торы нашими мудрецами раскрывает их взгляд на человеческую действительность.

В своих рассказах Тора большое место уделяет женщине, ее роли и достоинствам. Все в соответствии с мудрым автором книги Притчей (Притчи, 14,1):
«Мудростью своею построила женщина свой дом».* Это библейское образное выражение легло в основу многих рисунков и иллюстраций к Библии. Женщина представляет человеческую мудрость во многих из библейских рассказов, где человек не владеет собой, и он бессилен, но разумом и мудростью он укрепляет силу и намечает свой путь.
-----------------------------
*Царем Соломоном (Шломо).
-------------------------------
Ведь на протяжении всей книги Бытия исполнялась воля женщин. Праотец - самый старший наш предок, - это Авраам, но и ему Творец указывает: «Все, что скажет тебе Сарра, исполняй» (Бытие, 21,12). Ицхак захотел благословить своего сына Исава, - но, поскольку жена Ицхака, праматерь Ривка любила больше Яакова он благословил Яакова (Бытие, 25,28). Даже первый человек (Адам) съел то, что дала ему его жена Хава (Ева) (плод познания добра и зла).

Многие вещи мы можем познать из этих глав книги Бытия. Одна из них - это то, что собой представляет женщина, каков ее характер, каково место достойнейшей из них и в чем ее сила. В Торе есть много разделов, в которых этот сюжет излагается ясно и открыто. Когда военачальник Иоав хочет убедить Давида, он посылает к нему мудрую женщину Текоа (2-ая книга Самуила, 14,1-2), и ей действительно удалась эта тяжелая миссия. Комментаторам и исследователям навряд ли удалось разъяснить все ее слова, но город Бет Мааха был спасен от меча Йоава, благодаря мудрой женщине (2-ая книга Самуила, 20), которая встала между лагерем осаждающих и лагерем осажденных. И вот две вооруженные армии действовали по ее словам, и обнаженный меч вернулся в свои ножны. Эти все случаи носят совершенно ясно выраженный смысл.

Иногда в повествованиях Торы действуют мужчины сильные, крепкие и властные. Тора противопоставляет им женщину. Разумеется, что во всем этом разделе Тора выступает многоликой. Текст что-то рассказывает, но в этом рассказе есть и простой смысл, и намек, и какое-то толкование, и тайна. Один из мотивов в повествованиях подобного рода - это мудрость женщины, заставляющая действовать мужчин и направляющая их действия. Часто бывает, что современные комментаторы не поняли этих намеков и ошиблись в своих комментариях. Приведем несколько примеров.

Чтобы не показаться шовинистами, возьмем, к примеру, женщину-нееврейку - Рахав из Иерихона. В книге Иисуса Навина во 2-й главе смысл ясен не окончательно, он понятен только тем, кто знает, что в диалогах между мужчинами и женщиной надо искать мудрость, высказываемую женщиной в ее беседе.

Картина такова: стоят два воюющих лагеря, израильтяне находятся на том берегу Иордана, а ханаанеяне стоят на этом берегу. И вот израильтяне действуют: «И тайно послал Иисус Навин (Иегошуа бен Нун) из Шитим двух разведчиков, сказав им, - Пойдите, осмотрите эту страну и город Йерихон».* Что значит тайно? Личность этих людей не была известна, наверняка они и замаскировались хорошенько, чтобы ханаанеяне не почувствовали, что это израильские разведчики. Однако маскировка не возымела успеха:
-----------------------------
* Книга Иисуса Навина, 2,1.
-------------------------------
«И сообщили царю Иерихона следующее, - Вот какие-то люди пришли этой ночью со стороны израильтян, чтобы разведать страну». В наши дни это называется «контрразведка». Само собой разумеется, что ханаанеяне охраняли берег Иордана. Им был отдан приказ, смотреть в оба и наблюдать, не явятся ли израильские разведчики. Получается, что, несмотря на меры предосторожности, царские осведомители узнали, что это израильские разведчики. Однако они не схватили их тут же на месте и не стали с ними драться, потому что те были близки к Иордану и могли удрать, или их могли спасти израильтяне. Они позволили им спокойно пройти, но следили за ними до самого Йерихона. А когда те вошли в город, их схватили.

Итак, перед нами два воюющих лагеря: один хочет получить точную информацию о городе Йерихоне, а второй хочет поймать израильских разведчиков. Что же произошло? - Ни то, и ни другое. В Йерихоне жила одна женщина, по имени Рахав. «И взяла эта женщина двух этих людей и спрятала их, а когда пришли посланцы царя, она сказала им, - Да, ко мне пришли эти люди, но я не знала, откуда они. А мне надо было запереть ворота в темноте, и эти люди вышли, и я не знаю, куда они ушли, бегите скорей за ними и вы их нагоните». Она указала этим царедворцам направление на восток, а израильским разведчикам она посоветовала скрыться в горах, т.е. на запад - к Иудейской пустыне. Она советовала им не возвращаться в свой лагерь, чтобы их не нагнали преследователи, а отсиживаться три дня, пока те не вернутся назад, а потом уже идти к себе в лагерь. Итак, ни те, ни другие, не достигли своей цели. Одна только Рахав достигла своей - она была спасена.

Хорошо известно, что для воюющей стороны выгодно, когда кто-либо из вражеского лагеря изменяет и помогает ей. Но такое деяние обычно сопровождается презрением и порицанием. Изменника принимают, спасают его, платят ему, но не доверяют и не уважают его, действуя согласно правилу: «спасай его, но подозревай», потому что на нем лежит клеймо изменника.

Что же сделала Рахав, чтобы получить дорогую плату от израильтян и чтобы они ее не презирали? Многие из комментаторов, особенно из современных, говорили, что разговор Рахав выглядит слишком длинным. Она говорит просто не по делу, и тут есть кое-что непонятное. «Она сказала этим людям, - Я знаю, что Бог отдал вам эту землю, и что страх перед вами охватил нас всех и что перед вами трепещут все жители этой земли. Когда мы услыхали, что Бог высушил воды Красного моря перед вами, когда вы вышли из Египта, а также то, что вы сделали с двумя аморийскими царями на том берегу Иордана, Сихоном и Огом, и что вы полностью их сокрушили».

Во многих местах в Торе и в книге Иисуса Навина мы встречаем текст, который превозносит исход из Египта. Ясно, что это была не только письменная фиксация факта. Общеизвестно, что израильтяне хвалились своим исходом из Египта. Также и победа над царями Сихоном и Огом неоднократно упоминается в Библии. Это и неудивительно, потому что это было началом завоевания, когда израильтяне, вышедшие из Египта, покорили и низвергли двух ханаанских царей. Понятно, что они хвастались этим, и Рахав знала об этом. Она также прекрасно знала, что происходило в лагере израильтян, что для них важно и дорого, что приятно их глазам и ушам. Поэтому она сказала:

«Мы слыхали об исходе из Египта» - а эти два разведчика думали про себя: «Вот настоящая, мудрая женщина». - «Мы слыхали и о вашей великой победе над Огом, царем Башана, и над Сихоном, аморийским царем». Разведчики переглянулись, думая: «Это не просто ханаанеянка, это мудрая женщина».

Но не это главное. Она еще продолжала свою речь: «Когда мы это услышали, наши сердца растаяли, и ни у одного из нас не оставалось духа перед вами, потому что Господь, ваш Бог - он Бог небес наверху и Бог земли внизу». Тут главное - в ее мудрости. Если кто разумен, он должен знать факты и должен уметь смотреть в души и сознание людей, от которых он зависит. Рахав разбирает на тончайшие нити сознание этих двух израильтян, словно скрипач - струны на своей скрипке. Вообще есть общее правило: «Знай своего врага». Умные люди из ханаанеян интересовались, кто такие эти страшные израильтяне, которые приближаются к ним. Они, конечно, рассказывали потрясающую вещь, что израильтяне не веруют ни в Баала, ни в Астарту,* у них есть один-единственный Бог, кроме которого нет никого, и они ревностно веруют в него. Рахав заявляет: «Господь, ваш Бог - он Бог на небесах наверху и на земле внизу». Этим она хотела сказать, почему она так обходится с ними. Не потому, что она изменница, а потому, что израильтяне правы, и она на их стороне не потому, что они сильны, а потому, что на их стороне правда. Эта мудрость выводит ее из категории мелких изменников, которые заботятся лишь о своей ничтожной жизни, и возвышает ее до уровня человека с широким мировоззрением, знающего и преданного.
-----------------------------
* Баал и Астарта - главные боги, которым поклонялись ханаанеяне.
-------------------------------
Таким образом, перед нами мудрая женщина, которая очень хорошо знает, что происходит в лагере израильтян, а что - в их душах внутри. Она прекрасно играет на этих струнах и с достоинством добивается своего. Перед нами два воюющих лагеря, каждый из них имеет свою цель, но ни один из них не достигает ее. Израильские разведчики вынуждены были удрать, и не смогли принести с собой нужные сведения. Ханаанеяне стремятся поймать этих израильских разведчиков, но это им не удается.

Кто же достигает успеха? Именно Рахав. С большим почетом она выходит из этой войны, она и вся ее семья, а затем занимает уважаемое место в лагере израильтян. И все это благодаря ее мудрости. У нее нет ни силы, ни оружия - а только женская мудрость.

Другой пример, немного более запутанный, но очень интересный, мы находим в истории Авигаиль (1-я книга Самуила, 25). В центре этого рассказа находится длинная беседа Авигаиль с царем Давидом. И тут тоже многие из современных комментаторов утверждают, что слова Авигаиль удивительны, но они не по существу, кроме того, она очень многословна. Однако, чтобы понять слова мудрости, читатель-комментатор должен быть, по крайней мере, умным человеком.

Повествование начинается в 1-й книге Самуила (25,2): «Жил некий человек в Маоне, а имение его было в Кармеле». Оба эти места расположены южнее Хеврона, и названия эти сохранились до сегодняшнего дня: «И человек этот был очень богат, он имел три тысячи овец и тысячу коз. Однажды он отправился в Кармель на стрижку своих овец. Звали этого человека Навал, а жену - Авигаиль, она была очень умной» - в Торе подчеркивается - «и красивой» - и на «это талмудисты обратили внимание в трактате «Мегила»:

«Человек этот был тяжелым и плохо вел себя, он происходил из рода Калеба (соратника Иисуса Навина)». Давид услыхал в пустыне, что Навал стрижет овец, и послал десять отроков в Кармель с наказом попросить у Навала всякие дары. Когда отроки выложили перед Навалом слова Давида, которые он просил передать ему, Навал резко ответил им: «Кто такой Давид и кто это сын Ишая!* Сегодня развелось много рабов, убегающих от своих господ. Неужели я возьму свой хлеб, свою воду и скот, который я зарезал для тех, кто стрижет моих овец, и отдам тем людям, о которых я не знаю, откуда они. И повернулись отроки Давида, и ушли своей дорогой». Они вернулись к Давиду и рассказали ему обо всем случившемся. Давид тут же приказал всем прикрепить к поясам свои мечи, он и сам это сделал, и все - четыреста человек - пошли за Давидом, а двести остались сторожить обоз. Дальше, в главе 21 говорится:
-----------------------------
* Сын Ишая - это Давид. Его отца звали Ишай (Есей).
------------------- ------------
«И сказал Давид, - Только зря оберегал я добро этого человека в пустыне, и ничего из его добра не убыло. А теперь он отплатил мне злом за добро. Клянусь, что до утра я не оставлю ничего из его добра».

Давайте вникнем в суть того, о чем тут идет речь. В странах Ближнего Востока существовал очень древний обычай. Я не знаю, как он назывался на иврите, на арабском он называется «хава», т.е. братство. Что же это значит? Когда земледельцы, живут на краю пустыни, а недалеко оттуда есть бедуинский дом, кочевое племя наподобие того, с которым Давид кочевал в то время по пустыне, то существует закон, по которому в большинстве случаев возникает связь между кочевниками и землевладельцами. Этот закон возник в результате длительного общественного развития через непрерывные, кровопролитные войны между кочевниками-пастухами и земледельцами.

Вначале бедуины разорили деревню, но затем объявили: «Вы - наши крестьяне», а те в ответ сказали: «А вы - наши кочевники», т.е. бедуины, кочующие вокруг этой деревни, должны еще и охранять ее от других бедуинов, которые могут напасть и ограбить ее. С другой стороны, они обязуются сами не грабить и не обижать своих крестьян, а только охранять их. В обмен на это они получают то, что причитается им по соглашению. Когда наступает время жатвы, кочевники приходят и говорят: «Мы вас охраняли весь год и не вредили вам». Тогда крестьяне дают им с большим почетом полагающуюся им долю: хлеб, шерсть и т.п., этот обычай свято соблюдался в течение многих веков.

Давид достойно и по совести тоже принял участие в этом обычае. Он сказал (Навалу): «Мы не посрамили вас». И люди Навала подтвердили это, как написано в главе 14: «Один парень из людей Навала сообщил жене Навала, Авигаиль, следующее, - Давид послал посланцев из пустыни, чтобы приветствовать нашего господина, а он прогнал их, хотя эти люди очень хорошо обходились с нами, не обижали и ничего не забирали у нас. Все время, когда мы находились в поле, мы общались с ними. Они были для нас защитной крепостью днем и ночью, все время, что мы пасли овец». Это значит, что Давид и все люди его свиты, не обижали крестьян и хорошо охраняли имущество Навала-кармелитянина.

Вполне возможно, что Навал был таким же, каково его имя* (как выразилась его жена), и он не понял дружелюбного стиля Давида, сказавшего ему: «Мир тебе...» Стиль речи Давида был слишком утонченным для Навала, для него это звучало как признак слабости. Если бы Давид прошел мимо этого позора, он бы погиб. Все жители этой земли узнали бы, что он бессилен и глуп, для него это означало бы конец. Поэтому он принял решение энергичное и жесткое. Не имея другого выхода, он должен был показать своим людям и жителям земли, что с ним шутки плохи. При необходимости Давид не преминул отплатить своим врагам. Перед его глазами всегда стояло то, что предсказал ему в будущем Божий пророк.
-----------------------------
* Слово «Навал» означает на иврите «негодяй».
-------------------------------
Тогда ему навстречу вышла Авигаиль: «Когда Авигаиль увидала Давида, она поспешила сойти с осла» и т.д. «Послушай слова твоей рабыни, пусть господин мой не обращает внимания на этого негодяя, на Навала, ибо каково его имя, таков и он сам. А я, твоя рабыня, не видела отроков господина моего, которых ты послал». До сих пор мудрость проста и понятна. Давид был сильно обижен Навалом, и если сама жена его своей собственной персоной пришла и говорит, что муж – негодяй, и ничего не значит для Давида, то она в какой-то мере залечила рану и острое чувство обиды. Только такой смысл имели ее слова.

Однако дальше, как утверждают многие из комментаторов, трудно понять, что она говорит и зачем она все это говорит? «А теперь, господин мой, благодарю я Бога за то, что Господь избавил тебя от пролития крови и спас тебя... А теперь вот подарок, который рабыня твоя привезла для моего господина, и дай его отрокам, которые идут за господином. Прости, пожалуйста, твою рабыню за ее грех, пусть за это Бог устроит для господина моего преданный дом, потому что господин мой вел войны, угодные Богу, и пусть тебя никогда не постигнет зло. Но ополчится на тебя человек, который будет преследовать тебя, чтобы убить».

Разумеется, она имела в виду царя Саула, ревнительно относящегося к успехам Давида. И она продолжает в том же смысле: «Пусть душа господина моего всегда остается среди душ живых вместе с Богом, а врагов его пусть поразит праща». С какой стати упомянут тут царь Саул? Ведь между Давидом и Навалом ссора. «И будет, когда Бог совершит для господина моего все то хорошее, что он обещал, и назначит тебя царем над израильтянами, пусть не будет это для тебя препоной и препятствием для сердца твоего и для бесполезного кровопролития. И пусть Бог поможет тебе, а ты тогда вспомни про твою рабыню». Вся эта речь кажется слишком длинной и слишком запутанной, мало относящейся к делу.

Согласно толкователям, смысл этой речи - в женской мудрости. Комментаторы говорят, что Авигаиль была пророчицей, а простой смысл говорит, что она просто была умная (говорят ведь, что мудрый человек лучше пророка). В чем же выражается ее мудрость, мудрость женщины в Торе? Прежде всего - открытые глаза и внимательно слушающие уши. Мы уже видели, что Рахав была спасена, благодаря тому факту, что она точно знала, что происходит в лагере израильтян, и более того - что происходит в их душах и в их сознании, о чем они думают и что приятно им услышать.

Другое дело - это знать и проникнуть в эту душу, стоящую перед тобой и смотрящую тебе в глаза и понять, как можно ее покорить именно тем же самым путем, как и действует она сама. Ибо в этом заключается разница между умным и дураком. Дурак кричит свое: я - прав и т.д., он не обращает внимания на других. Иногда он раздражает слушателя, и даже если он и прав, он не умеет объяснить слушателю, чтобы тому было понятно, этим он достигает только несогласия с ним. Умный же подчеркивает не те вещи, которые важны для него, а то, что может повлиять на его противника, это довольно сложный вопрос, который нуждается в понимании.

В-третьих, очень важно, что Авигаиль хорошо знает - а это глубоко психологично - чего глупые не знают: человека нельзя изменить в его основе. Нельзя придать ему разум, если его нет в природе этого человека, и нельзя искоренить те свойства, которые имеются в его природе. Что можно сделать - так это узнать его свойства, рафинировать их и извлечь то, что важно для тебя в данную минуту. В то же время важно усыпить и нейтрализовать незначительные и нежеланные свойства. В этих пределах и можно убедить человека.

Все это абсолютно ясно мудрой женщине. Как уже было сказано выше, она знает Давида и видит его насквозь, кто он и что он, что происходит в его сердце. Тут есть два интересных выражения, которые нуждаются только в переводе на современные термины, ибо человеческая душа не изменилась со времен Давида и Авигаиль.

В главе 31 она говорит: «И пусть это не послужит тебе препоной и сердечным препятствием». «Сердечное препятствие» на современном языке это «угрызения совести». «Препона» - это на современном языке значит «кошмар» или «травма». Авигаиль знает, что в душе Давида что-то бурлит и кипит, что его мучают тяжкие угрызения совести, и что какой-то кошмар наводит на него ужас. В чем же дело? Давайте рассмотрим это.

Как известно, в книге Самуила многократно повторяется рассказ о том, что право постройки Храма было отнято у Давида и возложено на его сына Соломона. Текст возвращается к этому вопросу много раз и в различных редакциях. В чем суть этих различий? В 7-й главе 2-й книги Самуила сказано:

«И было слово Божье к Натану таково: «Пойди и скажи рабу моему, Давиду: Так говорит Господь, ты ли построишь Мне дом для Моего пребывания? А в конце он говорит: «Когда дни твои исполнятся, и ты ляжешь со своими предками, я подниму твое потомство после тебя, то, которое вышло из тебя, и я приготовлю его царство. Он построит дом для Меня. И я установлю трон его царства навечно».

Однако здесь, а также и в 1-й книге Хроник (гл.18) не указана причина, почему это «будешь не ты, а твой сын». В противоположность этому Давид, когда он разговаривает с Соломоном в 1-й книге Хроник, говорит (гл. 22): «И сказал Давид Соломону: Сын мой, сердце мое было расположено построить дом для Господа, моего Бога. Но ко мне было слово Божье таково: «Много крови ты пролил и много крови пролил ты на землю предо Мною».

Этот довод мы не находим ни у пророка Натана, ни в книге Хроник, ни в устах Соломона только из уст Давида мы слышим его дважды.

Здесь не место разбирать весь этот рассказ по всем разным мнениям комментаторов. Самый ясный и толковый из всех комментариев - это мнение Радака, который объясняет, что причина для пророчества Натана, которую выдвинул Давид, согласно книге Хроник, вовсе не была сказана ему самим Натаном, а также она не была выдвинута и тогда, когда Натан получал свыше это пророчество. Давид сам объяснил для себя причину такого опального отношения к нему.

Можно предположить по следам этого комментария Радака, что Давид мучился многие годы, спрашивая самого себя: «Почему мне не разрешено построить Храм?» И он сам объяснял себе, что это произошло из-за большого количества пролитой крови. Радак говорит, что в душе Давид испытывал какую-то муку, его пугал тот факт, что все дни он воюет и проливает кровь. Каждый раз он все снова и снова спрашивал себя: «Почему не я?» И его угрызения совести находили на это какой-то ответ. И не зря, потому что, действительно, в 1-й книге Самуила говорится (27,11):

«Ни мужа, ни жену не оставлял Давид в живых среди амалекитян, и гешуритов, и газриев». И еще сказано: «И убил он всех мужчин в доме» (1-я книга Царей, 11,15). Кроме того, не только кровь чужих пролилась по его вине, он говорит священнику Авитару (1-я книга Самуила, 22,22): «Я виновен в убийстве всех людей дома отца твоего». А во 2-й книге Самуила (гл. 2) рассказывается, как в Гивоне два враждующих лагеря евреев затеяли кровавую игру и в конце люди Давида дрались с людьми Ишбошета, и сотни убитых были тогда среди израильтян, и Давид знал об этом, но ничего не предпринял.

И вот во 2-й книге Самуила (гл. 16) появляется человек, обвиняющий Давида в этих убийствах. Этот человек - Шими бен Гейра. Он так сказал Давиду: «Иди прочь, кровавый человек и негодяй, да вернет на твою голову Господь всю кровь дома Саула, на месте которого ты воцарился. И да отдаст Бог царство в руки твоего сына Авшалома, а ты - злодей и убийца».

Не много было людей, которые порицали и страшили Давида таким же образом, как Шими бен Гейра. «И сказал Авиша бен Цруйа царю: «Зачем эта собака проклинает моего господина царя? Пойду-ка я и сниму с него голову». Но царь ответил ему: «Какое вам дело до меня, дети Цруйи, что он проклинает. Это Господь велел ему проклинать Давида, оставьте его». Слова Шими возбудили в нем угрызения совести. Сердце говорило ему, что Шими прав, что он действительно пролил много крови. Затем он прощает Шими, однако перед своей смертью он дает наказ своему сыну Шломо (Соломону), чтобы тот не дал Шими умереть спокойно и своей смертью, а почему? А потому, что этот человек оскорбил Давида и задел его слишком тяжело, больше всех других. Когда бранят человека ни за что, в чем он не виноват, он не обижается, но Шими бен Гейра хорошо знал, что он говорит, он - превосходный обличитель. Он попадает в самую больную точку Давида. «Ты - человек, проливший много крови» - говорит он Давиду - это самое страшное, что можно было ему сказать. Ведь это и есть то, что мучит его совесть, это его преследует. Он сам о себе говорит: «Все дни я хожу и убиваю, воюю и проливаю кровь - а я еще хотел построить храм!»

Однако там, где есть обвинитель, есть и защитник, а точнее - защитница. Это Авигаиль. Современные комментаторы ошибаются, когда утверждают, что она просто многословна. Она говорит именно то, что сам Давид думает про себя, когда он хочет утешить себя. Она говорит ему:

«Клянусь Господом и тобой, что Господь удержал тебя от кровопролития и спас тебя». Ведь ты мучаешься этим, и тебе это наболело. Зачем же ты снова хочешь совершить подобное? Но она добавляет: «Мой господин ведет ведь Божьи войны, поэтому тебя не постигнет беда».

Авигаиль подтверждает то, что Давид говорит сам себе: «Почему я убиваю? Потому что мне заповедано воевать - я веду Божьи войны». Однако, когда у человека есть угрызения совести и он стремится освободиться от них, он нуждается в поддержке. Вот и явилась мудрая женщина, и она его поддерживает. Мы видим, что лучшего она не смогла бы сказать ему. Кроме того, Саул гонится за Давидом и преследует его. В глазах Саула Давид не что иное, как бунтовщик, глава разбойничьего отряда, сам разбойник. Что же говорит сам себе Давид?

«Пророк помазал меня в цари, и я выполняю слово Божье». А Авигаиль подтверждает и подкрепляет это - и вообще с дидактической точки зрения не важно, относятся ли ее слова к делу или нет, потому что здесь ведь не упражнения в стиле, а мудрость, от которой зависит жизнь. «Ведь господин мой ведет Божьи войны, - говорит она ему, - и будет, когда Господь исполнит для господина моего все то хорошее, что обещал тебе, и поставит тебя царем над Израилем», т.е. тебе предначертано стать царем, а все, что ты делаешь - это ради твоего пророческого предназначения, ради Божественного предсказания. Ты вовсе не глава разбойников, а помазанник Божий.

Две эти великие вещи - самые хорошие из всего того, что можно было сказать Давиду в ту минуту. Они и самые убедительные. Тора как будто говорит: Посмотрите на мудрость этой женщины. Для того, чтобы играть на этих струнах в душе Давида, надо быть уверенным, что эти струны правдивые. Ведь Давид - опытный военачальник, он воюет если бы не мучило его угрызение совести, если бы ему ничего не стоило убить еще несколько сот человек, то все эти разговоры оказались бы напрасными. Но слова Авигаили - это высшая мудрость, потому что для нее совершенно ясно видна душа Давида. Она заглядывает внутрь него и видит его насквозь. Нечто подобное происходит и в действиях Рахав из Йерихона: ей помогает ее мудрость потому, что она знает, что происходит в лагере израильтян, а также понимает сердца этих людей (разведчиков).

Таким образом, мы видим, что Библия вовсе не скрывает того факта, что в войнах Давида пало много воинов - как из израильтян, так и из других народов. Много крови было пролито на пути Давида к его предназначению. Его обвинитель Шими назвал его «человеком крови». Но его защитница Авигаиль сказала, что он ведет Божьи войны и ничто плохое не постигнет его.

Приговор вынес себе сам Давид. Он решил, что есть зло в кровопролитных войнах, а поэтому не дано ему построить Божий Храм. С другой стороны, нет истины и в выражении «человек, проливший много крови», точнее, тут только полправды. А это хуже лжи (отсюда и его гнев на Шими). Он разъяснил и аргументировал Божьи слова: «Ты не построишь дома для Меня, потому что ты человек войн» (1-я книга Хроник, 28,3). Есть большая разница между выражениями «человек, проливший много крови» и «человек войн».

Во всякой войне льется кровь. Есть воюющие, которые проливают много крови. Есть люди, привыкшие к войнам, которые стали специалистами в этом деле и ярыми охотниками до войны. Один из ассирийских царей хвалился, что содрал кожу с побежденного врага. Есть и такие среди ассирийских царей, которые приказали высечь на победных стелах подробные повествования о мучениях и жестокостях, которым подвергали своих поверженных врагов. Они, по-видимому, считали, что выкалывать глаза пленным и сажать их на заостренные шесты - это похвально и что такая жестокость утверждает их силу. Царь Салманасар хвалился в своей победной надписи, что он резал своих врагов тысячами, а их трупы бросал в реку, чтобы они служили ему мостом для перехода. Вот эти действительно были кровавыми убийцами, для которых убийство было похвальным делом.

Про Давида Библия подробно рассказывает, что он много воевал против врагов своего народа и против своих личных ненавистников, но он тяжело боролся всю жизнь также и с самим собой. Каждая война, а особенно со своими соплеменниками, вызывала в нем угрызения совести и мучительные внутренние переживания. Он и даже исполнители его жестоких приказов старались избегать, насколько это только возможно, участвовать в «кровавых делах» (2-я книга Самуила, 2,26-28 20,20-22 и др.). Давид не забавлялся воспоминаниями о сражениях и истязаниях, они для него превратились в угрызения и травму, которые преследовали его.

Авигаиль, когда пришла удержать его от мстительной войны, - была красива, как голубка. А доказательством этому может служить ответ Давида: «И сказал Давид Авигаиль: «Да будет благословен Господь, Бог Израиля, который послал тебя сегодня мне навстречу. И благословенны твой ум и ты сама, которая удержала меня сегодня от пролития крови». Он был вынужден обнажить свой меч, но когда удалось вернуть его в ножны, он был очень рад этому и трижды благословил Господа, а это одно уже заслуживает похвалы Давиду и доказывает, что он вовсе не «человек крови», а только воин, он борется и мучается из-за отвращения к кровопролитию. Величие Авигаиль в том, что все это она знала, ибо мудрая женщина умеет играть на струнах души мужчины подобно тому, как музыкант играет на инструменте.

Эти примеры и еще подобные им показывают, что в Священном Писании женщина представляет мудрость. Более того, именно в этом, по мнению Писания, состоит в сущности роль женщины в семье и обществе. Она не обладает физической силой, но она владеет внутренней силой, она направляет все действия, если у нее есть это качество, характеризующее прекрасную женщину, т.е. мудрость.

Перевод Г. Глускиной

ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ В ЕВРЕЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Яаков Бар - Ор

Когда заходит речь об общественном положении женщины у нас, сразу же приходит на ум вопрос о равноправии женщины. Мужчина - женщина. На самом ли деле мы имеем тут две равные друг другу силы? Добавление женского окончания (гей) в слове женщина ослабляет или укрепляет в нашем обществе ее положение?

Известно, что Мириам* была пророчица, и что Дебора была пророчица, и что Хульда была тоже не меньшей пророчицей. Однако сам тот факт, что женщина может достигнуть ступени пророка и пророческой высоты, показывает, что все эти рассуждения о неравноправии женщины в иудаизме ошибочны.
--------------------------
* Мириам - сестра Моисея и Аарона.
--------------------------
Может возникнуть вполне правомерный вопрос: разве тот факт, что некая определенная женщина своими силами, воспитанием, своим характером и собственными усилиями поднимается на необычную ступень, разве это, в сущности не является подтверждением, что она - исключение? Более того: когда в нашей истории появляются женщины, резко выделяющиеся, многие исследователи усматривают в этом (возможно, и справедливо) слабость века. Барак, который должен был помогать пророчице Деборе, не был человеком с особенно сильным характером. По-видимому, он не был руководителем, он был хуже многих по своей значительности: это заметила и Дебора. Если бы не это, кто знает, смогла ли бы Дебора занять такое место, даже если она и была способна на это.

Тора, и иудаизм, и еврейское общество никогда не стремились к полному равноправию. Наше общество, его положение, его достижения, его успехи и неудачи измерялись всякими мерками, но никогда мы не находили такого мерила, как равноправие. Наоборот, мне кажется, что периоды, выражающие разделение ролей, прав, обязанностей более близки к мировоззрению Торы они представляют общество, о котором можно сказать «еврейское».

Возьмем хотя бы имущественные (финансовые) законы и рассмотрим случаи запрета и разрешения, пусть даже самые тяжелые, начиная с вопросов супружеских отношений и конная наиболее трудными вещами, как жизнь семьи. Талмудическое законодательство полагается на свидетельство женщины: муж должен верить ее свидетельству, если она говорит, что это кашерное, а то - трефное это - чистое, а то - нечистое. Тот факт, что не всегда женщина принимается в качестве свидетеля, не свидетельствует, что нет доверия к ее показаниям. Здесь совершенно другие причины.

Вспомним стих из книги Притчей: «Достоинство дочери царя в том, что она скрыта от глаз в душе»**. Этот стих вовсе не остался только лишь в области поэзии. Если бы этот стих остался только среди стихов, описывающих мудрость в книге Притчей, трудно было бы оперировать им но с той минуты, как он появляется в Талмуде (притом еще неоднократно) и стремится выразить определенное указание, что женщине не место в людных местах, на рынках, общественных встречах. Надо сказать, что здесь и речи нет о том, чтобы лишить ее равноправия, а все дело только в скромности. Это значит, что правильное видение этого вопроса говорит нам, что тут не место спрашивать: удостаивается ли женщина в еврейском обществе таких же прав, как и мужчина? Ведь если мы возьмем круг граждан, наделенных большинством прав, то увидим, что женщины там нет. И это, разумеется, вовсе не говорит о том, что она, действительно, ущемлена.
---------------------------
** Псалмы, гл.45,14
---------------------------
Перепрыгну сразу во вторую половину двадцатого века. В Государстве Израиль уже давно, с 1951 года, есть «закон о равноправии женщины». Я очень хорошо помню дебаты, которые проходили в Кнессете перед принятием этого закона в том виде, как его предложило правительство, без малейшего давления женских лиг. В этом законе речь шла о юридическом равноправии, которое, в сущности, аннулировало все законодательные установки, существовавшие издавна, до принятия этого нового закона, и в которых содержались некоторые элементы, дискриминирующие женщину перед законом.

Правительство тогда предложило, что и в будущем главное бремя по кормлению детей в семье - и не только в еврейской, а вообще в государстве - будет нести муж. Здесь не место задавать вопрос, зачем это упомянули. Каждый человек, конечно, быстро сообразит, почему же это должно быть именно так? Если бы кто-либо предложил, чтобы начальник отдела по распределению бюджетов в министерстве финансов был обязан обеспечить нас питанием, не надо было бы возлагать это ни на мужа, ни на жену. Но никто этого не предложил. Кто-то ведь должен был отвечать за это так вот предложили оставить положение таким, каким оно было: муж, отец детей - несет на себе обязанность обеспечивать детей пищей, а не жена.

Лиги добрых и благочестивых женщин, которые так много заботились о принятии этого закона, (я должен сказать, что я уважаю их искренность: в какой-то мере они были намного искреннее чем те, кто предлагал этот закон в правительстве), пришли и сказали, что такого закона в Израиле не будет, и что этот закон, по их мнению, дискриминационный. До тех пор пока останется несправедливое и неравное разделение обязанностей по обеспечению продуктами в семье, мы требуем, чтобы было записано: от сего дня и дальше муж и жена, имеющие детей, должны в равной мере обеспечивать их питанием. Как же можно делить, на кого возложить большую долю, а на кого - меньшую - это все зависит от обстоятельств, которые суд может с легкостью разъяснить и решить. Но принципиально мы не согласны освободить женщину от обязанности обеспечивать питанием. Я уважаю такую искренность, потому что она, по крайней мере, последовательна. Она считалась бы абсурдной с точки зрения понятий еврейского общества, но с точки зрения системы принципов этих женщин, они правы. Кнессет решил не принимать такую позицию, и закон остался. И вообще женщина все еще не обязана отвечать за питание детей, а только отец, он - глава семьи.

Были такие времена, что во всем ашкеназском*** мире не существовало ни одной школы для еврейских девушек. Многие немецкие евреи всегда немного удивляются тому, что наконец-то основали школу для еврейских девушек. Но я хорошо помню, что мне рассказывали, что когда раввин Гирш написал свой знаменитый труд «Га-Хорев» и дерзнул назвать его «Шулхан-арух» (свод религиозных законов своего времени) для евреев-мужчин и еврейских женщин, то были на это самые различные реакции. Но по самой сущности эта вещь совершенно необычна. Нельзя было писать для еврейских женщин «Шулхан-арух» по простой причине, потому что большинство из их матерей не умели ни читать, ни писать. Они и по-польски не умели писать, они вообще не учились в школе, потому что их не хотели посылать в нееврейские школы.
---------------------------
*** Ашкеназ - на иврите - «Германия». Ашкеназскими евреями обычно называют евреев, выходцев из Германии и всей Восточной Европы, включая и Россию.
---------------------------
Построить еврейскую школу - это открытие, в сущности, периода Первой Мировой войны. И если бы не движение «Бейт Яаков» (Дом Якова), которое многие немецкие евреи привезли в Польшу, под защитой его величества императора Вильгельма Второго, я не знаю, что произошло бы там. Но эти учителя из Германии, которые прибыли под крылом немецкой армии в Польшу, Литву, Белоруссию и т.д., нашли там «хедеры», прекрасные йешивы или то, что осталось от них вследствие войны - но школы для девушек они не нашли. И не потому, что кто-то их закрыл, а просто никогда такой школы и не бывало! Итак, никаких перемен тут не произошло. Перемена была много сотен лет тому назад. Правда, что дети, учившиеся в еврейской школе, всегда были только мальчики. Тору обязан был учить, и не имел права ее бросать - мальчик, отрок, юноша, мужчина - еврей должен был изучать Тору.

Но есть несколько важных перемен. Не думаю, что было хоть одно поколение среди евреев, в котором было так много девушек, умеющих читать и писать, как в нашем веке, и не только читать и писать, но и читать и писать то, что они обязаны поколение, в котором девушки так много знают о тех заповедях, которые они должны знать.

Перевод Г. Глускиной

РОЛЬ ЖЕНЩИНЫ В СЕМЬЕ И ОБЩЕСТВЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЕВРЕЙСКОЙ ВЕРЫ

Рав, проф. Леви-Ицхак Рабинович

Исходя из возвышенной точки зрения, скрытой в библейском стихе: «Вся слава царевны - внутри дома»,* еврейская девушка не должна бросаться в глаза на улице. Она должна быть всегда скромно одета и ее поступки должны быть соответствующими. Эта направленность и такая точка зрения повлияли и на талмудическое законодательство о том, что разрешено женщине.
----------------------------
* Трактат «Мегила», 24а.
----------------------------
Есть в Талмуде один закон, - я не знаю, известен ли он всем вам, - в котором совершенно отчетливо говорится, что женщина может быть зачтена в миньян.* Главное тут, что женщине дозволено участвовать в чтении Торы.
----------------------------
* То есть может участвовать в молитве наравне с мужчинами
----------------------------
Почему же она не участвует? Талмудисты говорят, что женщину не вызывают читать Тору из-за уважения к публике, а честь публики - это не презрение к женщине или неуважение к ней. Считалось, что женщина не должна появляться в публичных церемониях.

И вот перед тем, как углубиться в эту тему, я подумал, что есть одно исключение из этого правила, подобного которому, по-моему, нет во всей еврейской литературе. Это глава 31 из книги Притчей царя Соломона, которую читают в каждый субботний вечер: «Благонравную жену кто найдет...» Такого восхваления и почитания женщины нельзя найти ни в одной литературе мира. А тот, кто думает, что иудаизм, Боже упаси, пренебрегает честью женщины и ее положением, должен только прочесть эту главу, и как я уже сказал, нет подобной ей во всей религиозной литературе. Посмотрите только, какие обязанности несет эта благонравная женщина, «цена которой намного выше жемчуга». Чего только она не делает! - Она «наблюдает за всем происходящим в доме», она заботится о детях, она и благотворительница, она и торгует, продает и покупает, пашет поле, насаждает виноградник.

Я всегда считал, что здесь перед нами образец женщины, которая занимает важное место в обществе, живет среди мужчин и действует так же, как и они. Все, что она делает, она делает в рамках дома. Виноградник тоже вокруг дома. Кто появляется в обществе как ходатай за человека? Она освобождает своего мужа: «Муж ее известен в городе, он заседает вместе со старейшинами», он и судит. Эта глава подчеркивает разницу между предназначением женщины, ее мужа и детей. В домашнем хозяйстве она кормилица, чтобы муж ее был свободен. Но роль руководства обществом передана мужу.

Я считаю, что эта глава подчеркивает и подтверждает точку зрения иудаизма в том, что существуют области сосредоточения функций женщины и области, где основное место занимает мужчина, и оба они дополняют друг друга. Тот, кто не понимает, что есть разница в характере, в психологии, как и разница в биологии, между мужчиной и женщиной, которая определяет и направляет их различные пути, не может проникнуть в корень этой проблемы. И вся эта пропаганда «движения за освобождение женщины» разбивается вдребезги, потому что она намеренно закрывает глаза на это различие.

О вкладе женщин в работу над скинией* упоминается дважды. Один раз упоминается, что умывальник в скинии сделали из зеркал женщин, которые толпились у входа в скинию собрания (книга Исхода, 38,8). Кто не знает удивительный комментарий Раши на этот стих? Он настолько красив, что я его привожу здесь дословно: «У израильских женщин в руках были зеркала, в которые они смотрелись, когда украшались, и их тоже не преминули использовать в постройке скинии. А Моисей презирал их, потому что они служат для возбуждения страстей. Сказал Господь Моисею: «Прими, потому что эти - мне милее всего. Потому что благодаря им женщины в Египте произвели на свет целые воинства. Когда их мужья трудились на тяжелой работе, они приносили им еду и питье и кормили их. Они брали эти зеркала, и каждая видела себя вместе со своим мужем в зеркале и уговаривала его такими словами: «Я красивее тебя». Тем самым они вызывали у своих мужей страстное желание, они соединялись с женами, и те беременели и рожали». Таков Мидраш.
----------------------------
* Соборный шатер - передвижной Храм.
----------------------------
По моему мнению, эти слова «из зеркал женщин» не случайные. Буду очень удивлен, если найдется здесь хоть одна женщина, в сумке которой нет зеркальца. Слышал ли кто-нибудь о женщине (будь она молодая или старая, религиозная или нет), чтобы не было зеркала в ее сумке? С другой стороны, я очень удивлюсь и даже немного устыжусь, если обнаружу здесь мужчину, у которого в кармане есть зеркальце! Я думаю, что этот толкователь подчеркивает именно это, когда говорит, что Моисей презирает их. Потому что то, что естественно для женщины, вовсе не естественно для мужчины. Ведь и в Библии сказано именно «из зеркал женщин».

Ибн Эзра приводит и свой комментарий, который я полностью отвергаю, несмотря на то, что Рамбан склонен согласиться с ним. Он говорит, что эти женщины (у входа в скинию) были монашенками, которые оберегались полностью от всех удовольствий в жизни этого мира, и они собирались у входа в скинию собрания и занимались всякой священной работой. По-моему, эта картина нисколько не отражает смысла иудаизма. А раз это так, то из-за различия, в сущности, из-за различия в характере, из-за различия в психологии и биологии существуют женские области деятельности, куда мужчина не может попасть. Есть и такие сферы деятельности, куда женщина не может попасть - только мужчина. В прошлом у нас была женщина-судья, это пророчица Дебора, она же была и судьей.* Была и пророчица Хулда. Была у нас и женщина Яэль - но все они представляют исключение. Давайте, обратим внимание на такой интересный факт. В нашем столетии во всех культурных странах мира существует полное равноправие в политической сфере между женщиной и мужчиной. Пятьдесят лет - это два поколения. Если бы не было различия в характере между мужчиной и женщиной, то женщина уже давно должна была бы быть представленной во всех сферах жизни количественно наравне с мужчинами 50%:50%.
----------------------------
* О правлении и деятельности Деборы рассказывается в книге Судей, глава 5.
----------------------------
Вспоминаю, что пять лет тому назад я читал книгу о статистике в Англии. Там было написано, что в Англии есть 24.625 миллионов взрослых людей, и они разделяются поровну на женщин и мужчин. А раз так, то после пятидесяти лет равноправия женщины должны представлять всюду половину. 50% избирателей, 50% членов парламента, 50% в правительстве, 50% в суде, 50% в торговле. Но это не так, потому что существуют ограничивающие рамки, и эти рамки сохраняются.

Хочу затронуть только еще один пункт в этом вопросе, это один из злободневных моментов в нашей жизни. То, о чем все говорят: кто такой еврей по нашему пониманию. Мы знаем, что национальность ребенка определяется по матери. Тора особенно выделяет честь и значимость женщины: если мать - еврейка, то ребенок автоматически становится евреем. Если же она не еврейка, тогда и он не еврей.

Таковой была картина, она и сейчас еще существует, но в последнее время возникла новая важная проблема: предназначение женщины в обществе. Раньше этого вопроса вообще не существовало, я имею в виду проблему финансирования и проблему безопасности.

Что касается содержания и финансирования, то нам надо окунуться в действительность и сказать открыто: в современном обществе такая возможность, когда только муж работает, а жена может сидеть дома - превратилась в роскошь. Только немногие могут себе это позволить. Не знаю, есть ли еще другая такая страна, где женщине так необходимо работать ради чистого заработка, как в государстве Израиль. Я уже не говорю о нехватке рабочих рук - и с этим тоже связана работа женщин. Но даже если бы и не было такой нужды в рабочих руках, сегодня женщина должна выйти из дома, чтобы содержать семью, и в этом ее предназначение. Я попытался получить кое-какие данные перед этим докладом, но мне это не удалось, - каково число и каков процент женщин, выходящих на работу сегодня. Но число их все увеличивается, и очень мало таких женщин, кому экономическое положение позволяет сидеть дома, а кормильцем может быть один только муж.

Теперь перейдем ко второму фактору, который я назвал. Мы живем в государстве, в еврейском государстве, и женщина обязана нести ответственность за это государство. Тут я различаю две разные вещи, между которыми очень ясные границы, и тем не менее они полностью стираются. Обязанность служить в армии.

Надеюсь, что здесь нет ни одного человека, который бы сказал, что в мобилизации женщин нет военной необходимости и что надо немедленно аннулировать воинскую повинность для женщин.

Я оправдывал мобилизацию женщин, когда служил в должности главного раввина, и тогда я обычно говорил, что мы нуждаемся в определенном количестве солдат наше население насчитывает столько-то людей мужчин не хватает не имея другого выхода и с болью в душе мы берем во время чрезвычайного положения также и женщин. Но это в порядке исключения, и мы соглашаемся с тем, чтобы женщина служила в армии.

Не думаю, чтобы можно было оправдывать с точки зрения иудаизма эту картину воюющей женщины, носящей оружие и идущей с войском. Целесообразнее, на мой взгляд, «шерут леуми» (национальная служба), - которая религиозным девушкам заменяет службу в армии.

Здесь я остановлюсь и особо подчеркну, что существует такой долг, который подходит под то же мерило, что и воззрения иудаизма на место женщины. У нее есть свое место в еврейском обществе, от которого она не может избавиться. Это и есть та проблема, которая возникла в наше время. Впервые в еврейской истории женщина выходит за пределы четырех стен своего дома и входит в общество.

Священные и возвышенные правила, исходящие из библейского изречения, что «честь (слава) дочери царя в том, что она находится внутри дома..», что есть рамка для скромности, которую каждая женщина должна оберегать. А место в обществе для женщины не может быть никоим образом в противоречии с ее главной ролью, ибо это ее предназначение в семье - растить детей и управлять домом.

Это и есть та цель, которая стоит перед нами, и мы вынуждены принять ее без малейшего сопротивления, со всем вытекающим из этого. Хотим мы этого или нет, женщина входит в общество, но выражение «вся слава царевны внутри дома» остается в силе и оно должно служить примером бодрости и скромности. Эта задача стоит перед нами сегодня, и я уверен, что она разрешима.

Перевод Г. Глускиной

СЧАСТЛИВЫЙ БРАК

Рабанит Рахель Нария

Основа счастья - в самом человеке и в его доме

Наше поколение - «поколение технократов». Мы живем в эпоху бурного развития науки и техники. Дух человеческого знания вздымается до небес и достигает Луны. Но, находясь в космосе, астронавт молится (и вместе с ним - миллионы людей во всех концах света) о том, чтобы он сподобился вернуться на землю, в свой маленький дом, где его ждут любящая жена и дети.

Разве не ясно, что подлинное счастье в жизни - не в безмерных пространствах, и не в далеких далях, а в нашем небольшом мирке, в том гнездышке, которое создал человек в своем доме, в своей семье?

Проблемы современной семьи

Но получилось так, что именно в наше время создание счастливой семьи стало для многих недостижимым идеалом. Профессор Драйкурс, известный американский психолог еврейского происхождения, анализируя проблемы современной семьи, с горечью констатирует: «Человек, который так много учился, не в состоянии спокойно жить в семье и даже не знает, как воспитывать своих детей».

По его мнению, семейные проблемы возникли на фоне равенства полов. Некогда муж был «министром иностранных дел» семьи, а жена - домашней хозяйкой и «министром внутренних дел», и их семейные обязанности были четко очерчены. Теперь же жены образованные и по своему интеллектуальному развитию не уступают мужьям. Жена работает и зарабатывает наравне с мужем. И создалась неясность в разделении функций, а в результате этого - напряженные отношения в семейной жизни.

Более того: ощущая свое равенство с мужчиной, женщина хочет быть полноправным партнером в любовных переживаниях и не быть зависимой лишь от страстей своего мужа. Она хочет любить лишь тогда, когда испытывает в этом душевную потребность. Но так как это не всегда совпадает с желаниями ее мужа, то несходство темпераментов и влечений тоже таит в себе зерна раздоров. Исходя из всего этого профессор Драйкурс отодвигает надежды на счастливый брак на очень далекое будущее, «когда мужчина и женщина научатся жить друг с другом, как равные».

Интересно, что Тора давным давно решила эту проблему - более трех тысяч лет назад, наказав мужчине жить половой жизнью (выполнять свои супружеские обязанности) сразу же после периода обязательного воздержания. Тем самым автоматически создается между мужем и женой ощущение полного равенства и любовные устремления у супругов совпадают.

Когда соблюдались законы святости и чистоты семейных отношений и супруги почти две недели ежемесячно жили врозь, свежесть, интенсивность и яркость любовных переживаний сохранялись на долгие годы.

В течение тысячелетий, когда в различных цивилизациях женщина была лишь средством удовлетворения страстей мужа безотносительно к ее личности, у евреев

женщина была вполне равноправной в этом отношении, если ее муж выполнял предписания иудаизма. Среди них отметим строгий наказ наших мудрецов мужчине -избегать близости со своей супругой, когда она этого не хочет. В то же время мудрецы повелевают мужчине выполнять желание жены, даже, когда он не испытывает к ней влечения. Наши мудрецы повелели также мужчине, чтобы во время близости с женой он позаботился о полном ее удовлетворении, а не только о своем собственном.

В результате этого еврейский дом на протяжении веков и поколений был символом прочной дружбы и любви. И в наше время, когда проблемы части израильского общества тождественны проблемам всего современного мира, еврейская семья еще в немалой степени питается традициями прошлого (и, пожалуй, в какой-то мере живым примером современных религиозных общин). Лили Пинкус, прославленный лондонский ученый-психиатр, установила, что «жизнь израильской семьи более устойчива и семейное единство крепче, чем в других странах мира».

В наши дни в определенных «модернистских» кругах пренебрежительно относятся к законам чистоты семейных отношений, и это неизбежно ведет к пресыщенности и к оскудению любви. Положительное отношение к «любви», основанной лишь на эротике и сексе, и распространение идеологии «легких» и бездумных отношений между мужчинами и женщинами (что особенно часто наблюдается в мире искусства, литературы и кино) - очень прискорбные явления, гибельные для семьи.

Современная «любовь» обедняет и опошляет это понятие

Под воздействием современной литературы и кино создается впечатление, будто вся жизнь - это лишь погоня за плотскими наслаждениями. Кино и телевидение настойчиво ставят в центр всего кипение страстей. «Звезды» кино непрерывно влюбляются, пленяют друг друга своей красотой, и мы их видим на экранах необыкновенно счастливыми. Всеми средствами нам настойчиво внушают ошибочное представление, будто это и есть реальная действительность и будто «звезды» действительно счастливы всю свою жизнь.

Но если говорить так, как обстоит на самом деле, то следует признать все это грубой фальсификацией. В действительности же большинство «звезд», ставших идолами современной молодежи, находятся под постоянным наблюдением психиатров, так как все у них сосредоточено лишь вокруг проблем пола. Им не хватает чувства меры, и это быстро приводит к пресыщенности с одной стороны, и к ощущению обыденности и неудовлетворения - с другой. Это и есть причина постоянной погони за «иной» любовью и иными любовниками. И нередко можно встретить кинозвезд, которые выходили замуж и разводились пять-шесть раз.

Сложная и запутанная жизнь звезд экрана и эстрады и их постоянная погоня за ускользающим от них счастьем - доказательство того, что их поиски тщетны. Сам их образ жизни исключает счастье.

Всех, кто подражает им и идет по их следам, ожидают те же опасности: неудовлетворение в семейной жизни, измена и крах семьи. Иногда эти проблемы -пресыщенность, с одной стороны, и неудовлетворенность - с другой обнаруживаются даже во время «медового месяца», и нередко уже в самом начале совместной жизни разрушаются ростки любви и доверия между супругами. Ибо все, что на их языке именуется любовью, есть не что иное, как удовлетворение половой страсти и скоротечные наслаждения, которые вообще никак не связаны с личностью супруги или супруга. Напротив, нередко эта связь базируется на полном пренебрежении женщиной, а подчас и на абсолютной безответственности по отношению к ней.

Современная идеология секса, преклонения перед внешней красотой и подчеркивания эротики в любовных отношениях ведут лишь к разрушению основ семьи, делают ее несчастной.

Характер важнее внешней красоты

В повседневной жизни характер намного важнее внешней красоты. Да, она радует глаз и особенно приятна, когда соответствует внутреннему содержанию человека. Но если данный человек - личность положительная, то сущность его непременно проглядывает в выражении лица, во взгляде, в улыбке, и мы тогда даже не замечаем того или иного изъяна в его облике, ибо его благородная сущность многое говорит нашему сердцу.

«Для хорошей семейной жизни и счастливого брака приспособляемость личности важнее полового соответствия», - писал известный ученый Кинси, и он совершенно прав. Перед браком будущие супруги, ослепленные влюбленностью и взаимным влечением, не в состоянии взвесить и объективно оценить свойства характера своего партнера и его соответствие своему духовному миру. И нередко лишь после вступления в брак выявляется большое расхождение между очень располагающей внешностью и душевной пустотой супруги (супруга), что обычно приводит к напряженным отношениям в повседневной жизни и к горькому разочарованию.

Любовь подобна нежному цветку, который нуждается в постоянном уходе, в тепле и влаге.

Терпимость, внимательность и взаимопонимание, основа которых - в душевной зрелости и в духовно-идейной близости - вот что соответствует постоянному уходу,теплу и влаге, которые укрепляют и развивают нежную поросль любви.

Не раз мы удивляемся, когда видим юношу или девушку, которые в течение многих лет страдали от чувства неполноценности, речь их была невнятна, они заикались, делали непроизвольные движения, но совершенно избавились от своих дефектов после вступления в брак. Это излечение - следствие душевного спокойствия и уверенности в себе, которые приобрел человек, страдающий недугом, в результате искренней любви супруга (супруги), который (которая) принял (а) его (ее) таким (такой), какой (какая) он (она) есть, со всеми его (ее) достоинствами и недостатками.

В то же время отсутствие взаимного понимания, эгоизм и нежелание считаться с супругом (супругой) ведут к частым конфликтам, и постепенно увядает нежный росток и чахнет «пламенная любовь». Такой брак лишь усиливает душевный кризис, переживаемый супругом (супругой) и порождает неврастеников и неврастеничек.

«Не хорошо быть человеку одному - сделаю ему помощника, соответствующего ему»

Всесвятой, благословен Он, создавший человека, указал ему и путь истинный к настоящей любви. Телесное слияние в святости и чистоте приводит также к душевному единству и духовной связи. «И создал Бог человека по образу Своему, по образу Божьему создал его, мужчину и женщину создал Он их» (Бытие, 1,27). Только в совокупности мужчина и женщина образуют то единство, которое мы называем человеком. А перед созданием женщины Господь сказал: «Не хорошо быть человеку одному - сделаю помощника, соответствующего ему» (Бытие, 2,18). Женщина - помощник мужчины, призвана вывести его из состояния одиночества, должна служить ему, вместе с ним делить и радость, и страдания.

Брак - священный союз

В свадебном благодарении, которое завершается словами «Благословен Ты, Господь, радующий жениха и невесту», мы славословим также Всевышнего за то, что он сотворил «радость и веселье, любовь и братство, мир и дружбу». Любовные отношения, которые складываются между супругами после вступления в брак, после того, как жених произнес прекрасные слова: «Вот ты посвящена мне этим кольцом по закону Моисея и Израиля», - искренние и настоящие. Всё связано воедино - любовь и уважение, братство и глубокая дружба. Ощущение святости брачных уз и совместной жизни, нерасторжимости заключенного союза всё время сопутствует молодым, и они стремятся наилучшим образом приспособиться друг к другу. Только такой брак делает любовь совершенной, когда телесной близости сопутствует душевное единство, и физическое слияние - часть духовного единства, когда два человека, две личности становятся как бы одним существом.

Ощущение этого единства и взаимной принадлежности порождает уверенность в себе и создает душевный покой. Это ощущение укрепляет душевные силы супругов, помогает им устоять перед всеми превратностями жизни, лучше заботиться о цельности семьи, успешно воспитывать детей и внуков. Таковы чудесные плоды подлинной любви, основы которой - в святости брачных уз.

В «современной» семье царит опустошенность

Любовь еврейской матери славилась во всем мире. Кто из нас не слышал выражения «а идише маме» и не знает, как много за этим кроется. Что же случилось в наше время, когда еврейская мать готова, подчас, пренебречь той жизнью, которая в ней зародилась, пожертвовать будущим ребенком, которого носит под сердцем? Как еврейская женщина могла так низко пасть, что готова даже погубить его, сделав аборт? Если беременность не была запланирована и женщине кажется, что это может помешать ее карьере, нарушить ее планы, снизить жизненный уровень, она без особых раздумий идет на эту отнюдь небезопасную операцию.

Объяснение простое: современный мир породил также серьезные проблемы внутри семьи, лишив ее чувства удовлетворения. Мы уже говорили о фактах, когда выбирают себе спутника жизни легкомысленно, без должной оценки его достоинств, и о напряженных отношениях, которые складываются в семье в результате призрачного «равенства» полов. Следует еще добавить, что пользование противозачаточными средствами нарушает гармонию интимной жизни, травмирует физически и душевно, порождает ущербность супружеских отношений. И самое главное несоблюдение законов воздержания и чистоты в личной жизни приводит к тому, что любовь между супругами вместо того, чтобы всё усиливаться, как это было раньше, ослабевает и постепенно гаснет.

В домах, где нет чувства настоящей любви и уверенности в прочности брака, слабеет желание крепить семейные узы посредством рождения новых детей. И дети, которые уже растут в таких домах, подчас в качестве единственного ребенка, вырастают неврастениками, психопатами, из трудновоспитуемых детей нередко вырастают неполноценные граждане.

В такой «современной» семье нет естественного ощущения счастья и душевного покоя. Чувство тревоги и неуверенности в себе, которое притаилось в глубинах сердца, пытаются, подчас, замаскировать внешними, показными эффектами, призванными воздействовать на соседей, друзей и знакомых. Изысканная модная одежда, дорогая мебель, шикарная машина должны прикрыть внутреннюю пустоту и неудовлетворенность. И если дома нет естественной радости, ищут развлечений на стороне, за пределами семейного очага.

Совсем другая атмосфера царит в домах, где соблюдают Божественные установления Торы. Даже когда живут в трудных материальных условиях, не перестают рожать детей и крепить семью, уверенные в том, что «Тот, Кто дает жизнь, даст и пропитание» (талмудический трактат «Таанит»). Люди верят, что Бог им поможет. Они довольствуются малым и самым необходимым - и чувствуют себя счастливыми. Нет нужды искать развлечений на стороне - они их находят дома. Их развлекают остроты, шалости и смех детей. Их семейная жизнь насыщена и интересна. Когда дома много детей, скучать не приходится. Даже когда возникают серьезные проблемы, связанные с воспитанием подрастающего поколения, - это не порождает отчаяния. Жизнь всегда полна проблем - экономических, нравственных, связанных со здоровьем, с воспитанием детей и т.д. Но выше всех этих проблем в настоящих еврейских домах действует в качестве постоянного фактора взаимная любовь между супругами и между ними и детьми, и это делает людей счастливыми. Любовь и ощущение счастья придают человеку уверенность в себе, это своего рода витамины души, которые приводят в действие скрытые в каждом силы. И у человека возникает желание преодолеть все трудности, появляется энергия, необходимая для решения, с Божьей помощью, самых сложных проблем.

«Сподобились - Божья благодать среди них, не сподобились - их пожирает огонь»

Это выражение принадлежит нашим, блаженной памяти, мудрецам (талмудический трактат «Сота», 17). Если в еврейских словах «иш» (человек, мужчина), и «иша» (женщина) изъять в первом - букву «йод», а во втором - «гей», то оставшиеся две буквы читаются как «эш» - огонь, а сочетанием изъятых букв « йод-гей» обозначается имя Божье. Иначе говоря, если в отношениях между супругами нет святости, то они подобны необузданному огню, который все испепеляет. Если же в этих отношениях чувствуется скрытое присутствие Божественного начала, тогда это огонь благодетельный, который светит и греет. Супруги сподобятся счастливой жизни не только в этом, но и в загробном мире, если их связь озарена Божественной благодатью, ибо сказано «Не может жить мужчина без женщины и женщина без мужчины, и оба они без Божественной благодати» (Мидраш «Берешит рабба», 8,9).

Во время брачной церемонии мы благодарим Всевышнего за то, что Он «освятил нас своими заповедями, предостерег нас от кровосмесительных связей, запретил нам обрученных и разрешил нам обвенчанных с нами под балдахином и по священному обряду». Из этого следует, что взаимоотношения между супругами святы и обусловлены строгим выполнением религиозных установлений (например, воздержанием в определенные периоды жизни). Если человек строит свою семейную жизнь в соответствии с Божественными законами, он будет счастлив.

Наша жизнь полна смысла и доставляет глубокое удовлетворение, если мы живем по заветам Божьим. Тот, кто создал жизнь, определил и законы жизни. Божественная мудрость - это «древо жизни для придерживающихся ее, и опирающиеся на нее счастливы» (Притчи, 3,18).

Несколько лет тому назад наш дом в Кфар-Гароэ посетила нерелигиозная женщина из Кфар-Виткин. Выйдя из дому, она вдруг повернулась и сказала:

- Извините меня, пожалуйста, но Вы производите впечатление современной женщины. Как же Вы можете жить в религиозном поселке? Неужели Вы тоже выполняете эти устарелые законы насчет ритуальных омовений в микве и другие?

Я ей ответила:

- В нашем поселке проживает сто семейств, в том числе люди пожилые и молодежь, и за двадцать с лишним лет я не припомню ни одного случая развода. У нас не услышишь разговоров о семейных раздорах и сплетен об изменах, супружеской неверности, легкомысленных увлечениях и любовных интригах. И это в то время, когда в других местах часто слышишь о серьезных проблемах в семейной жизни, нередко завершающихся разводами. Не думаете ли Вы, что уже один этот факт - веское доказательство того, что наши «устаревшие» законы столь же эффективны сейчас, как и в прежние времена?..

В наши дни чрезмерного увлечения рационализмом многие, к сожалению, нередко пренебрегают законами «семейной чистоты», называют их «устаревшими», непонятными, нелогичными. Критики твердят: когда-то не было ванн, не было водопроводов. Но сейчас, когда в каждом доме есть водопроводные краны - почему ритуальные омовения нужно производить в микве?

Современные девицы, считающие себя «прогрессивными», одним пренебрежительным взмахом руки готовы отменить все заветы, законы и установления, которыми мы руководствовались на протяжении трех тысяч лет!

Для того чтобы знать, что им ответить, приводим ниже ряд объяснений из мира науки, медицины и психологии. Но следует предупредить, что мы вовсе не считаем эти объяснения и доводы главными и решающими в нашей Галахе (религиозном законодательстве). Таков закон, а у каждого закона есть целый ряд мотивировок. Во всех поколениях люди ищут обоснований, которые больше всего говорят их сердцу, акцентируя ту или иную сторону, те или иные аргументы.

Закон о воздержании имеет также медицинское и психологическое обоснование

Да, сей факт не подлежит сейчас сомнению.
Это доказано научными исследованиями XX века. Венский профессор Шик был первым, который в 1920 году выступил с докладом «Менотоксин - яд менструаций». После него исследовал эту проблему профессор Махт из Балтиморы и подтвердил выводы своего предшественника. Эти ученые установили, что в крови женщины во время менструации содержится особый яд, и он может оказаться вредным и для мужчины, и для зародыша (таково было, кстати, предположение Рамбана, жившего в 13 веке). Яд этот особенно воздействует на материалы, подверженные брожению, как например, тесто на дрожжах, вина, огуречный рассол, некоторые благовония и т.д. Это неоднократно подтвердилось в быту, хотя причины явления не были известны. Многие женщины могут подтвердить, например, что во время менструации затруднена завивка волос.

Выяснилось также, что религиозные еврейские женщины, соблюдающие законы чистоты в семейной жизни, значительно реже других болеют раком шейки матки. Пропорция 20:1 свидетельствует, что это не случайность, что есть тут определенная закономерность. И заболевания, связанные с родами, встречаются у них реже, чем у других женщин, и младенцы рождаются более здоровыми.

Как известно во время менструации женщина не менее пяти дней считается нечистой. После этого еще семь «чистых дней» она обязана воздерживаться от близости со своим мужем. В течение этой недели она обязана проверять себя дважды в день - утром и вечером. Доказано, что эти проверки очень помогают женщине сохранять здоровье. Случается, что пятна, обнаруженные во время проверки, - первые симптомы определенных заболеваний, и они побуждают женщину без промедления обращаться к врачу. Это не раз спасало от тяжелых женских болезней.

Интимная связь во время менструаций разрушает семью

В те дни, когда женщина чувствует себя больной, сожительство с мужем не только вредно для ее здоровья, но и угнетает душу. Ей хочется замкнуться в себе, изолироваться от внешнего мира, а мужья чаще всего этого не понимают. Человек, сбросивший с себя обязанность выполнять Божественные установления, не в силах сам установить границы дозволенного. Он всегда найдет «вескую причину» для удовлетворения своей страсти, не считаясь с тем, что действует против воли жены.

И не следует удивляться, если в таких случаях жена начинает испытывать к нему отвращение. Ей кажется, что муж ее не понимает, не считается с ней, и это неизбежно приводит к взаимному отчуждению. В результате между мужем и женой появляется перегородка непонимания, и он склонен обвинять ее в «холодности» и бесчувственности. Если это ощущение усугубляется, то оно влечет за собой еще большее отчуждение между супругами. Мужчину оскорбляет безразличие его жены, ему кажется, что она перестала его любить. Растет взаимное недовольство, появляется нервозность. Семейный покой нарушен, и, случается, - непоправимо. Совместная жизнь становится нестерпимо мучительной, и супругам не остается ничего другого, как развестись.

Чистота супружеских отношений - залог прочности семьи

Тщательное, скрупулезное соблюдение закона воздержания в определенной степени делает брак счастливым и приводит к тому, что каждый месяц любовь между супругами вспыхивает с новой силой. Об этом говорится и в Талмуде. «Рабби Меир сказал: «Почему Тора повелела воздерживаться семь дополнительных дней? Дабы он не привык к ней и не почувствовал отвращения. И Тора наказала: будь еще семь дней нечистой, чтобы затем ты была мила супругу, как в тот час, когда вошла под свадебный балдахин» (трактат «Нида», 31,2).

Для человека религиозного, соблюдающего заповеди Торы, воздержание не представляет особых трудностей. Он еще с детства приучен владеть своими желаниями и в том же духе действует и после женитьбы.

Воздержание самым положительным образом сказывается на муже, сохраняет до глубокой старости его мужскую силу. Он не должен бездумно расстрачивать ее. Известно, что в мужском семени содержатся все основные человеческие свойства. И не случайно, разумеется, в современном мире, где мужчины безудержно гонятся за наслаждениями, так много импотентов, в том числе и среди молодых людей, и так много мужчин вынуждены обращаться к помощи врачей и психиатров.

Умение владеть своими страстями, столь характерное для людей, соблюдающих заветы Торы, нужно человеку всегда - в период воздержания, и в минуты интимной близости.

В тот период, когда по нашим законам муж не вправе даже прикоснуться к своей жене, семейные отношения приобретают более широкий характер. Они строятся на основах дружбы и взаимной помощи. Женщина выполняет свои многочисленные домашние обязанности и проявляет себя как разумная хозяйка и воспитательница детей. В то же время она верная спутница мужа во всех областях жизни, будь то его работа, проблемы заработка или выполнение общественных поручений. Она не только супруга, но друг и советчик.

Каждый живет своей жизнью, и в то же время они вместе строят семейное гнездо от начала и до конца.

Женщина, хорошо отдохнувшая две недели и полностью выздоровевшая, чувствует себя бодрой и полной сил. Она готова разделить с любимым мужем свое ложе, испытывая к нему самые нежные чувства и естественное влечение. Она истосковалась по нему в такой же мере, как и он по ней. В течение семи «чистых» дней она готовилась к совместной жизни, производила ежедневные проверки и завершила их окунанием в микве, произнося при этом слова благодарения Всевышнему, повелевшему проводить ритуальные омовения. После этого она почувствовала себя удивительно чистой и свежей, как бы обновленной. И теперь, когда возобновилась супружеская связь, муж и жена ощущают не только физическую, но и душевную близость. «И возрадуется Господь делам своим» (Псалмы, 104, 31), видя такую гармонию любовных отношений. Они поистине сподобились Божьей благодати.

У ребенка, зачатого в святости, – чистая душа, хорошие задатки и большие способности

Духовный облик всего еврейского народа сформировался в не малой степени благодаря соблюдению законов чистоты семейных отношений. И если мы иногда удивляемся, как много в нашем народе талантов и как велика и глубока еврейская душа, которая смогла устоять в условиях непрерывных гонений и преследований, порождая при этом минимум преступников (их так много среди других угнетенных народов), то секрет этого простой. Прежде всего в чистоте семейной жизни - неиссякаемом источнике благодати. Так же, как тело зародыша образуется в момент наивысшего физического слияния, так и душа его формируется тогда же. И чем утонченнее и возвышеннее чувства супругов, тем благороднее душа будущего младенца, человека и гражданина.

Прошло лишь несколько десятилетий, как в определенных кругах перестали соблюдать законы семейной чистоты - и мы уже стали, к великому сожалению, свидетелями большого упадка нравственности. Все возрастает число убийств, грабежей, изнасилований – отрицательных явлений, которых раньше вообще не было в еврейской среде.

Законы чистоты семьи девушки должны изучать до замужества

Законы и установления, относящиеся к чистоте семьи, весьма обширны. Их следует неукоснительно выполнять, предварительно хорошо изучив. Чем педантичнее мы к ним относимся, не пренебрегая даже маленькой деталью, тем интенсивнее и глубже их положительное влияние на нашу жизнь. Очень важно, особенно для девушки, изучить их под руководством замужней женщины, получив в доверительной беседе все исчерпывающие объяснения. Недостаточно изучать эти установления самой по книгам. Практика показывает, что при этом подчас возникают ошибочные понятия и представления, что исключено при личном живом общении.

Законы следует выполнять, так как они даны нам Всевышним

Мы соблюдаем законы семейной чистоты не потому, что мы осознаем, что это полезно для здоровья. Мы соблюдаем их потому, что так повелел Творец. И в наше время должно быть ясно каждому - то, что доказано и объяснено в этих законах - лишь малая часть их сущности.

Возможно, что спустя годы мы сможем лучше объяснить, что такое святость и как она вытекает из выполнения этих законов. Сейчас мы можем сказать лишь одно - таковы практические результаты их соблюдения. Мы ощущаем, как эти законы и заповеди делают нас более утонченными и благородными, как они положительно влияют на нас. Известные нам научные и практические обоснования объясняют лишь часть Божественных замыслов. Только Тот, кто создал человека, знает, как надо жить, чтобы соблюдать чистоту, святость и быть счастливым.

Верно, что на протяжении веков и тысячелетий люди выполняли эти заповеди и законы, даже не пытаясь найти им логическое обоснование или научные подтверждения. Знали, что выполнять нелегко, но за нарушение последует суровое наказание - Божья кара, и этого было достаточно, чтобы женщины шли совершать ритуальные омовения, и не только в микве, сверкающей чистотой и с подогретой водой, как в наше время. Они нередко окунались в холодную воду и, подчас, даже, в прорубь, пробитую в ледяном покрове реки, чтобы жить с мужем в святости и чистоте. И это было одним из важных элементов духовной закалки нашего народа.

Хорошо по этому поводу выразился покойный раввин Паневежиса, блаженной памяти, Каханман: «Окунание в ледяную воду наших матерей дало их сыновьям душевные силы идти в пылающий огонь». Выполнение заветов Торы закалило еврейскую душу на века и сделало наш народ особенно одаренным.

Соблюдение чистоты семьи - отнюдь не личное дело каждого. Не мы ли формируем облик будущих поколений народа Израиля? Каждый еврей и каждая еврейка должны чувствовать, что в их руках - судьба нации. Соблюдая законы семейной чистоты, они, с Божьей помощью, не только сами сподобятся счастливой жизни, но и выполнят свою миссию продолжателей поколений, верных Божественным заветам, народа Божьего.

И тогда исполнится Божественное обещание - сделать нас «царством священников и народом святым» (Исход, 19,6).

Перевод А. Белова

Далее

Ваша оценка этой темы

1 2 3 4 5

           
Интернет магазин Центури духи аметист купить харьков.